ВМС Франции: подводные лодки и современные военные корабли. Англия и французский флот

И национальную жандармерию. ВМС Франции состоят из более чем ста восьмидесяти надводных кораблей. Это единственная европейская страна, имеющая в составе флота атомный авианосец. Ее подводный флот состоит из десяти атомных подлодок, четверо из которых вооружены баллистическими ядерными ракетами.

Место ВМС в общей структуре ВС Франции

Общая численность французских ВС в 2014 году составляла:

  • в армии - 115 тыс. чел.;
  • в авиации - 45,5 тыс. чел.;
  • на флоте - 44 тыс. чел.(на текущий момент);
  • медперсонал и интенданты - 17,8 тыс. чел.;
  • в жандармерии - 98,2 тыс. чел.

Франции комплектуются на контрактной основе. Офицеров для них готовят в Военно-морской академии, прием в которую производится по конкурсу после двух лет службы. Общий годовой бюджет флота превышает 6 млрд евро. ВМС Франции занимают 5-е место в мире среди флотов по тоннажу.

Девиз флота: "Честь, Отечество, доблесть, дисциплина" выгравирован белыми буквами на пластинах синего цвета, закрепленных на надстройках всех судов.

Организационная структура

Начальник Главного морского штаба вице-адмирал эскадры Арно де Тарле. ВМС Франции состоят из четырех основных оперативных составляющих:

  • оперативных военно-морских сил (сил воздействия - FAN) - надводного флота;
  • подводного флота (FSM);
  • военно-морской авиации (ALAVIA);
  • морской пехоты и спецподразделений (FORFUSCO).

Кроме того, национальная жандармерия Франции поддерживает морские силы своими патрульными катерами, которые подпадают под оперативное командование ВМС Франции.

Надводный флот (FAN)

Эта составляющая ВМС насчитывает 12 000 человек и около 100 кораблей, что составляет костяк французского флота. Боевые корабли делятся на семь категорий (групп):


Авианосная группа кораблей надводного флота

Эта группа является основой ВМС Франции и одним из компонентов ядерных сил сдерживания, так как самолеты «Супер Этендард» и «Рафаль» могут нести ядерные боеприпасы.

Как минимум тактическая группа кораблей ВМС Франции включает авианосец (в настоящее время «Шарль де Голль»), фрегат ПВО и вспомогательные суда. Как правило, эта группа также включает в себя несколько противолодочных и ПВО-фрегатов, торпедную атомную подводную лодку (типа «Рюби» или перспективного типа «Барракуда»), предназначенную для торпедирования надводных кораблей и подлодок и, возможно, кораблей дополнительной поддержки.

Авиасоединение может включать в себя до 40 единиц: самолетов «Рафаль», «Супер Этендард» и Е-2 «Хокай», а также вертолетов NHI NH-90, AS365 «Дофин» и AS565 «Пантера». Этот состав меняется в зависимости от миссии и тактической обстановки, и может включать в себя воздушные средства как из состава армии, так и из ВВС.

Группа десантных кораблей надводного флота

В составе ВМС Франции имеется три крупных десантных корабля класса «Мистраль», обычно именуемых «вертолетоносцами», которые несут различные средства десантирования. На их борту размещаются вертолеты, войска, и наземные транспортные средства. Это соединение также включает пять меньших судов, которые находятся в Форт-де-Франс, Тулон, Папеэте, Нумеа, и Реюньоне.

Морское десантное соединение также включает один или несколько транспортно-десантных TCD, несущих плавучие средства десантирования, транспортные средства и вертолеты, и один или нескольких легких транспортных кораблей типа BATRAL, которые способны доставлять мотострелковые части непосредственно на побережье. Они могут нести морские транспортные вертолеты типа «Пума» и «Кугуар» или боевые вертолеты «Газель» и «Тигр», средства для траления, а также подразделения морского десанта или армейские части.

Корабли ВМС Франции класса «фрегат»

Они обеспечивают свободу воздушного и морского пространства и позволяют действовать другим составляющим ВМФ. Фрегаты подразделяются в соответствии с угрозой, которую они призваны отражать, и, как правило, сопровождают другие силы (авианесущие или десантные группы кораблей, подводные лодки или гражданские суда).


Подводный флот (FSM)

Подводные силы состоят (на начало 2010 годов) их следующих соединений:

  • Эскадрильи атомных для торпедной атаки типа «Рюби», не имеющих ракетных шахт (обозначаются ПЛАТ по отечественной классификации и SSN по «натовской»). Это наименьшие АПЛ в мире. Они базируются в военном порту Тулона на Лазурном берегу. Количество подлодок в эскадрилье равно шести
  • Эскадрильи АПЛ с баллистическими ракетами (обозначаются ПЛАРБ по отечественной классификации и SSBN по «натовской»). В нее входят четыре АПЛ типа «Триумфан», оснащенные 16-ю ПУ рает типа М45 или М51. Эскадрилья базируется на оперативной базе Иль-Лонг вблизи Бреста, где ранее (с 1972 по 2007 гг.) находились первые французские ПЛАРБ типа «Редутабль».

Дальность стрельбы ракет М45 равна 6000 км, М51 - 9000 км. Обе ракеты способны нести шесть ядерных боевых блоков по 100 килотонн тротилового эквивалента каждый.

Французская морская авиация (ALAVIA)

Эта компонента ВМФ содержит четыре составляющих:

  • Авиагруппа авианосца «Шарль де Голль» в составе 16-ти многоцелевых истребителей четвертого поколения Дассо «Рафаль», 8-ми сверхзвуковых палубных штурмовиков Дассо Супер-Этендард, и двухпалубных самолетов дальнего радиолокационного обнаружения Грумман Е-2 «Хокай».
  • 16 (на 2015 г.) самолетов ВМФ дальнего радиуса действия типа «Атлантик-2». Они выполняют функции патрулирования. борьбы с подлодками, постановки и обнаружения мин, дальней разведки.
  • Вертолетов типов «Дофин», «Пантера», «Линкс», «Алуэтт III» на бортах кораблей.
  • Подразделений обслуживания.

Основным подразделением французской морской авиации является флотилия (всего 39), обычно в составе 12 воздушных судов.

Морские пехотинцы и спецназовцы (FORFUSCO)

Они сгруппированы на базе в Лорьяне (регион Бретань) и насчитывают 1700 человек. Эти силы участвуют в наземных операциях при вмешательстве с моря, операций специальных сил, защиты чувствительных участков. Она включает в себя два компонента:

  1. Морских командос, которые включают в себя шесть специализированных подразделений: «Жобер» (нападение и освобождению заложников), «Трепель» (нападение и освобождению заложников), «Пенфентеньо» (разведка и рекогносцировка), «Монфор» (поддержка и уничтожение наступление), «Юбер» (действия подлодок) и «Киффер» (командование и борьба против новых угроз). Они часто используются французским Командованием специальных операций (COS).
  2. Морских стрелков, специализирующихся на охране и защите судов и ключевых участков ВМС Франции на суше. Их численность - примерно 1900 человек.

По реакции читателей на нее стали понятны две вещи:
— большая часть читателей все ещё не знает, с какими «союзниками» в лице Лондона приходилось иметь дело Сталину во время Второй мировой войны и потому удивлена расстрелам ими демонстраций и бомбардировкам Греции;
— меньшая часть все это знает и в качестве примера вспоминает удар англичан по союзному французскому флоту летом 1940 года.
Предательский удар в спину.

Один из самых известных фотоснимков лета 1940 года – «танцующий» Гитлер, радующийся своему невероятному успеху во Франции. Поводов для улыбок у германского рейхсканцлера и впрямь было предостаточно. Зато те же факты в отличие от Гитлера, руководителям Великобритании оптимизма не добавляли. В сентябре 1939 года две сверхдержавы объявили Германии войну. Прошло девять с половиной месяцев и одной из них более не существовало. 22 июня 1940 года Франция капитулировала.

По условиям капитуляции французы должны были демобилизовать свои вооруженные силы: французской армии более не существовало. Но англичан более всего беспокоила не армия, а французский флот. А что если французские боевые корабли будут захвачены немцами?

Англичане действовали решительно. Операция «Катапульта» была подготовлена британцами в беспрецедентно короткие сроки и проведена всего через 11 дней после капитуляции Франции. Пикантность ситуации заключалось в том, что на этот раз британцы наносили удар своему союзнику, а не врагу. Безобразная сцена разыгралась на палубах французских кораблей, стоявших в английских портах Портсмуте, Плимуте и Девонпорте. Французские моряки, естественно, не ожидали нападения со стороны своих товарищей по оружию.

«Выступление было неожиданным и в силу необходимости внезапным» 1 - напишет позднее Черчилль. Все корабли - 2 линкора, 4 крейсера, 8 эсминцев, 12 подводных лодок и около 200 тральщиков и охотников за подлодками - ранним утром 3 июля 1940 года были силой захвачены британцами. Нападение было столь неожиданным, что вооруженное сопротивление англичанам успел оказать лишь экипаж подлодки «Сюркуф». Французские экипажи кораблей были насильно высажены на берег и интернированы «не без кровавых инцидентов» 2 . Захваченные таким пиратским способом суда включены в состав военно-морских сил Великобритании...

Но главная трагедия разыгралась не в английских портах, а на стоянках французского флота Оране, Мерс-эль-Кебире и Дакаре. Утром того же 3-го июля 3 1940 года к Орану подошла британская эскадра под командованием адмирала Соммервелла. Французскому адмиралу Жансулю, командующему французской эскадрой, англичанами был предложен следующий ультиматум:

  • продолжать сражаться против Германии и Италии в составе британского флота;
  • просто перевести суда в английские порты, при этом французские экипажи возвращались во Францию, а корабли оставались в руках англичан до конца войны;
  • перевести корабли во французскую Вест-Индию или затопить их в течение 6 часов. 4

Адмирал Жансуль британский ультиматум отверг. Об этом доложили Черчиллю, и в 18.25 (в преддверии истечения ультиматума) командующий английской эскадрой получил окончательное распоряжение своего премьера: «Французские корабли должны либо принять наши условия, либо потопить себя или быть потопленными вами до наступления темноты». 5 Но британский адмирал Соммервелл для сохранения внезапности открыл огонь, не дожидаясь истечения срока ультиматума! В 18.00 он радировал, что ведет бой 6 . Случилось то, что французские моряки никак не ожидали: английские корабли действительно начали стрелять! Это был не бой, не морское сражение. Это был расстрел совершенно не готовых к отпору французов.

«…Корабли в Оране не были в состоянии сражаться. Они стояли на якоре не имея никакой возможности маневра или рассредоточения… Наши корабли дали английским кораблям возможность произвести первый залпы, которые, как известно, на море имеют решающее значение на таком расстоянии. Французские корабли уничтожены не в честном бою». 7

Линкор «Бретань», стоявший в Оране, от прямого попадания бомбы в пороховые погреба взлетел на воздух и в течение нескольких минут исчез в морской пучине. Линкор «Прованс», получив тяжелые повреждения, выбросился на берег; линкор «Дюнкерк» в условиях ограниченных возможностей для маневра плотно сел на мель. Линейный крейсер «Страсбург» с пятью эсминцами и несколькими подводными лодками, хотя и был поврежден британскими самолетами-торпедоносцами, все же сумел прорваться сквозь английскую эскадру к родному берегу с боем.

Британское адмиралтейство могло быть довольно: все новейшие линкоры Франции были выведены из строя. Последний из них, «Ришелье», находившийся в Дакаре, был атакован английскими самолетами-торпедоносцами с авианосца «Гермес» и сильно поврежден. Всего за время операции «Катапульта» погибло около 1300 французов 8 . В ответ на этот акт вероломства, французское правительство, не объявляя Англии войны, разорвало с ней дипломатические отношения.

А все же могли ли немцы захватить французский флот? Может быть, британский удар по вчерашним соратникам был обоснованным. Ответ на этот вопрос отрицательный. Французский флот в своих портах подлежал разоружению. Никаких документов, обуславливающих переход или передачу боевых французских кораблей немцам, не подписывалось. «…В условиях перемирия не содержалось никаких прямых посягательств немцев на французский военно-морской флот» 9 - говорит в своих мемуарах Шарль де Голль. Единственное обязательство, которое Франция брала на себя – это более не воевать против Германии.

Только через два года после «Катапульты», 26 ноября 1942 года немецкие войска впервые попытались захватить французский флот – когда они вошли в Тулон 10 . Получилось у Гитлера взять под контроль корабли Франции? Нет, находившийся там французский флот по приказу правительства Виши был затоплен.
На дно отправились: 3 линкора, 8 крейсеров, 17 эскадренных миноносцев, 16 миноносцев, 16 подводных лодок, 7 сторожевиков, 3 патрульных судна, 60 транспортов, тральщиков и буксиров 11 . Как видим, у французов рука не дрогнула. Почему? Потому, что они никогда не были германскими марионетками, и свой флот не собирались отдавать ни немцам, ни англичанам. И накануне коварной британской операции «Катапульта» гарантии того, что боевые корабли ни при каком раскладе в руки немцев не попадут, Франция Черчиллю давала…

Но историю, как известно, пишут победители. Сегодня о предательском ударе Британии по своим французским союзникам практически не пишут. А если и упоминают, то акценты расставляют так: это был вынужденный акт, выбора не было.

Фото из журнала Вермахта «Сигнал» (Hitlers wartime picture magazine, Prentice-Hall, Inc.,1976):

Агония линкора «Бретань»

1 Уинстон Черчилль. «Вторая мировая война», с. 406
2 Ш. де Голль. Военные мемуары. Призыв 1940-1942., М: АСТ, 2003. с. 110
3 Удар по французскому флоту наносился англичанами синхронно во всех портах, иначе была бы потеряна внезапность – залог уничтожения кораблей.
4 К. Пулман. Арк Ройал./Первые залпы британского флота. М.: АСТ, 2004, с. 531
5 Там же, с. 531
6 Там же, с. 532
7 Ш. де Голль. Военные мемуары. Призыв 1940-1942. М: АСТ, 2003. с. 321
8 А. Тейлор. Вторая мировая война/ Вторая мировая война: два взгляда. М... 1994, с. 421
9 Ш. де Голль. Военные мемуары. Призыв 1940-1942., М., 2003, с. 111
10 Незадолго до этого англичане и американцы высадились в Алжире, т.е. на африканской территории Франции. После упорного сопротивления англосаксам французский адмирал Дарлан перешел на их сторону. Поэтому Германия была вынуждена оккупировать территорию оставшейся «свободной» Франции, чтобы избежать там возможной высадки англичан и американцев.
11 Ш. де Голль. Военные мемуары. Единство. 1942 -1944. М: АСТ, 2003. с. 59

Национальные военно-морские силы Франции являются важной частью французской армии. Если обратиться в историю, долгие годы главным соперником страны выступала Великобритания. В связи с тем, что Англия долгое время являлась неоспоримым лидером в производстве кораблей, французы были вынуждены не отставать и также развивать свой флот. Однако во время II мировой войны Германия захватила Францию и собиралась использовать ее флот. В связи с этим в 1942 году команды самостоятельно затопили 77 боевых кораблей, чтобы их не захватили фашисты.

Современный флот выполняет оборонительные функции со стороны возможных противников и защищает политические и военные интересы своей страны по всему миру.

Структура и дислокация Национальных ВМС Франции

Центральное командование ВМС расположено в Париже, у него в подчинении находятся все военно-морские зоны, находящиеся как на территории Франции, так и за ее пределами:

  1. Атлантический океан (CECLANT) – главный штаб Брест;
  2. Средиземное море (CECMED) – главный штаб Тулон;
  3. Северное море и пролив Ла-Манш (COMAR MANCHE) – главный штаб Шербур;
  4. Антильские острова (COMAR Fort de France) – Северо-восток Южной Америки;
  5. Индийский океан (ALINDIEN) – французский остров Реюньон вблизи Мадагаскара;
  6. Тихий океан (ALPACI) – острова Новая Каледония и Французская Полинезия, принадлежат Франции;
  7. ОАЭ – согласовано базирование французского флота.

Авианосцы

Атомный ударный авианесущий корабль «Шарль де Голль» — флагман французского флота. Он является вторым по размеру авианосцем после российского «Адмирала Кузнецова» (не считая безусловного лидера – США). Вмещает в себя до 40 единиц авиации, среди которых штурмовик Super Etendard, истребители Rafale M и вертолеты SA-365.

Вертолетоносцы класса «Мистраль» представлены 3 кораблями, которые могут вмещать 16 тяжелых вертолетов или 35 легких. Также на борту находятся самонаводящиеся ракеты Simbad, пушку Narwhal и прочее.

Подлодки

Французские подводные лодки представлены 10 кораблями следующих типов:

  • 4 стратегические атомные субмарины «Триумфан», несущие в себе баллистические ракеты M45 (M51.1), крылатые ракеты Exocet SM39, торпеды ECAN L5 Mod.3;
  • 6 многоцелевых субмарин «Рюби», самые маленькие атомные подлодки в мире. Вооружение включает противокорабельные крылатые ракеты Exocet, торпедные аппараты калибром 550 мм и типа L5/F17.

Эсминцы

Эскадренные миноносцы типа «Жорж Леги» F70 – из построенных 7 кораблей на данный момент осталось 4. На борту находится 2 вертолета Westland Lynx, крылатые противокорабельные ракеты «Экзосет» и торпедные аппараты 550-мм.

Линкоры

После окончания Второй мировой войны не было произведено ни одного нового линкора. Это связано с тем, что его производство слишком дорого обходится. В то же время, развитие ракетного вооружения и реактивных самолетов делают его слишком уязвимым.

Фрегаты

Фрегаты занимают самую большую долю среди всего военно-морского флота. Среди них выделяют следующие типы:

  • Противовоздушный F70 AA – 2 корабля, вооружение включает 1 вертолет Westland Lynx или AS565, торпеды KD 59E и L5 mod 4. Списание судов планируется в 2018 году.
  • Противовоздушный «Горизонт» — 2 корабля, вооружение включает 1 вертолет Merlin EH101 HAS, ПКР ММ40 Exocet, ПКР Teseo Mk 3 и другие орудия. Ввиду их размеров эти корабли также часто относят к эсминцам.
  • FREMM – 3 из запланированных 8 фрегатов уже находятся в строю вооружение включает ракеты Exocet, Silver A43 (A70), торпеды MU90 и один вертолет NH90.
  • Легкие фрегаты типа «Лафайет» (5 кораблей) с управляемым ракетным вооружением Exocet и вертолетом NH90 или Panther.

Катера

Патрульные и десантные катера ведут свою службу вдоль всего побережья Франции – со стороны Атлантического океана, Средиземного и Северного морей. Общее количество кораблей составляет более 20 единиц. Основная часть из них имеет на борту ракеты Exocet, а также торпеды типа L3 или L5/

Тральщики

Минные тральщики типа «Éridan», «Vulcain» и «Antarès» находятся на вооружении Франции в количестве 18 единиц. На борту располагаются пулеметы трех различных калибров. При необходимости корабли обеспечивают эскортные задачи.

Корветы

Легкий сторожевой корабль для патрулирования – корвет, представлен типом «Флореаль» в количестве 6 судов. Вооружение включает ПУ ЗРК «Мистраль», ПУ ПКР «Экзосет», а также 1 вертолет AS565MA.

Гаррос Л.

Военно-морской флот Франции во Второй мировой войне

ПРЕДИСЛОВИЕ

Победа над фашизмом во Второй Мировой войне стала результатом коалиционных действий. Франция заняла достойное место среди держав-победительниц. Но ее путь в стан антигитлеровской коалиции был извилист. Флот разделял со страной все взлеты и падения. О его истории книга французского военного историка Л. Гарроса.

Представляемый вниманию читателей материал разделен на две части. В настоящий выпуск вошли главы о действиях ВМФ Франции в 1939–1940 годах: Норвежская и Французская кампании, действия флота в войне с Италией, а затем боях с англичанами в Мерс-эль-Кебире и Дакаре. Во второй части данной книги описываются события, 1941–1945 годов: вооруженный конфликт с Сиамом, действия у побережья Сирии в 1941 г., Мадагаскарская операция, события связанные с североафриканской высадкой союзников и история морских сил Свободной Франции.

Книга Л. Гарроса в некоторых аспектах весьма своеобразна. Прочитав ее, вы наверняка отметите ряд особенностей.

Во-первых, это непривычная нашему читателю французская "специфика" данного произведения. Л. Гаррос высокого мнения о маршале Петэне, генерала де Голля считает чуть ли не предателем, история ВМФ Франции во Второй Мировой войне сводится им, по сути, к истории флота Виши, для которого морские силы Свободной Франции являлись противником.

Во-вторых, вызывает недоумение отсутствие целого ряда известных эпизодов. В книге нет ни слова об участии французских кораблей в поиске германских рейдеров и перехвате прерывателей блокады, слабо отражена конвойная деятельность флота, не описан набег эскадренных миноносцев на Гибралтар в сентябре 1940 года и некоторые другие операции, обойдены вниманием выдающиеся успехи подводного минного заградителя "Рюби"… Зато немало вымышленных побед и смакования, возможно мужественных, но не оказавших никакого влияния на ход войны поступков. Иногда автор едва не скатывается к откровенно авантюрному жанру, например, описывая похождения офицера Буаламбера, который не известно где и с кем провел ночь.

Те, кто хорошо знаком с историографией Второй Мировой войны, уловят и третью особенность, а именно наличие пространных заимствований из трудов других французских историков. В частности, первые четыре главы Гарроса в значительной мере повторяют книгу Раймона де Бело "Французский флот в кампании 1939–1940 годов".

В связи со всем вышесказанным, у кого-то, возможно, возникнет вопрос, а стоило ли, вообще, публиковать эту книгу? Если бы она повествовала о британском, американском или германском флоте, действия которых, пусть не исчерпывающе, но все же описаны в отечественной литературе, ответ был бы отрицательным. С ВМФ Франции пока все иначе. Он по-прежнему остается "белым пятном". Поэтому любая публикация, проливающая свет на эту проблему, как нам кажется, должна представлять определенный интерес. Кроме того задумаемся, много ли известно имен французских историков, пишущих о действиях флотов во Второй Мировой войне? Раймон де Бело, Габриэль Офан, Жак Мор даль, Клод Хуан… и все. Поэтому открытие каждого нового имени во французской военно-морской историографии этого периода - уже само по себе событие. Несомненно заслуживает внимания представленная Гарросом вышеупомянутая французская трактовка событий, отличающаяся от того, что мы привыкли видеть в отечественной историографии, переводах английских и немецких историков. И, наконец, книга Гарроса интересна уже тем, что в ней описываются именно действия флота, а не история какого-нибудь одного типа корабля, как это сейчас в основном делается.

Книга Л. Гарроса публикуется нами полностью, за исключением параграфов "Английские соображения" и "Объяснения Уинстона Черчилля", содержание которых, по вполне понятным причинам, более напоминает политический пасквиль. Авторский текст снабжен комментариями, в т. ч. критического характера. Оригинальный фотоматериал дополнен фотографиями из коллекции "Ретроспективы войны на море". Карты было решено не русифицировать, т. к. они достаточно понятны и без перевода, а, кроме того, при русификации потеряли бы свою французскую стильность. В вопросе транскрипций французских имен и названий мы постарались, по возможности, пойти навстречу стремлению переводчика максимально приблизить русское написание слов к их французскому произношению, что иногда шло вразрез с рекомендациями справочника "Иностранные имена и названия в русском тексте". В тоже время все сложившиеся в серии "Ретроспектива войны на море" нормы транскрибирования названий кораблей остались в силе и для данного выпуска. В частности, названия городов и носящих их имена кораблей даются так, как они пишутся на карте ("Париж", "Страсбур"), некоторые названия для благозвучия даются в переводе ("Циклон", "Австралия"). Кроме того, учитывая трудности, связанные с транскрибированием французских слов, мы решили составить список всех названий и их транскрипций. Он будет помещен во второй части, которая, надеемся выйдет вскоре вслед за первой.

ФРАНЦУЗСКИЙ ФЛОТ В 1939 ГОДУ

Когда в сентябре 1939 г. началась война, в состав французского флота входили семь линейных кораблей, в том числе два старых линкора "Париж" и "Курбэ", три старых, но модернизированных в 1935-36 гг. линкора - "Бретань", "Прованс" и "Лоррэн", два новых линкора "Страсбур" и "Дюнкерк".

Имелось два авианесущих корабля: авианосец "Беарн" и авиатранспорт "Коммандан Тест".

Крейсеров насчитывалось 19, из них 7 крейсеров 1 класса - "Дюкен", "Турвилль", "Сюффрен", "Кольбер", "Фош", "Дюплекс" и "Альжери"; 12 крейсеров 2 класса - "Дюге-Труэн", "Ла Moтт-Пике", "Примоге", "Ла Тур д"Овернь" (бывш. "Плуто"), "Жанна д"Арк", "Эмиль Бертэн", "Ла Галиссоньер", "Жан де Вьен", "Глуар", "Марсейез", "Монкальм", "Жорж Лейг".

Внушительны были и торпедные флотилии. Они насчитывали: 32 лидера - по шесть кораблей типов "Жагуар", "Гепар", "Эгль", "Вокелен", "Фантаск" и два типа "Могадор"; 26 эскадренных миноносцев - 12 типа "Бурраск" и 14 типа "Адруа", 12 миноносцев типа "Мельпомен".

В число 77 подводных лодок входили крейсерская лодка "Сюркуф", 38 подводных лодок 1 класса, 32 лодки 2 класса и 6 подводных минных заградителей.

Суммарное водоизмещение 175 вышеперечисленных кораблей составляло 554.422 тонн. Кроме пяти старых линкоров все остальные корабли вступили в строй после 1925 г., т. е. флот был относительно молодым.

В постройке находились четыре линкора: "Ришелье", "Жан Бар", "Клемансо" и "Гасконь". Первые два должны были вступить в строй в 1940 г. Строились также два авианосца - "Жоффр" и "Пэнлеве" - но они достроены не были.

В постройке находились 3 крейсера 2 класса ("Де Грасс", "Шато-рено", "Гишен"), 4 лидера типа "Могадор", 12 эсминцев типа "Арди", 14 миноносцев типа "Фьер", 5 подводных лодок 1 класса, 16 подводных лодок 2 класса, а также 4 подводных минных заградителя. Всего в разных стадиях постройки было 64 корабля суммарным водоизмещением 271.495 тонн.

К этому списку следует добавить авизо, канонерки, тральщики, морские охотники, торпедные катера, суда снабжения. Последние призывались (реквизировались) при мобилизации.

Морская авиация слишком слабая, но растущая, состояла из 45 штурмовиков, 32 бомбардировщиков, 27 истребителей, 39 разведчиков, 46 торпедоносцев, 164 корректировщиков и др. Всего же было 159 летательных аппаратов корабельного базирования и 194 - берегового.

Ветераны французского флота вспоминают, что его личный состав был сплочен, дисциплинирован, обладал высокими моральными качествами и полностью предан нации.

Главнокомандующим ВМФ являлся адмирал Дарлан. С 1939 г. он был начальником Главного морского штаба. До него этот пост семь лет занимал адмирал Дюран-Вьель. Оба они были высококвалифицированными специалистами и стремились к обновлению флота после 1919 г. Дарлан имел ранг полного адмирала (пять звездочек на рукаве) - наивысший во французском флоте. Это был очень опытный, деятельный и решительный человек. Однако он не слишком вдавался в вопросы стратегии, плохо знал американский флот и недооценивал русский. Но он изменил свои взгляды в апреле 1940 г., и мы далее увидим как. На флоте он пользовался очень высоким авторитетом.

В сентябре 1939 г. структура флота выглядела следующим образом. Главнокомандующему адмиралу Дарлану подчинялись командующие военно-морскими силами на театрах военных действий, командующие силами открытого моря и префекты морских районов. Этих районов насчитывалось пять: Шербур, Брест, Лорьян, Тулон, Бизерта. Вице-адмирал Мишелье, начальник управления портов, заслужил свой авторитет, руководя интендантством, санитарной службой, кораблестроением и морской артиллерией.

Себастьяно Кастильоне - успешный бизнесмен. В его жизни есть все - деньги, власть, женщины. Единственное, чего ему не хватает, - должности генерального директора семейной фирмы. Его дед строго убежден, что Себастьяно еще не готов занять эту должность. Ведь у него до сих пор нет семьи. Себастьяно решается на отчаянную авантюру и предлагает Поппи, с которой познакомился несколько часов назад, сыграть роль его невесты в обмен на исполнение трех ее заветных желаний…

Мишель Кондер
Мастер-класс от плейбоя

Глава 1

Себастьяно мельком взглянул на дорогой "ролекс" на запястье, взбегая по лестнице в здание "ЭсДжиСи Тауэре" - лондонский офис его компании. С самого утра его не покидало предчувствие, что сегодня будет особенный день.

Он ждал этого дня два года. И вот наконец-то его упрямый дед готов сдаться и передать бразды правления семейным бизнесом в его руки.

Охранник коротко кивнул ему на входе, ни капли не удивившись, увидев босса воскресным утром.

Смотрели вчера игру, босс? - спросил Берт, широко ухмыляясь.

Не злорадствуй, - парировал Себастьяно.

Извините, сэр, - ответил охранник, улыбнувшись еще шире.

Дружеские подначивания веселили Себастьяно. Слишком часто люди из его окружения прятались за маской нетерпеливого почтения, желая поживиться за его счет. И все потому, что он родился в богатстве и роскоши.

На столе у Берта лежала газета. Себастьяно мельком взглянул на свою фотографию. Папарацци засняли его прошлой ночью, когда он покидал шикарную и нестерпимо скучную вечеринку. Очевидно, его бывшая любовница увидела такую же фотографию в Интернете. Сегодня она приехала ни свет ни заря в его дом на Парк-Лейн, чтобы узнать, почему он не пригласил ее.

Ответ "Я об этом не подумал" оказался провальным. Отношения, можно сказать, покатились по наклонной и закончились, когда она предъявила ему ультиматум: либо они переходят на новый уровень, либо расстаются. Себастьяно добивался ее с безжалостной решимостью, благодаря которой он вошел в список "Форбс 500" в возрасте тридцати одного года, да и переспал он с ней всего лишь один раз.

Что мало на него похоже. Он был молодым, здоровым мужчиной с вполне очевидными потребностями. Но в последнее время его сексуальная жизнь слегка поутихла. Видимо, из-за чертовой ситуации с дедом. Не говоря уже о том, что он работал по двадцать часов в день, чтобы завершить сделку, которая выведет его на первое место на рынке гостиничного строительства.

Конечно, он извинился перед всемирно известной балериной. Ее это абсолютно не впечатлило. Она послала ему элегантный воздушный поцелуй, промурлыкала, что он потерял ее навсегда, и изящно ушла из его жизни.

В следующий раз повезет, босс? - с деланым раскаянием сказал Берт.

Себастьяно рассмеялся. Он знал, что Берт имел в виду вчерашний футбольный матч, в котором его любимая команда разгромила любимую команду Себастьяно в пух и прах.

Твои снова победили, - сказал Себастьяно, направляясь в сторону лифтов. - Я подниму тебе зарплату.

Себастьяно вошел в лифт, нажал кнопку нужного этажа. Он надеялся, что его ассистент, Пола, успела собрать воедино отчеты, которые он хотел представить своему деду этим утром.

Не то чтобы дед не верил в деловую хватку внука. Нет, он хотел, чтобы Себастьяно женился на прекрасной девушке, которая однажды станет матерью дюжины маленьких себастьянят. Старик хотел, чтобы у него было что-то помимо работы, некий баланс между работой и жизнью. Для деда - это конечно же его несравненная Нонна.

Как я могу доверить тебе еще одну ответственную должность, если ты совсем не умеешь отдыхать? - сказал его дед всего месяц назад. - Мы с твоей бабушкой хотим, чтобы ты был счастлив, Бастиан. Ты знаешь, как мы волнуемся за тебя.

Знаешь, я сам о себе могу позаботиться! - прорычал Себастьяно. - И ты не умираешь. По крайней мере, пока.

Но его бабушка и дедушка были итальянцами старой закалки. Они были убеждены: если прекрасная женщина не готовит ему еду и не согревает его постель - значит, он одинок, и его жизнь не имеет смысла.

Для Себастьяно смыслом жизни была работа. Каждое утро он просыпался с желанием открыть новые возможности для своего бизнеса, бросить вызов деловому миру.

В его жизни не было места любви или браку. И он не собирался что-либо менять. И если в его жизни были одинокие ночи, когда он просто наслаждался видом из окна на сверкающие огни того города, в котором оказался… что ж, так тому и быть.

Сейчас он был в самом расцвете сил, и, поскольку он только что купил крупнейшую британскую компанию по поставкам стали и бетона, не было лучшего времени, чтобы взять на себя роль главы "Кастильоне Европа". Два предприятия так красиво сочетались, что Себастьяно уже попросил свою команду по маркетингу и продажам разработать план перехода в индустрию реконструкции отелей по всей Восточной Европе.

Ему просто нужно убедить своего трудолюбивого дедушку уйти в отставку и провести последние годы с обожаемой женой на семейной вилле в Амальфи, в Италии, на полуострове Сорренто у Салернского залива. Тогда, и только тогда Себастьяно сможет возместить ущерб, который он причинил своей семье пятнадцать лет назад.

Себастьяно вышел из лифта на представительском этаже, на автомате включил свет и услышал, как на его телефон пришло сообщение. Включив кофемашину по пути в свой кабинет, он открыл сообщение и напрягся.

Он прочитал его дважды. По-видимому, Пола сейчас находилась в больнице неотложной помощи. Ее муж повредил лодыжку. Отчет, который он требовал, все еще был на ее компьютере.

Он ответил, что надеется, что с ее мужем будет все в порядке, взял со стола ее ноутбук и перенес его в свой кабинет. Себастьяно пробежал глазами по всем иконкам и папкам на экране ноутбука, но не увидел ни одной папки, которая могла бы содержать необходимый ему отчет.

Замечательно. Просто замечательно.

Поппи проверила часы с Микки-Маусом на запястье и застонала. Ей нужно выбираться отсюда. Саймон, ее брат, ждал ее, и он всегда нервничал, когда она опаздывала. Еще и у Мэри-Энн, их замечательной соседки, которая была им обоим как мать, диагностировали рассеянный склероз. Для женщины столь прекрасной не только внешне, но и внутренне это был жестокий удар.

Стараясь не думать об ужасных новостях, Поппи туже затянула волосы в конский хвост и продолжила просматривать юридический отчет, который она хотела представить руководству завтра утром. У нее осталась только одна неделя стажировки в "ЭсДжиСи Интернешнл", и она хотела убедиться, что со всем справилась. Кто знает, как только она получит степень по юриспруденции, может, ей предложат здесь должность, если она произведет благоприятное впечатление на власть имущих - высшую власть, босса своего босса, Себастьяно Кастильоне. Лично они не были знакомы, но она видела его в офисе.

Поппи поймала себя на мысли, что грезит о таинственном, привлекательном мужчине, напомнила себе, что у этого мужчины репутация распутника. Она сложила папки, с которыми работала, обратно в шкаф и выключила компьютер. Поппи с удовольствием поработала бы сегодня из дома, но ноутбук, который она использовала для учебы, был старее ее бабушки и не запускал необходимую ей для работы программу.

Поппи потянулась и уже собралась уйти, когда заметила книгу по юриспруденции, которую одолжила у Полы неделю назад. Завтрашний день будет напряженным, так что имело смысл вернуть книгу по пути домой.

Вообще-то у нее не было доступа на священную землю большого босса, но, поскольку ее руководитель одолжил ей свой пропуск, сегодня доступ есть. Тем не менее на секунду она заколебалась. Она не хотела втягивать мистера Адамса в неприятности; с другой стороны, она не хотела задерживать одолженную книгу, а потом еще долго и нудно извиняться за задержку.

Решившись, она схватила книгу и направилась к лифту. С двенадцати лет Поппи кочевала по детским домам и приемным семьям, заботилась о младшем брате, который был глухим от рождения; она прекрасно знала, что единственный выход из нищенского существования - самосовершенствование. Судьба дала им второй шанс, когда Мэри-Энн нашла их с братом, тесно прижавшихся к обогревателю на станции Паддингтон восемь лет назад.

Девушка активировала карту доступа, нажала кнопку представительского этажа в лифте и терпеливо ждала, когда лифт остановится на нужном этаже. Проходя по мягкому ковровому покрытию приемной мистера Кастильоне, Поппи остановилась, чтобы полюбоваться потрясающим видом на Лондон, который она так редко могла наблюдать. Несмотря на бледно-серое небо, город выглядел прекрасно благодаря сочетанию новой и старой архитектуры. Казалось, будто никакие беды не достанут тебя, пока ты здесь. Но Поппи знала: стоит только спуститься вниз, и все зло мира может поглотить тебя, если позволить.