Установленные предельные максимальные размеры земельных участков. Предельные мах и мin размеры участков

Размеры территорий, предназначенных под индивидуальное, то есть частное жилищное строительство, регламентированы государственными правовыми действующими актами и Земельным кодексом. Принятые нормы распространяются на недвижимость, которая числится во владении муниципалитетов и государства, но выдана российскому населению в какое-либо пользование.

Предельные размеры земельных участков напрямую зависят от их целевого использования, назначения и условий эксплуатации. Кроме того, подобные вопросы становятся актуальными не только при получении участка у государства, но и при его разделе между несколькими участниками. Каждый регион может устанавливать свои нормы в рамках земельного кодекса. Следует учитывать, что даже при разделе одной территории на несколько, нужно ориентироваться не только на минимальные и максимальные нормы, но и на тот факт, что не все земли разрешают индивидуальное жилищное строительство (ИЖС). То есть, при разделе не редко приходится одну из частей переводить в другую категорию.

Предельные актуальные размеры земельных имеющихся участков зависят и от того, каким образом они были получены. Например, при безвозмездном предоставлении участка, его площадь будет рассчитываться в зависимости от того, на чьем учёте он будет находиться.

Дорогие читатели!

Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь в форму онлайн-консультанта справа →

Это быстро и бесплатно! Или звоните нам по телефонам (круглосуточно):

Предельные нормы

Так как минимальный и максимальный размер земельного участка под ИЖС, в том числе и при разделе территории, каждый регион определят по-своему, конечный результат буде зависеть непосредственно от принятых нормативных актов. Если их нет или они противоречат статьям Конституции и федерального законодательства, размеры будут определены Земельным и Гражданским кодексом Российской Федерации. В среднем можно отметить, что для индивидуального жилищного строительства предоставляют не меньше трёх соток земли.

Ситуации весьма индивидуальны в региональном значении, поэтому на практике гражданин может рассчитывать на площадь в два или три раза больше. Именно поэтому однозначно указать минимальный размер земельного участка, как и максимальный, хоть для садоводства, хоть под ИЖС, нельзя.

Предельные размеры земли при разделе или предоставлении, регулируемые местным органом самоуправления, зависят от:

  • Количества земельных наделов;
  • Спроса на объект недвижимости;
  • Интенсивности заселения;
  • Развития региона в целом.

На окончательный размер будет влиять площадь планируемого к строительству дома и количества граждан, которые будут там жить.

Граничный предел

В случае, когда земельные территории имеют федеральное значение, максимальные и минимальные нормы, в том числе при разделе участков, регламентированы федеральным законодательством. Соответственно площадь земли, принадлежащей муниципальному органу, а также региональным властям, будет определена в соответствии с местными нормативно-правовыми актами.

Перед началом строительства дома, землю с целевым назначением под индивидуальное жилищное строительство необходимо оформить в собственность. Это подразумевает подготовку и сбор требуемого пакета документов, которые следует подавать соответствующей государственной организации. При этом такие правила установлены для участков под ИЖС, получившим такой статус до 2001-го года.

Последовательность действий выглядит так: сбор документов, подача их и заявления в учреждение Росреестра по месту расположения территории. Кроме того, если изначально участок относится к другой категории, то процесс будет затянут и не всегда такой запрос может быть одобрен. С переводом земельного объекта также не всё так просто. Некоторые земли попросту не могут быть предназначены для индивидуального жилищного строительства.

О границах и документах

Важным фактором в определении размеров территории при разделе, получении или в иных случаях, является установление границ недвижимого объекта. Необходимо убедиться, что вынос точек не затрагивает соседние площади, поскольку несогласные собственники соседний участков имеют право оспорить такое межевание, вызвав геодезических специалистов. Если в результате их работы выяснится, что захват чужой земли действительно имеет место быть, дальше вопрос желательно решить мирно, иначе разбирательство дойдёт до суда. По результатам пересчитывается и размер налогов.

Необходимые документы при разделе или приобретении земли:

  • Заявление с требованием о регистрации своих прав собственности;
  • Копия паспорта и идентификационного кода;
  • Квитанция об уплате государственной пошлины;
  • Акты о предоставлении земельного участка;
  • Другие правоустанавливающие документы (завещание, свидетельство вступления в наследство, дарственная, договор ренты или обмена, купли-продажи, прочее).

В зависимости от индивидуального случая перечень требуемых бумаг будет меняться, как и минимальный или максимальный размер территории, зависящий от региона месторасположения.

Земельный кодекс

Каждая норма земельного участка, предоставляемого населению муниципалитетом или государством для садоводства, фермерства, дачного хозяйства, индивидуального жилищного строительства (ИЖС) и прочего, устанавливается законодательными субъектами Российской Федерации. Относительно ИЖС дополнительно действуют нормативно-правовые акты местных органов самоуправления.

Максимальная площадь земельных участков, выделенных из федерального имущества, при бесплатном предоставлении населению, в том числе и при разделе, ориентируются на статьи федерального законодательства. Если же она была выделена из субъекта Российской Федерации, то ориентируются на государственные законы. Если же это земля находится на учёте муниципалитета – действуют их нормативные акты.

В каком порядке, на каких условиях и кому предоставляется земля бесплатно, регламентируется действующим российским законодательством. Что касается именно индивидуального жилищного строительства, претендовать на землю такого целевого назначения может целый ряд льготных категорий, в том числе и многодетные семьи, нуждающиеся в улучшении жилищных условий. Разумеется, размер выданной им земли будет прямо пропорционально зависеть от площади жилого дома, с учётом каждого проживающего человека.

Связь с целевым назначением

Законодательство устанавливает следующие граничащие минимальные площади земли:

  • Фермерское хозяйство – 2 гектара;
  • Для садоводства – 0,06 гектара;
  • Огородничество – 0,04 гектара;
  • Дачное строительство – 0,06 гектара.

Максимальные площади определяются такими значениями:

  • Фермерское хозяйство – 40 гектара;
  • Для садоводства – 0,15 гектара;
  • Огородничество – 0,10 гектара;
  • Дачное строительство – 0,25 гектара.

Эти размеры применимы в том случае, если в регионе не приняты иные нормативы. Впрочем, они не должны противоречить рамкам, установленным российским законодательством. При этом, что касается земель, которые были получены гражданами до принятия таких норм, никто не будет отнимать лишнее или добавлять недостающее. Так, ранее под садоводство и строительство выдавали по 0,12 гектар, а под животноводство – 0,20 гектар.

Сейчас граничащие пределы участка земли зависят напрямую от их целевого назначения. В индивидуальном жилищном строительстве главным фактором является площадь дома и количество членов семьи, которая будет там проживать.

Дорогие читатели!

Это быстро и бесплатно! Или звоните нам по телефонам (круглосуточно).

Планировка и застройка городских и сельских поселений” размещение объектов строительства на земельных участках регламентируется следующими требованиями: расстояние до боковой границы участка от наиболее выступающей конструкции стены должна составлять не менее 1 м. При этом должно быть обеспечено устройство необходимых инженерно-технических мероприятий, которые препятствуют стоку атмосферных осадков с кровель и карнизов строений на территорию смежных участков.

Минимальная площадь квартир и земельных участков в барнауле

Минимальные размеры земельных участков, предоставляемых гражданам в собственность Установить минимальные размеры земельных участков, предоставляемых гражданам в собственность для ведения:крестьянского (фермерского) хозяйства – 2,0 га;садоводства – 0,06 га;огородничества – 0,04 га;дачного строительства – 0,06 га. Статья 2. Максимальные размеры земельных участков, предоставляемых гражданам в собственность Установить максимальные размеры земельных участков, предоставляемых гражданам в собственность для ведения:крестьянского (фермерского) хозяйства – 40,0 га;садоводства – 0,15 га;огородничества – 0,10 га;дачного строительства – 0,25 га. Статья 3. Заключительные и переходные положения 1. Настоящий Закон применяется в случаях, если федеральными законами или законами Московской области не установлены иные размеры земельных участков, предоставляемых гражданам в собственность.2.

Вопрос – ответ

ЗК РФ с учетом утвержденных норм отвода земель для конкретных видов деятельности или правил землепользования и застройки, землеустроительной, градостроительной и проектной документации. Указанные нормы утратили силу с 1 марта 2015 г. в соответствии с Федеральным законом от 23.06.2014 N 171-ФЗ. Вместе с тем согласно ч. 20 ст. 34 данного Закона до утверждения в установленном Градостроительным кодексом РФ порядке правил землепользования и застройки для целей образования и предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, применяются установленные до дня вступления в силу названного Закона в соответствии со ст.

33 ЗК РФ предельные (максимальные и минимальные) размеры земельных участков. Путеводитель по судебной практике.

Минимальная площадь земельного участка под ижс

СП 11-111-99):

  1. Договор на строительство частного жилого дома на праве личной собственности на отведенном земельном участке;
  2. Постановление Администрации о разрешении строительства;
  3. Документ, удостоверяющий право застройщика на земельный участок;
  4. Архитектурно-планировочное задание (АПЗ);
  5. Задание на проектирование частного жилого дома и хозяйственных построек;
  6. Ситуационный план;
  7. Выкопировка из генерального плана соответствующей градостроительной документации;
  8. Инженерно-геологические изыскания (при необходимости);
  9. Технические условия присоединения к инженерным сетям (ТУ) со схемой;
  10. Планы этажей, фасады, разрезы;
  11. Акт о натурном установлении границ земельного участка и разбивки строений (со схемой выноса в натуру).

Минимальный размер земельного участка при разделе

Технический и кадастровый (после присвоения почтового адреса) паспорт здания - выдается в Бюро технической инвентаризации (БТИ). Составление технического плана регламентируется ст. 41 № 221-ФЗ от 24 июля 2007 г. «О государственном кадастре недвижимости».

  1. ГрК РФ, Статья 51. Разрешение на строительство / КонсультантПлюс. www.consultant.ru.

Проверено 14 марта 2016.

  • СНиП 2.07.01-89. Градостроительство, планировка и застройка городских и сельских поселений.
  • МДС 41-2.2000. Инструкция по размещению тепловых агрегатов, предназначенных для отопления и горячего водоснабжения одноквартирных или блокированных жилых домов.
  • СНиП 2.08.01-89. Жилые здания.
  • СНиП 2.07.01-89.
  • Минимальный размер земельного участка

    В Постановлении Пленума Верховного суда Украины от 16.04.04 № 7 указано, что размер земельного участка, необходимого для обслуживания жилого дома, здания или сооружения, определяется с учетом действующих нормативных документов в области строительства, санитарных норм, правил и т.д.. Справочная информация. Критерии определения размеров земельных участков, необходимой для обслуживания жилых домов, и порядок определения размеров содержатся в ДБН 360-92 «Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений »и Государственных санитарных правилах планирования и застройки населенных пунктов, утвержденных приказом Министерства здравоохранения Украины от 19 июня 1996 года № 173.
    Согласно государственным строительным нормам ДБН 360-92 ** «Градостроительство.

    Индивидуальное жилищное строительство

    Пароль чужой компьютер Забыли пароль? Эксперты дня 1 Ирина Шлячкова Заказ консультации юриста Тематики юриста: Административная ответственность и правонарушения Гражданское право. Договоры. Сделки Трудовое право и социальное обеспечение Биография: 35 лет, образование – высшее юридическое, стаж работы по специальности более 13 лет. С 2001 г. по 2014 г. – помощник судьи. С 2014 г. по настоящее время – частная практика по правовым вопросам (арбитраж, суды общей юрисдикции).
    2 Любовь Зорина Заказ консультации юриста Тематики юриста: Трудовое право и социальное обеспечение Биография: Образование: высшее, окончила в 1981 году Московский государственный университет имени М.В.Ломоносова по специальности “История”. Сфера интересов: трудовое право, судебная практика по трудовым спорам Специализируюсь в сфере трудового права и социального обеспечения.

    1. добрый день, подскажите пожалуйстка, участок в Москве по ИЖС в собственности. есть ли для ИЖС по Москве предельные мин и макс размеры? заранее спасибо
    2. Предельные размеры участка (по требованиям к образуемым или измененным) - в градостроительном регламенте, цель предоставления (вид пользования) роли не играет. Главное - зона. Ну, еще могут быть разного рода исключения (например, линейные объекты - площадь под опорами ЛЭП не ограничивается). Ищите правила землепользования и застройки г. Москвы.

      1. Предельные (максимальные и минимальные) размеры земельных участков, в отношении которых в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности устанавливаются градостроительные регламенты, определяются такими градостроительными регламентами.
      2. Предельные (максимальные и минимальные) размеры земельных участков, на которые действие градостроительных регламентов не распространяется или в отношении которых градостроительные регламенты не устанавливаются, определяются в соответствии с настоящим Кодексом, другими федеральными законами.

      Нажмите, чтобы раскрыть...

      Судя по этому - http://mka.mos.ru/mka/mka.nsf/va_WebPages/PZZRus - ничего нет пока.

      Если же имеется в виду минимальный размер предоставления, то это надо копать решения органов местного самоуправления.

      Статья 33. Нормы предоставления земельных участков

      1. Предельные (максимальные и минимальные) размеры земельных участков, предоставляемых гражданам в собственность из находящихся в государственной или муниципальной собственности земель для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства, садоводства, огородничества, животноводства, дачного строительства, устанавливаются законами субъектов Российской Федерации, для ведения личного подсобного хозяйства и индивидуального жилищного строительства - нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

      Нажмите, чтобы раскрыть...

    3. Подскажите, у нас по городу требуют в межевом плане указывать площадь не min, max для земель определенной категории, а размер земельных участков отдаваемых в собственность граждан ведь это не верно. На пример, у нас установлен минимум для ЛПХ 150 кв.м а максимума нет, а выкупить в собственность можно только 1500, нас заставляют писать в графе мин 1500 и больше ни-ни. Если больше сразу отказ. А как у Вас?
    4. Все смешалось в королевстве Датском.
      Приказ 412:

      59. Предельные минимальный и максимальный размеры, соответствующие виду разрешенного использования земельного участка, в реквизите "4" раздела "Сведения об образуемых земельных участках и их частях" и реквизите "4" раздела "Сведения об уточняемых земельных участках и их частях" указываются в соответствии с градостроительным регламентом, законом субъекта Российской Федерации, нормативным правовым актом органа местного самоуправления, утвержденными в установленном порядке нормами отвода земель. При отсутствии указанных актов в соответствующих реквизитах проставляется прочерк.

      Нажмите, чтобы раскрыть...

      Так что трактовать можно как угодно. У нас трактуют как я написал выше - это требования к образуемым/измененным, по град. регламенту.
      К тому же, для разных прав устанавливаются разные предельные размеры. Что имелось в виду в 59 пункте, когда упоминались нормы отвода земель - непонятно.
      Земельный кодекс:

      3. Для целей, не указанных в пунктах 1 и 2.1 настоящей статьи, предельные размеры земельных участков устанавливаются в соответствии с утвержденными в установленном порядке нормами отвода земель для конкретных видов деятельности или в соответствии с правилами землепользования и застройки, землеустроительной, градостроительной и проектной документацией.

      Нажмите, чтобы раскрыть...

      Очень показательный абзац для понимания качества наших законов. Угадайте, откуда брать предельные размеры, если есть в наличии и документация, и правила, и нормы отвода.

    5. "площадь под опорами ЛЭП не ограничивается" Institor, а чем это обосновывается? Где это прописано, что это исключение?
    6. Это обычно пишут в правилах землепользования и застройки.
      Также действие градостроительного регламента не распространяется на территории общего пользования (градостроительный кодекс). Там еще есть исключения.
    7. подскажите плиииз.... Участок по док-там 600 кв. м., по факту - 750. В правилах землепользов. и застройки, для данной зоны мин размер - 600, макс - не установлен. Наша КП говорит, что если макс. размер не установлен, то к площади по док-там можно прибавить тока 10%, т.е. 660 кв. м. Вопрос такой - неужели никаких других способов оформить ЗУ через уточнение нет? и лишнюю площадь оформлять через предоставление, схему и выкуп?
    8. подскажите плиииз.... Участок по док-там 600 кв. м., по факту - 750. В правилах землепользов. и застройки, для данной зоны мин размер - 600, макс - не установлен. Наша КП говорит, что если макс. размер не установлен, то к площади по док-там можно прибавить тока 10%, т.е. 660 кв. м. Вопрос такой - неужели никаких других способов оформить ЗУ через уточнение нет? и лишнюю площадь оформлять через предоставление, схему и выкуп?

      Нажмите, чтобы раскрыть...

      в 221 фз указано, что если участок увеличился не более чем на минимальный размер, то учет должен пройти. Про максимум нигде не сказано!. так что жалуйтесь на вашу кадастровую в вышестоящую кадастровую, так как они нарушают федеральный закон своими умозаключениями.

    9. в 221 фз указано, что если участок увеличился не более чем на минимальный размер, то учет должен пройти. Про максимум нигде не сказано!. так что жалуйтесь на вашу кадастровую в вышестоящую кадастровую, так как они нарушают федеральный закон своими умозаключениями.

      Нажмите, чтобы раскрыть...

      спасибо. Это мы всё умом понимаем, но к сожалению ничего поделать не можем с этим..... повальные отказы. Обращаясь в минэконом, они всё равно наше обращение "спускают" до местного уровня. Может подскажете какое нибудь письмицо или пунктик в каком нибудь законе про это дело.... Потому что сама нашла про это только в ст. 27 ФЗ-221 п. 5

    10. спасибо. Это мы всё умом понимаем, но к сожалению ничего поделать не можем с этим..... повальные отказы. Обращаясь в минэконом, они всё равно наше обращение "спускают" до местного уровня. Может подскажете какое нибудь письмицо или пунктик в каком нибудь законе про это дело.... Потому что сама нашла про это только в ст. 27 ФЗ-221 п. 5

      Нажмите, чтобы раскрыть...

      МИНИСТЕРСТВО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
      ПИСЬМО
      от 17 октября 2011 г. N 22781-ИМ/Д23
      О ГОСУДАРСТВЕННОМ КАДАСТРОВОМ УЧЕТЕ ИЗМЕНЕНИЙ ЗЕМЕЛЬНОГО УЧАСТКА В СВЯЗИ С ИЗМЕНЕНИЕМ ПЛОЩАДИ ЗЕМЕЛЬНОГО УЧАСТКА И (ИЛИ) ИЗМЕНЕНИЕМ ОПИСАНИЯ MЕСТОПОЛОЖЕНИЯ ЕГО ГРАНИЦ

      В связи с отсутствием в органах кадастрового учета единообразной практики при осуществлении государственного кадастрового учета изменений земельного участка в связи с изменением площади земельного участка и (или) изменением описания местоположения его границ Минэкономразвития России сообщает следующее.
      1. По вопросу применения предельных минимальных размеров земельных участков, установленных в соответствии со статьей 33 Земельного кодекса Российской Федерации, при проведении органом кадастрового учета проверки на предмет выявления основания для принятия решения об отказе в осуществлении государственного кадастрового учета, предусмотренного пунктом 1 части 5 статьи 27 Федерального закона от 24 июля 2007 г. N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Закон о кадастре).
      Согласно пункту 1 части 5 статьи 27 Закона о кадастре при кадастровом учете в связи с уточнением границ земельного участка орган кадастрового учета принимает решение об отказе в осуществлении данного кадастрового учета также в случае, если в результате данного кадастрового учета площадь этого земельного участка, определенная с учетом установленных в соответствии с Законом о кадастре требований, будет больше площади, сведения о которой относительно этого земельного участка содержатся в государственном кадастре недвижимости, на величину более чем предельный минимальный размер земельного участка, установленный в соответствии с земельным законодательством для земель соответствующего целевого назначения и разрешенного использования, или, если такой размер не установлен, на величину более чем десять процентов площади, сведения о которой относительно этого земельного участка содержатся в государственном кадастре недвижимости.
      При этом Земельным кодексом Российской Федерации (пункт 1 статьи 11.9, пункт 4 статьи 85) предусматривается, что предельные (максимальные и минимальные) размеры земельных участков, в отношении которых в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности устанавливаются градостроительные регламенты, определяются такими градостроительными регламентами.
      В градостроительном регламенте согласно части 6 статьи 30 Градостроительного кодекса Российской Федерации в отношении земельных участков и объектов капитального строительства, расположенных в пределах соответствующей территориальной зоны, указываются:
      1) виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства;
      2) предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков и предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства;
      3) ограничения использования земельных участков и объектов капитального строительства, устанавливаемые в соответствии с законодательством Российской Федерации.
      Статья 33 Земельного кодекса Российской Федерации регулирует нормы предоставления земельных участков (образуемых земельных участков). В частности, пунктом 1 данной статьи предусмотрено, что предельные (максимальные и минимальные) размеры земельных участков, предоставляемых гражданам в собственность из находящихся в государственной или муниципальной собственности земель для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства, садоводства, огородничества, животноводства, дачного строительства, устанавливаются законами субъектов Российской Федерации, для ведения личного подсобного хозяйства и индивидуального жилищного строительства - нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
      Таким образом, по мнению Минэкономразвития России, в случаях, указанных в пункте 1 части 5 статьи 27 Закона о кадастре, применяются предельные минимальные размеры, установленные соответствующими градостроительными регламентами. Если правила землепользования и застройки, включающие градостроительные регламенты, в установленном порядке не приняты, площадь соответствующего земельного участка в результате уточнения не может превышать величины более чем десять процентов площади, сведения о которой относительно этого земельного участка содержатся в государственном кадастре недвижимости.
      Дополнительно отмечаем, что, исходя из положений Федерального закона от 29 декабря 2004 г. N 191-ФЗ "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации", правила землепользования и застройки должны быть приняты не позднее чем до 31 декабря 2012 года.
      2. По вопросу допустимого уточнения местоположения границ земельного участка.
      Согласно части 4 статьи 27 Закона о кадастре при кадастровом учете в связи с изменением площади земельного участка и (или) изменением описания местоположения его границ орган кадастрового учета принимает решение об отказе в осуществлении данного кадастрового учета также в случае, если такое изменение не обусловлено образованием земельного участка или уточнением его границ.
      Частью 3 статьи 25 Закона о кадастре предусмотрено, что кадастровый учет в связи с изменением площади земельного участка и (или) изменением описания местоположения его границ, за исключением случаев образования земельного участка при выделе из земельного участка или разделе земельного участка, при которых преобразуемый земельный участок сохраняется в измененных границах, осуществляется при условии, если такие изменения связаны с уточнением описания местоположения границ земельного участка, кадастровые сведения о котором не соответствуют установленным на основании Закона о кадастре требованиям к описанию местоположения границ земельных участков.
      Местоположение границ земельного участка устанавливается посредством определения координат характерных точек таких границ, то есть точек изменения описания границ земельного участка и деления их на части (часть 7 статьи 38 Закона о кадастре).
      При этом согласно части 9 статьи 38 Закона о кадастре при уточнении границ земельного участка их местоположение определяется исходя из сведений, содержащихся в документе, подтверждающем право на земельный участок, или при отсутствии такого документа из сведений, содержащихся в документах, определявших местоположение границ земельного участка при его образовании. В случае, если указанные документы отсутствуют, границами земельного участка являются границы, существующие на местности пятнадцать и более лет и закрепленные с использованием природных объектов или объектов искусственного происхождения, позволяющих определить местоположение границ земельного участка.
      Учитывая изложенное, уточнение местоположения границ земельного участка допускается в следующих случаях:
      - при отсутствии в государственном кадастре недвижимости сведений о координатах характерных точек границ земельного участка;
      - в случае, если содержащиеся в государственном кадастре недвижимости координаты характерных точек границ земельного участка определены с точностью ниже нормативной точности определения координат для земель определенного целевого назначения;
      - в случае, если содержащиеся в государственном кадастре недвижимости сведения о координатах какой-либо характерной точки границ земельного участка не позволяют однозначно определить ее положение на местности (например, в государственном кадастре недвижимости содержатся несколько значений координат указанной характерной точки);
      - при исправлении ошибки в сведениях государственного кадастра недвижимости, в том числе кадастровой ошибки, о местоположении границ земельного участка.
      По мнению Минэкономразвития России, кадастровый инженер, выполняя кадастровые работы по уточнению местоположения границ земельного участка, должен руководствоваться документами, указанными в части 9 статьи 38 Закона о кадастре (соответствующие документы необходимо включать в состав приложения межевого плана). В этой связи полагаем, что конфигурация земельного участка после уточнения местоположения его границ не может существенно отличаться от конфигурации, содержащейся в таких документах.
      При отсутствии указанных документов ответственность за отражение в межевом плане сведений о фактическом местоположении уточненных границ земельного участка (существующих на местности пятнадцать и более лет и закрепленных с использованием природных объектов или объектов искусственного происхождения, позволяющих определить местоположение границ земельного участка) несет кадастровый инженер (статья 14.35 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
      В этой связи полагаем, что в целях недопущения самовольного занятия земельных участков в рамках уточнения местоположения границ, кадастровый инженер должен руководствоваться сведениями о фактическом местоположении границ земельных участков, содержащимися, в том числе в картах и планах, являющихся картографической основой государственного кадастра недвижимости (Приказ Минэкономразвития России от 28 июля 2011 г. N 375, далее - картографическая основа государственного кадастра недвижимости).
      Полагаем, что обоснование местоположения уточненных границ земельного участка необходимо приводить в заключении кадастрового инженера, включаемом в состав межевого плана, во всех случаях уточнения местоположения границ земельных участков.
      Принимая во внимание вышеизложенное, по мнению Минэкономразвития России, в случае отсутствия в межевом плане вышеуказанного заключения кадастрового инженера, либо отсутствия в составе приложения межевого плана документов, указанных в части 9 статьи 38 Закона о кадастре, существенном изменении конфигурации земельного участка после уточнения местоположения его границ по отношению к конфигурации, содержащейся в таких документах, либо отсутствии в заключении кадастрового инженера сведений, подтверждающих, в том числе с использованием картографической основы государственного кадастра недвижимости, фактическое местоположение границ земельного участка, орган кадастрового учета принимает решение об отказе в осуществлении государственного кадастрового учета изменений земельного участка по основанию, указанному в части 4 статьи 27 Закона о кадастре.
      При этом по решению органа кадастрового учета сведения о самовольном занятии соответствующих земельных участков могут быть переданы для осуществления государственного земельного надзора или муниципального земельного контроля.
      Прошу довести настоящее письмо до территориальных органов и подведомственных организаций Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии.

      И.Е.МАНЫЛОВ

      #10
    11. На это еще есть уточняющее письмо:
      МИНИСТЕРСТВО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

      ПИСЬМО
      от 27 декабря 2011 г. N 29478-ИМ/Д23
      В связи с многочисленными обращениями граждан в дополнение к письму Минэкономразвития России от 17 октября 2011 г. N 22781-ИМ/Д23 Минэкономразвития России сообщает следующее.
      1. По вопросу применения предельных минимальных размеров земельных участков, установленных в соответствии со статьей 33 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - Земельный кодекс), при проведении органом кадастрового учета проверки на предмет выявления основания для принятия решения об отказе в осуществлении государственного кадастрового учета, предусмотренного пунктом 1 части 5 статьи 27 Федерального закона от 24 июля 2007 г. N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Закон о кадастре).
      Согласно пункту 1 части 5 статьи 27 Закона о кадастре при кадастровом учете в связи с уточнением границ земельного участка орган кадастрового учета принимает решение об отказе в осуществлении данного кадастрового учета также в случае, если в результате данного кадастрового учета площадь этого земельного участка, определенная с учетом установленных в соответствии с Законом о кадастре требований, будет больше площади, сведения о которой относительно этого земельного участка содержатся в государственном кадастре недвижимости, на величину более чем предельный минимальный размер земельного участка, установленный в соответствии с земельным законодательством для земель соответствующего целевого назначения и разрешенного использования, или, если такой размер не установлен, на величину более чем десять процентов площади, сведения о которой относительно этого земельного участка содержатся в государственном кадастре недвижимости.
      При этом пунктом 1 статьи 11.9, пунктом 4 статьи 85 Земельного кодекса предусмотрено, что предельные (максимальные и минимальные) размеры земельных участков, в отношении которых в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности устанавливаются градостроительные регламенты, определяются такими градостроительными регламентами.
      Также пунктом 1 статьи 33 Земельного кодекса предусмотрено, что предельные (максимальные и минимальные) размеры земельных участков, предоставляемых гражданам в собственность из находящихся в государственной или муниципальной собственности земель для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства, садоводства, огородничества, животноводства, дачного строительства, устанавливаются законами субъектов Российской Федерации, для ведения личного подсобного хозяйства и индивидуального жилищного строительства - нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
      Таким образом, по мнению Минэкономразвития России, в случаях, указанных в пункте 1 части 5 статьи 27 Закона о кадастре, применяются предельные минимальные размеры, установленные соответствующими градостроительными регламентами.
      Вместе с тем, учитывая, что в соответствии с положениями статьи 4 Федерального закона от 29 декабря 2004 г. N 191-ФЗ "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации" правила землепользования и застройки должны быть приняты не позднее чем до 31 декабря 2012 года, Минэкономразвития России полагает возможным до принятия в установленном порядке правил землепользования и застройки применять при проведении органом кадастрового учета проверки на предмет выявления основания для принятия решения об отказе в осуществлении государственного кадастрового учета, предусмотренного пунктом 1 части 5 статьи 27 Закона о кадастре, предельных минимальных размеров земельных участков, установленных в соответствии со статьей 33 Земельного кодекса.
      2. По вопросу допустимого уточнения местоположения границ земельного участка.
      Исходя из комплексного анализа положений части 3 статьи 25, части 4 статьи 27, частей 7, 9 статьи 38 Закона о кадастре, уточнение местоположения границ земельного участка допускается в следующих случаях:
      - при отсутствии в государственном кадастре недвижимости сведений о координатах характерных точек границ земельного участка;
      - в случае, если содержащиеся в государственном кадастре недвижимости координаты характерных точек границ земельного участка определены с точностью ниже нормативной точности определения координат для земель определенного целевого назначения;
      - в случае, если содержащиеся в государственном кадастре недвижимости сведения о координатах какой-либо характерной точки границ земельного участка не позволяют однозначно определить ее положение на местности (например, в государственном кадастре недвижимости содержатся несколько значений координат указанной характерной точки);
      - при исправлении ошибки в сведениях государственного кадастра недвижимости, в том числе кадастровой ошибки, о местоположении границ земельного участка.
      При этом, по мнению Минэкономразвития России, при подтверждении фактического местоположения границ земельного участка возможно использовать как картографическую основу государственного кадастра недвижимости, так и карты (планы), представляющие собой фотопланы местности масштаба 1:5 000 и крупнее.
      Также сообщаем, что под конфигурацией земельного участка понимается совокупность внутренних углов и горизонтальных проложений границ земельного участка. Таким образом, если прежние значения внутренних углов и горизонтальных положений сохранились, конфигурация земельного участка не считается измененной.
      Прошу довести настоящее письмо до территориальных органов и подведомственных организаций Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии.

      Как к этому относиться - решает каждый сам для себя...
      Они "считают возможным". Офонареть...

      #11
    12. Здравствуйте! В нашем регионе пошли отказы, требуют чтобы прописывали минимальные и максимальные размеры участков и реквизиты документов устанавливающие их. Вопрос вот в чем: Вид использования участка по постановлению администрации "Земельные участки, предназначенные для размещения домов индивидуальной жилой застройки", в правилах землепользования и застройки утвержденных у нас в городе в этом году: см. вложение. Какую строку из этой таблицы можно отнести к нашему виду использования? Как на это посмотрит кадастровая? Мне кажется для кадастровой необходимо. чтобы вид использования был в правилах и в постановлении слово в слово. Незнаю что писать в межевой план.
      #12
    13. Впервые столкнулся с такой проблемой. Позвонил клиент, говорит, что его предупредили, если при объединении двух участков (у обоих ИЖС) площадь получается больше максимально допустимой- будет отказ. Почитал местный закон- там говорится только о лимитах размеров предоставляемой площади из муниципальных земель. В кадастровой разногласия. Начальник отдела ссылается на пп.2, п.3, ст.27 ФЗ 221(о кадастре)- там якобы нет упоминания каким образом происходит образование. Значит любое образование. Поэтому-отказ. Сталкивался ли кто с такой проблемой?
      #13
    14. Ну опять та же история, путают лимиты предоставления и лимиты по градостроительному регламенту.

      отказ в случае, если:
      2) размер образуемого земельного участка или земельного участка, который в результате преобразования сохраняется в измененных границах (измененный земельный участок), не будет соответствовать установленным в соответствии с федеральным законом требованиям к предельным (минимальным или максимальным) размерам земельных участков;

      Нажмите, чтобы раскрыть...

      Обратите внимание, федеральным законом. Как обычно, каким именно - не уточняется (чтоб был простор для коррупции) , но можно предположить, что речь идет о земельном кодексе, градостроительном, законе о крестьянском хозяйстве, законе об обороте.

      Статья 11.9. Требования к образуемым и измененным земельным участкам
      1. Предельные (максимальные и минимальные) размеры земельных участков, в отношении которых в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности устанавливаются градостроительные регламенты, определяются такими градостроительными регламентами .
      2. Предельные (максимальные и минимальные) размеры земельных участков, на которые действие градостроительных регламентов не распространяется или в отношении которых градостроительные регламенты не устанавливаются, определяются в соответствии с настоящим Кодексом, другими федеральными законами .

      Нажмите, чтобы раскрыть...

      Статья 31. Порядок подготовки проекта правил землепользования и застройки
      1. Подготовка проекта правил землепользования и застройки может осуществляться применительно ко всем территориям поселений, городских округов, а также к частям территорий поселений, городских округов с последующим внесением в правила землепользования и застройки изменений, относящихся к другим частям территорий поселений, городских округов.
      2. Применительно к межселенным территориям подготовка проекта правил землепользования и застройки может осуществляться в случае планирования застройки таких территорий.
      3. Подготовка проекта правил землепользования и застройки осуществляется с учетом положений о территориальном планировании, содержащихся в документах территориального планирования, с учетом требований технических регламентов, результатов публичных слушаний и предложений заинтересованных лиц.