Древняя Спарта. Быт и нравы

Древняя Спарта сегодня очень популярна. Спартанцев считают великими воинами, которые могли поставить на колени даже самого могущественного врага. При этом они были умны и подарили Греции большое количество философов и ученых. Но, были ли они столь суровы и стоичны, как нам навязывают мифы о Спарте? Сегодня мы во всем разберемся и знаем, что же представляла собой Древняя Спарта .

Древняя Спарта «без купюр»

Вообще, название Спарта не является оригинальным. Его придумали и распространили древние римляне. Сами же спартанцы называли себя лакедемонянами, а свою страну Лакедемоном. Но, так вышло, что оригинальное название не прижилось в исторических документах, а вот название Древняя Спарта дошло до наших дней.

Древняя Спарта , как и большинство государств своего времени, отличалась довольно сложной социальной структурой. Все жители Спарты делились на три группы:

  • Полноправные граждане;
  • Неполноправные граждане;
  • Зависимые.

В то же время, каждая из групп делилась на подгруппы. Так, к примеру, илоты были рабами, но в уникальном понимании спартанцев. Они имели свои семьи, свои селения и даже получали денежное вознаграждение за свой труд. Но, они всегда были привязаны к своему земельному участку, обязались воевать на стороне Древней Спарты и принадлежали, что интересно, не кому-нибудь одному, а всем полноправным гражданам Спарты сразу. Кроме илотов в спартанском государстве были гипомейоны – неполноценные дети полноправных граждан Спарты. Их считали неполноправными гражданами государства, но при этом они были значительно выше по социальной лестнице всех других слоев населения, таких как илоты или зависимые.

Отметим, что наличие в социальной структуре Древней Спарты такого сословия, как гипомейоны, довольно сильно бьет по самой известной легенде о спартанцах, согласно которой, всех неполноценных детей они скидывали в пропасть сразу же после рождения.

Миф о сброшенных детях впервые упоминался Плутархом. Он писал, что слабые дети по велению правительства Древней Спарты сбрасывались в одно из ущелий Тайгетовых гор. На данный момент ученые все больше склоняются к тому, что это просто легенда, которая играла у современников роль «страшилки», но под собой серьезной обоснованной почвы не имела. Кроме прочего, сами спартанцы, любившие обособленный способ жизни, могли распространять такого рода мифы о своем народе.

Древняя Спарта и армия

Популярная легенда гласит, что армия спартанцев была практически непобедимой. Нельзя не отметить, что на то время Древняя Спарта действительно могла выставить на поле боя лучших воинов Греции, но, как мы все прекрасно знаем, и они часто терпели поражения. Более того, из-за изоляционной политики, спартанская армия во многом уступала армиям других государств. Спартанцы считались великолепными пехотинцами, способными с помощью жесткой дисциплины, выучки и плотной фаланги сразить любого врага в поле или степи, а также горных ущельях. С другой стороны, Древняя Спарта практически не интересовалась инженерным делом, а потому просто не способна была вести эффективные завоевательные войны, так как не было возможности осаждать крупные города противников. Беда к спартанцам пришла вместе с римлянами. Хоть древние римляне и восхищались во многом армией Спарты, мобильные и гибкие в строю манипулы довольно быстро расправлялись с линейной фалангой Спарты, что в итоге привело к полному покорению греческого государства римлянами.

Каждый спартанский мужчина считал своей обязанностью быть дисциплинированным в бою, мужественным и проявлять свою доблесть. Очень ценилась скромность, однако пиры и оргии, в том числе гомосексуальные, спартанцы тоже очень любили. В поздний период на закате государства Древняя Спарта ассоциировалась уже совсем с другими качествами – коварством и вероломством.

Древняя Спарта и общество

Древняя Спарта имела тот же государственный строй, что и большинство полисов Древней Греции – демократию. Конечно же, демократия Спарты отличалась от Афинской. К примеру, если большинство решений все же решались общим собранием граждан, то вот особо важные вопросы обсуждал и рассматривал ареопаг – верховный орган власти, состоящий из старейшин.

Домашний быт спартанцев был таким же, как и у всех остальных. Выращивались традиционные для древних греков продукты, а разводили спартанцы овец. Сельскохозяйственные работы возлагались на илотов, зависимых и неполноправных граждан Древней Спарты .

Особо напрягать мозги в Спарте не любили, но мыслители и поэты все же были. Особо выдающимися стали Терпандр и Алкман, которые, впрочем, были еще и великолепными атлетами. Предсказывающий будущее Тисамен Элейский среди современников тоже славился как метатель диска, а не как жрец-прорицатель. Так что, больше ценились физические данные спартанского мужчины, чем умственные способности.

Завтракали и ужинали в Древней Спарте только на коллективных собраниях. Бытует мнение, что несмотря на высокое положение, даже ареопаг был вынужден кушать вместе с остальными. Это уравнивало граждан и не давало влиятельным спартанцам забывать, что они тоже часть народа.

– время и место, навечно сосредоточившие в себе суть в одном событии, к которому снова и снова будут обращаться грядущие поколения как к поворотному пункту истории .

Происшедшее в Фермопилах – пылающий факел в истории западной цивилизации. Фермопилы были мифом, получившим реальное воплощение. Сам не придумал бы более классическую историю.

Семитысячной фаланге греческих воинов противостояла из нескольких сотен тысяч. Греки чудовищно уступали численно , но они наступали, уверенные в том, что 300 человек на переднем крае приведут их к победе. Просто потому, что они из Спарты.

Воин-спартанец сам по себе сродни любому другому воину, но если собрать их вместе, получится армия лучше любой армии на свете.

Часто одного лишь вида спартанского знака на стене из щитов хватало, чтобы обеспечить победу. Мир не знал ничего подобного, это была наивысшая воинская культура в цивилизованном обществе.

В течение двух дней ничтожно малое по сравнению с наступавшими персами количество греков давало им отпор. Наконец, спартанский царь понял, что поражение неизбежно . Он приказал оставшимся в живых греческим солдатам спасаться бегством. Но все 300 спартанцев остались на месте и сражались до конца, потому что были спартанцами.

Он начался, когда резкое увеличение населения вынудило Спарту искать новые земли и источники питания. Они решили эту проблему, аннексировав целую страну , по населению и территории превышавшую Спарту. Этот поворот судьбы изменит ход истории Спарты на последующие 300 лет.

Земля, которой они завладели, была . Так называлось одно из . До захвата Мессении в Спарте не было ничего, что делало ее чем-то необычным и исключительным.

У Мессении были плодородные поля, их земледелие процветало. Сегодня там растут знаменитые оливы . Вокруг Мессении были богатые залежи железа – то, что требовалось в первую очередь для военного снаряжения.

Спарта нуждалась в Мессении, но мессенийцы оказали сопротивление . Война была долгой и тяжелой, спартанцам на удалось справиться с мессенийцами легко и быстро. Главная трудность была чисто топографического характера: надо было преодолеть гору высотой 3 тысячи метров. Конечно, вершину можно было обогнуть, но это означало окольный, очень долгий путь.

Народ Мессении был на пути к созданию собственного полиса, они пытались остаться независимыми, но спартанцы одержали над ними верх. Спарте понадобилось почти 100 лет, чтобы окончательно покорить Мессению.

Но к 7 веку до н.э. Спарте принадлежали 8 тысяч квадратных километров, и она была самым большим городом-государством Греческой империи.

Мессенийцы были вынуждены обрабатывать землю в качестве так называемых . Илоты – это своего рода земледельцы . У илота есть участок, определенную часть продукции с которого он должен отдавать своему хозяину спартанцу, который присматривает за ним и его хозяйством, но при этом он не является владельцем этого илота, т.е. он не может покупать и продавать его как раба. Фактически, илоты были нечто средним между и .

Ни одни греческий полис не пытался превратить в рабов греческий народ. Население Мессении составляло примерно 250 тысяч человек, а в спартанском обществе было лишь около 10 тысяч воинов.

Можно сказать, что Спарта была в осаде . Напрашивается аналогия с современным . Конечно, есть много различий, но спартанцев и израильтян роднит то, что они вынуждены постоянно думать о своей безопасности.

Ситуация вынуждала спартанцев заняться переустройством общества . Они выработали новый кодекс, охватывающий все аспекты жизни горожан.

Только они среди греков всецело посвящают себя искусству войну. Как пишет греческий историк , создателем нового военного города-государства стал спартанский законодатель по имени .

Ликург совершил путешествие по , собирая все лучшее в области военных знаний на , в и Египте. Он также получил божественное наставление от оракулов в . Говорили, что он сам услышал совет . Неудивительно, что в конце концов, Спарта превратилась в великое военизированное общество .

Армия в то время носила, в сущности, милиционный характер: это были земледельцы, которые просто брали копье и отправлялись воевать. Ликург, основатель Спарты как таковой, вероятно, сказал что-то вроде: «Нам нужны профессионалы». И потом все общество было трансформировано по этому принципу.

Его законы взяли верх, потому что за ними стоял дельфийский оракул, а он сказал, что этим законам следует подчиняться, потому что они божественные.

Возможно, все это было не более чем легендой. Но как бы то ни было, спартанцы поверили, что будущее устройство Спарты должно соответствовать заветам Аполлона.

Пирамида власти и контроль от колыбели до могилы

В основе их общества была пирамида власти. Наверху была спартанская элита – примерно 10 тысяч человек, их называли по-гречески гомеи , что означает «равные» . Теоретически, никто из них не был богаче другого и все были равны в правительстве.

Целью было сделать общество равных – армию, которая воевала бы, не знаю внутренних раздоров. Речь шла о едином государстве: нечто однородное, сходное – это одна из составляющих спартанской системы – стабильность, порядок, покорность.

Ниже равных находилось примерно 50-60 тысяч свободных людей по всей Лаконии в основном на окраинах столицы Спарты. Их называли – «живущие вокруг». Они были лично свободными, но не имели никаких политических прав. Они были обязаны следовать за спартанцами, куда бы их не повели.

Периеки были лишенным права голоса средним классом , который обеспечивал боеготовность. Торговые отношения, производство, ремесла все, в чем нуждалось спартанское общество, кто-то еще должен был делать оружие – все это лежало на плечах периеков. Они были двигателем, который приводил все в движение. Благодаря им у спартанской знати было время для атлетических занятий и прочего, необходимого для войны.

Все занятия, несовместимые с новым спартанским механизмом, были преданы забвению. Совершенно очевидно, что платой спартанцев за решение своей проблемы было отчасти утрата культуры , потому что творческая деятельность требует той степени свободы, которая, вероятно, заставляла их нервничать.

В самом низу в количестве, превышавшем все другие слои общества, были .

Жены и дочери спартанской элиты вели домашнее хозяйство.

Эта система делала равных ответственными только за полис – город-государство.

Они были готовы принять любые, подчас экстремальные меры, чтобы создать государство, которое никто не видел прежде, и никто не видел с тех пор.

В последующие десятилетия Спарта введет новую систему управления, которая будет контролировать каждого гражданина от колыбели до могилы.

В 7 веке до н.э. Спарта занимала особое место среди нескольких сотен городов-государств вокруг . В любом греческом полисе государство играло большую роль в жизни людей, чем в нашем сегодняшнем обществе. Но ни в одном городе-государстве правительство не вторгалось в жизнь людей так, как в Спарте. Это был договор от колыбели до могилы.

Первое испытание ждало будущего спартанского равного уже в колыбели. Правительственные чиновники осматривали каждого элитного новорожденного, чтобы решить, будет ли он жить . Ребенок, в чем-то несовершенный, по законам Спарты был обречен на смерть в горной пропасти .

Это кажется неслыханной жестокостью, но Спарта нуждалась в воинах . Именно воина высматривали в новорожденных. Им нужны были крепкие люди, они как бы выводили породу самых лучших, самых сильных.

Чиновники изучали и девочек и тоже решали, жить им или быть сброшенными со скалы.

Из оставшихся в живых девочек воспитывали матерей, а из мальчиков – спартанских равных – воинов, контролирующих правительство.

В Спарте правительство было из народа и для народа, если вы были одним из равных. Все остальные, периеки и илоты, считались негражданами .

Спартанцам удалось придумать уникальную систему, которая просуществовала много лет. и другие брали ее за образец.

Над спартанским правительством была наследственная монархия необычного характера. Самый важный момент, и, судя по всему, наиболее древняя часть их конституции – то, что у них было . Большинство греческих городов помнили времена, когда у них был царь, во многих греческих городах сохранялось что-то вроде религиозного лица, иногда называвшегося царем. А у спартанцев их было два, и оба имели реальную власть. Они могли возглавить армию, имели религиозный авторитет. Они как был уравновешивали друг друга , не давая становиться каждому из них слишком могущественным.

Двойная монархия и 28 спартиатов старше 60 лет входили в совет старейшин, известный как . Герусия была высшим государственным органом, а также верховных судом. Спарта была в каком-то смысле геронтократическим обществом : правили старые люди и некоторые посты занимали только старые люди. Причина была такова: если в Спарте вы дожили до старости, то вы очень крепкий человек.

Ниже герусии находилась ассамблея (), которую составляли спартанские равные свыше 30 лет. Это была наименее значимая часть спартанского правительства, именуемая также народным собранием. Спартанская ассамблея ничего не решала . Она скорее следовала приказам тех, кто уже решил, каким именно путем идти обществу. Ассамблея просто утверждала решения, принятые вышестоящими органами.

Над всеми находилась коллегия из 5 человек, называемых . Они заправляли военными, ведали системой образования. Они имели право наложить вето на любое решение, даже царей. Но их власть имела ограничение: они выбирались только на год, а в конце своего срока отчитывались перед ассамблеей.

Те, кому выпала честь быть эфорами, в конце своего срока автоматически проходили испытание . Это как если бы каждый президент в конце своего 4-летнего или 8-летнего срока отвечал на выдвинутые в его адрес обвинения.

Цель конституции была очевидна: не дать отдельной личности или какому-то органу государства стать всемогущим. И судя по всему, спартанцам это удавалось: как вы можете что-то сделать, если у вас на пути столько людей? Вся система была направлена на то, чтобы не дать что-то сделать, не допустить никаких перемен . Спарте это здорово удавалось.

В течение почти 400 лет в Спарте было самое стабильное правительство за всю историю Греции. И все же это было что угодно, только не демократия . Свобода граждан, основной элемент демократии, свобода слова, свобода волеизъявления, свобода речи не были присущи спартанскому обществу. Спартанцы не считали, что свобода – хорошая идея. Свобода вообще не входила в список добродетелей, которые спартанцев учили уважать.

Главной заботой спартанского правительства было управление илотами. Они знали, что илоты их ненавидят. И как сказал один афинянин, хорошо знавший спартанцев, илоты охотно съели бы спартанцев живьем.

Поэтому каждый год первым пунктом повестки дня правительства было объявление войны илотам . Это был формальный способ заявить, что любой знатный спартанец при желании вправе убить илота.

Спарта была самой жестокой цивилизацией в истории человечества. Примерно на рассвете истории Греции, пока она еще проходила через свой классический период, Спарта уже переживала радикальные социальные и политические революции. В итоге спартанцы пришли к идее полного равенства. Буквально. Именно они разработали ключевые концепции, которые мы частично используем и по сей день.

Именно в Спарте впервые прозвучали идеи самопожертвования во имя всеобщего блага, высокой ценности долга и прав граждан. Вкратце, целью спартанцев было стать максимально идеальными людьми, насколько это в силах простого смертного. Вы не поверите, но каждая утопическая идея, о которой мы до сих пор задумываемся и сегодня, черпает свои истоки еще со спартанских времен.

Самая большая проблема, связанная с изучением истории этой удивительной цивилизации, состоит в том, что спартанцы оставили очень мало записей, и не оставили после себя монументальных построек, которые можно было бы исследовать и анализировать.

Тем не менее, ученые знают, что спартанские женщины наслаждались правом на свободу, образование и равенство в такой высокой степени, в какой не могли похвастать женщины никаких других цивилизаций того времени. Каждый член общества, женщина или мужчина, господин или раб, играл свою особенную ценную роль в жизни Спарты.

Именно поэтому невозможно говорить о прославленных спартанских воинах, не упомянув об этой цивилизации в целом. Воином мог стать каждый, это не было привилегией или повинностью для отдельных социальных сословий. На роль солдата проходил очень серьезный отбор среди обязательно всех граждан Спарты без исключения. Из тщательно отобранных претендентов воспитывали так, чтобы из них выросли идеальные воины. Процесс закалки спартанцев порой был сопряжен с очень жесткими способами подготовки и доходил до крайне экстремальных мер.

10. Спартанских детей с ранних лет воспитывали для участия в войнах

Почти каждый аспект жизни спартанцев находился в подчинении у города-государства. Это касалось и детей. Каждый спартанский младенец представал перед советом инспекторов, которые проверяли дитя на наличие физических недостатков. Если что-то казалось им выходящим за рамки нормы, ребенка изымали из общества и отправляли на погибель за стены города, скидывая с ближайших холмов.

В некоторых счастливых случаях эти покинутые дети находили свое спасение среди случайных странников, проходящих мимо, или же их забирали к себе «гелоты» (низшее сословие, спартанские рабы), работающие на ближайших полях.

В раннем детстве те, кто переживал первый отборочный этап, купались в ванных с вином вместо . Спартанцы верили, что это укрепляет их силу. Кроме того среди родителей было принято игнорировать плач детей, чтобы те привыкали к «спартанскому» образу жизни со младенчества. Такие воспитательные приемы настолько восторгали иноземцев, что спартанских женщин часто приглашали в соседние края в качестве нянечек и медсестер за их железные нервы.

Вплоть до 7 лет спартанские мальчики жили в своих семьях, но после этого их забирало само государство. Детей переселяли в общественные бараки, и в их жизни начинался тренировочный период под названием «агоге». Целью этой программы было воспитание из юнцов идеальных воинов. В новый режим входили физические упражнения, обучение различным хитростям, безусловной верности, военному искусству, рукопашному бою, развитие терпимости к боли, охота, навыки выживания, навыки общения и уроки морали. Их также учили читать, писать, слагать стихи и ораторствовать.

В 12 лет всех мальчиков лишали одежды и всех других личных вещей, кроме единственного красного плаща. Их обучали спать на улице и делать себе постель из тростниковых ветвей. Кроме того мальчиков поощряли копаться в мусоре или воровать себе еду. Но если воришек ловили, детей ждало суровое наказание в виде порки.

Спартанские девочки жили в своих родных семьях и после 7-летнего возраста, но они тоже получали знаменитое спартанское воспитание, в которое входили уроки танцев, гимнастики, метание дротиков и дисков. Полагалось, что именно эти навыки помогали им лучше всего подготовиться к материнству.

9. Дедовщина и драки среди детей

Одним из ключевых способов вылепить из мальчиков идеальных солдат и развить в них истинно суровый нрав считалось провоцирование к дракам друг с другом. Более взрослые парни и учителя часто затевали ссоры среди своих учеников и побуждали их вступать в драки.

Главной целью агоге было воспитать в детях устойчивость ко всем тяготам, которые будут ждать их на войне, - к холоду, голоду или боли. И если кто-то проявлял хоть малейшую слабину, трусость или смущение, они сразу же становились объектами жестоких насмешек и наказаний от своих же товарищей и учителей. Представь, что в школе над тобой кто-то издевается, а учитель подходит и присоединяется к обидчикам. Это было очень неприятно. А чтобы «добить», девочки пели всякие обидные речевки про провинившихся учеников прямо во время церемониальных собраний перед высокопоставленными сановниками.

Даже взрослые мужчины не избегали поруганий. Спартанцы ненавидели полных людей. Именно поэтому все граждане, включая даже царей, ежедневно участвовали в совместных приемах пищи, «сисситиях», которые отличались нарочитой скудностью и пресностью. Вместе с ежедневными физическими нагрузками это позволяло спартанским мужчинам и женщинам держать себя в тонусе на протяжении всей жизни. Те, кто выбивался из общей струи, подвергались общественному порицанию и даже рисковали быть изгнанными из города, если не спешили справиться со своим несоответствием системе.

8. Состязания на выносливость

Неотъемлемой частью Древней Спарты и вместе с тем одной из ее самых отвратительных практик было Состязание на выносливость – Диамастигосис. Эта традиция была призвана чтить память случая, когда жители из соседних поселений поубивали друг друга перед алтарем Артемиды в знак почитания богини. С тех пор человеческие жертвоприношения совершались здесь ежегодно.

Во времена правления полумифического спартанского царя Ликургуса, жившего в 7 веке до нашей эры, ритуалы поклонения святилищу Артемиды Орфии были смягчены и включали только порку мальчиков, проходящих агоге. Церемония продолжалась до тех пор, пока они полностью не зальют своей кровью все ступени алтаря. Во время ритуала алтарь был усыпан шишками, до которых дети должны были добраться, и собрать их.

Старшие ребята ожидали младших с палками в руках, избивая детей безо всякого сострадания к их боли. Традиция по своей сути была посвящением маленьких мальчиков в ряды полноценных воинов и граждан Спарты. Последний выстоявший ребенок получал великие почести за свою мужественность. Нередко во время такой инициации дети погибали.

Во времена оккупации Спарты Римской Империей традиция Диамастигосиса не исчезла, но утратила свою основную церемониальную значимость. Вместо этого это стало просто зрелищным спортивным мероприятием. Люди со всей империи стекались в Спарту, чтобы посмотреть на жестокую порку молодых парней. К 3-му столетию нашей эры святилище было превращено в обычный театр с трибунами, с которых зрители могли удобно наблюдать за избиениями.

7. Криптерия

Когда спартанцы достигали 20-летнего возраста или около того, те, кто был помечен в качестве потенциальных лидеров, получали возможность поучаствовать в Криптерии. Это была своего рода секретная полиция. Хотя в большей степени речь шла о партизанских отрядах, которые периодически терроризировали и оккупировали соседние поселения гелотов. Лучшие годы этого подразделения пришлись на 5 век до нашей эры, когда у Спарты было примерно 10 000 мужчин, способных воевать, а мирное население гелотов превосходило их на считанные единицы.

С другой стороны спартанцы постоянно находились под угрозой бунта со стороны гелотов. Эта постоянная угроза и была одной из причин, почему Спарта развивала такое милитаризированное общество и ставила на первое место воинственность своих граждан. Каждый мужчина в Спарте по закону должен был быть с детства воспитан в качестве солдата.

Каждую осень молодые воины получали шанс проверить свои навыки во время неофициального объявления войны вражеским поселениям гелотов. Члены Криптерии выходили на задания по ночам, вооруженные только ножами, и их целью всегда было убийство любого гелота, встреченного на своем пути. Чем крупнее и сильнее попадался враг, тем лучше.

Эта ежегодная бойня проводилась, чтобы приучить соседей повиновению и снизить их численность до безопасного уровня. Только те мальчики и мужчины, которые участвовали в таких набегах, могли рассчитывать на получение более высокого ранга и привилегированного статуса в обществе. Все остальное время года «секретная полиция» патрулировала окрестности, все так же казня любого потенциально опасного гелота без каких-либо разбирательств.

6. Принудительная женитьба

И хотя это сложно назвать чем-то откровенно ужасающим, но принудительные браки к 30 годам сегодня многие бы сочли неприемлемым и даже пугающим. До 30 лет все спартанцы жили в общественных бараках и служили в государственной армии. При наступлении 30-летнего возраста их освобождали от военного долга и переводили в запас до 60 лет. В любом случае, если к 30 годам кто-то из мужчин не успевал найти себе жену, их женили насильно.

Спартанцы считали брак важным, но не единственным способом для зачатия новых солдат, поэтому девочек выдавали замуж не раньше 19 лет. Претенденты должны были сначала тщательно оценить здоровье и физическую форму своих будущих спутниц жизни. И хотя часто решался между будущим мужем и тестем, девушка тоже имела право голоса. Ведь по закону спартанские женщины имели равные с мужчинами права, причем даже намного большие, чем в некоторых современных странах по сей день.

Если мужчины Спарты женились до своего 30-летия и все еще во время прохождения военной службы, они продолжали жить отдельно от жен. Но если же мужчина уходил в резерв все еще холостым, считалось, что не исполняет свой долг перед государством. Холостяка ждали публичные насмешки по любому поводу, особенно во время официальных собраний.

А если по какой-то причине у спартанца не могло быть детей, он должен был найти своей жене подходящего партнера. Случалось даже, что у одной женщины было несколько сексуальных партнеров, и все вместе они воспитывали общих детей.

5. Спартанское оружие

Основную массу любой древнегреческой армии, включая спартанскую, составляли «гоплиты». Это были солдаты в громоздких доспехах, граждане, на чье вооружение уходили приличные средства, чтобы они могли участвовать в войнах. И в то время как воины из большинства греческих городов-государств не обладали достаточной военной и физической подготовкой и оснащением, спартанские солдаты умели воевать всю свою жизнь и всегда были готовы отправиться на поле боя. Пока все греческие города-государства строили защитные стены вокруг своих поселений, Спарта никак не заботилась об укреплениях, считая своей главной защитой закаленных гоплитов.

Основным оружием гоплита, вне зависимости от его происхождения, было копье для правой руки. Длина копий достигала около 2,5 метров. Острие этого оружия было сделано из бронзы или железа, а рукоятка из кизилового дерева. Использовалось именно это дерево, потому что оно отличалось необходимой плотностью и прочностью. Кстати, кизиловая древесина настолько плотная и тяжелая, что даже тонет в воде.

В левой руке воин держал свой круглый щит, знаменитый «гоплон». 13-килограмовые щиты использовались в основном для защиты, но иногда применялись и в ударных техниках ближнего боя. Щиты изготавливались из дерева и кожи, а сверху покрывались слоем бронзы. Спартанцы помечали свои щиты буквой «лямбда», которая символизировала Лаконию, регион Спарты.

Если ломалось копье или сражение становилось слишком тесным, гоплиты с передовой брались за свои «ксипо», короткие мечи. Они были длиной в 43 сантиметра и предназначались для ведения ближнего боя. Но спартанцы больше предпочитали таким ксипо свои «копис». Эта разновидность меча наносила врагу особенно мучительные рубящие раны за счет своей специфической односторонней заточки по внутренней грани клинка. Копис использовали в большей степени как топор. Греческие художники часто изображали спартанцев именно с кописами в руках.

Для дополнительной защиты солдаты носили бронзовые шлемы, покрывающие не только голову, но и заднюю часть шеи и лицо. Также среди доспехов были нагрудные и наспинные щиты из бронзы или кожи. Голени солдат защищали специальные бронзовые пластины. Предплечья были закрыты таким же образом.

4. Фаланга

Существуют определенные признаки того, на какой стадии развития находится цивилизации, и среди них как раз то, как народы воюют. Племенные сообщества обычно сражаются хаотично и бессистемно, каждый воин размахивает своим топором или мечом, как ему вздумается, и ищет личную славу.

Но более продвинутые цивилизации сражаются согласно продуманным тактикам. Каждый солдат играет определенную роль в своем отряде и подчиняется общей стратегии. Так воевали римляне, так же сражались и древние греки, к которым относились спартанцы. По большому счету знаменитые римские легионы были сформированы именно по примеру греческих «фаланг».

Гоплиты собирались в полки, «локхои», состоящие из нескольких сотен граждан, и выстраивались в колонны по 8 и более рядов. Такое построение называлось фалангой. Мужчины стояли плечом к плечу в тесных группах, защищенные со всех сторон товарищескими щитами. В промежутках между щитами и шлемами стоял буквально лес из копий, торчащих пиками наружу.

Фаланги отличались очень организованным передвижением благодаря ритмичным аккомпанементам и кричалкам, которые спартанцы интенсивно учили в юном возрасте во время тренировок. Случалось, что греческие города сражались между собой, и тогда в бою можно было увидеть зрелищные столкновения сразу нескольких фаланг. Битва продолжалась до тех пор, пока один из отрядов не закалывал другой до смерти. Это можно было бы сравнить с кровавой стычкой во время матча по регби, но в древних доспехах.

3. Никто не сдается

Спартанцы воспитывались чрезвычайной преданности и презирали трусость превыше всех прочих человеческих недостатков. От солдат ожидалось, что они будут бесстрашными в любых обстоятельствах. Даже если речь пойдет о последней капли и до последнего выжившего. По этой причине акт капитуляции приравнивался самой нестерпимой трусости.

Если в каких-то невообразимых обстоятельствах спартанскому гоплиту приходилось сдаться, он потом кончал жизнь самоубийством. Древний историк Геродот вспоминал двух неизвестных спартанцев, которые пропустили важный бой и со стыда покончили собой. Один повесился, другой пошел на верную искупительную смерть во время следующего же сражения во имя Спарты.

Спартанские матери были знамениты тем, что часто говорили своим сыновьям перед боем: «Возвращайся со своим щитом, или не возвращайся вовсе». Это означало, что их либо ждут с победой, либо мертвыми. К тому же если воин лишался собственного щита, он также оставлял без защиты и своего товарища, что ставило под удар всю миссию, и было неприемлемым.

Спарта считала, что солдат полностью выполнил свой долг только тогда, когда он умер за свое государство. Мужчина должен был погибнуть на поле боя, а женщина обязана была рожать детей. Только те, кто исполнял этот долг, имели право быть похоронены в могиле с выгравированным на надгробии именем.

2. Тридцать тиранов

Спарта славилась тем, что она всегда стремилась распространить свои утопические взгляды и на соседние города-государства. Сначала это были Мессениане с запада, которых спартанцы покорили в 7 – 8 веке до нашей эры, обратив их в своих рабов гелотов. Позднее взор Спарты устремился даже на Афины. Во время Пелопоннесской войны 431 – 404 годов до нашей эры спартанцы не просто подчинили себе афинян, но и унаследовали их морское превосходство в регионе Эгейского моря. Такого раньше не случалось. Спартанцы не стали равнять с землей славный город, как им советовали коринфяне, а вместо этого решили слепить завоеванное общество по своему образу и подобию.

Для этого они установили в Афинах «про-спартанский» олигархат, бесславно известный как режим «Тридцати тиранов». Главной целью этой системы была реформация, а в большинстве случаев полное уничтожение основополагающих афинских законов и порядков в обмен на провозглашение спартанского варианта демократии. Они провели реформы в области властных структур и понизили в правах большинство общественных сословий.

Было назначено 500 советников, призванных исполнять судебные обязанности, ранее принадлежавшие всем гражданам. Спартанцы также избрали 3 000 афинян, чтобы «разделить с ними власть». На деле у этих местных управленцев просто было несколько больше привилегий, чем у остальных жителей. Во время 13-месячного режима Спарты 5% населения Афин умерло или просто скрылось из города, было конфисковано много чужого имущества, и толпы сподвижников старой системы управления Афинами были отправлены в ссылку.

Бывший ученик Сократа Критиас, лидер «Тридцати», был признан жестоким и совершено негуманным правителем, который вознамерился превратить покоренный город в отражение Спарты любой ценой. Критиас вел себя, как будто он все еще находился на посту в спартанской Криптее, и казнил всех афинян, которых считал опасными для установления нового порядка вещей.

Для патрулирования города было нанято 300 знаменосцев, которые в итоге запугивали и терроризировали местное население. Около 1500 самых выдающихся афинян, не поддерживающих новое правительство, насильно приняли яд – цикуту. Интересно, что чем более жестокими были тираны, тем больше сопротивления они встречали со стороны местных жителей.

В итоге спустя 13 месяцев жестокого режима произошел успешный переворот, который возглавил Трасибулус, один из немногих граждан, сбежавших из ссылки. Во время афинской ресторации 3 000 вышеупомянутых изменников получили амнистию, но остальные перебежчики, включая тех самых 30 тиранов, были казнены. Критиас погиб еще в одном из первых боев.

Погрязшее в коррупции, предательстве и насилии, короткое правление тиранов обусловило сильное недоверие афинян по отношению друг к другу даже в течение последующих нескольких лет после падения диктатуры.

1. Знаменитое Фермопильское сражение

Наиболее известное сегодня по серии комиксов 1998 года и фильму 2006 года «300 спартанцев», Фермопильское сражение, произошедшее в 480 году до нашей эры, стало эпической бойней между греческой армией во главе со спартанским царем Леонидасом I и персами под руководством царя Ксеркса.

Изначально конфликт возник между этими двумя народами еще до воцарения упомянутых военачальников, во время правления Дариуса I, предшественника Ксеркса. Он немало расширил пределы своих земель вглубь европейского континента и в какой-то момент устремил свой алчущий взор на Грецию. После смерти Дариуса Ксеркс почти сразу же после вступления в свои права царя начал подготовку к вторжению. Это была величайшая угроза, с которой когда-либо сталкивалась Греция.

После долгих согласований между греческими городами-государствами, сборная сила примерно из 7 000 гоплитов была отправлена защищать Фермопильский проход, через который персы собирались продвинуться на территорию всей Эллады. По какой-то причине в экранизациях и комиксах те самые несколько тысяч гоплитов не были упомянуты, включая и легендарный афинский флот.

Среди нескольких тысяч греческих воинов были и воспетые 300 спартанцев, которых Леонидас повел в бой лично. Ксеркс собрал для своего вторжения армию из 80 000 солдат. Относительно малочисленная защита греков объяснялась тем, что они не хотели отправлять слишком много воинов далеко на север страны. Другой причиной был более религиозный мотив. В те дни как раз проходили священные Олимпийские игры и самый важный ритуальный фестиваль Спарты, Карнея, во время которого кровопролитие было запрещено. В любом случае Леонидас осознавал, какая опасность грозит его войску и созвал 300 самых своих преданных спартанцев, у которых уже родились наследники мужского пола.

Расположенное в 153 километров к северу от Афин, ущелье Фермопилы представляло собой отличную оборонительную позицию. Шириной всего в 15 метров, зажатое между практически вертикальными скалами и морем, это ущелье создавало большое неудобство для численной армии Персии. Такое ограниченное пространство не позволяло персам, как следует, развернуть всю свою мощь.

Это дало грекам значительное преимущество наряду с уже построенной здесь оборонительной стеной. Когда Ксеркс наконец-то прибыл на место, ему пришлось ждать 4 дня в надежде, что греки сдадутся. Этого не произошло. Тогда он отправил своих послов последний раз, чтобы призвать врага сложить оружие, на что Леонидас ответил «приди и возьми его сам».

На протяжении 2 следующих дней греки отразили многочисленные персидские атаки, включая бой с элитным отрядом «Бессмертных» из личной гвардии персидского царя. Но преданные местным пастухом, который указал Ксерксу о тайном обходном пути через горы, на второй день греки все же оказались окруженные врагом.

Столкнувшись с такой неприятной ситуацией, греческий военачальник распустил большинство гоплитов, кроме 300 спартанцев и еще нескольких избранных солдат, чтобы дать последний бой. Во время последней атаки персов славный Леонидас и 300 спартанцев пали, с честью выполнив свой долг перед Спартой и ее людьми.

До сего дня в Фермопилах существует табличка с надписью «Путник, пойди возвести нашим гражданам в Лакедемоне, что, их заветы блюдя, здесь мы костьми полегли». И хотя Леонидас со своими людьми погиб, их совместный подвиг вдохновил спартанцев собраться с духом и в ходе последующих греко-персидских войн свергнуть злостных оккупантов.

Фермопильское сражение навсегда закрепило за Спартой репутацию самой уникальной и сильной цивилизации.

Спартанцы - жители одного из древнегреческих полисов (городов - государств) на территории Древней Греции, существовавшего с 8 в. до н.э. Спарта прекратила существование после римского завоевания Греции во 2 половине 2 в. до н.э, однако упадок Спарты начался уже с 3 в. до н.э. Спартанцы создали оригинальную и самобытную цивилизацию, разительно отличающуюся от цивилизации остальных древнегреческих полисов, и до сих пор привлекающую к себе внимание исследователей. Основой спартанского государства были законы Ликурга - спартанского царя жившего в 7 в до н.э.

Природа

Спартанское государство располагалось в южной части греческого полуострова Пелопоннес. Географическое положение Спарты отличалось изолированностью. Спарта располагалась в долине зажатой между рекой и горами. В долине находилось большое количество плодородных земель, а предгорья изобиловали дикорастущими фруктовыми деревьями, реками и ручьями.

Занятия

Основным занятием спартанцев было военное дело. Ремеслом и торговлей занимались периэки - лично свободные, но лишенные политических прав жители Спарты. Земледелием занимались илоты - жители покоренных спартанцами земель, превращенные в государственных рабов. В связи с нацеленностью спаратанского государства на равенство всех свободных граждан (причем равенство не в правовом, а в буквальном - бытовом смысле) из ремесел было распространено только изготовление самых необходимых предметов - одежды, посуды и прочей хозяйственной утвари. В связи с военной направленностью Спарты на высоком техническом уровне находилось лишь изготовление оружия и доспехов.

Средства передвижения

Спартанцы использовали лошадей, повозки и колесницы. Согласно законам Ликурга спартанцы не имели право быть моряками и воевать на море. Однако в более поздние периоды спартанцы имели военный флот.

Архитектура

Спартанцы не признавали излишеств и потому их архитектура (как внешнее, так и внутренне убранство строений) отличалась крайней функциональностью. Естественно, что при таком подходе спартанцы не создали выдающихся архитектурных сооружений.

Военное дело

Армия спартанцев имела жесткую организационную структуру, которая, эволюционировала и отличалась в разные временные периоды. Тяжеловооруженные пехотинцы - гоплиты набирались из граждан Спарты и составляли основу армии. Каждый спартанец являлся на войну с собственным оружием. Комплект оружия был четко регламентирован, и состоял из копья, короткого меча, круглого щита и доспехов (бронзовые шлем, панцирь и поножи). Каждый гоплит имел слугу-оруженосца из илотов. В армии также служили периэки, вооруженные луками и пращами. Спартанцы не знали фортификации и осадного дела. В поздние периоды истории Спарта имела военный флот и одержала ряд морских побед, однако спартанцы никогда не уделяли большого внимания военному делу на море.

Спорт

Спартанцы с детства готовились к войне. С 7 лет ребенка забирали у матери, и начинался длительный и сложный процесс обучения, длящийся 13 лет. Это позволяло к 20 годам воспитать сильного, умелого и опытного воина. Спартанские воины были лучшими в Древней Греции. В Спарте практиковалось множество видов атлетических занятий и соревнований. Спартанские девочки также проходили военно-атлетическую подготовку, включающую в себя такие разделы как бег, прыжки, борьбу, метание диска и копья.

Искусство и литература

Спартанцы презирали искусство и литературу, признавая только музыку и пение. Спартанские танцы имели скорее военную, чем эстетическую направленность.

Наука

Спартанцы изучали только азы грамоты - чтение, письмо, военные и религиозные песни; историю, религию и традиции Спарты. Все остальные виды науки и образования (в том числе люди ими занимающиеся) были изгнаны из страны и запрещены.

Религия

В целом Спартанцы придерживались древнегреческой политеистической религии, с тем отличием, что в Спарте справлялось меньше религиозных праздников, и справлялись они с меньшей помпой. До определенной степени роль религии в Спарте взяла на себя спартанская мораль.

Спарта – древнее государство в Греции, известное ныне во всем мире. Такие понятия как «спартанец», «спартанский» пошли именно от Спарты. Всем известен также обычай спартанцев убивать слабых детей, для поддержания генофонда нации.

Сейчас Спарта это небольшой городок в Греции, центр нома Лакония, расположенного в области Пелопоннес. А раньше Спартанское государство было одним из основных претендентов на главенство в древнегреческом мире. Некоторые вехи истории Спарты воспеты в произведениях Гомера, среди которых выдающаяся «Илиада». Кроме того, все мы знаем фильмы «300 спартанцев» и «Троя», сюжет которых также затрагивает некоторые исторические события с участием Спарты.

Официально Спарта называлась Лакедемон, отсюда и пошло название нома Лакония. Возникновение Спарты относят к 11 веку до нашей эры. Спустя некоторое время местность, в которой располагался город-государство, была завоевана дорийскими племенами, которые, ассимилировавшись с местными ахейцами, и стали спартакиатами в известном нам смысле. Прежние жители города были превращены в рабов-илотов.

Одной из ключевых фигур становления Спарты как сильного государства является Ликург, правивший городом в 9-м веке до нашей эры. До появления Ликурга Спарта, Греция мало чем отличалась от других древнегреческих городов-государств, здесь также было развито искусство, торговля, ремесла. О высокой культуре спартанского государство говорит и поэзия его поэтов. Однако с приходом к власти Ликурга ситуация в корне поменялась, приоритет в развитии получило военное искусство. С этого момента Лакедемон преобразился в могущественное военное государство.

Начиная с 8-го века до нашей эры, Спарта начала вести захватнические войны на Пелопоннесе, покоряя своих соседей один за другим. Так, до наших дней дошла слава о так называемых Мессенских войнах, 1-й и 2-й, по результатам которых победила Спарта. Граждане Мессении были превращены в рабов-илотов. Таким же образом были завоеваны Аргос и Аркадия.

После череды военных операций по захвату работ и новых территорий, Лакедемон перешел к установлению дипломатических отношений с соседями. Путем заключения договоров Лакедемон стал во главе союза Пелопонесских государств - могущественного образования Древней Греции.

Создание Спартой Пелопонесского союза государств послужило прообразом будущего альянса с Афинами для отпора угрозы персидского вторжения. Во время войны с Персией в 5-м веке до нашей эры произошло знаменитое Фермопильское сражение, которое послужило источником для сюжета знаменитого американского фильма «300 спартанцев». И хотя сюжет фильма далек от исторической действительности, благодаря нему миллионы людей во всем мире узнали об этом сражении.

Невзирая на совместную победу в войне с персами, союз Афин и Спарты долго не продержался. В 431-м году до нашей эры разразилась так называемая Пелопонесская война, в которой, спустя несколько десятилетий, победу одержало Спартанское государство.

Однако, не все в Древней Греции были довольны верховенством Лакедемона и через 50 лет после Пелопонесской войны разразилась новая война. На этот раз соперниками спартанцев стали Фивы с союзниками, которым удалось нанести серьезное поражение Спарте, после чего могущество государства спартанцев было утрачено. Стоит отметить, что между этими двумя кровопролитными и жестокими войнами за господство на полуострове спартанцы не сидели без дела, практически все это время велись войны против различных городов-государств Древней Греции, которые в конечном итоге подкосили силы Лакедемона.

После поражения от Фив, Лакедемон вел еще несколько войн. Среди которых война с Македонией в 4-м веке до нашей эры, принесшая поражение спартанцам, война с вторгшимися галатами в начале 3-го века до нашей эры. Также спартанцы боролись за господство на Пелопоннесе с вновь созданным Ахейским союзом, а несколько позже, уже в начале 2-го века до нашей эры, они были участниками Лаконской войны. Все эти сражения и войны наглядно показывали сильный упадок былого могущества Спартанского государства. В конце концов, Спарта, Греция была насильно включена в состав Древнего Рима, вместе с другими древнегреческими государствами. Так закончился самостоятельный период истории гордого и воинственного государства. Спарта - древнее государство в Греции прекратило свое существование, став одной из провинций Древнего Рима.

Устройство древнего Спартанского государства существенно отличалось от других древнегреческих городов-полисов. Так, правителями Лакедемона были два царя из двух династий - Агидов и Эврипонтидов. Они управляли государством вместе с советом старейшин, так называемой герусией, в которую входили 28 человек. Состав герусии был пожизненным. Кроме того, важные государственные решения принимались на всенародном собрании, называвшемся апелле. Участвовать в собрании принимали только свободные граждане, достигшие 30-ти лет и обладавшие достаточными денежными средствами. Несколько позже возник государственный орган эфоров, куда входили 5 чиновников от 5-ти спартанских областей, которые в совокупности власти имели больше чем цари.

Население Спартанского государства было классово неравноправным: спартанцы, периэки - вольные жители из близлежащих городов, не имеющие права голоса и илоты - государственные рабы. Спартанцы должны были заниматься исключительно войной, им нельзя было участвовать в торговле, ремеслах и сельском хозяйстве, все это было отдано на откуп периэкам. Имения спартанцев обрабатывали арендованные у государства илоты. Во времена расцвета Спартанского государства спартанцев было в 5 раз меньше чем периэков и в 10 раз меньше чем илотов.

Такой была древняя Sparta, от которой ныне остались развалины ее сооружений, неувядаемая слава государства-воина и небольшой городов с одноименным названием на юге Пелопоннеса.