Военно морской свод сигналов. Нарукавные повязки службы корабельных нарядов

  • 1-й дополнительный - красный прямоугольник с белой каймой на синем фоне;
  • 2-й дополнительный - красные косые полосы на жёлтом фоне;
  • 3-й дополнительный - по рисунку повторяет гюйс российского флота, имеет белую кайму;
  • 4-й дополнительный - четырёхчастный бело-чёрно-красно-жёлтый треугольный флаг;
  • - повторял гюйс ВМФ СССР (в Российской империи использовался, конечно же, императорский гюйс. В таблице 1901 года ему приписано значение "Иду по особому приказанию. Прорезываю строй. Суд особой комиссии");
  • - чёрный флаг с красным треугольником, имеющим белую кайму;
  • - белый треугольный флаг с чёрной горизонтальной полосой;
  • - флаг из жёлтых и синих вертикальных полос. Собственно «телеграфный флаг» имеется уже в таблицах 1901 года и 1911 года, но там он представляет собой синее полотнище с 4 горизонтальными белыми полосками; Этот флаг обозначал, что идущий за ним ряд сигнальных флагов передает фразу "телеграфом", т.е. один флаг соответствует одной букве. Если "телеграфный" флаг поднимался с некоторым сигналом одновременно, но на отдельном фале, это означало, что весь сигнал необходимо читать побуквенно. В "Справочнике сигнальщика" Н.С. Серебряного и Б.Б. Жданова (1983 г) сказано, что "телеграфный" флаг также является первым заменяющим флагом.
  • - синий флаг с белым прямоугольником в центре (имеется уже в таблице 1901 года); Флаг используется для того, чтобы показать, что кораблем используются сигналы по Шлюпочной сигнальной книге. Он же вместе с другим флагом является позывным шлюпки. В "Справочнике сигнальщика" Н.С. Серебряного и Б.Б. Жданова (1983 г) сказано, что "шлюпочный" флаг также является вторым заменяющим флагом.
  • - белый флаг с синим прямоугольником в центре; В "Справочнике сигнальщика" Н.С. Серебряного и Б.Б. Жданова (1983 г) сказано, что "воздушный" флаг также является третьм заменяющим флагом.
  • - белый флаг с красным треугольником сверху;
  • - белый флаг с чёрным треугольником снизу;
  • - белый флаг с чёрным ромбом;
  • - флаг, поделённый косым крестом на красные и белые треугольники;
  • - флаг из жёлтой, синей и жёлтой горизонтальных полос; В Российской империи (данные 1911г.) вопросительный флаг был другим - длинный синий вымпел с белым кругом у шкаторины. Вопросительный флаг поднимается одновременно с сигналом, но на отдельном фале, используется для придания сигналу вопросительной формы
  • - красный трапецевидный вымпел с белым кругом;
    ответный флаг судно поднимает до половины, если замечен предназначенный для него сигнал. Когда сигнал расшифрован ответный флаг поднимают "до места". Если корабль-адресат принимает несколько сигналов от различных кораблей, то он поднимает ответные вымпел совместно с позывными кораблей, пославших сигналы. Ответный флаг, поднятый кораблем, передающим сигнал, также обозначает, что сигнал закончен. Отдельно поднятый отдельный флаг обозначает конец связи.
  • - флаг, поделённый по-вертикали на белую и красную половины;

    Во флоте Российской империи к сигнальным флагам относился еще и т.н. "лоцманский флаг" - национальный трехцветный флаг с белой каймой. Использовался для призыва лоцмана.
    Флаг - "Да" - жёлто-синий вымпел (имеется в таблице 1911 года);
    Флаг - "Нет" - прямоугольное белое полотнище с чёрное вертикальной полосой (имеется в таблице 1911 года);
    "Компасный флаг" - длинный жёлтый вымпел с двумя синими треугольниками (имеется в таблице 1911 года);
    "Дежурный флаг" - зеленый треугольный флаг (имеется в таблице 1911 года);
    "Отменительный флаг" - длинный вымпел из белой и черной половин (имеется в таблице 1911 года);
    "Молитвенный флаг" - белый флаг с двумя косицами и жёлтым православным крестом (имеется в таблице 1911 года).

    Сигналы шлюпок

    Для переговоров военных кораблей со своими шлюпками, военных шлюпок между собой, шлюпок допризывной подготовки, кораблей Осоавиахима (когда таковые существовали), а позднее кораблей ДОСААФ использовались сигналы «Шлюпочной сигнальной книги» (сначала книга 1939 года, потом - новое издание ШСК-70). Сигналы по Шлюпочной сигнальной книге производились согласно Правилам сигналопроизводства ПНС №2-39 г., позже - в соответствии с Правилами зрительной связи и сигнализации ВМФ (ПЗС-69). Чтобы показать, что переговоры ведутся по Шлюпочной сигнальной книге на одном из ноков корабля поднимается шлюпочный флаг. На шлюпках такого флага не поднимается, так как они могут подавать сигналы только по "Шлюпочной сигнальной книге". Шлюпочный флаг, поднятый на корабле, также может обозначать:
    - вместе с одним буквенным флагом поднятым над шлюпочным на одном фале - позывной шлюпки. Позывной шлюпки, поднятый на корабле обозначает требование шлюпке подойти к борту, на котором поднят позывной. Если шлюпка принадлежит другому кораблю, то вместе с ее позывным поднимается и позывной этого корабля.
    - перед сигналом флагами, без позывных - "сигнал предназначен для всех шлюпок".

    Ниже приведены значения одиночных флагов согласно "Шлюпочной сигнальной книге":
    А - «Не согласен, не разрушаю»
    Б - «Больше ход. сильнее гресть. Прибавить парусов. Сняться с дрейфа».
    В - «Курс ведет к опасности»
    Г - Брандвахтенный
    Д - «Да. Согласен. Разрешаю»
    Е - «Что случилось?»
    Ж -
    З - «Имею задний ход. Меня дрейфует. Дать задний ход. Табанить»
    И -
    К - «Не могу управляться»
    Л - «Держать левее»
    М - «Меньше ход. Легче гресть. Убавить парусов»
    Н - «Грузу или имею боевой запас»
    О -
    П - «Держать правее»
    Р -
    С - «Застопорить машину. Суши весла. Лечь в дрейф».
    Т - «Так держать»
    У -
    Ф - Отменительный
    Х - «Конец учения или занятия»
    Ч - «Человек за бортом»
    Ш -
    Щ -
    Ъ - «Флагман (командир) показывает курс»
    Ы -
    Ь -
    Э -
    Ю -
    Я -
    Цифры - 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9
    0 - «Начало шлюпочных гонок»
    «Норд» - Румб норд
    «Зюйд» - Румб зюйд
    «Ост» - Румб ост
    «Вест» - Румб вест
    «Телеграфный» - «Имею важное поручение»
    «Ответный вымпел» - «Ясно вижу. Понял»
    «Шлюпочный» - «Веду разговор по шлюпочной книге. Позывные гонок»

    В "Шлюпочной сигнальной книге" приведено и расшифровано также множество сигналов из двух флагов (буквенных или цифровых).

    Источник - "ШЛЮПОЧНАЯ СИГНАЛЬНАЯ КНИГА ВМФ СОЮЗА ССР", Под ред. интенданта 1 ранга А. Клафтона. Гос. военно-морское издательство НКВМФ, Москва, Ленинград, 1940 г.

Для обозначения цифр существуют специальные флаги. Они использовались в таком виде и в Российской империи (таблица 1901 года), и в СССР, используются и поныне.

1 - бело-синий треугольный флаг с двумя косицами;
2 - синий треугольный флаг с белым кругом; (в таблице 1901 года этому флагу указано дополнительное значение «Прошу крепость не салютовать»).
3 - треугольный флаг из красной, белой и синей вертикальных полос;

4 - красный треугольный флаг с белым крестом;
5 - треугольный флаг из вертикальных жёлтой и синей полос;
6 - флаг, разделённый по-диагонали на красный и жёлтый треугольники;

7 - флаг из вертикальных красной, белой и синей полос;
8 - флаг из четырёх красных и белых прямоугольников;
9 - белый флаг с синим крестом;

0 - флаг, разделённый косым крестом на жёлтый, чёрный, синий и красный треугольники.

Правда, в таблице сигнальных флагов за 1911 г. нами обнаружена совершенно другая система цифровых флагов:
1 2 3 4 5 6 7 8 9 0

Следующая группа флагов - дополнительные и специальные. Ниже представлены флаги ВМФ СССР:

Дополнительные (заменяющие) флаги использовались для замены буквенных или цифровых флагов, когда чтобы набрать требуемый сигнал не хватало имеющихся комплектов буквенных или цифровых флагов. Первый дополнительный флаг заменял первый буквенный или цифровой флаг в сигнале, второй дополнительный заменял второй флаг в сигнале и т.д.

  • 1-й дополнительный - красный прямоугольник с белой каймой на синем фоне;
  • - красные косые полосы на жёлтом фоне;
  • - по рисунку повторяет гюйс российского флота, имеет белую кайму;
  • - четырёхчастный бело-чёрно-красно-жёлтый треугольный флаг;
  • - повторял гюйс ВМФ СССР (в Российской империи использовался, конечно же, императорский гюйс. В таблице 1901 года ему приписано значение "Иду по особому приказанию. Прорезываю строй. Суд особой комиссии"). На фото реального сигнального флага "гюйс" производства 1956 года [https://meshok.net/... ] видно, что серп и молот в центре звезды отсутствует;
  • - чёрный флаг с красным треугольником, имеющим белую кайму;
  • - белый треугольный флаг с чёрной горизонтальной полосой;
  • - флаг из жёлтых и синих вертикальных полос. Собственно «телеграфный флаг» имеется уже в таблицах 1901 года и 1911 года, но там он представляет собой синее полотнище с 4 горизонтальными белыми полосками; Этот флаг обозначал, что идущий за ним ряд сигнальных флагов передает фразу "телеграфом", т.е. один флаг соответствует одной букве. Если "телеграфный" флаг поднимался с некоторым сигналом одновременно, но на отдельном фале, это означало, что весь сигнал необходимо читать побуквенно. В учебнике "Сигнальное дело" (1939), "Справочнике сигнальщика" Н.С. Серебряного и Б.Б. Жданова (1983 г) и др. сказано, что "телеграфный" флаг также является первым заменяющим флагом .
  • - синий флаг с белым прямоугольником в центре (имеется уже в таблице 1901 года); Флаг используется для того, чтобы показать, что кораблем используются сигналы по Шлюпочной сигнальной книге. Он же вместе с другим флагом является позывным шлюпки. В учебнике "Сигнальное дело" (1939), "Справочнике сигнальщика" Н.С. Серебряного и Б.Б. Жданова (1983 г) и др. сказано, что "шлюпочный" флаг также является вторым заменяющим флагом .
  • - белый флаг с синим прямоугольником в центре; В учебнике "Сигнальное дело" (1939), "Справочнике сигнальщика" Н.С. Серебряного и Б.Б. Жданова (1983 г) и др. сказано, что "воздушный" флаг также является третьм заменяющим флагом .
  • - белый флаг с красным треугольником сверху;
  • - белый флаг с чёрным треугольником снизу;
  • - белый флаг с чёрным ромбом;
  • - флаг, поделённый косым крестом на красные и белые треугольники;
  • - флаг из жёлтой, синей и жёлтой горизонтальных полос [судя по некоторым фотографиям, синяя полоса должна быть несколько шире]; В Российской империи вопросительный флаг был другим. В таблице 1901 году значение "Вопрос. Что случилось?" приписано флагу, соответствующему букве "Е" - жёлтому с продольной синей полосой и косицами. В таблице 1911 года вопросительный флаг - длинный синий вымпел с белым кругом у шкаторины. Вопросительный флаг поднимается одновременно с сигналом, но на отдельном фале, используется для придания сигналу вопросительной формы
  • - красный трапецевидный вымпел с белым кругом;
    ответный флаг судно поднимает до половины, если замечен предназначенный для него сигнал. Когда сигнал расшифрован ответный флаг поднимают "до места". Если корабль-адресат принимает несколько сигналов от различных кораблей, то он поднимает ответные вымпел совместно с позывными кораблей, пославших сигналы. Ответный флаг, поднятый кораблем, передающим сигнал, также обозначает, что сигнал закончен. Отдельно поднятый отдельный флаг обозначает конец связи.
  • - флаг, поделённый по-вертикали на белую и красную половины;

    Во флоте Российской империи к сигнальным флагам относился еще и т.н. "лоцманский флаг" - национальный трехцветный флаг с белой каймой. Использовался для призыва лоцмана.
    Флаг - "Да" - жёлто-синий вымпел (имеется в таблице 1911 года);
    Флаг - "Нет" - прямоугольное белое полотнище с чёрное вертикальной полосой (имеется в таблице 1911 года);
    "Компасный флаг" - длинный жёлтый вымпел с двумя синими треугольниками (имеется в таблице 1911 года);
    "Дежурный флаг" - зеленый треугольный флаг (имеется в таблице 1911 года);
    "Отменительный флаг" - длинный вымпел из белой и черной половин (имеется в таблице 1911 года);
    "Молитвенный флаг" - белый флаг с двумя косицами и жёлтым православным крестом (имеется в таблице 1911 года).

    Сигналы шлюпок

    Для переговоров военных кораблей со своими шлюпками, военных шлюпок между собой, шлюпок допризывной подготовки, кораблей Осоавиахима (когда таковые существовали), а позднее кораблей ДОСААФ использовались сигналы «Шлюпочной сигнальной книги» (сначала книга 1939 года, потом - новое издание ШСК-70). Сигналы по Шлюпочной сигнальной книге производились согласно Правилам сигналопроизводства ПНС №2-39 г., позже - в соответствии с Правилами зрительной связи и сигнализации ВМФ (ПЗС-69). Чтобы показать, что переговоры ведутся по Шлюпочной сигнальной книге на одном из ноков корабля поднимается шлюпочный флаг (либо шлюпочный флаг поднимается вместе с каждым сигналом для шлюпок, выше других сигнальных флагов). На шлюпках такого флага не поднимается, так как они могут подавать сигналы только по "Шлюпочной сигнальной книге". В начале 20 века в Шлюпочной сигнальной книге было 15 или 16 флагов. В учебнике "Сигнальное дело" 1939 года упоминались 17 флагов: "А", "Б,", "В", "Г", "Д", "Е", "З", "К", "Л", "М", "Н", "П", "С", "Т", "Ц", "Телеграфный", "Ответный вымпел". В 1940 году речь шла уже 48 флагах.

    Шлюпочный флаг, поднятый на корабле, также может обозначать:
    - вместе с одним буквенным флагом поднятым над шлюпочным на одном фале – позывной шлюпки. Позывной шлюпки, поднятый на корабле [без какого-либо дополнительного сигнала] обозначает требование шлюпке подойти к борту, на котором поднят позывной. Если шлюпка принадлежит другому кораблю, то вместе с ее позывным поднимается и позывной этого корабля.
    - перед сигналом флагами, без позывных – "сигнал предназначен для всех шлюпок".

  • Александр Сергеевич Суворов («Александр Суворый»)

    Книга-фотохроника: «Легендарный БПК-СКР «Свирепый» ДКБ ВМФ 1970-1974 гг.».

    26. Севастопольская Морская школа ДОСААФ. Свод сигнальных флагов ВМФ СССР. 25.05.1971.

    Фотоиллюстрация из открытой сети Интернет.

    Источники:
    Архипов С.Н. Наблюдение и связь на военном корабле. М изд. МО 1953г. 112с рис мягкий переплёт, уменьшенный формат.
    Гл. ред. Главнокомандующий Военно-Морским Флотом адмирал флота В. Н. Чернавин. 3-я тетрадка. Флаги Военно-морского свода сигналов СССР // Военно-морской словарь = Военно-морской словарь. - М.: Воениздат, 1989. - С. 511.
    Википедия.

    Во вторник 25 мая 1971 с утра наша группа слушателей севастопольской Морской школы ДОСААФ начала изучать свод сигнальных флагов СССР.

    Сначала нам показали плакаты с цветными изображениями сигнальных флагов свода, потом из специального шкафа «Капитан» достал несколько сложенных должным образом флагов и показал на примере (на макете мачты в аудитории) как правильно крепятся, а потом поднимаются сигнальные флаги.

    Для закрепления в памяти вида, формы и значения сигнальных флагов, мы вырезали ножницами из розданных плакатов соответствующие флаги, наклеивали их в свои рабочие тетради и записывали их значение и необходимую информацию.

    На втором часе занятий по военно-морскому своду сигналов СССР мы выходили во внутренний двор морской школы и тренировались в подборе и подъёме соответствующих сигнальных флагов по командам «Капитана».

    При этом, нас разделили на пары: один подбирал для соответствующего сообщения сигнальный флаг и поднимал его, другой опускал и сворачивал. На втором сообщении-команде они менялись местами и обязанностями.

    Дома мы по своим рабочим тетрадям-конспектам должны были выучить наизусть форму, цвета и виды сигнальных флагов и их значение, чтобы утром на следующем задании могли по памяти ответить на контрольные вопросы «Капитана». В зачёт шли ответы как персональные, так и пар будущих рулевых-сигнальщиков.

    Это нужно для того, - сказал нам «Капитан», - чтобы каждый из вас мог в любой момент дублировать товарища. Сигнальщики находятся на открытом мостике и подвержены всем воздействиям окружающей среды и мира. Они могут захворать, приболеть, заболеть, потерять сознание, память, их могут ранить. Поэтому сигнальщики – это всегда сплочённая команда взаимозаменяемых моряков-братьев. Старайтесь…

    Мы старались. Очень старались…

    Наши успехи были «налицо», потому что мы безоговорочно поверили «Капитану», приняли на себя его слова об облике и поведении «настоящего моряка» и старались во всём походить на него – строгого, подтянутого, стройного, красивого и умного человека.

    Первым мы выучили Военно-морской свод сигналов СССР – набор сигнальных флагов, применявшийся наряду с семафорной азбукой для передачи информации (сигналов, приказов) между кораблями и береговыми постами.

    Свод сигналов военно-морского флота СССР сохранял традиции свода сигналов военно-морского флота России (Российской империи), а также соответствовал международному своду сигналов.

    Полный набор флагов свода сигналов ВМФ СССР состоит из 59 флагов: 32 флага – это буквы русского алфавита, 10 флагов - цифры, 4 флага - дополнительные и 13 флагов – специальные.

    Для передачи сигналов, то есть приказов или сообщений, сигнальные флаги поднимаются на мачтах или реях в той последовательности букв и цифр, которые есть в передаваемом сигнале (приказе или сообщении).

    В особых случаях отдельные сигнальные флаги передают целую фразу, например: «У меня работает водолаз. Держитесь от меня подальше».

    Каждый корабль имеет специальные сигнальные книги, например, «Трёхфлажный свод военно-морских сигналов», «Шлюпочная сигнальная книга». По этим сигнальным книгам можно расшифровать любое сочетание сигнальных флагов.

    Кстати, старинный военно-морской ответ в устной речи: «Добро!», что означает - «Разрешаю или согласую какое-либо действие», - возникло от сигнального флага, который обозначает букву «Д» (добро), так как этот флаг в своде сигналов означает: «Да, согласен, разрешаю».

    С этого момента в нашей группе то и дело кто-то обязательно отвечал «грубым мужским голосом»: «Добро!»…

    Сигнальные флаги на корабле

    Сигнальные флаги - комплект флагов установленных размеров, формы, рисунков и расцветки, предназначенный для осуществления зрительной связи между кораблями и кораблей с берегом.

    Первые сигнальные флаги появились еще в IX веке, но их смысл зависел не от цвета или формы флага, а от его расположение на корабле.

    В России первые специальные сигнальные флаги появились в 1696 году, а свод отечественных сигналов был создан в 1710 году.

    Сигнальный флаг или их сочетание поднимается на стеньгах либо ноках реев и означает определенное слово или фразу. Расшифровка этих слов или словосочетаний происходит по наименованиям флагов, которые приведены в сводах сигналов. Таким образом, не было единой системы и применялись самые разные флаги и штандарты.

    Позже был создан Международный свод сигналов, который предназначен для кораблей и торговых судов всех стран мира. Флаги этого свода впервые появились в 1857 году и до 1887 года составляли Систему кодовых сигналов для торгового флота. Но в 1901 году флаги составили Международный свод сигналов, который приняли все морские государства мира. В 1931 году свод сигналов был модифицирован международной комиссией и принял современный вид.

    На данный момент Военно-Морским Флотов РФ применяются несколько различных сводов - своды военно-морских сигналов и Шлюпочная сигнальная книга. Комплект свода военно-морских сигналов насчитывает 59 различных сигнальных флагов (32 буквенных, 10 цифровых, 4 дополнительных и 13 специальных), а Шлюпочной сигнальной книги - 54 флага. Кроме этого, по форме они делятся на прямоугольные (38 шт.), прямоугольные с косицами (4 шт.), треугольные (15 шт.) и вымпельные (2 шт.).

    Все флаги сделаны из специальной ткани - флагдука, на которые нанесена особо стойкая краска. Используется пять различных цветов - красный, желтый, синий, черный и белый.

    Существует пять различных комплектов сигнальных флагов, которые отличаются размерами.

    Размеры сигнальных флагов различных комплектов

    Свернутый сигнальный флаг

    Первый и второй комплекты используются на больших кораблях. Малые и средние корабли комплектуются третьим и четвертым комплектами, а на катерах и шлюпках используется пятый комплект.

    Хранение сигнальных флагов производится в свернутом виде в специальных ящиках на больших кораблях и в брезентовых мешках - на малых кораблях. Каждый флаг располагается в отдельной ячейке. Свертывают флаги в определенном порядке и затягивают петлей, что позволяет флагу самому развернуться во время подъема «до места». Это позволяет подымать сигнальные флаги при сильном ветре или с сигнального мостика очень малых размеров.

    К идее передавать сигналы на море с помощью цветных флагов люди пришли довольно давно. Хотя первые попытки регламентировать и унифицировать флажные сигналы относятся только к XVII веку В 1653 году в Великобритании был издан первый сборник флажных сигналов. Значение сигнала зависело не только от вида флага, но и от места его подъёма, а также от сопровождения определённой комбинацией парусов или выстрелами из орудий. В 1780 году (Howe signal book) было решено оставить в качестве сигнальных флагов лишь 10. Каждая комбинация флагов имела определённое значение. Чуть позже, в 1799 году, капитан Хоум Риггс Попхэм (Popham) составил т.н. "Морской словарь", в котором расшифровывались более 2000 флажных сигналов. В 1803 году систему Попхэма принял Королевский Военно-морской флот. Но всё это время флажные сигналы оставались прерогативой военных. Лишь в начале XIX века усилиями капитана Фредерика Марриата (Marryat) был составлен "Кодекс сигналов для торгового флота" (опубликован в 1817 году). Система состояла из 10 цифровых флагов, двух специальных флагов (Rendezvous, Telegraph) и пяти вспомогательных вымпелов (видимо, заменяющих). С помощью неё можно было передавать слова и целые предложения. Сигналы состояли в основном из четырех цифр. Система поначалу использовалась только британцами, но издание этой системы 1854 года уже называлось «Универсальный Свод сигналов для торговых флотов всех наций».

    Со временем возникла необходимость составить аналогичную систему для международного использования. В 1857 году британским министерством торговли была разработана "Система кодовых сигналов для торгового флота" из 18 флагов. Её пользовались уже в Британии, США, Канаде, Франции. В 1887 году "Система кодовых сигналов..." была переименована в Международный свод сигналов (INTERCO). Все морские государства приняли этот cвод. Он вступил в силу 1 января 1901 года. В 1931 году международная комиссия из 8 стран модифицировала систему сигналов, сделав её более удобной. Последняя ревизия Свода состоялась 1 апреля 1969 года. C тех пор флаги Свода имеют расшифровку и на кириллице. Обозначения Международного свода сигналов - МСС-65 или ICOS-69.

    Свод состоит из нескольких разделов: отдельно оговорены однобуквенные сигналы, двубуквенные сигналы, имеется специальный медицинский раздел, где оговорены трехбуквенные сигналы для наименования болезней и лекарственных средств. Четырехбуквенные сигналы несут информацию о государственной принадлежности судна. Флаги Международного Свода сигналов могут использоваться и для побуквенной передачи различных слов. Собственно МСС не ограничивается одними лишь флажными сигналами, в нем оговорены сигналы фонарями, флажным семафором, сообщения в азбуке Морзе, радиосигналы. Но наиболее широко известны, конечно, сигналы флагами. Сигнал, составленный из сигнальных флагов поднимается на фале и держится до появления ответа принимающей стороны. Увидевшие сигнал должны поднять до половины «ответный вымпел», а когда сигнал будет ими понят – «ответный вымпел» поднимается до места. Такие же действия с приспусканием и подъемом «ответного вымпела» производят при подъеме на передающем сигнал судне каждой новой фразы. По завершении послания передающая сторона поднимает ответный вымпел. Это означает, что переданный сигнал был последним. Если принимающая сторона не может разобрать сигнал, то она может ответить сигналами ZQ – «Ваш сигнал закодирован неправильно. Проверьте и повторите» или ZL – «Ваш сигнал принят, но не понят» Если флажный сигнал адресован вполне конкретному судну, то на отдельном фале поднимается его флажный позывной. Если позывной не поднят, значит сигнал адресован всем. Ныне Международный свод сигналов содержит 26 «буквенных» флагов, 10 «цифровых», три дополнительных и один вымпел свода. Т.е. всего 40 флагов. Помимо сигналов МСС-65 Соглашением между США и СССР о предотвращении инцидентов в открытом море и в воздушном пространстве над ним от 25 мая 1972 г. были утверждены специальные сигналы для использования военными кораблями США и СССР. Каждый такой сигнал состоит из двух буквенных и одного цифрового флага. Каждому сочетанию флагов присвоено определенное значение. Дабы эти сигналы не были перепутаны с сигналами МСС-65 каждый такой сигнал предварятеся группой "YV1". Ниже приведены значения сигналов из одного флага, а также названия флагов и их соответствие буквам латинского алфавита и кириллицы

    Военно-морской флот имеет свою систему сигналов. Флаги военно-морского свода сигналов СССР.

    Подъем и спуск флагов расцвечивания. При торжественном подъеме Военно-Морского флага России поднимаются стеньговые флаги и флаги расцвечивания. Стеньговые флаги поднимаются на стеньгах всех мачт; при этом поднятые на них флаги должностных лиц должны располагаться ниже стеньговых флагов. Расцвечивание кораблей флагами производится между клотиками мачт и от последних к штевням корабля. От форштевня до клотика фок-мачты поднимаются треугольные флаги, между клотиками мачт - прямоугольные, от клотика, грот- или бизань-мачты к ахтерштевню - треугольные и прямоугольные с косицами. При расцвечивании не употребляются: - Государственный флаг - флаги вспомогательных судов и кораблей пограничных войск; - гюйс; - флаги и брейд-вымпелы должностных лиц, вымпел; - иностранные национальные, военные, торговые флаги и флаги должностных лиц; - флаги сигнального комплекта, имеющие одинаковый рисунок с иностранными национальными флагами; к таким флагам в настоящее время можно отнести флаги: Б, К, Н, Р, Х, Ц, Э Исполнительный, 3, 4, 7, 9. Набор флагов для подъема при расцвечивании следует производить так, чтобы поднятые флаги или их отдельные сигналы своими буквенными значениями не образовывали каких-либо фраз или слов. Флаги расцвечивания поднимаются на специально приготовленных для этой цели фалах.