Обучение журналистике. Журналистика: заочное образование и его особенности
Наиболее распространенные экзамены при поступлении:
- Русский язык
- Математика (базовый уровень)
- Литература - профильный предмет, по выбору вуза
- Иностранный язык - по выбору вуза
Роль СМИ в жизни современного государства сложно преувеличить. Квалифицированный и ответственный журналист выступает в разных ролях. Это и совесть общества, которая поднимает острые проблемы, чтобы найти им решение. Это и посредник между властью и населением, от которого зависит, насколько плодотворным будет диалог.
Специальность 42.03.02 «Журналистика» открывает широкие перспективы. Она предполагает глубокое погружение в филологию, историю и социологию. Но не обойтись в работе и без знаний современных информационных технологий. Ведь СМИ - это не только газеты, радио, телевидение. Не стоит забывать об электронных изданиях, которые переживают бум популярности.
Условия поступления
В основе обучения лежат гуманитарные науки, но для реализации на профессиональном поприще не обойтись без навыков работы с компьютером и информационными технологиями. И все же характер деятельности предопределяет, какие предметы традиционно сдают абитуриенты при поступлении в вузы Москвы и России:
- литература (профильный экзамен);
- русский язык;
- иностранный язык.
Будущая профессия
Эта специальность предполагает умение работать со словом. Здесь в прямом смысле слова нужно быть филологом, чтобы умело оперировать материалом. Однако работа невозможна без знания журналистской этики, наличия некоего внутреннего мерила. Поскольку слово может выступать в роли настоящего оружия массового поражения.
Куда поступать
Диплом бакалавра по этой увлекательнейшей специальности можно получить, окончив следующие учебные заведения:
- Московский гуманитарный университет;
- Институт УНИК;
- Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»;
- Московский финансово-юридический университет;
- Университет Российской академии образования.
Срок обучения
Программа бакалавриата предполагает освоение учебного материала за четыре года на очном отделении. Но можно выбирать заочную, смешанную либо вечернюю форму: тогда обучение длится на год дольше.
Дисциплины, входящие в курс обучения
Будущий журналист в процессе знакомства с профессией углубленно изучает такие предметы:
- основы журналистики;
- жанры и стилистика;
- основы связей с общественностью (PR) и рекламы;
- компьютерный дизайн;
- фотожурналистика;
- история журналистики;
- организация редакторской деятельности.
Приобретаемые навыки
Выпускник направления сможет впоследствии выполнять такие задачи:
- создание материалов для СМИ;
- редактирование текста, материала в форме видео, аудио, интернет-продукт;
- поиск, выбор, анализ информации;
- производственная деятельность в сфере СМИ;
- разработка концепции любого типа СМИ;
- участие в рекламных кампаниях;
- редакционная работа;
- организация дебатов, дискуссий, общественных обсуждений.
Перспективы трудоустройства по профессии
Журналистская специальность - это отличный способ реализовать свои творческие амбиции в СМИ.
Будущий профессионал сможет работать в государственных и коммерческих изданиях, на радио, телевидении. Широкие возможности открывает интернет, в котором также есть масса средств информации, готовых принять молодых специалистов.
Кем работают обладатели диплома бакалавра:
- журналистами;
- репортерами;
- обозревателями;
- политологами;
- пресс-секретарями;
- издателями;
- копирайтерами;
- корреспондентами;
- ведущими на радио и на телевидении.
Зарплата молодого специалиста находится на уровне 20-30 тысяч рублей. Однако по мере роста профессионализма ставки существенно возрастают. Обладая талантом, правильно распоряжаясь полученными знаниями и навыками, реально получать заработную плату, которая в разы больше стартовой. Уровень дохода также зависит от места трудоустройства.
Преимущества обучения в магистратуре
Если специалист хочет реализовываться и достигать высот в профессии, ему стоит освоить магистерскую программу. Она предполагает углубление знаний, которые были получены на бакалавриате. При этом происходит активная наработка практического опыта, который бесценен для журналистской деятельности.
Студенты в процессе обучения могут работать в издательствах, на радиостанциях и телеканалах. Их знакомят с особенностями реализации своих талантов в пресс-службе. Можно выбирать преподавательскую либо исследовательскую деятельность. В дальнейшем выпускник станет высококвалифицированным и востребованным профессионалом, который найдет работу по профилю и в России, и даже в заграничных СМИ при отличном знании иностранного языка, изучаемого в обязательном порядке.
Мнения известных медиаменеджеров и журналистов об образовании и будущем профессии
В закладки
10 февраля издание «Кольта.ру» объявило об открытии школы гражданской журналистики под руководством двух известных журналистов - специального корреспондента газеты «Коммерсантъ» Олеси Герасименко и бывшего главного редактора журнала «Коммерсантъ-Власть» и издания OpenSpace.ru Максима Ковальского. 11 февраля произошло другое событие в сфере журналистики - стало известно о крупнейшего уральского информагентства «Ура.ру».
Напряжённая обстановка в российских медиа и череда закрытий или смены руководства ряда изданий, среди журналистов в обиходе именуемая «грёбаной цепью», заставляет чаще задумываться о роли профессии в России. TJ опросил известных журналистов и медиаменеджеров о роли образования в их работе и о том, стоит ли сейчас идти учиться журналистике.
Никита Белоголовцев, бывший ведущий «Дождя»
У меня самое что ни на есть профильное образование: я заканчивал журфак МГИМО. Вообще-то я должен спокойно работать на двух языках (английский и итальянский), но владение языками по меркам родного вуза у меня отвратные.
Образование очень здорово помогает сейчас. Причём это не какие-то профильные дисциплины или фундаментальные курсы. У нас была довольно мощная экономика, хороший курс права. Из гуманитарных - литература у Вяземского и культурология у Легойды (того самого). Это для меня очень важные структурные вещи в знании. Грубо говоря, ты сразу понимаешь, что тебе искать в Гугле. К тому же у нас довольно строго относились к учебе, и слова «Понимаете, я работаю» были, скорее, отягчающим обстоятельством, а не наоборот.
Разумеется, всем профессиональным вещам (кроме самых базовых) учишься уже в работе. Мне совершенно не понятна эта истерия «Не идите на журналистику». Во-первых, с моего отделения по специальности работает, в лучшем случае, 30-40% человек. Во-вторых, когда я поступал на журналистику, я с трудом представлял, чем хочу заниматься и тем более зарабатывать. Да, конечно, нужно понимать риски, но они в том или ином виде всё равно всегда будут. Сейчас мерзотное время для профессии, но что ж, совсем хоронить её теперь?
Олеся Герасименко, специальный корреспондент газеты «Коммерсантъ»Я училась на филологическом факультете МГУ, моя учительница по литературе посоветовала мне выбрать его, а не журфак, «если я хочу ещё немного поучиться». Я послушалась и не пожалела.
Идти учиться на журналиста пять лет в вузе - идея противоестественная, это прикладная профессия, как шофёр или швея. Чем больше ездишь или шьёшь брюк, тем лучше получается. Чему действительно надо учиться - это перенимать опыт у практикующих корреспондентов. Так построены и американские школы журналистики: практически все программы там длятся не больше 1-2 лет и построены на передаче опыта, а все преподаватели работают в СМИ.
Вопросы вида «Где честному журналисту сейчас работать» вызывают у меня недоумение. В эту профессию идут не за деньгами и не за стабильностью. В моем идеальном мире в журналистику идут фанаты - информации, текста, определённого образа жизни. Поэтому кризис на рынке СМИ только очистит ряды журналистов от людей, которые на самом деле хотят быть политиками, литераторами, шоуменами, пиар-директорами и предпринимателями, а вынуждены ютиться в редакциях. И учиться ремеслу сейчас захотят только те, кто в профессию влюблён и ничем другим заниматься не будет - а мне только этого и надо.
Александр Плющев, ведущий радиостанции «Эхо Москвы»У меня среднее образование - школа №751 и пять семестров Российского химико-технологического университета. По-моему, это даже незаконченным высшим не считается. Поэтому если что-то мне и могло помочь в работе в медиа, то как раз отсутствие образования.
Это и так, и не так одновременно: я был свободен от каких-то данностей и воспринимал всё, как чистый лист, сразу на практике. С другой стороны, каких-то базовых вещей, общего уровня гуманитарного образования, знаний по мировой литературе и истории мне временами не хватает до сих пор. Но именно из-за отстутствия профильного образования мне ни разу при приёме на работу не отказывали. На НТВ в 1997 году удивились в отделе кадров, но не более того.
Я вряд ли могу компетентно ответить на вопрос, стоит ли сейчас идти учиться на журналиста, потому что я сам никогда нигде на него не учился и я не знаю, как учат. Особенно сейчас, когда нормальные СМИ почти не осталось за небольшим исключением. Кто его знает, может, где-то и нормально учат. Во всяком случае, там, куда меня приглашают выступать и встречаться со студентами (журфаки МГУ, ВШЭ, РГГУ) - вроде бы вменяемые люди, часто очень крутые. И студенты на первый взгляд вполне адекватные. Но я слыхал, что там же преподают и весьма одиозные в нашей отрасли личности.
В любом случае, мне кажется, учиться идти стоит, потому что это реальная возможность попасть на практику или стажировку в хорошее СМИ, например, на «Эхо Москвы». У нас работает очень много народу, оставшегося - точнее, оставленного - после таких практик-стажировок, некоторые учатся параллельно работе. Какое выбрать направление - не посоветую в силу некомпетентности. Это уж вы, ребята, сами.
Юрий Сапрыкин, бывший шеф-редактор объединённой компании «Рамблер-Афиша»Я заканчивал философский факультет МГУ. Безусловно помогло.
Сейчас - как и всегда, вне зависимости от ситуации в стране - лучше всего получить хорошее гуманитарное образование, а потом идти в хорошую редакцию, где даже выпускника журфака все равно всему научат заново. Поскольку хороших редакций осталось не так много, можно временно заменить это общением с хорошими журналистами в рамках всяческих курсов, лекций и школ - вроде той, что делают Максим Ковальский и Олеся Герасименко.
Андрей Козенко, специальный корреспондент «Медузы»Я по образованию филолог-лингвист, но это потому что журналистику официально в моём Саратовском госуниверситете не преподавали. Была только группа специализированная. К нам приходила святая (я не шучу) женщина Ольга Борисовна Сиротинина - известнейший в стране учёный, специалист по речевым коммуникациям. Мы брали учебник 1973 года со смысловыми и иными ошибками из газеты «Советская Россия» за 1971 год и эти ошибки разбирали. Мне казалось, что за 1,5 часа пары окна паутиной покрываются.
Помогло мне это, разумеется, не очень. Мой первый же редактор, к которому я пришел на практику, сказал: забудь вообще всё, чему тебя там учили, начинаем заново. Так и вышло.
Всё, что я умею, я получил благодаря отцу-журналисту и нескольким суперредакторам, с которыми я в жизни сталкивался - Васильев, Стукалин, Нагибин из «Ъ». Ну и нынешние мои Тимченко с Колпаковым.
Конечно, учиться стоит, а почему бы и нет. Общая ситуация в стране, сколько я её помню, с разной степенью ада меняется раз в три года. Чего теперь, не работать и не учиться? Да, я не завидую тем, кто в этом году закончит журфаки - не так-то много у них вариантов. Но я не знаю, сколько вариантов у тех, кто сейчас на втором курсе. Их может быть больше - а может быть, будет атомная война, и вообще можно будет не париться.
Андрей Козенко во время волны протестов в декабре 2011 года
Моё базовое образование - географический факультет МГУ, социальная география. Этот гуманитарный уклон мне, конечно, помог: я занималась организацией работы журналистов по вопросам внешней политики. Эта составляющая - страноведение, которое я изучала в МГУ - мне несомненно помогла. Плюс я училась за границей в Будапештском университете: скорее полезный опыт, чем бесполезный.
По поводу журналистского образования думаю плохо. Время, когда после школы шли на журфак и становились журналистами через пять лет, безвозвратно прошло. Это ментальность наших мам и пап, если не сказать бабушек и дедушек.
По моему опыту, самые лучшие журналисты - те, у кого есть базовое образование в любой области, от экономики до естественных наук. Идеально, чтобы человек какое-то время в этой области проработал. Хорошо, когда базовое образование - техническое или гуманитарное, а второе - журналистское.
Функционал журналиста в «РИА Новостях» - так называемый «микрофон на ножках»: тут услышал, там пришёл и пересказал. С развитием технологий записи и всего остального этот функционал не нужен. Обучаться этому абсолютно не нужно.
Не исключаю единичных талантливых дарований, всё может быть. Я убеждена, что журналистика - это второе, «лишнее» образование. После школы тебя пять лет учат писать и записывать, а тебе нечего рассказать миру, у тебя внутри не так много ни опыта, ни знаний.
Мы делали школу в «РИА Новостях» для студентов из журфака: их ещё год нужно учить чему-то, переучивать. Есть разрыв между тем, чему учат на факультетах в консервативном восприятии журналистики, и той реальной практикой, которая существует в мире. Можете считать, что я жёсткий противник журналистского образования.
Я встречала людей, которые прекрасные журналисты и никакие организаторы, а есть прекрасные организаторы и никакие журналисты - это, например, я (смеётся). Когда мне приходилось брать интервью, я понимала, что есть те, кто получает от этого удовольствие, а у меня это была вынужденная необходимость. Мне кажется, медиаменеджер формируется… Вы знаете, мне вообще-то 47 лет, и я сейчас учусь, получаю MBA в Чикагском университете, получаю знания по финансам, менеджменту, переговорам. Образования, полученного в 20 лет, мне не хватает.
Иван Засурский, завкафедры новых медиа и теории коммуникаций на журфаке МГУОбразование помогает думать своей головой и разбираться в сути процессов. Например, с точки зрения понимания психологии отношений и богатства человеческих мотиваций художественная литература даёт представление вполне научной обоснованности. Письменные учебные работы научили меня смелости предполагать, обосновывать и проверять идеи, которые я в журналистской работе мог бы не научиться даже формулировать.
Идти на журналиста нужно, уже имея опыт работы и не жалея сил на чтение и написание оригинальных учебных работ. Мой диплом стал моей диссертацией и книгой, хотя и сильно изменился в процессе.
Алексей Венедиктов, главный редактор радиостанции «Эхо Москвы»У меня образование педагогическое-историческое, заканчивал Московский государственный педагогический институт имени Ленина. Гуманитарное образование - даже советское - мне безусловно помогло и продолжает помогать. Оно приучило меня работать как историк - с первоисточниками, а не со вторичным материалом. Это важное умение.
Но умению брать интервью гораздо больше меня научила работа в школе, моя первая профессия. Как ты ученика вытягиваешь с двойки на тройку, так и у интервьюируемого пытаешься вытянуть что-то, что он знает, но не говорит.
Хотя приёмы изучения информации одинаковые, не важно, где это было - в Древней Руси, Средневековой Франции, в Арабском халифате или в XXI веке. Умение сравнивать эти источники и искать в них противоречия - это базовое образование историка.
Я с недоверием отношусь к термину «гражданская журналистика», не понимаю, что это такое. Он меня отталкивает профессионально: гражданский врач, гражданская балерина? Единственное, что меня устраивает - это гражданская жена, но до этого ещё не дошло. Это всё равно что-то вторичное. Либо ты журналист, либо ты не журналист.
Но учиться, конечно, надо. Если курсы научат работать с источниками, задавать вопросы и применять свои знания, то это надо только поддерживать. А если это только для того, чтобы получить звание «гражданский журналист», я лишь пожму плечами и отойду в сторону.
К сожалению, факультеты журналистики сильно и быстро отстают от развития журналистики вообще. Сейчас гораздо важнее общегуманитарное образование, плюс компьютерная грамотность, плюс умение ориентироваться в информации - вот этому надо учить. Когда ко мне приходят наниматься люди, я не спрашиваю их, какой факультет они заканчивали - я спрашиваю, сколько языков они знают, как у них с компьютерной грамотностью и как они работают с информацией. А Физтех, МГИМО, журфак московский или дальневосточный - меня совершенно не интересует.