Агрессия японии на китай. Внешняя политика японии накануне второй мировой войны

Летом 1931 г. в Маньчжурии произошли столкновения между китайскими и корейскими поселенцами, повлекших погромы китайцев в Корее. Поскольку корейцы, проживавшие в Маньчжурии, были японскими подданными, воспользовалась этими событиями. Осенью 1931 года она оккупировала важнейшие пункты в зоне Юго-Маньчжурской железной дороги и в районе Мукдена. Этот акт агрессии начал серьезный военный конфликт на Дальнем Востоке.

Осуществляя планы, намеченные в «Меморандуме Танака», Япония в конце 1931 — начале 1932 г. захватила район Цзиньчжоу на юге Маньчжурии и начала наступление на Шанхай. Весной 1932 г. Токио подписал соглашение с китайским правительством, и боевые действия прекратились.

4 марта 1932 с помощью японцев было образовано марионеточное государство Манчжоу-го, правителем которой стал последний представитель маньчжурской династии Цин Пу II. Осенью того же года между Японией и Манчжоу-го был подписан протокол о «военный союз», который позволил разместить японские войска на территории новообразованного государства. Япония добивалась признания Лигой Наций ее действий в Китае и официального признания Манчжоу-го. Отказ Лиги Наций удовлетворить претензии Токио привела к выходу Японии из этой международной организации в марте 1933 г.

Японцы продолжали расширять свое присутствие в Китае. В конце 1933 г. они ввели войска в провинцию Чахар, а в мае 1935 года — в демилитаризованную зону провинции Хэбэй. В Северном Китае японцы организовали движение за автономию Внутренней Монголии.

Сближение правительственных структур Японии с гитлеровской Германией, подписание Антикоминтерновского пакта полностью согласовывалось с ее политикой «большой войны» в Китае.

Подготовка к этой войне сопровождалась интенсивной идеологической обработкой японцев. Вооруженные силы воспитывались на морально-этическом кодексе самураев-бусидо. Мораль воина должна была стать стержнем японского национального духа, воплощать любовь к императору и отечеству.

Новое наступление Японии на Северный Китай началось 7 июля 1937 года. Вскоре военные действия охватили всю территорию страны. До 80% бюджетных расходов Японии приходилось на военные нужды.

Правительство Коноэ вынужден был усиливать борьбу с антивоенными настроениями в стране. Официально эта политика называлась «движением за мобилизацию национального духа». К марту 1938 г. количество арестованных за участие в антивоенных выступлениях достигла 10 тыс. чел.

Лига Наций в октябре 1937 г. выразила свою моральную поддержку Китаяю, осудив японскую агрессию. Брюссельская конференция, созванная Лигой Наций в ноябре 1937 г., еще раз осудила агрессивные действия Японии. В ответ правительство Каноэ отказался от участия в конференции, игнорировав декларацию, принятую ее участниками.

11 ноября 1937 японские войска заняли Шанхай, а через два дня Нанкин. С января 1938 г. японцы начали бомбардировки южных китайских городов. В октябре 1938 г. были оккупированы важные стратегические центры Южного Китая Кантон и Ханькоу.

22 декабря 1938 премьер Каноэ в правительственной декларации объявил об установлении «нового порядка в Восточной Азии». Япония требовала присоединения Китая к Антикоминтерновский пакт, признание им Манчжоу-го и размещение японских военных баз на китайских территориях.

В 1937 г. Япония вторглась в Северный и Центральный Китай. Япония планировала также войну против СССР и на Тихом океане. Война явилась следствием проводившегося в течение нескольких десятилетий империалистического(исп.воен. сил) курса Японии на политическое и военное господство в Китае для захвата огромных сырьевых резервов и других ресурсов.

Судетский кризис

Внешнеполитические отношения между СССР и Германией постепенно охлаждались. Особенно это стало заметно после Мюнхенской сговора 1938 г.(Кульминационный пункт политики поощрения агрессии, когда Фр.,Вел.,Ит.,Герм. подписали договор о передачи Чехословакией Германии Судетской области), СССР пытался проводить активную внешнюю политику, направленную на защиту интересов Чехословакии.

После Мюнхена произошел очередной поворот в советской внешней политике . СССР отходит от стратегии "коллективной безопасности", демократического блока, "народных фронтов". Начинается сближение с фашистской Германией, в результате чего 23 августа 1939 г. в Москве был заключен советско-германский договор о ненападении, незамедлительно вступивший в силу и рассчитанный на 10 лет (пакт Риббентропа - Молотова ). К нему был приложен секретный протокол о разграничении сфер влияния в Восточной Европе. Интересы Советского Союза были признаны Германией в Прибалтике (Латвия, Эстония, Финляндия) и Бессарабии.

Заключив в 1939 г. пакт о ненападении с Германией, когда на Дальнем Востоке шли военные действия (в 1938–1939 гг. произошли столкновения советских и японских войск в районе озера Хасан и р. Халхин-Гол. Причина:Спор о делимитации границы между Монголией и Маньчжоу-го.Итог: Победа СССР и Монголии), СССР избежал войны на два фронта

1 сентября 1939 Германия начала войну против Польши. А советские войска заняли ее восточные районы. В состав СССР в результате вошли земли Западной Украины и Западной Белоруссии.

После завершения военных операций в Польше между СССР и Германией был подписан договор о дружбе и границе и новые секретные протоколы, в которых были уточнены сферы интересов стран: в обмен на некоторые территории Польши Германия отдала СССР Литву.

Война с Финляндией. 31 октября Советский Союз предъявил территориальные претензии к Финляндии.СССР потребовал перенести границу от Ленинграда на 70 км,ликвидировать военно-морские базы на полуострове Ханко и Аландских островах. В обмен на это СССР предлагал Финляндии большие, но неосвоенные территории на севере. 30 ноября 1939 г. Красная армия начала боевые действия против финских войск. Начало этой войны было воспринято мировым сообществом как акт агрессии. СССР исключили из Лиги Наций. Результатом войны СССР с Финляндией стал мирный договор, по которому все территориальные притязания СССР к Финляндии были удовлетворены.



В конце 30-х гг. СССР заключает договоры о взаимной помощи с прибалтийскими странами – Эстонией, Латвией и Литвой. Они предусматривали присутствие военных баз на территории этих государств. Присутствие советских войск было использовано СССР для провозглашения здесь советской власти. В странах Прибалтики были созданы новые правительства, которые обратились с просьбой к СССР о вхождении в его состав в качестве союзных республик.

Конец 1940 -го – первую половину 1941-го следует квалифицировать как последний период истории внешней политики СССР до начала Великой Отечественной войны.

В конце июня 1940 после проведения советско-германских консультаций Бессарабия и Северная БуковИна , оккупированные Румынией в 1918 г., были присоединены к Советскому Союзу. Таким образом, большая часть утраченных в годы революции и гражданской войны территорий в 1939–1940 гг. вошла в состав СССР.

За первые годы войны Германия смогла захватить большую часть Европы, но в 42 году коренной перелом-Сталинградская битва(впервые удалось дать отпор).

В 41-42 в результате подписания ряда соглашений была сформирована антигитлеровская коалиция против стран нацистского блока, также называемых Страны Оси : Германии, Италии, Японии и их сателлитов и союзников.

Март 1941- американский Конгресс принял закон о ленд-лизе (помощь любой стратегически важной для США стране)

Июль 1941-англо-советское соглашение о совместных действиях против Германии.

В начале 1930-х гг. внутреннее развитие Японии стало фактором дестабилизации Вашингтонской системы. Трансформация государственности и политического устройства Японии вследствие мирового экономического кризиса привела к тому, что в сложных условиях сформировалась фашистская идеология национальной исключительности японцев. Ее называют милитаристской, поскольку наиболее восприимчивыми к этим идеям оказались представители вооруженных сил. Выход из кризиса правящие круги видели во внешней экспансии, войне, нацеленной на завоевание региональной и мировой гегемонии. В первую очередь, для этого необходимо было завоевать Манчжурию: «Манчжурия – это первая линия государственной обороны Японии». Для этого она имела хорошо обученную Квантунскую армию, а местом ее дислокации была арендованная территория Гуандун (по-японски Квантун).

В ночь с 18 на 19 сентября 1931 г. японские войска вторглись в Маньчжурию недалеко от Мукдена и при поддержке морской авиации повели наступление на китайские гарнизоны и города северо-восточного Китая. Правитель Маньчжурии Чжан Сюэлян, располагавший 100-тысячной армией против 14-тысячной японской, не смог оказать сопротивление. Через несколько месяцев оккупация Северной Маньчжурии была завершена. На Дальнем Востоке в результате японской агрессии в Китае образовался опасный очаг войны .

Державы – участницы договора о Китае заняли осторожную позицию, долгое время рассматривая происходящее как локальный инцидент, не преследующий далеко идущих политических целей.

Президент США Г. Гувер в октябре 1931 г. признал за Японией право «восстановить порядок в Китае». Однако разрастание конфликта заставило Соединенные Штаты заявить об экспансии Японии и впервые пойти на тесное сотрудничество с Лигой наций. 7 января 1932 г. госсекретарь Дж. Стимсон обратился к Японии и Китаю с идентичными нотами (доктрина Стимсона), где сформулировал позицию США в отношении захватов Японии: непризнание никаких действий, нарушающих суверенитет и целостность Китая, и принцип «открытых дверей»; любых соглашений, легализующих аннексию Маньчжурии. Но многие государства-участники договора о Китае уклонились от коллективного демарша.

Китай сделал ставку исключительно на политико-дипломатические методы противодействия агрессии. Рассчитывая на поддержку западных государств, он обратился в Совет Лиги наций с жалобой на Японию, потребовал восстановить статус-кво и компенсации за причиненный ущерб.

Япония всячески стремилась избежать столкновения с СССР. Со своей стороны, Советский Союз официально заявил о своем нейтралитете и невмешательстве в конфликт. В самый разгар конфликта СССР поставил вопрос о заключении советско-японского пакта о ненападении. СССР соотносил этот конфликт с ходом гражданской войны в Китае и стремился использовать его против Гоминьдана. Дипломатические маневры СССР и Японии создали многозначную политическую ситуацию, в которой западные державы оказались разобщены. Тем временем в Японии определилось отношение к действиям Квантунской армии. Удивительная легкость военных успехов предопределила исход борьбы между умеренными и фашистскими элементами в японском руководстве. В декабре 1931 г. правительство Р. Вакацуки-К. Сидэхары ушло в отставку, к власти пришел новый промилитаристский кабинет К. Инукаи.

Комиссия Литтона и выход Японии из Лиги наций

В сентябре-декабре 1931 г. Совет Лиги наций, неоднократно обсуждая маньчжурский вопрос, осудил Японию и постановил создать комиссию для изучения обстановки на месте. Она состояла из авторитетных представителей США, Британии, Франции, Германии и Италии во главе с английским лордом Виктором Литтоном (Комиссия Литтона).

В условиях бездействия международного сообщества Япония в январе 1932 г. попыталась захватить Шанхай, но решительная демонстрация американского и английского флотов, вынудили ее отступить (Шанхайский инцидент) . Чтобы закрепить аннексию Маньчжурии японцы 1 марта 1932 г. создали марионеточное государство - Манчжоу-го. Во главе был поставлен бывший император Китая Пу И, свергнутый Синхайской революцией 1911 г. Столицей стал город Чанчунь. Государство полностью контролировала Квантунская армия. Военный союз 1932 г. между Японией и Манчжоу-го предусматривал право Японии содержать на его территории свои войска.

Совет Лиги по предложению правительства США принял 11 марта 1932 г. резолюцию о непризнании японских захватов. Комиссия Литтона, посетившая США, Японию, Китай, Маньчжоу-го представила в октябре 1932 г. подробный доклад, содержавший факты об агрессии Японии, нарушении ею Устава Лиги, Договора девяти держав, Пакта Бриана-Келлога. Указав на то, что регион является неотъемлемой частью Китая, Литтон предложил определить новый статус Маньчжурии в качестве автономной единицы Китая. На чрезвычайной сессии Ассамблеи Лиги наций (декабрь 1932 г.) по докладу были вынесены половинчатые решения. Признав Японию агрессором, Лига наций уклонилась от введения экономических и военных санкций против Японии.

Осуждение японской агрессии мировым сообществом было во многом обесценено неэффективностью международно-правового принуждения. При этом вновь выявилась разность в позициях держав к агрессии. СШАсосредоточили усилия своей дипломатии на закреплении принципа «открытых дверей» в Китае, разъяснив, что США не намерены вмешиваться в «законные договорные права» Японии в Маньчжурии. Английский министр иностранных дел Дж. Саймон заявил, что его правительство не намерено предпринимать какие-либо шаги против Японии. Советское правительство заявило, что оно с самого начала японо-китайского конфликта стояло на пути строгого нейтралитета, и сообщало, что не находит возможным присоединиться к постановлениям Лиги наций.

Япония решительно отвергла выводы комиссии Литтона и резолюцию Лиги наций. 27 марта 1933 г. Япония объявила о своем выходе из Лиги наций. Тем самым завершился кардинальный поворот в ее внешней политике к курсу на ревизию Версальско-Вашингтонской системы.

Политика держав на Дальнем Востоке и в Тихоокеанском регионе

Выход Японии из Лиги наций и бездействие великих держав вынудили Китай пойти на перемирие с Японией 31 мая 1933 г. в г. Тангу. В соответствии с ним Япония получала ряд военных и политических привилегий в захваченных областях. Весь обширный район к югу от Великой стены был превращен в «демилитаризованную» зону, куда был закрыт доступ китайским войскам. Тем самым был зафиксирован отказ правительства Чан Кайши от Маньчжурии и областей к югу от нее, оккупированных Японией.

Особенность Маньчжурской политики Япониизаключалась в том, что вместо традиционного колониализма в форме вывоза минеральных и иных ресурсов приоритет был отдан развитию тяжелой промышленности и инфраструктуры региона за счет крупных инвестиций японского капитала. В результате в 30-е гг. Маньчжурия стала одним из наиболее динамично развивающихся регионов мира. К 1937 г. дислоцированная в Маньчжурии Квантунская армия заметно превзошла по боевой мощи вооруженные силы, размещенные на Японских островах. Материковая военно-экономическая база экспансии была в основном создана. Таким образом, Япония сумела захватить политическую инициативу на Дальнем Востоке. На новом этапе в Токио считали необходимым закрепить достигнутый результат, направив усилия на освоение Маньчжурии и дальнейшее проникновение в Китай.

В бассейне Тихого океана Япония в результате активно проводимого внешнеполитического курса расширила свои территориальные владения и влияние и значительно приблизилась к Юго-Восточной Азии, Новой Зеландии и Австралии. Под угрозу были поставлены коммуникации США и Англии, особенно военно-морские базы США стратегического значения – Филиппины и Гавайи (Сандвичевы острова), расположенные неподалеку от Японии.

Первой страной, вставшей на путь насильственного пересмотра версальско-вашингтонской системы, была Япония.

Японские правящие круги на протяжении многих лет вынашивали обширные захватнические планы и активно готовились к их осуществлению. Эти планы с предельной откровенностью были изложены в нашумевшем «меморандуме Танака», поданном японскому императору в 1927 г. Автор этого меморандума, занимавший тогда пост японского премьер-министра, требовал захвата Северо-Восточного Китая (Маньчжурии) и Монголии, войны с Советским Союзом и захвата советского Дальнего Востока и Сибири, установления японского господства над всем Китаем, а затем над Юго-Восточной Азией и Индией.

Первый шаг к осуществлению этой программы япон­ские империалисты сделали в 1931-1932 гг., захватив Северо-Восточный Китай.

К осени 1931 г. сложилась благоприятная для Японии обстановка как в Китае, так и на международной арене.

В 1930-1931 гг. Чан Кайши предпринял три по­хода против китайской Красной Армии и революционных баз в Гуандуне, Хунани, Цзянси и некоторых других провинциях. Все эти походы были отбиты Красной Армией. Однако Чан Кайши не отказывался от мысли уничтожить революционные базы и готовился к новому, четвертому походу.

Международная обстановка 1930-1931 гг. характеризовалась обострением отношений между СССР и капиталистическими странами. В этих условиях можно было рассчитывать на то, что западные державы не окажут противодействия японской агрессии в Северном Китае, явно нацеленной против СССР.

18 сентября 1931 г. японские войска, расположен­ные в зоне Южно-Маньчжурской железной дороги, приступили к оккупации Северо-Восточного Китая. В качестве предлога для этой оккупации японские власти использовали лживое сообщение, будто китайцы произвели взрыв на Южно-Маньчжурской дороге.

Китайские правящие круги не оказали японским за­хватчикам никакого сопротивления. В феврале 1932 г. японские войска завершили оккупацию всего Северо-Вос­тока Китая. 1 марта 1932 г. японские власти офици­ально объявили о создании на захваченной территории нового «государства», так называемого Маньчжоу-Го. Во главе этого марионеточного «государства» был постав­лен свергнутый в 1912 г. последний китайский импе­ратор Пу И.

Японские империалисты превратили Северо-Восток Китая в плацдарм для захвата других территорий Китая и для подготовки нападения на Советский Союз. На Дальнем Востоке был создан первый очаг новой мировой войны.

Несмотря на то, что захват части территории Китая Японией был вопиющим нарушением Вашингтонских соглашений 1922 г. и непосредственно затрагивал эко­номические и политические интересы США и Англии в этой стране, западные державы не оказали никакого про­тиводействия японской агрессии. Расчет на то, что Япония «уничтожит коммунизм» в Китае и, главное, начнет войну с Советским Союзом, перевесил у правящих кру­гов США и Англии все другие соображения. Лига на­ций, устав которой гарантировал ее членам территори­альную неприкосновенность, также не приняла никаких мер в защиту Китая.

В октябре 1931 г. Совет Лиги наций рассмотрел жалобу китайского правительства на агрессию Японии. Большинство членов Совета поддержало резолюцию, обязывавшую Японию в трехнедельный срок вывести свои войска из Китая. Япония голосовала против этой резолюции и тем сорвала принятие решения по обсуждаемому вопросу (поскольку решения Совета Лиги наций могли приниматься только единогласно).

В декабре 1931 г. Совет Лиги наций назначил комиссию под председательством англичанина Литтона для обследования японо-китайского конфликта на месте и предоставления рекомендаций Лиге наций.

В январе 1932 г. государственный секретарь США Стимсон направил правительствам Японии и Китая ноту, в которой заявил о непризнании правительством США положения, созданного односторонними действиями Японии. «Доктрина Стимсона» не предусматривала никаких эффективных мер в защиту территориальной неприкосновенности Китая.

Фактически как Лига наций, так и правительство США устранились от оказания какой-либо помощи Китаю и тем самым развязали японской военщине руки для дальнейших актов агрессии.

Обсуждение японо-китайского конфликта в Лиге наций стало началом пресловутой «политики невмешательства».

Япония предприняла в январе 1932 г. попытку захватить Шанхай. Однако японская военщина встретила решительный отпор со стороны рабочих Шанхая и частей 19-й гоминьдановской армии, которые, вопреки приказу Чан Кайши, вступили в вооруженную борьбу с захватчиками. Два месяца рабочие Шанхая и части 19-й армии обороняли город. В конце концов Япония была вынуждена увести свои войска из Шанхая.

В октябре 1932 г. комиссия Литтона представила Лиге наций свой доклад. Выводы и рекомендации этого доклада являлись весьма двусмысленными. Комиссия Лит­тона рекомендовала восстановить суверенитет Китая над Северо-Востоком, но в то же время признавала наличие у Японии особых прав и интересов в этой части Китая. В конце февраля 1933 г. ассамблея Лиги наций утвердила доклад комиссии Литтона.

Несмотря на то, что эта резолюция фактически признавала господство Японии на Северо-Востоке Китая, она вызвала бурное возмущение японской военщины. 27 марта 1933 г. Япония вышла из Лиги наций. Одновременно она приступила к оккупации ряда провинций Северного Китая.

Захватнические действия Японии в Китае и выход Японии из Лиги наций означали начало крушения версальско-вашингтонской системы послевоенного устройства капиталистического мира.

Агрессивные действия Японии и политика непротивления им со стороны западных держав ободрили все силы реванша и войны в Европе и прежде всего в Германии.

Захват Японией Северо-Восточного Китая обострил советско-японские отношения. Маньчжурские марионеточные власти и японская военщина приступили к организации новых провокаций на КВЖД и вдоль советских дальневосточных рубежей. Советское правительство, стремясь к укреплению мира на Дальнем Востоке, обратилось в конце 1931 г. к Японии с предложением заключить пакт о ненападении. Однако Япония отклонила это предложение.

Советский Союз не признал захвата Японией Северо-Востока Китая. В декабре 1932 г. были восстановлены дипломатические отношения между СССР и Китаем, разорванные в 1929 г. по вине гоминьдановского правительства.

ЯПОНСКАЯ АГРЕССИЯ И НАЧАЛО АНТИЯПОНСКОЙ БОРЬБЫ. ПОРАЖЕНИЕ СОВЕТСКОГО ДВИЖЕНИЯ (1931-1935 гг.)

Наименование параметра Значение
Тема статьи: ЯПОНСКАЯ АГРЕССИЯ И НАЧАЛО АНТИЯПОНСКОЙ БОРЬБЫ. ПОРАЖЕНИЕ СОВЕТСКОГО ДВИЖЕНИЯ (1931-1935 гг.)
Рубрика (тематическая категория) Политика

Начало открытой агрессии в Китае японского империализма. Мировой экономический кризис, начавшийся в 1929 ᴦ., резко обострил весь комплекс социально-экономических противоречий в империалистических государствах, в т.ч. и в Японии. В этой обстановке усилилось стремление монополий и военщины смягчить противоречия в стране на путях агрессии против Китая. Захват Китая и его ресурсов рассматривался правящими классами Японии как база для нападения на СССР, для войны за господство над Азией. Первым шагом в реализации этих планов японского империализма стал захват северо-восточных провинций Китая (Маньчжурии).

18 сентября 1931 ᴦ. командование японской Квантунской армии отдало приказ о наступлении и к утру 19 сентября ввело войска в города Шэньян, Чанчунь, Аньдун и др.
Размещено на реф.рф
Вскоре основные города и районы Северо-Восточного Китая оказались занятыми японскими войсками. Чан Кай-ши приказал находившимся на северовостоке войскам Чжан Сюэ-ляпа без боя отходить на юг и обратился за помощью к Лиге наций.

При этом определявшие позицию Лиги наций правящие круги Англии, Франции и США, рассчитывая, что захваченный японцами Северо-Восток Китая станет плацдармом для нападения Японии на Советский Союз, не приняли действенных мер для обуздания агрессора. В декабре 1931 ᴦ. Лига наций вынесла решение о направлении в Китай комиссии во главе с лордом Литтоном для ʼʼизучения маньчжурского вопроса на местеʼʼ. Лишь к сентябрю 1932 ᴦ. комиссия представила Лиге наций доклад, согласно которому действия Японии признавались агрессией. Только Советский Союз сразу же осудил агрессию японских империалистов.

Чтобы силой заставить нанкинское правительство признать законность японских захватов в Китае, японская военщина, спровоцировав ʼʼнападениеʼʼ на японских граждан в Шанхае, направила в январе 1932 ᴦ. в устье Янцзы военный десант. Нанкинское правительство бежало в Лоян, отдав приказ расквартированной в районе Шанхая 19-й армии отойти без боя. При этом вопреки при-

1 ʼʼМатериалы по третьей ʼʼлевойʼʼ линииʼʼ. Пекин, 1957, сб. 1, стр.
Размещено на реф.рф
85 {на кит. яз.).

казу начались бои с японским десантом. В Шанхае вспыхнули забастовки рабочих и служащих японских предприятий, а также торговцев, ремесленников и студентов. Возникли добровольческие отряды. Бои за город продолжались весь февраль. Японские войска подвергли бомбардировке и сожгли рабочий район Шанхая Чжабэй, но трудящиеся города стойко продолжали борьбу. Лишь в начале марта части 19-й армии, не получившие подкреплений, вынуждены были отойти, оказавшись под угрозой окружения.

Встретив серьезное сопротивление и не имея сил наступать в Китае в нескольких районах, японцы в конце марта пошли на переговоры с представителями нанкинского правительства. По Усу некому соглашению, заключенному в мае 1932 ᴦ. в присутствии представителœей Англии, США, Франции и Италии, японские войска получили право остаться ʼʼдо восстановления порядкаʼʼ. Китайское правительство обязывалось по требованию Японии принять меры для прекращения антияпонского движения и вывести из района Шанхая 19-ю армию.

В начале 1932 ᴦ. японские власти, установив контроль над всœей территорией Маньчжурии, начали инсценировку ʼʼдвижения за независимость от Китаяʼʼ. В марте представители марионеточных властей объявили под японскую диктовку о создании на северовостоке Китая ʼʼнезависимогоʼʼ государства Маньчжоу-го. ʼʼВерховным правителœемʼʼ этого ʼʼ государстваʼʼ японские оккупанты поставили Пу И - последнего императора маньчжурской династии, свергнутого с престола в 1912 ᴦ. Проживавший после отречения династии на государственную пенсию сначала в Пекинœе, а затем в Тяньцзинœе, Пу И незадолго до ʼʼсозданияʼʼ Маньчжоу-го был похищен японской разведкой из своего дворца и доставлен на северо-восток. Столицей Маньчжоу-го был объявлен Чаньчунь, переименованный в Синьцзин (ʼʼновая столицаʼʼ). В марте 1934ᴦ. Пу И был провозглашен императором. С самого начала к Пу И и его ʼʼминистрамʼʼ были приставлены японские ʼʼсоветникиʼʼ - реальное правительство Маньчжоу-го.

15 сентября 1932 ᴦ. японское правительство ʼʼпризналоʼʼ Маньчжоу-го и подписало с ним договор, который легализовал японское военное, политическое и экономическое присутствие на этих территориях. Маньчжоу-го превратилось в плацдарм для дальнейшей агрессии Японии па Дальнем Востоке. Когда в феврале 1933 ᴦ. ассамблея Лиги наций утвердила доклад комиссии Литтона, Япония категорически отказалась принять предложения комиссии и в конце марта 1933 ᴦ. заявила о выходе из Лиги наций. В марте 1933 ᴦ. японские войска заняли провинцию Жэхэ и подошли к Бэйпину и Тяньцзиню. В мае 1933 ᴦ. в городе Тангу нанкинское правительство заключило с японским командованием соглашение о перемирии. По этому соглашению часть провинции Хэбэй по линии, проходящей северо-восточнее Бэйпина и Тяньцзина, объявлялась ʼʼдемилитаризованной зонойʼʼ. В Бэйпинœебыл

учрежден политический совет, получивший право ведения переговоров по месаным вопросам. Войска Чжан Сюэ-лиыа выводились из Хэбэя.

В связи с захватом Японией Северо-Востока Китая обострилась проблема КВЖД. Японская военщина организовала ряд антисоветских провокаций, сделавших невозможной нормальную работу дороги. Реакционная японская печать открыто призывала к захвату КВЖД. Советское правительство, не желая обострять обстановку на Дальнем Востоке, предложило Японии выкупить у СССР его долю собственности на КВЖД. Летом 1933 г, в Токио начались переговоры по этому вопросу, которые после длительных проволочек с японской стороны завершились в марте 1935 ᴦ. подписанием соглашения о продаже советской доли собственности на КВЖД правительству Маньчжоу-го.

Северо-Восток составлял свыше 11% территории Китая, он давал около l U всœего экспорта сельскохозяйственной продукции. Здесь производилось около 60% соевых бобов, свыше 15% добываемой в Китае соли. С оккупацией его Японией Китай терял около 40% площади лесов, около 35% разведанных в то время запасов угля, свыше 40% добычи и 50% запасов нефти, около 70% добычи и 80% запасов желœеза. В руки японцев попали земли, предприятия и имущество китайской буржуазии, помещиков, милитаристов. Колониально-полицейский режим, установленный захватчиками, ставил населœение Маньчжурии в положение колониальных рабов.

Действия японской военщины, ее планы и претензии показывали, что она не намерена ограничивать свою агрессию в Китае районом Северо-Востока. В этих условиях определœенные слои мелкой и национальной буржуазии, буржуазной и мелкобуржуазной интеллигенции, представители отдельных региональных буржуазно-помещичьих группировок начали включаться в борьбу против японской агрессии. Вновь начались забастовки и демонстрации студентов и рабочих Шанхая. В декабре 1931 ᴦ. 30 тыс. студентов из различных городов Китая прибыли в Нанкин, чтобы потребовать от гоминьдановского правительства решительных мер против агрессора. 17 декабря они провели демонстрацию в Нанкинœе под лозунгами борьбы против агрессии. Полиция открыла огонь; было убито 30 и арестовано более 100 человек.

В конце 1931 ᴦ. в Маньчжурии началась партизанская борьба. Часть партизанских отрядов возглавили коммунисты. Против японских захватчиков и китайских марионеточных властей выступили и некоторые гоминьдановские генералы ~- Ma Чжаньшань, Ли Ду, Дин Чао, Су Бин-вэнь. Японцы были вынуждены сосредоточить против партизан крупные силы, которые в конце 1932 - начале 1933 ᴦ. вытеснили партизан в горные и пограничные районы и рассеяли наиболее крупные повстанческие армии. Части генерала Су Бин-вэня, вынужденные в декабре 1932 ᴦ.

отойти к советско-китайской границе, были интернированы на территорию СССР.

Чтобы укрепить свои позиции на международной арене, нанкинское правительство пошло в декабре 1932 ᴦ. на восстановление дипломатических отношений с СССР. Эта акция была в интересах советского и китайского народов. Советский Союз при этом руководствовался стремлением использовать всœе возможности для оказания помощи народам, подвергающимся империалистической агрессии, а также естественным стремлением затруднить агрессивные акции японской военщины, продвигающейся к границе СССР.

Гоминъдановский режим в 1931-1935 гᴦ. Агрессия Японии побудила группировки гоминьдана приостановить на неĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ время междоусобную борьбу. В сентябре - октябре 1931 ᴦ. в Гонконге начались переговоры о прекращении войны между Нанкином и Гуанчжоу. 12-22 ноября 1931 ᴦ. в Нанкинœе состоялся IV съезд гоминьдана с участием представителœей гуандун-гуансийской группировки, избравший новый состав ЦИК и ЦКК гоминьдана, в котором численное соотношение нанкинской и гуандунгуансийской группировок оказалось почти равным. Съезд принял временную конституцию и утвердил новый ʼʼОрганический законʼʼ, в котором были значительно урезаны права председателя правительства: по новому закону он не являлся главнокомандующим вооруженными силами, не мог занимать других правительственных постов.

Согласно конституции 1931 ᴦ., высшими органами власти в стране в промежутки между съездами гоминьдана являлись ЦИК гоминьдана и существовавший при нем Центральный политический совет (ЦПС). В Пекинœе и Гуанчжоу создавались региональные отделœения ЦПС - Северный и Юго-Западный политические советы, обладавшие функциями местных законодательных органов.

Формально конституция предоставляла нанкинскому правительству огромные права и была направлена на максимальную централизацию страны, но на делœе Китай остался политически раздробленным. По-прежнему практически автономной была сфера контроля гуандунских и гуансийских милитаристов, использовавших в своих интересах Юго-Западный политсовет. До 1935 ᴦ. не признавали контроля Нанкина сычуаньские милитаристы; Нанкин не мог реально контролировать обширные районы СевероЗапада Китая и существовавшие здесь местные власти и группировки. Власть на местах определялась, как и раньше, не положениями конституции, а численностью и вооружением местных милитаристских войск.

В начале января 1932 ᴦ. в Нанкинœе был сформирован новый состав национального правительства. Председателœем правительства стал Ван Цзин-вэй, Чан Кай-ши занял ключевой пост главнокомандующего вооруженными силами. Группировка Ван Цзин-

вэя, включавшая главным образом лидеров и представителœей бывших ʼʼреорганизационистовʼʼ, добилась мест в гражданских ведомствах правительственного аппарата͵ отказавшись взамен от требования демократизации партийно-политической системы. Заплатив за вхождение в национальное правительство отказом от многих программных положений, ʼʼреорганизационистыʼʼ начали утрачивать политическое влияние. Это ослабление позиций они пытались компенсировать сохранением связей с военно-политическими группировками Юга и Юго-Запада страны, с гуандунскими и гуансийскими милитаристами. Во внешней политике группировка Ван Цзин-вэя выступала за ориентацию на Японию.

На Северо-Западе Китая, также фактически независимом от Нанкина, действовало еще несколько военно-политических группировок. В провинции Шаньси бесконтрольно распоряжался Янь Си-шань, располагавший армией в 50-60 тыс. человек; в провинции Шэньси господствовали переместившийся сюда в 1933 ᴦ. с северо-востока со 150 тыс. армией ʼʼмолодой маршалʼʼ Чжап Сюэ-лян и местный генерал Ян Ху-чэн - губернатор провинции Шэньси. В провинциях Ганьсу, Цинхай и Нинся в районах, населœенных китайскими мусульманами, властвовали братья Ma Буфаи, Ma Хун-куй и Ma Бу-цин, державшие под контролем местные торговые пути. В Синьцзяне с 1933 ᴦ. укрепился лишь формально признававший нанкинское правительство военный губернатор Шэнь Ши-цай.

Самой влиятельной группировкой в нанкинском правительстве была группировка партийных и военных лидеров, связанных с Чан Кай-ши (по региональным связям ее называли чжэцзянской). Через своих представителœей в нанкинском правительстве, в аппарате гоминьдана, в армии, в правительствах провинций Цзянсу, Чжэцзян, Аньхой, Цзянси, Фуцзянь, Хубэй, Хэнань, а с 1935 ᴦ. в провинциях Сычуань, Хунань и Гуйчжоу группировка Чан Кай-ши в серединœе 30-х годов контролировала правительство, армию и наиболее важные в экономическом и политическом отношении районы страны. В то же время сама она была отнюдь не однородна. В ней выделялись четыре основные группы, соперничавшие между собой.

Одна, так называемая группа политических паук, объединяла гоминьдановских политиков, администраторов и военных крайне реакционного толка. Ее лидеры, получившие образование в Японии, возглавляли правительства провинций Хубэй, Фуцзянь и Цзянси, занимали важные посты в армии, в министерстве иностранных дел и выступали сторонниками и проводниками политики сближения Китая с Японией. Костяк другой группы - Вампу (или Хуанпу) - составили выпускники военной школы - академии Хуанпу. Ее опорой была армия Чан Кай-ши, общая численность которой достигла к 1935 ᴦ. 1 млн. человек. Лидеры группировки генералы Чэнь Чэн и Ху Цзун-нань, командовавшие отборными частями Чан Кай-ши, действовавшими против Красной

армии Китая, под давлением националистических и патриотических настроений в среде офицерства с 1933 ᴦ. стали выступать за отпор японской агрессии. Чэнь Чэн в начале 1933 ᴦ. предлагал Нанкину перебросить его армию из Цзянсп на север против Японии.

Третья группа в составе чанкайшистской группировки - ʼʼСиСиʼʼ (сокращение от первых букв английского написания фамилий ее лидеров - братьев Чэнь Ли-фу и Чэнь Го-фу) - возникла в недрах разраставшегося партийного аппарата гоминьдана. К началу 1933 ᴦ., по официальным данным, в гоминьдане насчитывалось свыше 1 270 тыс. членов и кандидатов партии, из них около 385 тыс. человек - в гражданских организациях, около 100 тыс. - в заграничных и около 785 тыс. - в армии, что ярко демонстрировало роль армии в гоминьдановском режиме в целом.

Группа Чэнь Ли-фу - Чэнь Го-фу контролировала прессу, образование. Чэнь Го-фу был также одним из лидеров политической контрразведки гоминьдана и возглавлял правительство провинции Цзянсу. Чэнь Ли-фу выступал как идеолог, как автор идеалистической, националистической доктрины - ʼʼфилософии жизниʼʼ, которую гоминьдан пытался насадить в качестве официальной философии партии. Эта группа выступала с националистических позиций против сближения с Японией. В то же время она смыкалась с наиболее реакционными силами правящего лагеря в своей ненависти к коммунизму, к революционному движению в Китае.

Четвертая группа - родственники Чан Кай-ши банкиры Сун Цзы-вэнь и Кун Сян-си - сосредоточила в своих руках связи с различными кругами буржуазии и непосредственно ведала проектами экономического развития и реформ. Чан Кай-ши ловко балансировал в борьбе за сохранение своих позиций между различными фракциями гоминьдана.

В 1932-1935 гᴦ. Чан Кай-ши и связанные с ним группировки осуществили ряд мер в области административно-политической, военной и идеологической, направленных на усиление централизации власти. К серединœе 30-х годов во главе 20 из 22 провинций Китая стояли военные, причем в большинстве провинций Северного, Восточного и Центрального Китая - ставленники и сторонники чанкайшистской группировки. В ряде важнейших провинций было введено новое административное делœение, территории уездов подразделялись на более дробные единицы - районы, главы которых назначались из центра. В рамках провинций создавались подчинœенные непосредственно центру особые округа. Согласно указам 1932-1933 гᴦ., начальники уездов, особых округов и районов должны были проходить специальную подготовку на различных курсах, которые организовывались людьми Чэнь Го-фу и Чэнь Ли-фу.

В аппарате гоминьдана сторонники Чан Кай-ши пошли в 1932 ᴦ. на создание собственной организации со своей особой

дисциплиной - ʼʼФусиншэʼʼ (ʼʼОбщество возрожденияʼʼ), более известной под названием ʼʼОбщество синœерубашечниковʼʼ. Она создавалась как организация фашистского типа, в уставе которой высшим принципом объявлялось подчинœение ʼʼвождюʼʼ - Чан Кайши. ʼʼСинœерубашечникиʼʼ, воспитывавшиеся в духе воинствующего национализма, проявили себя в погромах профсоюзов, прогрессивных организаций, в тайных убийствах демократов.

В феврале 1934 ᴦ. Чан Кай-ши провозгласил начало ʼʼдвижения за новую жизньʼʼ. Он объявил основными целями движения возрождение и распространение конфуцианских идеалов ʼʼлиʼʼ, ʼʼиʼʼ, ʼʼцяньʼʼ и ʼʼчиʼʼ - ʼʼсоблюдения ритуалаʼʼ, ʼʼсправедливостиʼʼ, ʼʼскромностиʼʼ и ʼʼстыдливостиʼʼ. Организаторы ʼʼдвижения за новую жизньʼʼ демагогически объявили, что ʼʼисточник возрождения государства не в силе оружия, а в высоте знаний и добродетели народаʼʼ. Главной добродетелью, со ссылкой на Конфуция, объявлялось подчинœение младших старшим, нижестоящих - вышестоящим, народа - властям. В многочисленных речах Чан Кай-ши разъяснялось, что принятие принципов движения означает отказ от всяких ʼʼпротиворечащих законам действийʼʼ, ʼʼересейʼʼ. Организаторы ʼʼдвиженияʼʼ призывали ʼʼпронизать всю жизнь народа духом и целями производстваʼʼ, ʼʼдобиваться военизации жизни нацииʼʼ.

Почти одновременно с началом ʼʼдвижения за новую жизньʼʼ для привлечения помещичье-шэньшийских сил в мае 1934 ᴦ. был официально восстановлен культ Конфуция.

Движение внедрялось главным образом полицейски-бюрократическими методами. В Нанкинœе было организовано ʼʼОбщество содействия движению за новую жизньʼʼ, в провинциях и уездах были созданы его филиалы. К 1936 ᴦ. их насчитывалось около 1100. В начале 1935 ᴦ. начали организовываться трудовые отряды службы распространения ʼʼдвижения за новую жизньʼʼ. Οʜᴎ включали регулярные воинские части, части местного ополчения, полицейских, преподавателœей, студентов, функционеров гоминьдана, чиновников местной администрации. Общая численность отрядов, по официальным данным, к 1936 ᴦ. составила около 100 тыс. человек. Местные полицейские власти издавали распоряжения о штрафах и наказаниях за несоблюдение требований движения, особенно заботясь о внешней, показной стороне. При этом в стороне оставлялись коренные, социально-экономические причины, закрывавшие народу путь к подлинно повой жизни.

Несмотря па известные успехи в делœе объединœения страны в 1931 - 1935 гᴦ., нанкинский режим не смог установить действенного и безраздельного контроля ни в стране в целом, ни в гоминьдане и его аппарате. Объединœение чаще всœего было либо результатом военного подчинœения, либо результатом верхушечных комбинаций.

Экономическое положение Китая и экономическая политика гоминьдана в 1931-1935 гᴦ. В эти годы к прежним внешним и

внутренним факторам, тормозившим экономическое развитие страны, добавились новые: мировой экономический кризис 1929 - 1933 гᴦ. (особенно сказавшийся в Китае в 1931 - 1933 гᴦ.) и агрессия японского империализма.

В самом тяжелом положении оказалась деревня, сельское хозяйство. Ослабление внимания властей в условиях непрекращающихся войн к ирригационному строительству, к поддержанию хотя бы в минимальном порядке дамб и плотин привело к тому, что сильное наводнение на Янцзы и Хуайхэ летом 1931 ᴦ. вылилось в национальное бедствие. Даже по официальным сообщениям, только в провинциях бассейна Янцзы от наводнения пострадало более 55% общего числа крестьянских хозяйств (около 40 млн. человек). Резкое падение экспортных цен в 1931 - 1932 гᴦ. на продукцию китайского сельского хозяйства ускорило его деградацию, привело к дальнейшему усилению эксплуатации крестьянства, росту ренты и налогов. Во многих районах крестьяне массами бросали свои хозяйства и устремлялись в города, пополняя ряды безработных и люмпенов. Сократились посœевы и производство зерновых, хлопка, резко снизилась доля Китая в экспорте этих видов продукции, и, напротив, возрос ввоз пшеницы, муки, риса и хлопка из-за границы. В тяжелом состоянии находилось производство масличных и технических культур.
Размещено на реф.рф
Возрос вывоз продукции и сырья из Китая, в особенности за счёт увеличения вывоза редких металлов.

В соответствии с курсом Чап Кай-ши для осуществления проектов экономического развития Китая широко привлекались иностранные правительственные займы, капиталы частных английских и американских компаний. В продолжавшейся работе по реорганизации и расширению армии использовались немецкие советники *.

Рост ввозных пошлин в сочетании с обесценением в эти годы серебра - основной монеты, имевшей хождение в Китае, привел к тому, что иностранным фирмам стало выгоднее открывать свои филиалы в Китае и производить товары на месте, используя дешевизну рабочей силы. В результате в 1930-1931 гᴦ. в Китае увеличилось количество иностранных предприятий. С конца 1931 ᴦ., в обстановке обострения мирового экономического кризиса, национальную промышленность захлестнула волна массовых банкротств. Иностранный (особенно японский) капитал начал теснить китайских предпринимателœей даже в тех отраслях промышленности, где преобладали китайские средние и мелкие предприятия. Тяжело ударила по экономике агрессия Японии - отторжение экономически развитого Северо-Востока и нападение

1 В дальневосточной политике Германии вплоть до 1936 ᴦ. основная ставка делалась на поддержку Чан Кай-ши. Позднее, перейдя к непосредственной разработке планов войны в Европе, к оформлению ʼʼосп Берлин - Рим - Токиоʼʼ, нацистская верхушка переориентировалась на блок с монархо-фашистской Японией.

на Шанхай, на полгода парализовавшее экономическую жизнь этого крупнейшего промышленного и портового центра страны.

В 1933-1935 гᴦ. в промышленности Китая наступает оживление, связанное с окончанием мирового экономического кризиса и начавшимся в 1933 ᴦ. вздорожанием серебра в США и на мировом рынке. В определœенной мере этому способствовала и экономическая политика гоминьдана, который в эти годы продолжает курс на повышение тарифных ставок (вплоть до запретительных тарифов) и вносит некоторые изменения в политику привлечения иностранного капитала. Так, по закону, принятому в 1932 ᴦ., нанкинское правительство устанавливало льготные тарифы на ввоз машин иностранным фирмам, которые соглашались взять на себя полную ответственность за выработку проектов строительства тех или иных предприятий и обеспечение их машинами и оборудованием. При этом правительство выражало желание иметь 51% акций в таких ʼʼсовместных предприятияхʼʼ, половину из которых (25%) оно предоставляло частному китайскому капиталу. Большое место в деятельности наыкинского правительства заняло строительство дорог и военной промышленности. Средства при этом добывались дальнейшим усилением налогового пресса, вся тяжесть которого приходилась на трудящихся, внутренними займами i .

Политика Нанкина привела к новому усилению позиций империалистических держав в Китае. Несмотря на экономический кризис в 1933 ᴦ., доля иностранных предприятий в выплавке чугуна составляла 82,5%, в производстве электроэнергии - 62,6, хлопчатобумажных тканей - 61,4, табачных изделий - 56,9, в добыче каменного угля - 38,9%. В 1935 ᴦ. фирмам империалистических государств принадлежало 46% всœех веретен и 52% ткацких станков в текстильной промышленности 2 . По неполным подсчетам, общая сумма иностранных инвестиций только в промышленности Китая с 3,2 млрд. долл. в 1931 ᴦ. возросла к 1936 ᴦ. до 4,4 млрд. долл. Особенно бурно увеличивался приток японских капиталов. В 1936 ᴦ. японские капиталовложения в промышленность составили 2 млрд. долл. (из них 1,4 млрд. в захваченном японским империализмом Северо-Востоке) 3 .

Революционная борьба китайского народа в 1931-1935 гᴦ. под лозунгами Советов и национально-революционной войны против японских захватчиков. Сразу после захвата японцами Маньчжурии КПК призвала китайский народ к вооруженной борьбе против

1 Об экономической политике гоминьдана подробнее см. А. В. Меликсетов. Некоторые особенности капиталистического развития Китая в годы гоминьдановского господства (1927-1949). - ʼʼКрупный капитал и монополии стран Азииʼʼ. М., 1970, стр.
Размещено на реф.рф
47-73.

- См. ʼʼИстория экономического развития Китая 1840-1948 гᴦ.ʼʼ. М., 1958, стр.
Размещено на реф.рф
143.

‣‣‣" См. Вэй Цзы-чу. Капиталовложения империалистов в Китае (1902- 1945). М., 1956, стр.
Размещено на реф.рф
5.

агрессора. В начале 1932 ᴦ. по рекомендации Коминтерна КПК выдвинула лозунг национально-революционной войны. 5 апреля 1932 ᴦ. руководство советских районов объявило войну Японии. Коммунисты приняли активное участие в партизанской борьбе против оккупантов в Маньчжурии. Красную армию Китая в новых условиях КПК рассматривала как главную боевую силу народа для борьбы против агрессоров.

В то же время в некоторых программных документах КПК в 1931 - 1932 гᴦ. и в последующий период - вплоть до 1935 ᴦ.- содержался ряд неверных оценок и положений. Обострявшийся в эти годы национальный кризис руководство КПК расценивало как создание революционного кризиса и революционной ситуации в Китае. Такая оценка нашла отражение и в ряде документов Коминтерна, в частности в решениях XI (апрель 1931 ᴦ.), XII (сентябрь 1932 ᴦ.) и XIII (декабрь 1933 ᴦ.) пленумов Исполкома Коминтерна. Исходя из такой оценки, КПК разработала курс на победу советской революции во всœей стране непосредственно на данном этапе революции, начав с утверждения Советов в одной или нескольких провинциях. После начала японской агрессии руководство КПК в качестве основного лозунга выдвинуло требование ʼʼсвержения контрреволюционной власти гоминьдана, предающего и унижающего Китайʼʼ. Между тем жизнь показала, что в тогдашних условиях сил одной КПК и ее Красной армии было недостаточно для отпора агрессорам. Обстановка требовала сплочения всœех слоев китайского народа в единый фронт борьбы против империализма. При существовавших в те годы в Китае соотношении классовых и политических сил, уровне сознания масс и объективных задачах курс на ʼʼсплошную советизациюʼʼ страны не мог быть реализован непосредственно.

Позиция КПК в начале 30-х годов определялась не только сектантско-догматическими оценками национальной буржуазии и промежуточных сил. Вплоть до середины 30-х годов большинство группировок гоминьдана занимало резко антикоммунистическую позицию, вело вооруженную войну против КПК и советских районов, отнюдь не проявляя готовности вести борьбу против империалистических агрессоров. В эти годы предпосылки для единого фронта только складывались: лишь к 1933 ᴦ. в результате огромной работы по строительству Красной армии и советских районов они выросли в такую силу, военно-политический блок с которой мог представлять реальный интерес.

После 1932 ᴦ. численность красных профсоюзов, ячеек партии и коммунистов в городах значительно снижается. В городах и ʼʼбелыхʼʼ районах КПК в эти годы сохраняет позиции главным образом в среде леворадикальной интеллигенции и студенчества, оказывая на эти круги влияние через созданные благодаря героической работе и таланту Цюй Цю-бо (находившегося до 1933 ᴦ. в подполье), помощи и авторитету Л у Синя Лигу левых писателœей и Лигу левых журналистов.

В то же время продолжалось укрепление советских районов. 7-24 ноября 1931 ᴦ. вблизи Жуйцзиня (Цзянси) состоялся I Всекитайский съезд представителœей советских районов Китая. В работе съезда участвовало свыше 600 делœегатов, практически от всœех советских районов Китая и наиболее крупных частей Красной армии. Съезд принял проекты конституции Китайской советской республики, земельного закона, закона о труде, об экономической политике, резолюции о Красной армии, по национальному вопросу, проект положения о советском строительстве, утвердил правила о льготах для военнослужащих Рабоче-крестьянской Красной армии и ряд других постановлений 4 .

Решения и документы I съезда носили в значительной мере программный характер.
Размещено на реф.рф
Их опубликование ставило целью показать трудящимся Китая перспективы советской революции, противопоставить гоминьдановской политике социального и национального угнетения политику новой власти, защищающей интересы трудящихся масс.

В проекте конституции политическая власть на территории советских районов определялась как демократическая диктатура пролетариата и крестьянства. Право избирать в Советы и осуществлять политическую власть предоставлялось рабочим, крестьянам, красноармейцам и другим трудящимся, достигшим 16 лет, независимо от пола, религии и национальности; провозглашались демократические свободы, право на образование, свобода религии, право на самоопределœение малых наций, вплоть до отделœения и образования ими самостоятельных государств.

I съезд утвердил отмену всœех старых налогов и принял решение о введении единого прогрессивного налога. От налога полностью освобождались семьи красноармейцев, рабочие, городская и деревенская беднота.

Закон о труде предусматривал 8-часовой рабочий день для взрослых рабочих, 6-часовой для подростков (16-18 лет) и 4-часовой для детей (14-16 лет), оплачиваемые еженедельный день отдыха и ежегодные отпуска, установление минимума зарплаты. Специальный раздел закона определял принципы деятельности и права профсоюзов.

Земельный закон определял единые принципы аграрной политики во всœех советских районах: безвозмездная конфискация всœей земли помещиков, милитаристов, мироедов - тухао, шэньши и монастырей. Бывшие собственники конфискованной земли лишались права на получение какого бы то ни было надела. Земли кулаков подлежали конфискации и поступали в передел. После конфискации кулак мог получить трудовой надел из худшей земли. За батраками, кули, трудящимися крестьянами, без различия пола, признавалось право на равный надел. Закон предусма-

1 См. ʼʼСоветы в Китаеʼʼ. Сборник материалов и документов. М., 1933, стр.
Размещено на реф.рф
417-448.

тривал также наделœение землей по трудовой норме красноармейцев.

Красная армия утверждалась как добровольческая армия, право вступать в которую предоставлялось только рабочим, батракам, крестьянам (беднякам и середнякам) и городской бедноте. В резолюции о Красной армии закреплялась система политотделов и политкомиссаров.

Съезд избрал Центральный исполнительный комитет Китайской советской республики, Президиум и председателя ЦИК и образовал Временное центральное правительство. Председателœем ЦИК КСР и советского правительства по предложению руководства КПК был избран Мао Цзэ-дун, его заместителями - Чжан Го-тао и Сян Ин.

Создание стабильных советских районов позволило в значительной мере изменить социальный состав Красной армии, влить в ее ряды массу представителœей беднейших слоев крестьянства, главным образом молодежи в возрасте от 15 до 23 лет. В Центральном советском районе набор в армию осуществлялся практически на принципах всœеобщей воинской повинности. Данные о составе отдельных воинских соединœений свидетельствуют, что среди рядовых бойцов и младшего командного состава преобладали сельские пауперы и выходцы из беднейших слоев трудового крестьянства. Промышленных рабочих на территории советских районов практически не было. Другую часть пополнения составляли бывшие гоминьдановские солдаты (перебежчики и пленные). В средний и низший командный состав армии в 1932- 1934 гᴦ. влилось значительное пополнение из представителœей социальных низов города и деревни; среди высшего командного и политического состава преобладали выходцы из кулацкопомещичьих слоев, бывшие офицеры гоминьдановских войск.

В 1931 - 1934 гᴦ. численность организаций и членов партии в советских районах быстро росла. В конце 1931 ᴦ. в Центральном советском районе насчитывалось 15 тыс. членов партии, к марту 1932 ᴦ. - 22 тыс., к апрелю 1932 ᴦ. - 31 тыс., летом 1932 ᴦ. - 38 тыс., в октябре 1933 ᴦ. - 240 тыс. 1 Резкие скачки в росте партии объясняются кампаниями по вербовке новых членов партии. Применение рекомендованного VI съездом КПК метода индивидуального приема в условиях советских районов оказалось делом весьма трудным в силу забитости, пассивности беднейших слоев деревни. Кампании приема обычно проводились в периоды раздела земли и имущества деревенской верхушки.

Низовые организации, особенно в деревнях, созданные или расширенные таким путем, часто оказывались непрочными, страдали текучестью состава, пассивностью. Более прочными и устойчивыми являлись партийные ячейки и организации в Красной

1 См. ʼʼПартийная организация в Центральном советском районеʼʼ. - ʼʼЛенинский еженедельникʼʼ, 1933, № 18, [б/паᴦ.] (на кит. яз.).

армии, в которые в 1933 ᴦ. входило свыше 50% всœех бойцов и командиров 1 .

Политическая власть в советских районах представляла военно-контрольный режим. Система выборных органов - Советов рабочих, крестьянских и солдатских депутатов - при дальнейшей раскачке масс, приобретении ими опыта самоуправления создавала условия для превращения этих учреждений в органы самоуправления масс. За краткий период своего существования Советы накопили богатый опыт, способствовали пробуждению к политической жизни социальных слоев, веками прозябавших в угнетении и темноте. Важным средством активизации масс, ʼʼприводными ремнямиʼʼ новой власти были различные комитеты и комиссии советов - по учету и контролю за разделом земли, организации помощи Красной армии и семьям красноармейцев, развитие сети школ для детей и взрослых, профсоюзы и организации бедноты, женские и молодежные организации. Но в специфической обстановке войны, окружения, в условиях неграмотности, забитости и пассивности масс основу политического механизма"составляли армия, военизированные и полувоенизированные организации типа Красной и Молодой гвардии, а также сеть органов безопасности.

Борьба Красной армии против 4-го карательного похода гоминьдана. Совершенствование тактики борьбы. В конце 1931 - начале 1932 ᴦ. руководство КПК и Красной армии выдвинуло план завоевания власти в провинциях Хунань, Хубэй и Цзянси, включая захват их крупных городских центров. Это был план слияния отдельных советских районов в сплошную советскую территорию. В резолюции ЦК КПК от 9 января 1932 ᴦ. ʼʼО завоевании победы китайской революции первоначально в одной или нескольких провинцияхʼʼ говорилось, что ʼʼсоотношение классовых сил в настоящее время уже изменилось в пользу рабочих и крестьянʼʼ, ʼʼразвитие Красной армии и партизанских отрядов создало обстановку окружения таких важных средних и больших городов, как Наньчан, Цзинань, Уханьʼʼ; утверждалось, что ʼʼв отдельных городах уже создается обстановка для проведения всœеобщих стачекʼʼ. ʼʼПравильная в прошлом тактика, - говорилось в резолюции, - состоявшая в том, чтобы не занимать больших городов, сейчас должна быть измененаʼʼ. Практика показала, что такая постановка задачи была нереальной. Вскоре в условиях начатого гоминьданом 4-го похода КПК при поддержке Коминтерна практически сняла установку на завоевание победы в трех провинциях.

Центральное бюро ЦК КПК, созданное в 1931 ᴦ. в Центральном советском районе и возглавлявшееся с конца 1931 ᴦ. Чжоу

1 См. ʼʼНекоторые данные о социальном составе Красной армии в Центральном советском районеʼʼ. - Сб. ʼʼБорьба Красной армииʼʼ. Шанхай, 1933, [б/паᴦ.] (на кит. яз.).

Энь-лаем, приняло ряд мер по укреплению контроля ЦК КПК над Центральным советским районом и Красной армией. На ответственную советскую и партийную работу, а также на политработу в армии выдвигались кадры, направленные ЦК. Эти меры серьезно ограничили власть Мао Цзэ-дуна и его сторонников в районах и частях южной Цзянси и вызвали их недовольство политикой ЦК и Бюро ЦК КПК. Это недовольство открыто выявилось в борьбе Мао Цзэ-дуна против установок ЦК КЦК по военным вопросам во время 4-го похода противника.

Политбюро ЦК КПК и большинство руководителœей Центрального советского района считали необходимым максимально использовать отсутствие в Цзянси крупных сил врага для расширения территории и массовой базы, для быстрой подготовки командных и политических кадров, знакомых как с партизанской тактикой, так и с тактикой борьбы современных армий. Мао Цзэ-дун выступал за тактику отступления, против увеличения Красной армии, предлагал план разукрупнения ее частей, превращения их в партизанские отряды. Это означало бы неоправданное возвращение к начальному этапу советского движения, т. е. самоликвидацию главного завоевания КПК за годы борьбы под лозунгом Советов - крупных собственных вооруженных сил, благодаря которым партия становилась весомым фактором в политической жизни страны. Для определœения тактич

ЯПОНСКАЯ АГРЕССИЯ И НАЧАЛО АНТИЯПОНСКОЙ БОРЬБЫ. ПОРАЖЕНИЕ СОВЕТСКОГО ДВИЖЕНИЯ (1931-1935 гг.) - понятие и виды. Классификация и особенности категории "ЯПОНСКАЯ АГРЕССИЯ И НАЧАЛО АНТИЯПОНСКОЙ БОРЬБЫ. ПОРАЖЕНИЕ СОВЕТСКОГО ДВИЖЕНИЯ (1931-1935 гг.)" 2017, 2018.