Теория У-Син (пяти Первоэлементов). Пять первоэлементов

Пять первоэлементов и Три жизненных начала.

Геше Ринчен Тензин

В переводе с тибетского «сова ригпа » – дословно «наука о восстановлении ». Или сокращённо «сориг ». Такое название употребляется в древнем тексте «Чжуд Ши». Или, иными словами, в «Четырех Тантрах» (четырех книгах), как сейчас принято называть главный сохранившийся до наших дней текст по тибетскому врачеванию. В индийской или китайской медицинской науке такого термина не встречается. Есть предположение, что это обозначение древнего системного знания, которое сквозь времена донесла до нас тибетская традиция.

Тибетская медицина работает не так, как западная. Эффект от западных лекарств, как известно, может быть моментальным. Тибетцы, конечно, умеют делать лекарства, которые помогают сразу же, но если лекарства очень сильные (к ним как раз и относятся быстродействующие лекарства), то они могут помочь одному органу, но навредить другому. По этой причине тибетские лекарства делают мягкими по воздействию, дабы избежать вреда для тела пациента, а принести только пользу. По этой же причине тибетские лекарства изготавливаются из множества компонентов – от трех до более восьмидесяти составляющих в одном препарате.

Такие лекарства обладают особенным качеством, что, несмотря на медленное воздействие, исцеляют только сам недуг, не принося дисбаланса или урона другим частям тела. А если с приёмом лекарств сочетать правильное питание и образ жизни, то борьба с болезнью будет эффективнее и результаты быстрее.

Некоторые говорят, что тибетская медицина может излечить от любой болезни, однако это не совсем так. Существуют определённые болезни, которые на поздних стадиях их развития становятся неизлечимыми. Тибетская медицина это признаёт, естественно. Есть также болезни, которые хорошо лечатся западными методами и наоборот есть болезни, справиться с которыми легче средствами традиционной тибетской науки.

Лучше всего в излечении болезней научиться совместно использовать способы западной и тибетской медицины, в зависимости от особенностей конкретного случая. Это даст наилучший результат в помощи больным людям.

Одним из главных различий между западным и тибетским методом является характер воздействия лекарств: тибетские действуют мягко, для получения результата необходим длительный прием. Лекарства все состоят из натуральных природных веществ и по сути, не являясь искусственно произведенным химическим веществом, полностью совпадают с природой человеческого организма. Также большинство составов многокомпонентны, дополнительные к основным, травы уравновешивают активность лекарств, снимая возможность побочных явлений. Тибетская медицина, в отличие от западной, уделяет больше внимания не столько устранению симптомов болезни, а ликвидации причины: ведь если удалить корень болезни, то симптомы исчезнут сами собой.

Итак, возвращаясь к главной нашей теме, а именно к пониманию того, какое питание нам подходит, а какое вредит, следует сначала узнать, как Сова Ригпа объясняет, из чего состоит человеческое тело.

Наше тело, как и тело любых живых существ и всё материальное, будь то растение, животное или любые другие живые организмы, состоит из пяти первоэлементов: ПРОСТРАНСТВО, ВЕТЕР, ОГОНЬ, ВОДА и ЗЕМЛЯ. Нас окружают различные физические феномены, они могут обладать разными свойствами: являться тёплыми, холодными, горячими, жидкими, твёрдыми и т.п. Это зависит от того, в каких пропорциях в них находится процентное соотношение первоэлементов, какого больше, тот и преобладает. Но всегда в наличии есть все пять. Если перечисленные пять первоэлементов не собрались вместе, ничего материального не может образоваться.

Какие образы помогут нам понять, каковы они эти пять первоэлементов? Попробуем разобраться.

ПРОСТРАНСТВО – это то, что все рождает, это потенциал к появлению всего, «пространство всегда беременно». Это сфера, внутри которой что-либо происходит, это нечто, ограниченное своими пределами. Наметились границы, определились пределы – и мы говорим о возникновении первоэлемента ПРОСТРАНСТВО. Появляется ПРОСТРАНСТВО – появляется поле для деятельности. Поле для возникновения чего-либо. Сфера. Место.

И первым внутри Пространства возникает ВЕТЕР. Он подобен первой мысли, возникшей во вселенной. Намечается точка цели, к которой устремляется все движение масс пространства, и эта активность, эту движущая сила, это подобие электрического тока- просто ВЕТЕР.

Итак, появилось Место – ПРОСТРАНСТВО и внутри зародилось Движение – ВЕТЕР. Пока ПРОСТРАНСТВО еще пусто, ВЕТЕР становится активнее, сильнее, сопротивления и препятствий на пути нет, и ветер разгоняется до урагана. Качество его вибрации переходит в качество вибрации Огня. (Вспомним, как добывается искра огня путем активного трения –движения).

Вместе, ПРОСТРАНСТВО и ВЕТЕР рождают третий первоэлемент – ОГОНЬ.

И здесь ОГОНЬ – это уже тепло, это уже энергия, это уже характеристика силы. Ветер как направляющая активность, как черная линия на плоскости белого листа бумаги. И Огонь как мощность, как Энергия, красно-оранжевый цвет, сжигающий листок, он наполняет пространство новым качеством – Тепло или жар.

ВЕТЕР тонкий и нейтральный, как мысль, всего лишь, направленное движение. Он может двигаться во все стороны. ОГОНЬ – горячий, плавящий все вокруг. Его качество – легкость, и он стремится наверх. И вот уже внутри пространства определилось направление вверх.

Огонь разгораясь, плавит все вокруг и появляется в пространстве качество Текучести, соединяющей все – это появляется первоэлемент ВОДА. ВОДА рождается как противоположная по направлению движения, ОГНЮ, она стекает, она тяжелее и плотнее, стремится вниз. ВОДА – это низ, ОГОНЬ – это верх, т.к ВОДА тяжелая. За счет ее внутренней тяжести, легкий Ветер вытесняется наружу и начинает ее подсушивать вместе с ОГНЕМ, движение замедляется, ВЕТРА становиться все меньше внутри нее, ВЕТЕР снаружи сбивает воду в комок, уплотняя массу.

И ВОДА в своей текучести обретает остановку – ее качество тяжести накапливается, она уплотняется, и получается уже более плотная составляющая – пятый первоэлемент ЗЕМЛЯ.

Теперь у нас есть образы рождения 5 первоэлементов – Пространства, Ветра, Огня, Воды и Земли, варианты сочетаний которых и представляют из себя всю живую и неживую материю на нашей планете.

Для чего нам это нужно понимать? Дело в том, что каждый из пяти первоэлементов обладает своим набором характеристик. Именно эти свойства и качества объясняют взаимосвязь природных явлений во всей их полноте. И нам, на самом деле, их даже не надо изучать, они хорошо знакомы нам по своему опыту с самого раннего детства. Достаточно просто заострить внимание на них – огонь – горячий, обжигает, вода прохладная, земля тяжелая, холодная, если ее не нагрело солнце. В вышесказанном ничего нет оригинального, но, именно, внимание к сути природы вещей дает нам возможность управления своей жизненной силой.

Запомним, для начала, качественные характеристики важных для нас первоэлементов.

Ветер – легкость, подвижность, грубость (шершавость), прохлада (свежесть), тонкость (утонченность), твердость (упругость), сухость

Огонь – теплота, острота, маслянистость, легкость, зловонность (дарящая запах), влажность (как противоположность сухости).

Землю и Воду можно обьеденить общим набором качеств, поскольку именно они и отвечают за созданные формы всего окружающего нас мира.

Земля-Вода – тяжесть, холод, жирность, тупость, мягкость, гладкость, устойчивость или стабильность и липкость или клейкость.

Постараемся вновь включить свою интуицию и через характеристики увидеть в себе и вокруг себя эти пять первоэлементов. Слова в переводе с тибетского не могут сразу полностью объяснить нам понятия, которые имеет в виду наш Учитель, но в процессе прочтения книги, все будет проясняться. В дальнейшем на протяжении всех лекций, Учитель постоянно оперирует этими терминами.

Когда мы рассматриваем человека как часть живой природы, упрощая, мы говорим уже о трех Жизненных Началах ВЕТРЕ, ОГНЕ и ЗЕМЛЕ-ВОДЕ , подразумевая, что все это внутри Пространства и Пространство внутри всего. А ВОДА-ЗЕМЛЯ. как материал, это всегда некая Взвесь, или Тесто, или Камень, в зависимости от количественных пропорций земли и воды, этот материал – масса, чтобы из нее что-либо лепилось.

Почему мы оперируем тремя Жизненными Началами или, как говорят тибетцы «первопричинами», а не просто 5 элементами? Потому что мы состоим из 3 уровней (качества очищенности первоэлементов):

— первый уровень, тонкий – уровень мысли, нашего сознания,

— второй уровень – энергии или «речи»,

— третий уровень, самый грубый – уровень физического тела или проявленной формы, с которой, в силу незнания, мы себя и отождествляем.

И именно эту проявленную форму – наше тело (Земля-Вода) мы приходим лечить к врачу. При этом, забывая, что именно все три уровня или три Жизненных Начала, объединившись, создают живое существо. У которого есть мысли, активность, движение (Ветер) и энергия, сила чувств, сила веры, желаний (Огонь). И для излечения Человека надо управлять всеми тремя Жизненными Началами. И в том числе, именно поэтому – вера пациента (соединение Ветра и Огня) в своего доктора, усиливает действие принимаемых лекарств.

И наука Сова Ригпа, рассматривая взаимосвязь и переплетения трех жизненных начал диагностирует, назначает лекарства и методы лечения, помогающие не только на уровне физического тела (уровне Земли-Воды), но и на уровне Огня и Ветра – энергии и психики.

На тибетском – ВЕТЕР, ОГОНЬ, ВОДА-ЗЕМЛЯ будут Лунг, Трипа, Бекен, что ранее переводилось на русский язык как Ветер, Желчь и Слизь соответственно, а Жизненное Начало переводилось как «Доша», хотя это слово на санскрите, правильный термин по-тибетски будет «Ньепа». Для практикующих Сова Ригпа, за этими словами сложились совершенно другие понятия, чем привычное слуху читателя значение этих слов. Поскольку книга ориентирована на широкий круг читателей, несведущих в особенностях тибетского подхода, мы взяли на себя смелость, с благословения учителя, ввести в обиход простые значения, соответствующие смысловому пониманию природы рассматриваемых явлений.

Наш учитель разъясняет далее…

Как же в теле может присутствовать Огонь, Ветер? Земля и Вода? Здесь имеется в виду, что в нас присутствуют наичистейшие, самые тонкие частицы пяти первоэлементов. Когда зарождается жизнь человека, она возникает из соединения белого элемента* отца и красного элемента** матери. В этих двух составляющих мамы и папы обязательно должны присутствовать пять первоэлементов: огонь, вода, земля, ветер и пространство.

Чтобы лучше понять логику этого процесса, приведу пример с выпечкой хлеба. Как фундамент воспроизводства выступает земля: в случае с хлебом, для этой цели нужна мука, – это то, благодаря чему может появиться вообще какая-либо форма или субстанция. Когда печём хлеб, дабы придать ему определенность на уровне формы, мы добавляем в муку воду. По аналогии и в человеческом теле к первоэлементу земли добавляется вода. Вода скрепляет муку, но просто смешанный с водой комок теста, будет недостаточно прочным. Его нужно перемешать, поработать руками, добавить движение. В теле человека эту работу выполняет первоэлемент Ветер. Сочетание Земли, Воды и Ветра придаёт прочность каждому формообразованию… Но для того, чтобы хлеб был готов, нужен огонь, как и телу нужно тепло.

Всё это наитончайшие стихии и материи, невидимые глазу, которые не следует понимать буквально, будто в теле присутствует огонь как в очаге. Но, если у нас отсутствует хотя бы одна из этих составляющих, то тело не может сформироваться, ребёнок не появится на свет.

Если какого-то из элементов в избытке или недостатке, ребёнок соответственно родится с преимуществом характеристик ВЕТРА, ОГНЯ или ЗЕМЛИ-ВОДЫ. А если перевес одного из Жизненных Начал будет очень значительным, то ребенок родиться больным. И болезнь по характеристикам будет соответствовать ВЕТРУ, ОГНЮ или ЗЕМЛЕ-ВОДЕ, тому, чего оказалось в избытке. Если чего-то слишком много, то чего-то слишком мало становиться – а должно быть гармоничное равновесие. Небольшая дисгармония легко восстанавливается.

А когда мы выходим за пределы своего равновесия – происходит ДИСБАЛАНС, он и проявляется в нашем организме как БОЛЕЗНЬ.

Аналогично, как и с хлебом, если слишком много муки, хлеб будет сухим, много огня – подгорит, неправильный ветер – движение перемешивания, хлеб получится комковатым и рыхлым.

Если в белом элементе отца и красном элементе матери три жизненных начала находятся в балансе, равновесии, то ребёнок родится полностью здоровым. Когда ребёнок уже вырос, обрел постоянную форму взрослого человека, уже можно говорить о балансе трех Жизненных Начал в его теле. Можно определить его индивидуальную норму – это превалирование одного из трех жизненных начал или двух вместе, или гармоничное сочетание всех трех.

Итак, человек может быть с преимуществом:

природы Ветер

природы Огонь

природы Вода-Земля

природы Ветер – Огонь

природы Вода-Земля – Огонь

природы Ветер – Вода-Земля

природы Ветер – Вода-Земля – Огонь

Еще, важно сказать, что во всех тканях нашего тела первоэлементы находятся в различных пропорциях, какого элемента больше, к той стихии и относится… В частности, кости, мышцы, кожа и другие жёсткие составляющие тела относятся к стихии земля. Кровь, лимфа и жидкости тела относятся к стихии вода. Дыхание, возможность сгибания и разгибания конечностей, способность разговаривать и двигаться в целом, относится к стихии ветер. Сама кровь относится к Земле — Воде, а ее движение осуществляется за счет Ветра. Огонь поддерживает жизненное тепло тела и обеспечивает переваривание пищи. Первоэлемент Пространство присутствует в наших полых органах, но он же, в то же время, и то пространство, в котором тело находится, куда оно может расширяться и расти. Если нет пространства, например, в камень попало семя, но растение не вырастет, потому что некуда расти. Первоэлемент ПРОСТРАНСТВО не так легко обнаружить, однако без него никуда, все в нем и оно во всем.

Из книги: Геше Ринчен Тензина «Наука о здоровье»

Пять Первоэлементов. Значение, характеристики, описание

ПЯТЬ ЭЛЕМЕНТОВ

Согласно древней китайской традиции, пять основных элементов - это вода, дерево, огонь, земля и металл. Буквальный перевод слова «элемент» - это нечто стабильное, неподвижное, но китайское слово «синь» - это движение и перемены, поэтому более точный перевод - «пять стихий», «пять движущих сил». Например, элемент дерево означает не древесину, а движущий принцип, который изначально присущ древесному царству.

Эти пять элементов порождают и в то же время уничтожают друг друга в непрерывных циклах - цикле порождения и цикле уничтожения. Каждый элемент взаимодействует с другим либо позитивно, либо негативно. Понимание этих движений и трансформаций энергии ци улучшает качество фэн-шуй.

Первоэлементы: ЦИКЛ ПОРОЖДЕНИЯ

Цикл порождения представляет собой позитивное взаимодействие энергий, которое проходит по замкнутому кругу - вода - дерево - огонь - земля - металл. Этот цикл также называется циклом совместимости, или позитивным циклом.

  1. Вода символизирует происхождение органической жизни. Начинаясь в тишине и спокойствии, она питает дерево.
  2. Дерево растет вверх и в стороны. Его энергия обуздывает потенциал роста, который является движущей и стимулирующей силой. Дерево становится пищей для огня.
  3. Огонь - горячий, пульсирующий, насыщенный - это символ активной деятельности. Угасая, огонь оставляет пепел и превращается в землю.
  4. Земля собирает и хранит энергию. Уплотняясь, в процессе очищения и совершенствования земля образует металл.
  5. Металл в наиболее чистом виде становится жидкостью, которая ассоциируется с водой.

Затем цикл начинается сначала.

Первоэлементы: ЦИКЛ УНИЧТОЖЕНИЯ

Цикл уничтожения это негативное взаимодействие элементов. Иначе его называют циклом несовместимости: качества одного элемента находятся в оппозиции к качествам другого в последовательности вода - огонь - металл - дерево - земля. Этот процесс можно изобразить как движение по кругу, но легче представить, наложив на цикл порождения. Эта последовательность создает пентаграмму - традиционный символ деструктивной силы.

Вода гасит огонь. Огонь расплавляет и уничтожает металл. Металл рубит дерево и разрушает его жизненную силу. Дерево питается соками земли и бурит в ней отверстия своими корнями. Земля поглощает и связывает воду.

Первоэлементы: ЦИКЛ СМЯГЧЕНИЯ

Поскольку все элементы взаимодействуют, значит, тот элемент, который стоит между двумя другими, находящими в оппозиции друг к другу, может смягчить взаимное влияние.

  1. Дерево - посредник между водой и огнем, оно абсорбирует и удерживает воду.
  2. Вода питает дерево и дает ему крепость, что уравновешивает разрушительное влияние металла.
  3. Огонь - посредник между деревом и землей, поскольку он способен поглощать дерево и становиться землей.
  4. Металл - посредник между землей и водой, так как он рождается из земли и превращается в воду.

Первоэлементы: КАЧЕСТВА ЭЛЕМЕНТОВ

Каждый элемент имеет ряд изначальных характеристик, связан с особыми цветами и формами, ассоциируется с определенным направлением. Все в мире ассоциируется в пятью элементами. Символически используя их, можно добиться гармонии между элементами в разных обстоятельствах. Работа энергией элементов направлена на достижение этой гармонии. Так как основных направлений - восемь, то дереву, земле и металлу принадлежат по две зоны восьмиугольника.

Первоэлемент: Вода

Вода - это первоэлемент, от которого происходят все остальные. Она включает в себя все жидкости. Вода - проводник энергии ци, поэтому она ассоциируется с потоком ци и с дорогами в городе. Кроме того, вода символизирует богатство. Ее цвета - черный, темно-синий и вся сине-лиловая гамма.

Предметы, связанные с водой, имеют волнообразную или плавно изгибающуюся поверхность.

Вода также ассоциируется с фонтаном, бассейном, аквариумом, то есть с любым своим вместилищем.

Вода обладает очищающим и освежающим воздействием. Она служит для обновления и восстановления сил. Однако избыток воды приводит к вялости и унынию. Также вода ассоциируется с эмоциональной чувствительностью.

Символами воды следует пользоваться осмотрительно, поскольку вы можете почувствовать себя затоптанным, а не очищенным и обновленным.

Первоэлемент: Дерево

Дерево символизируется любыми цветами или растениями. формы дерева высокие, продолговатые, прямоугольные.
Основная характеристика дерева - крепость в сочетании с гибкостью. Оно символизирует рост, творчество, питание.
Работа с участками дома, связанными с деревом, дает толчок творческим способностям. Однако чрезмерное усердие может привести к идеализму и беспочвенным ожиданиям.

Первоэлемент: Огонь

Живой и одухотворенный огонь - сильный элемент, воплощающий качества янь. Он ассоциируется с красным и оранжевым цветами. Символы огня - сам огонь, свечи, электрические лампочки. Предметы, связанные с элементом огня, имеют треугольную или остроконечную форму.
Символы огня в домашней обстановке повышают энергию и уровень активности. Если огня очень много, это может привести к вспыльчивости и раздражительности.

Первоэлемент: Земля

Элемент земля расположен в центре восьмиугольника ба-гуа, но также имеет дополнительные зоны на юго-западе и северо-востоке. С этим элементом связаны желтый и желтовато-коричневый цвета. Предметы земли имеют квадратную форму.
Символами земли в фэн-шуй являются кристаллы и керамические изделия. Земля означает надежность, стабильность, уверенность в себе, ее символы используют для укрепления духа и моральной поддержки. Слишком сильное влияние земли может создать атмосферу застоя и подозрительности.

Первоэлемент: Металл

Направления металла - запад, северо-запад. Цвета - белый, золотой, серебряный. Основные формы металла - круг и полумесяц, любые металлические предметы, особенно монеты и талисманы.
Металл символизирует изобилие и успех в финансовых делах. Избыток этого элемента может привести к поспешности, неосмотрительности и неразборчивости в средствах.

Первоэлементы: ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЭЛЕМЕНТОВ

Согласно календарю , принятому в Китае и в других странах Востока, в пределах 12-годичного цикла каждый год проходит под знаком какого-нибудь животного. Человек, рожденный в определенном году, получает ряд врожденных свойств, в зависимости от которых и складывается судьба. Популярность этого календаря на Востоке очень велика.

ПервоЭлемент. Вода.

  • Значение. Эмоциональная чувствительность.
    Цвет. Черный, темно-синий.
    Формы. Волнообразные и плавно изгибающиеся.
    Символ и образ. Зеркала, стекло, аквариумы, фонтаны, изображения рыб, водопадов, морских ландшафтов.
    Укрепление (цикл порождения). Добавить воду или металл.
    Ослабление (цикл уничтожения). Добавить землю.
    Смягчение (цикл смягчения). Добавить дерево.

ПервоЭлемент. Дерево.

  • Значение. Стимулирует творческие способности, рост и развитие.
    Цвет. Зеленый.
    Формы. Высокие, продолговатые и прямоугольные.
    Символ и образ. Деревянные предметы, растения, мебель из гнутого дерева, плетеные кресла, камышовые циновки, изображения деревьев и растений.
    Укрепление (цикл порождения). Добавить дерево или воду.
    Ослабление (цикл уничтожения). Добавить металл.
    Смягчение (цикл смягчения). Добавить огонь.

ПервоЭлемент. Огонь.

  • Значение. Действие, мотивация, страсть, интеллект.
    Цвет. Красный, оранжевый.
    Формы. Треугольные, остроконечные.
    Символ и образ. Треугольные предметы и орнаменты с треугольным узором, свечи, электрические лампочки, изображения света или огня, восходы и закаты.
    Укрепление (цикл порождения). Добавить огонь или дерево.
    Ослабление (цикл уничтожения). Добавить воду.
    Смягчение (цикл смягчения). Добавить землю.

ПервоЭлемент. Земля.

Основой мировоззрения жителей восточных стран испокон веков была дуалистическая космогоническая концепция существования двух противоположных сил - ИНЬ и ЯН, возникших из первоначально единой энергии ЦИ. Это произошло под действием первоматерии «ТАЙЦЗИ» (буквальное значение - «Великий Предел»).

В результате «сгущения» Ци возникло разделение на светлые и легкие ЯН-ЦИ, поднявшиеся вверх и образовавшие Небо, и мутные и тяжелые ИНЬ-ЦИ, опустившиеся вниз и образовавшие Землю.
Чередование Инь (пассивной силы) и Ян (активной силы) задает цикличность всех процессов в природе: ночь и день; утро и вечер; зима и лето; холод и тепло; бодрствование и сон; вдох и выдох и т. д.

Взаимодействие Инь и Ян рождает пять первоэлементов (первоначал, первостихий), которые являются основой всех вещей и состояний природы:
ВОДУ, ОГОНЬ, ДЕРЕВО, ЗЕМЛЮ, МЕТАЛЛ.
Стоит упразднить одно (первоначало), и жизнь станет невозможна.

Такое представление и сформировало концепцию «У-СИН», согласно которой все явления во Вселенной находятся в постоянном движении: земля - это почва для растений; вода - питание для растений и животных; огонь - тепло для всего живого; дерево - питание для животных и т. д.

Если обратить внимание на взаимосвязанные циклические явления, как в природе, так и в организме человека: ночь - день, утро - вечер, зима - лето, холод - тепло, бодрствование - сон, вдох - выдох, систола - диастола, то в этих циклах можно отметить одинаковые фазы.

Каждый из этих циклов состоит из четырех последовательных состояний:
1. Рождение (возрастание) соответствует утру, весне и т.д.
2. Максимальная активность (кульминация) соответствует полдню, лету и т.д.
3. Упадок (разрушение) соответствует вечеру, осени и т.д.
4. Минимальная активность (покой) соответствует ночи, зиме.
ДЕРЕВО - символ рождения, возрастания.
ОГОНЬ - символ максимальной активности.
МЕТАЛЛ - символ упадка.
ВОДА - символ минимальной активности.

К этим символам или элементам добавляют еще один - пятый элемент, который служит центром и осью для циклических изменений. Это элемент - ЗЕМЛЯ, ибо все циклические изменения характерны для Земли и происходят на Земле.

Данные элементы способствуют лучшему пониманию взаимодействия сил, функционирующих в природе, дают возможность объяснить существующие связи.
Основным положением теории У-Син, имеющим практическое значение, является вывод о том, что между пятью элементами существуют связи, подчиняющиеся теории Инь-Ян. Эти связи представлены в виде двух противоположностей: созидающая (стимулирующая) и деструктивная (тормозящая).
Первоэлементы одновременно взаимопорождают и взаимопреодолевают друг друга.
Последовательность взаимопорождения первоэлементов: дерево порождает огонь; огонь порождает землю; земля порождает металл: металл порождает воду; вода порождает дерево и так далее. Цикл взаимопорождений замыкается в бесконечности.

Последовательность взаимопреодоления первоэлементов другая: Вода преодолевает Огонь; Огонь преодолевает Металл, Металл преодолевает Дерево; Дерево преодолевает Землю; Земля преодолевает Воду.

Таким образом, созидающая связь является наружной, осуществляется по кругу цикличности, а деструктивная является внутренней, осуществляется внутри круга цикличности по циклу звезды.

Поскольку созидающая связь направлена на развитие, стимулирование, возбуждение, а деструктивная - на угнетение, разрешение и торможение, то они уравновешивают друг друга аналогично силам Инь-Ян.

У-Син представляет собой систему, охваченную прямыми и обратными связями, которые обеспечивают ее сверхустойчивость. В результате воздействия какого-либо фактора извне может нарушиться какой-либо из элементов, но если при этом сохранены связи между ними, то система в результате действия прямых и обратных связей после переходного процесса придет в равновесие.

Концепция «У-син» применима для анализа не только явлений окружающего мира, но и физиологии человеческого организма, для объяснения взаимосвязей внутренних органов. а также для диагностики и лечения различных патологий.
Исходя из принципа всеобщности, эта схема организации переносится на все живые существа, объекты и процессы, в том числе и на человека. Существует соответствие между пятью элементами и каждой составной частью человека, каждой физиологической функцией. Все явления природы также находят свое соответствие пяти элементам.

В окружающем мире (макрокосме) человек является миром в миниатюре (микрокосмом), отражением вселенной и состоит из тех же пяти первоэлементов попадающих в организм с пищей. Органы взаимодействуют между собой и с окружающей средой, и каждый орган соответствует определенному первоначалу.

На основании аналогий между всеми явлениями и пятью первоэлементами теория У-СИН создала стройную картину взаимоотношений человека и природы.

В этой единой системе все взаимосвязано и взаимозависимо, все части макрокосма, а значит, и микрокосма имеют общую функциональную структуру. Эти законы и циклы полностью соответствуют процессам, реально происходящим в организме человека. Например: при болезни легких происходят энергетические нарушения в печени, а затем энергетический дисбаланс распространяется по меридианам к селезенке и т.д.

Каждому первоэлементу соответствует определенный орган:
Дерево - Печень - Желчный пузырь
Огонь - Сердце - Тонкий кишечник
Земля - Селезенка - Желудок
Металл - Легкие - толстый кишечник
Вода - Почки - Мочевой пузырь

Печень порождает сердце, сердце - селезенку, селезенка - легкие, легкие - почки, почки - печень. Такова одна из связей цикла, обеспечивающая его полную замкнутость.

По этой схеме развиваются острые заболевания и процесс выздоровления.
Но если в результате воздействия внешних факторов будут оборваны регулирующие связи, то система не сможет прийти в равновесное состояние. По этому принципу формируются устойчивые патологические состояния (хронические заболевания).

Если образуется недостаточность или избыточность тех или иных связей, возникает патология.
Характер и распространение болезни не выходит за рамки теории Инь-Ян, но динамика ее развития может быть объяснена только с точки зрения созидающих и разрушающих связей цикла пяти элементов.

Главным практическим выводом из учения «У-син» является признание неразрывной связи всех пяти первоэлементов. При этом каждый из первоэлементов связан с другими посредством продуктивных и разрушающих процессов («друг-враг») и находится под их влиянием. Смысл продуктивных процессов заключается в следующем: вода способствует росту дерева;
дерево может произвести огонь;
огонь дает землю (пепел);
земля рождает металл;
металл превращается в воду (жидкость).

Деструктивность проявляется в том, что вода может погасить огонь; огонь может размягчить металл; металл может резать дерево.

Весь круг восточных медицинских учений включен в эту философскую концепцию. Понятно, что, рассматривая человека и его организм как целостную систему, восточная медицина мало занималась анатомией и физиологией (в европейском понимании), а стремилась выявить связи и взаимоотношения внутри организма, то есть его функции.

Доброго времени суток, Бойцы! Пять первоэлементов, пять стихий, пять состояний материи — эти понятия знакомы практически каждому человеку. Концепция «пяти первоэлементов» пришла к нам из глубокой древности, но откуда и какой страны, неизвестно.

Скорее всего, «Первоэлементы» есть некое общемировое знание, не имеющего локального происхождения. Точно также, как алфавит, астрономия, математика, физика… Только имеющей несколько иной подход к постижению устройства окружающего мира.


Первоэлементы, если под таковыми понимать фундаментальные процессы, активно участвуют во всех явлениях природы, проявляя свою деятельность в циклах созидания и разрушения.

Вот, к примеру, одно из таких философских построений:

— если в материй преобладает первоэлемент земли, то она приобретает свойства твердого вещества;

— если в материи преобладает первоэлемент воды, то она принимает жидкое состояние;

— если в материи преобладает первоэлемент огня, то она принимает плазматическое состояние.

— если в материи преобладает первоэлемент воздуха, то она принимает газообразное состояние;

Во всех этих случаях пятый первоэлемент создает объем для существования материи.

О первоэлементах вообще. Небольшая историческая справка.

Абсолютно во всех странах — древнем Египте, Греции, Индии, Китае, Шумерах, на Руси - везде была идея о существовании «Пяти»: «пяти первоэлементов», «пяти начал», «пяти процессах», «пяти взаимодействиях», «Пяти движущих принципах», благодаря которым и возможно существование мира.

И, что интересное, названия их везде совпадают, разнится только один, носящий название то в виде «Эфира», как в Греции, то «Дерева», как в Китае, то «Пространством», как в Шумерах.

Но некоторыми качествами они всё-таки различаются… Взять, например, Древнюю Грецию. Основателем этого учения считается философ и целитель Эмпедокл, который, разрабатывая учение, дополнительно наделил каждый элемент и двумя противоположными свойствами. Именно эти две противоположности, по его представлению, и являются движущей силой материи.

По представлениям же жрецов древнего Египта, первоэлементы, выделившиеся из начального Хаоса, представлены в женском обличье. Являясь хранителями знаний ещё более древних, чем сам Египет, жрецы сумели перенести эти первоэлементы на человеческий организм, в результате чего появилось новое учение «о соках жизни», которые являются носителями этих первоначал. И именно от гармоничного баланса зависит здоровье и долголетие человека.

Но, без сомнений, больше всего об этом знали в Шумере. Как известно, они поклонялись сторонам света и «пяти стихиям». По некоторым легендам, апофеозом этих знаний должна была стать Башня, предание о которой известно каждому. Эта Башня должна была объединить четыре элемента с порождением пятого. Если это так, то такая затея несомненно привела бы к получению сверхмогущества. И неизвестно, ошибка в расчётах привело к таким последствиям, или же действительно, вмешательство Богов (?), но в дальнейшей человеческой истории до уровня таких знаний не поднималась больше ни одна цивилизация.

В Китае это учение очень сильно развилось в таком учении, как даосизм, цель которого заключалась в достижении неограниченного продления человеческой жизни путём постоянного совершенствования тела комбинированным способом «сила воли-энергетика-физический тренинг-медицинские знания-отношение к жизни». Добились ли они этой глобальной цели, неизвестно, но то, что были разработаны многие уникальные методики с положительным эффектом — это несомненно, как и то, что некоторые из них дошли до нашего времени.

И ничего мистического тут нет. Всем известно, что тот же активный образ жизни продлевает активный период человека, не позволяя раньше превратиться в развалину. Что определённого рода дыхательные практики способны изменить метаболизм тела. Что замыкая в определённой последовательности энергетические каналы, можно управлять энергетикой. Что, зная солнечно-лунные циклы, можно целенаправленно воздействовать на развитие личности. И многое другое.

Главное тут это правильное взаимодействие всего со всем, для чего, например, была разработана .

Пять первоэлементов Шоу-дао в системе подготовки воина.

В учении Шоу-Дао, пришедшей в нашу страну из Кореи и родоначальники которой, кстати, являются европейцы, пусть даже в наше время потомки этих европейцев страшно матеряться на этот счёт, также существует подобная система, что неудивительно: ведь Шоу-Дао является даосским учением и дошедшее до наших дней учение о «пяти драгоценностях» можно с успехом применять и сейчас для повышения своего общего уровня развития.

В учении Шоу-Дао есть много графических представлений этих «природных начал», но здесь я расскажу о той, где «дерево» расположено в центре, а остальные элементы по сторонам света.

Если взглянуть на такую схему непосвящённому человеку, то она ему ни о чём не скажет, но это построение, несмотря на свой кажущийся примитивизм, самая «продвинутое», так как при упорстве позволяет достичь вершин развития возможностей человека.

Первоэлемент «Вода».

«Вода» ассоциируется с гибкостью, а также пластичностью и подвижностью в суставах. Также, это воспитанное умение двигаться легко, непринуждённо и без зажимов. В принципе, всё это уже известно населению, кроме ещё одного «свойства-умения», которое есть «Аутодвижения».

Что это такое? С аутодвижениями сталкивался каждый человек, когда например, в полусне, представлял какое-нибудь движение и неожиданно оно совершалось, причём как-бы само, помимо сознания.

Но это в полусне. Чтобы очень качественно запомнить ощущения, характерные для этого рода движения, эти ощущения необходимо научиться вспоминать. Способов существует масса:

Первый способ: каждый знает, что если слегка ударить под коленную чашечку, как это делают врачи, то нога непроизвольно дёрнется. Второй способ: если встать боком к чему-нибудь вплотную, например, к стене, и через силу начать поднимать руку через сторону (стена должна мешать), то через некоторое время, спустя минуту-две такого непрерывного давления на стену, отойдя или повернувшись, чтобы стена уже не мешала, рука как-бы сама собой поднимется на некоторый уровень. Третий способ: это использование , мгновенно погружающий сознание в нужное состояние.

Существует больше сотни упражнений, помогающих понять, что же это такое - аутодвижения. Ключевыми же факторами здесь выступают умение расслабляться и умение визуализировать движение и умение вспоминать исходящие от работающих мышц ощущения. Соединив всё это вместе, получаем тело, которое движется исключительно силой мысли, подчиняясь представляемому движению. И весь бой рукопашника может быть построен исключительно на такого рода движениях.

Методики по достижению этого умения сейчас являются практически утерянными. Тот же Вон Кью Кит, американский автор китайского происхождения, написавший ряд книг по боевым искусствам и хорошо известный в России, как-то упоминал об этом умении мастеров прошлого, но сам признавал, что не смог его освоить, поскольку «не знает всех нюансов». В Шоу-дао же, эта методика разработана до мельчайших подробностей, а освоивший её получает ключи не только к ведению боя на более высоком уровне, но и мощный инструмент для оздоровления.

«Аутодвижения» считались последователями Шоу-Дао высшим проявлением первоэлемента «воды», но чтобы их освоить и ими управлять требовались буквально десятилетия, хотя первые результаты появлялись уже после первых тренировок.
Практическое же применение этого воспитанного навыка, недооценивать нельзя. Это и умение проводить атаки «напрямую», не за действуя мозг: действует исключительно связка «зрение-тело». Это и проходящие в этом состоянии, практически мгновенно, различные болезни, омоложение организма. Это и другие интересные эффекты.

Что же касаемо тренировок, посвящённых первоэлементу «Вода», то на первых порах очень много времени уделялось наработке движений, их координации, пластичности и логической завершённости. И всё это дело под непрерывным контролем мозга, который во время тренинга обязан все движения осознавать и контролировать.

С приобретаемым опытом, когда управление движением берёт на себя уже подсознание, весь технический арсенал бойца начинает выполнятся к месту, вовремя и быстро, причём боец не знает и даже не предчувствует, какое движение выберет подсознание. И, что самое интересное, такие выбранные подсознанием движения, всегда являются самыми оптимальными.

Первоэлемент «Земля» (Металл).

Первоэлемент «Земля», он же «Камень» был представлен самыми различными комплексами форм и медитаций, которые выполнялись в движении. Характерная их особенность — это тренинг со значительным мышечным напряжением.
Эти упражнения не в манере каратистких ката или иных таолу, которые делают с мышечным напряжением по всей траектории, хотя такие элементы тоже могут присутствовать. Основная цель работы по первоэлементу «Земля», научится выходить на уровень сверхусилия. Что такое «сверхусилие», знают все: об неоднократно писалось в книгах и говорилось в телепередачах, посвящённых непознанному. Это умение поднять одной рукой автомобиль, или перепрыгнуть широкий ров, или затащить на «высоту» вдвоём пушку-«сорокопятку». Эти факты известны всем, а «ключ» проявлению этого феномена заключён в стрессовой ситуации.

Разработанный метод состоял из трёх частей: сначала, шла подготовка тела человека к будущим экстремальным нагрузкам, для чего мышцы тела заставляли работать в самых разнообразных режимах, скоростях и нагрузках. Большое внимание уделялось их работе в максимально растянутом и максимально сокращённом состояниях: параллельно ставился и контроль над мышечными судорогами.

Секрет второй части метода, заключался в медитативных упражнениях. Суть их заключалась в том, чтобы не реализовывать мышечное усилие «до конца», представляя, тем не менее, что если бы упражнение было исполнено полностью, то эффект был бы потрясающим. Например, если на дереве отрабатывался борцовский бросок через себя с прогибом, то он не реализовывался «по силе» полностью. Но, тем не менее, шло представление и чувствование, что проводя этот бросок, дерево из земли начинает выдёргиваться, а ствол изгибаться. Отсюда, в подсознание закладывается абсолютная уверенность, что проведя приём до логического конца, дерево с лёгкостью было бы выдернуто и переброшено через себя.

Таких упражнений можно придумать массу. Можно попробовать раздвигать стены в узком коридорчике. Каждый, кто хоть немного попрактикуется подобным способом, начнёт чувствовать, как от прикладываемого усилия стены начинают буквально «ходить ходуном».

Подобного рода медитативный тренинг, проводимый постоянно, позволял усыпить «сторожевые» центры мозга и убедить самого себя, в том, что ВОЗМОЖНО ВСЁ!

Третья часть частично принадлежит «огню», но применяется к «земле». Это сильная эмоция с одновременным чётким представлением действия и его цели, причём, не на уровне слов, а на уровне ощущений, без всяких там пораженчески мыслей типа «не смогу» или «у меня не получится».

Первоэлемент «Огонь».

С этим первоэлементом ассоциируются различные эмоциональные состояния. Соответственно, тренировки бойца, посвящённые «Огню» есть постановка навыка «качать эмоциональный маятник»: уметь вызвать нужную эмоцию, комбинировать их между собой, быстро переключаться с одной на другую…

Тренировочные же бои, посвящённые этому первоэлементу, выполняются сначала с тенью, умышленно разбиваемые на более короткие части с той целью, что короткий эпизод боя гораздо легче провести с максимальной эмоциональной отдачей, чем более длинный поединок.

Первоэлемент «Воздух».

Сокрытый от непосвящённых, тайный смысл первоэлемента «воздуха», тоже состоял из нескольких частей, которые только при слиянии друг с другом, давали необходимый эффект.

Первая часть касалась непосредственно отработке самого дыхания и различных способов, чтобы обеспечить организм воздухом во время выполнения каких-то движений и помочь в концентрации усилий.

Вторая часть была медитативного плана и известна по различным источникам: это когда суть воздуха направляется в ту или иную часть тела с целью дополнить собой физическое усилие.

Третья часть первоэлемента «Воздух» есть специфическое ощущение воздуха, которое необходимо было развить. При работе с оружием, это чувство лезвия. При работе без него, это чувство тела и окружающего пространства.
Четвёртая составляющая «воздуха» — это ощущение некоего шлейфа энергии, который при работе без оружия ощущается как некая паутина, опутывающая тело. Эти ощущения также очень похожи на те, которые возникают от движений рук в электростатическом поле.

Схемы совмещения первоэлементов.

В течении многих лет, отшлифовав упражнения до абсолютной естественности, боец древности (ссылка) приступал к следующему этапу совершенствования: комбинированию их между собой. Но не «абы как», а согласно определённым схемам, в результате чего рождался новый, пятый элемент — «Дерево», которое в Шоу-Дао ассоциируется с гармонично развитым человеком.

Было бы ошибкой думать, что это состояние чисто теоретическое и ничего нет дающего человеку. Типа, человек впустую потратил свою жизнь на достижение некоего условного этапа, носящего название «Дерево». Ничего подобного… Человек получал контроль над различными глубокими изменёнными состояниями сознания, причём очень специфических, начиная с умения воздействовать на собственный метаболизм и заканчивая состоянием «Цветение бамбука», в котором человек получал сверх-способности, которыми, по легендам, обладают йогам высших ступеней, а это телепатия, телекинез, предчувствование будущих событий и ряд других…

Это уровень качественно иного состояния, достигнуть которого можно не меньше, чем лет этак через шестьдесят-семьдесят. И, как понимаете, человек по достижению этого уровня начинает жить уже совершенно иными ценностями, поскольку происходит подсознательное проникновение в суть вещей и явлений окружающего человека мира.

Совмещение первоэлементов между собой идёт по специальным схемам. Начинается всё с «двоек», потом «с троек», затем «Четвёрок», что уже само по себе даёт резко возросшее количество возможных комбинаций, а значит, и требует больше времени для проработки.

Пройдёмся немного по этим схемам, разобрав двойные комбинации первоэлементов и их тренировочные цели.
«Вода-Земля». Цель заключается в том, чтобы сделать аутодвижения, о которых говорилось выше, очень сильными. Для этого предназначено множество методов, начиная с просто представлением того, что движения стали сильными и заканчивая различными комплексами по их усилению.

«Вода-Огонь». Основная идея этой связки - добиться максимального ускорения аутодвижений, подстёгивая их эмоционально.

«Вода-Воздух». К делу подключается умение управлять энергетикой тела. Необходимо совместить энергетическое дыхание с аутодвижениями.

«Земля-Огонь». Здесь с помощью эмоций, усиливаются сами движения.

«Земля-Воздух». Здесь идёт отработка усиления движений как энергетическими методами цигун, так просто различными способами дыхания и комбинирования их.

«Огонь-Воздух». Здесь энергетическое дыхание усиливается эмоциональной составляющей.

По аналогии прорабатываются и «тройные» схемы первоэлементов.

Статьи небольшой итог.

1. Методика совершенствования Личности посредством практики рукопашного боя, задействуя «Пять элементов», известна. Теперь можно приступать к самим тренировкам. И если человек в своих тренировках имеет более высшую цель, чем просто искусство мордобоя, то он с успехом может руководствоваться вышеприведённой схемой, поскольку в его тренировках появляется глобальная цель.

2. Вот только времени, чтобы слить все первоэлементы, требуется много. Даже если использовать первый подход, который по-освоению требует гораздо меньше времени и заключается в простой работе с самими «первоэлементами», нужны годы. Если же работа идёт по второму способу - познанию внутренней сути первоэлементов - то здесь, раньше чем через несколько десятилетий, особого результата ждать не стоит.

Уважаемые читатели блога «мастер Боя»! Если вы хотите оформить подписку на новые статьи, то можете сделать это ниже:

Согласно этой теории, жизненная сила, в ее бесчисленных проявлениях, рождается и умирает благодаря взаимодействию пяти элементов: огня, земли, металла, воды и дерева. Эта модель, состоящая из пяти элементов, принадлежит даосизму; древние западные философии, равно как и индийская, основывались на модели, включавшей в себя всего четыре элемента, или стихии: земля, воздух, вода и огонь. Для даосов воздух включен в понятие огня, поскольку без воздуха огонь гореть не может.

Существуют два цикла , иллюстрирующие взаимодействие между элементами. В первом цикле, который называется "циклом порождения", каждый из элементов порождает, или производит, следующий элемент: дерево производит огонь, огонь производит землю, земля производит металл, металл ироизводит воду, а вода производит дерево, что естественным образом приводит к началу цикла. Во втором цикле, который называется "циклом разрушения", каждый из элементов разрушает, или поглощает, следующий за ним элемент. Так, вода разрушает металл, металл разрушает дерево, дерево поглощает воду, вода поглощает огонь, огонь разрушает металл, и цикл начинается сначала.

Совершенно так же, как и Вселенная, сохраняющая равновесие благодаря взаимодействию пяти элементов, человеческое тело, являющееся микрокосмом Вселенной, поддерживает гармонию душевного и физического начал благодаря все тому же взаимодействию пяти элементов. Энергия циркулирует в организме, используя для этою меридианы и соответствующие органы и внутренности, следуя строго определенным циклам. И эти циклы, иллюстрирующие циркуляцию энергии в организме, являются отражением тех двух циклов, которые представляли собой взаимодействие между пятью элементами. Для даосов каждая из внутренностей человека связана с одним из пяти элементов.

В первом цикле каждый из органов соединяется с соответствующим ему элементом, что приводит к следующему результату: сердце (огонь) поддерживает селезенку и поджелудочную железу (земля), селезенка и поджелудочная железа (земля) поддерживают легкие (металл), легкие (металл) поддерживают почки (вода), почки (вода) поддерживают печень (дерево), а печень (дерево) поддерживает сердце (огонь). Внутренности также подчинены этому циклу: тонкие кишки (огонь) поддерживают желудок (земля), желудок (земля) поддерживает толстые кишки (металл), толстые кишки (металл) поддерживают мочевой пузырь (вода), а мочевой пузырь (вода) поддерживает желчный пузырь (дерево).

Элементы и их соответствие органам и внутренностям:

Огонь — сердце
тонкие кишки
Тройной нагреватель
(эндокринные железы)
Хозяин сердца
(кровеносные сосуды)

Металл — легкие
толстые кишки
кожа

Вода — почки
мочевой пузырь
кости

Земля — селезенка -
поджелудочная железа
желудок
мышцы

Дерево — печень
желчный пузырь
нервы

В случае, если в каком-либо из органов нарушается равновесие, он не только не может больше поддерживать орган, следующий за ним на меридианном пути, но и оказывает негативное воздействие на этот орган или провоцирует отрицательное воздействие другого органа на себя самого. Впрочем, именно это и показывает нам второй цикл , то есть тот цикл, в котором каждый из элементов разрушает или поглощает следующий за ним элемент. Когда нарушается равновесие энергии в сердце (огонь), сердце (огонь) негативно воздействует на легкие (металл); легкие (металл) негативно воздействуют на печень (дерево); печень (дерево) отрицательно воздействует на селезенку -поджелудочную железу (земля); селезенка — поджелудочная железа (земля) негативно воздействует на почки (вода): а почки (вода) оказывают неблагоприятное воздействие на сердце (огонь). Эта модель применима также и ко внутренностям: нарушение равновесия энергии в тонких кишках (огонь) приводит к негативному воздействию на толстые кишки (металл): толстые кишки (металл) неблагоприятно воздействуют на желчный пузырь (дерево); желчный пузырь (дерево) оказывает негативное воздействие на желудок (земля); желудок (земля) негативно воздействует на мочевой пузырь (вода); а мочевой пузырь (вода) пагубно действует на тонкие кишки (огонь).

Показав, что циклическое взаимодействие между органами и внутренностями идентично взаимодействию между элементами, даосы дали своим последователям правдоподобное объяснение таких высказываний как "то, что наверху, ничем не отличается оттого, что внизу" и "микрокосм — зеркало макрокосма", что позволило им впоследствии говорить об обмене энергией между органами и внутренностями как об установленном факте, поскольку они доказали, что это взаимодействие основывается на той же самой логике, которая дает возможность инстинктивно воспринимать взаимодействие пяти элементов как неоспоримо существующее явление.