О хранении "экстремистских" материалов. Об экстремизме, списке запрещенной литературы, хранении запрещенных материалов и многом другом Распространение экстремистской литературы

Иван ДЕМИДОВ


Многих интересует вопрос, возможно ли хранить дома публикации, которые признаны были «экстремистскими» и находятся в Федеральном списке экстремистских материалов (далее – ФСЭМ). Например, в суде по делу Калистратова, допрошенные свидетели (как со стороны прокурора, так и стороны защиты) сказали, что публикации Свидетелей Иеговы, которые сейчас находятся в списке, сказали, что они помогли им изменить свою жизнь к лучшему. Благодаря этим публикациям они избавились от пагубных привычек, стали добропорядочными гражданами. Понятны чувства этих людей и нетрудно догадаться, почему вопрос хранения этих полезных для публикаций может интересовать – их и многих других людей, а также организации, чьи публикации были признанны экстремистскими.

Согласно ст. 13 Федерального закона "О противодействии экстремистской деятельности" запрещаются 1) распространение, 2) производство или 3) хранение в целях распространения экстремистских материалов.

Статьей 20.29 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за:

1) массовое распространение,

2) производство либо

3) хранение в целях массового распространения экстремистских материалов.

Однако, закон не содержит каких-либо запретов в отношении владения и использования «экстремисткой» публикации в личных целях, за что ответственности также не предусмотрена. Вместе с тем, закон допускает изъятие даже одной единственной запрещенной публикации в случае ее обнаружения, как предмета изъятого из гражданского оборота.

При определении в действиях гражданина состава административного правонарушения, необходимо учитывать также сущность и значение слова «МАССОВОЕ», которое толкуется и понимается следующим образом:

«МАССОВОЕ» ― Охватывая большое количество кого-либо или чего-либо, проявляясь в большом масштабе (Большой современный толковый словарь русского языка. © 2006, Ефремова Т.Ф. 180 тыс. статей).

«ХРАНИТЬ» -ню, -нишь, ― сохранить, 1) (что) Содержать что-л. где-л., сохраняя от порчи, ущерба, урона. Хранить молоко в холодильнике. Синонимы: беречь, сберегать, сохранять; 2) (что) Помещать что-л. в каком-л. безопасном месте, чтобы осталось целым, не было потеряно, не утратилось (Популярный словарь русского языка. Толково-энциклопедический. © «Русский язык-Медиа», 2003, Гуськова А.П., Сотин Б.В. 5 тыс. статей.).

«ЦЕЛЬ» II 1. То, к чему стремятся, чего хотят достигнуть; поставленная задача. 2. Определенное намерение, желание, смысл предпринимаемого (Большой современный толковый словарь русского языка. © 2006, Ефремова Т.Ф. 180 тыс. статей).

Кроме того, следует учитывать разъяснение, данное в Федеральном научно-практическом журнале "Мировой судья", 2009г., №6 (12.05.2009). Вопрос: Что понимается под массовым распространением экстремистских материалов?

«Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях, устанавливая ответственность за массовое распространение экстремистских материалов, не раскрывает, что означает понятие "массовое распространение".

Под массовым распространением экстремистских материалов следует понимать деятельность, направленную на ознакомление с экстремистскими материалами неограниченного круга лиц, в том числе через компьютерные сети либо иные электронные издания. Массовое распространение экстремистских материалов должно быть рассчитано на неопределенный круг потребителей.

Не является массовым распространением передача экстремистских материалов определенному субъекту для ознакомления без цели последующего массового распространения».

Таким образом, объективная сторона правонарушения может иметь место только в том случае, если в материалах дела содержатся бесспорные доказательства того, что гражданин осуществил распространение, т.е. передачу гражданам экстремистских материалов в МАССОВОМ количестве, а также имел определенное намерение (желание) массово распространять экстремистские материалы, и соответственно осуществлял данную цель.

Статья 20.29. КоАП РФ предусматривает ответственность только в случае МАССОВОГО распространения запрещенных публикации, и не предусматривает наказания за передачу одного экземпляра по просьбе человека с целью последующего ознакомления.

То обстоятельство, что изъятая религиозная литература хранится у гражданина в квартире, объясняется следующим.

Гражданин периодически заказывает у своих соверующих необходимые для личного использования печатные публикации. Часть изъятой религиозной литературы гражданин заказывал и получил до декабря 2009г., т.е. до вступления в силу решения Ростовского областного суда, которым данные публикации были признаны «экстремистскими».

После внесения некоторых публикаций Свидетелей Иеговы в федеральный список, никакой закон не обязывал гражданина уничтожить или каким-то иным образом отказаться от владения указанными публикациями, которые в течение многих лет были для него только богослужебными изданиями. При этом в действующем законодательстве не предусмотрена ответственность за их хранение или распространение без цели массового распространения.


Добрый день

Согласно ст.13 Федерального закона «О противодействии экстремистской деятельности» На территории Российской Федерации запрещается распространение экстремистских материалов, а также их производство или хранение в целях распространения. В случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, производство, хранение или распространение экстремистских материалов является правонарушением и влечет за собой ответственность.

Информационные материалы признаются экстремистскими федеральным судом по месту их обнаружения, распространения или нахождения организации, осуществившей производство таких материалов, на основании заявления прокурора или при производстве по соответствующему делу об административном правонарушении, гражданскому, административному или уголовному делу.

Одновременно с решением о признании информационных материалов экстремистскими судом принимается решение об их конфискации.
Копия вступившего в законную силу решения о признании информационных материалов экстремистскими направляется судом в трехдневный срок в федеральный орган государственной регистрации.
Федеральный орган государственной регистрации на основании решения суда о признании информационных материалов экстремистскими в течение тридцати дней вносит их в федеральный список экстремистских материалов.
Порядок ведения федерального списка экстремистских материалов устанавливается федеральным органом государственной регистрации.
Федеральный список экстремистских материалов подлежит размещению в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» на официальном сайте федерального органа государственной регистрации. Указанный список также подлежит опубликованию в средствах массовой информации в установленном порядке."

Согласно ст. 20.29 кодекса об административных правонарушениях РФ «Массовое распространение экстремистских материалов, включенных в опубликованный федеральный список экстремистских материалов, а равно их производство либо хранение в целях массового распространения -

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до трех тысяч рублей либо административный арест на срок до пятнадцати суток с конфискацией указанных материалов и оборудования, использованного для их производства; на должностных лиц - от двух тысяч до пяти тысяч рублей с конфискацией указанных материалов и оборудования, использованного для их производства; на юридических лиц - от ста тысяч до одного миллиона рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток с конфискацией указанных материалов и оборудования, использованного для их производства.»

Закон не содержит каких-либо запретов в отношении владения и использования «экстремисткой» публикации в личных целях, за что ответственности также не предусмотрена. Вместе с тем, закон допускает изъятие даже одной единственной запрещенной публикации в случае ее обнаружения, как предмета изъятого из гражданского оборота.

Так что в Вашем случае при простом приобретении для ознакомления такой книги нет противоправных действий.


Во избежание ответственности за распространение и пропаганду экстремистских материалов необходимо откорректировать содержание сайтов и социальных сетей в интернете следующим образом:

Под массовым распространением экстремистских материалов следует понимать деятельность, направленную на ознакомление с экстремистскими материалами неопределенного круга читателей . Массовое распространение экстремистских материалов рассчитано на неопределенный круг потребителей.

В связи с этим, исключить и не допускать размещения на сайтах и социальных сетях материалов и публикаций, входящих в состав Славяно-Арийских Вед (САВ)*, а также публикаций содержащих цитаты из них.

С осторожностью! Публикации и видеоматериалы, которые хотя и не содержат цитаты из САВ*, но могут быть расценены как пропаганда САВ*. Если статья призывает к распространению САВ*, то за это наступает ответственность.

федеральный список экстремистских материалов http://minjust.ru/extremist-materials ,

Автор печатных материалов (произведений), публикаций предназначенных для публичного использования и содержащих хотя бы один из признаков, предусмотренных статьей 1 Федерального закона «О противодействии экстремистской деятельности», признается лицом, осуществлявшим экстремистскую деятельность, и несет ответственность в установленном законодательством Российской Федерации порядке.

За совершение правонарушения, предусмотренного ст.20.29 КоАП РФ, предусмотрена административная ответственность в виде административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до трех тысяч рублей либо административный арест на срок до пятнадцати суток с конфискацией указанных материалов и оборудования, использованного для их производства; на должностных лиц - от двух тысяч до пяти тысяч рублей с конфискацией указанных материалов и оборудования, использованного для их производства; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток с конфискацией указанных материалов и оборудования, использованного для их производства.

Статья 1. Основные понятия

(в ред. Федерального закона от 27.07.2006 N 148-ФЗ)

Для целей настоящего Федерального закона применяются следующие основные понятия:

1) экстремистская деятельность (экстремизм):

насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности Российской Федерации;

публичное оправдание терроризма и иная террористическая деятельность;

возбуждение социальной, расовой, национальной или религиозной розни;

пропаганда исключительности, превосходства либо неполноценности человека по признаку его социальной, расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности или отношения к религии;

нарушение прав, свобод и законных интересов человека и гражданина в зависимости от его социальной, расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности или отношения к религии;

воспрепятствование осуществлению гражданами их избирательных прав и права на участие в референдуме или нарушение тайны голосования, соединенные с насилием либо угрозой его применения;

воспрепятствование законной деятельности государственных органов, органов местного самоуправления, избирательных комиссий, общественных и религиозных объединений или иных организаций, соединенное с насилием либо угрозой его применения;

совершение преступлений по мотивам, указанным в пункте "е" части первой статьи 63 Уголовного кодекса Российской Федерации;

пропаганда и публичное демонстрирование нацистской атрибутики или символики либо атрибутики или символики, сходных с нацистской атрибутикой или символикой до степени смешения, либо публичное демонстрирование атрибутики или символики экстремистских организаций;

(в ред. Федерального закона от 25.12.2012 N 255-ФЗ)

публичные призывы к осуществлению указанных деяний либо массовое распространение заведомо экстремистских материалов, а равно их изготовление или хранение в целях массового распространения;

публичное заведомо ложное обвинение лица, замещающего государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъекта Российской Федерации, в совершении им в период исполнения своих должностных обязанностей деяний, указанных в настоящей статье и являющихся преступлением;

организация и подготовка указанных деяний, а также подстрекательство к их осуществлению;

финансирование указанных деяний либо иное содействие в их организации, подготовке и осуществлении, в том числе путем предоставления учебной, полиграфической и материально-технической базы, телефонной и иных видов связи или оказания информационных услуг;

(п. 1 в ред. Федерального закона от 24.07.2007 N 211-ФЗ)

2) экстремистская организация - общественное или религиозное объединение либо иная организация, в отношении которых по основаниям, предусмотренным настоящим Федеральным законом , судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности в связи с осуществлением экстремистской деятельности;

3) экстремистские материалы - предназначенные для обнародования документы либо информация на иных носителях, призывающие к осуществлению экстремистской деятельности либо обосновывающие или оправдывающие необходимость осуществления такой деятельности, в том числе труды руководителей национал-социалистской рабочей партии Германии, фашистской партии Италии, публикации, обосновывающие или оправдывающие национальное и (или) расовое превосходство либо оправдывающие практику совершения военных или иных преступлений, направленных на полное или частичное уничтожение какой-либо этнической, социальной, расовой, национальной или религиозной группы;

4) символика экстремистской организации - символика, описание которой содержится в учредительных документах организации, в отношении которой по основаниям, предусмотренным настоящим Федеральным законом , судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности в связи с осуществлением экстремистской деятельности.

* - решением Центрального районного суда г. Омска от 30 октября 2015 года вступило в силу (опубликовано на сайте по ссылке) и соответственно признаются «экстремистскими материалом книги:

  • «Славяно-Арийские Веды. Сантьи Веды Перуна. Книга Мудрости Перуна. Круг первый. Сага об Инглингах», издательство «РОДОВИЧ» , 2011 2012 годы издания;
  • «Славяно-Арийские Веды. Книга вторая. Книга Света. Слово Мудрости Волхва Велимудра», издательство «РОДОВИЧ» , 2011, 2012 годы издания;
  • «Славяно-Арийские Веды. Книга третья. Инглiзмъ. Древняя вера Славянскихъ и Арiйскихъ Народовъ. Слово мудрости Волхва Велимудра», издательство «Родович» 2009, 2012 годы издания;
  • «Славяно- Арийские Веды. Книга четвертая. Источник жизни. Белый Путь. Сказы», издательство «РОДОВИЧ» , 2011, 2012 годы издания; «Славянское
  • Мiропонiмание. Подтверждение "Книги Света"», издательство «РОДОВИЧ», 2009, 2013 годы издания.

Итак, необходимо удалить на своих сайтах, со страничек своих соц. сетей и в ваших группах все книги сборника «Славяно-Арийские Веды» (в том числе из «Документы»). Необходимо просмотреть все посты в ленте и удалить не только книги, но и материалы содержащие цитаты из САВ, все видео(аудио)-материалы, и все материалы где САВ анонсируются, где упоминается о них в достаточной степени, что бы посчитать это рекламой. Важно это сделать и сообщить об этом своим друзьям, чтобы не быть обвинённым по соответствующей статье за распространение экстремистских материалов. Хранить дома для себя один бумажный экземпляр сборника, для собственного изучения, не является экстремизмом.

— Закон о противодействии экстремистской деятельности, принятый в 2002 году, был существенно расширен в 2006-м, и одним из инициаторов этих изменений был депутат Александр Гуров, который когда-то возглавлял 6-й отдел МВД по борьбе с организованной преступностью...

— Это теперь уже не очень важно, кто был автором, потому что этот закон всегда курировало правовое управление президентской администрации, и никакой депутатской отсебятины там нет.




— Мне кажется, что с 2006-го этот закон фактически стал репрессивным оружием, в том числе против инакомыслящих.

— Нет, эти изменения не повлияли так радикально. Просто вначале закон применялся довольно мало. В нем очень туманные формулировки, и поэтому всем — и следователям, и прокурорам, и полиции — было непонятно, как с этим иметь дело, но постепенно научились, и машина разогналась.

Согласно определению, которое дано в законе, экстремистская деятельность бывает уголовной и не уголовной. Уголовная — это, во-первых, насильственные преступления, которые совершаются по мотивам национальной, религиозной, политической ненависти. Соответственно, туда попадают все физические нападения, совершенные по мотивам ненависти, то есть реальные расистские нападения. Лет пять назад это и был основной мотив антиэкстремистского правоприменения.

Второе, что попадает под уголовную ответственность, — это «пропагандистские» статьи. Это ст. 282 УК (возбуждение ненависти либо вражды, а равно унижение человеческого достоинства. — Е.М.) это ст. 280 УК (публичные призывы к осуществлению экстремистской деятельности. — Е. М.) и плюс новые статьи, которые пока еще применяются очень штучно — это про сепаратизм, про оправдание нацизма, про оскорбление религиозных чувств. Сюда же подпадает всякий идейный вандализм, осквернение памятников и т.д. Раньше приговоров «по пропаганде» было не очень много, сейчас, наоборот, все больше и больше, и она уже далеко обогнала приговоры за насильственные преступления по мотивам ненависти (в 2014 году «за пропаганду» было осуждено 169 человек, а за насилие — 59; только за первые три месяца 2015 года «за пропаганду» осуждены 46 человек, за насилие — 7. — Е. М.).

Дальше идут административные наказания за рисование свастики в разных местах и за распространение запрещенных экстремистских материалов. Тут точный объем дел неизвестен, поскольку это административные дела, они становятся известны далеко не всегда, вроде как мелочовка, не всегда о них пишут.

Еще могут запрещать организации как экстремистские... За членство в этих организациях тоже полагается уголовная ответственность, и по отношению к некоторым из них она действительно систематически применяется. Но почему-то не ко всем.

Например, никого не преследуют за членство в некоторых запрещенных неонацистских организациях. Скажем, «Славянский союз» Дмитрия Демушкина был запрещен. Он благополучно переименовался в «Славянскую силу» и продолжил свою жизнь дальше. Никого не привлекали. В некоторых регионах запрещены «Свидетели Иеговы», и уже уголовные дела были по этому поводу.

Запрещение материалов — это огромный массив. Список запрещенных материалов приближается к 2900 пунктам. Среди них большинство составляют разного рода расистские материалы и материалы каких-то боевых исламистов, но очень много совершенно напрасно запрещенных фильмов и текстов.

Поскольку запрещали очень много всего, то следующая возникшая схема правоприменения — запрет в интернете. Потому что материал-то, может быть, и запрещенный, но в интернете он все равно есть. Отсюда и возникла тема блокировок доступа в интернете.

- Что значит «языковые средства для целенаправленной передачи отрицательных оценок»?

— С точки зрения здравого смысла и с точки зрения Верховного суда, который в 2011 году принял довольно здравое постановление о том, как надо применять в уголовной сфере антиэкстремистское законодательство, экспертизы, то есть специальные знания каких-то ученых, должны привлекаться тогда, когда это необходимо. А в норме сам следователь без экспертизы должен понять, есть нарушение закона или нет. Но на практике получается иначе: экспертиза делается во всех случаях, если дело связанно с антиэкстремистским законодательством.

Поскольку по закону эксперта нельзя спрашивать, есть там нарушение закона или нет, то следователь задает эксперту очень странные вопросы, а эксперт, в свою очередь, дает очень странные ответы, например, тот, который вы процитировали. Это нужно для того, чтобы следователь потом сказал, что вот на основании заключения эксперта я, следователь, делаю заключение

.....Определении экстремизма как «утверждении религиозного превосходства». Что такое утверждение религиозного превосходства? Например, «Свидетелей Иеговы» запретили за то, что они утверждали, что их религия натурально превосходит все остальные, все религии плохие, а у них хорошая.

— Кстати, о религии. Решением Тагилстроевского районного суда Нижнего Тагила Свердловской области в экстремистский список было включено видео «Иисус в исламе и в христианстве. Невинность христиан», размещенный на YouTube. В видео, как говорится в решении суда, «отрицается божественная природа Христа», и поэтому видеоматериал был признан экстремистским.

— Прокуроры очень серьезно воспринимают пункт про религиозное превосходство. Очень много случаев, когда все претензии сводятся именно к тому, что в тексте написано, что «наша религия лучше вашей». Хотя это вполне естественно для религиозных людей считать, что их религия лучше, иначе зачем же они в нее верят.

— Если экстремизмом считается «отрицание божественной природы Христа», то тогда все атеисты тоже экстремисты?

— Тут не надо логику искать, ее тут нет. Есть много случаев, когда один и тот же предмет рассматривался в разных судах, и суды выносили противоположные решения. Это нормально, потому что понять этот закон невозможно, поэтому и решения суда субъективные.

— Как обычно запрещаются материалы?

Это не значит, что прокурор в библиотеку ходит, ищет какую-то экстремистскую литературу. Обычно совсем не так. Просто у какого-то человека, проходящего по какому-то делу, изымают кучу литературы. Сотрудник прокуратуры выбирает оттуда какие-то материалы, которые ему кажутся перспективными в смысле их запретить. Дальше он отдает их какому-то эксперту. Эксперт тужится, что-то пишет. Прокурор потом это быстренько переписывает себе в заявление, несет в суд, суд это все проштамповывает. Чаще всего никакого ответчика в этом процессе нет вообще. И выбор может быть совершенно случайным. Попала какая-то книжка и попала, никто не вникал.


— Получается, что весь этот длинный список запрещенной литературы — просто какая-то дурость.

— Да, абсолютная. Ведь такого списка нет нигде на свете, кроме нашей страны и еще некоторых стран, которые позаимствовали у нас эту идею (например, Казахстан).

— То есть это российское ноу-хау?

— Это абсолютно наше ноу-хау. Не зря же мы идем своим путем. Этот механизм запрета в принципе работать не может. Дело даже не в том, что запрещают черт знает что, а в том, что это вообще не может работать. Скажем, они запретили какую-нибудь книгу, допустим, даже книгу, которую можно описать и есть библиографическое описание, а я завтра возьму и переиздам эту книгу, и это будет другая книга. Нельзя же в точности быть уверенным, что она такая же. Значит, надо снова рассматривать?

— К сожалению, не знаю. Я много раз пытался это узнать и не смог. Список длиной в 2900 пунктов — это бессмысленно: никто его уже просто не может прочесть.

— А с другой стороны, приходят следователи с обыском (а обыски у нас стали очень распространенным явлением) и находят у гражданина какую-нибудь запрещенную у нас книгу, например, тот же «Майн кампф»…

— А это совершенно не запрещено. Любой запрещенный материал можно держать дома, я могу вам дать почитать лично, это — пожалуйста. Я не могу это массово распространять, встать на улице, например. Из-за этого, кстати, проблема у библиотек, потому что они вроде как массово распространяют. Ведь многие запрещенные книги есть в библиотеках, но они не должны их выкидывать. Потому что есть закон о библиотеках, не позволяющий просто так выкидывать книги. Да и вообще многие библиотеки обязаны их хранить как обязательный экземпляр.

— И что в итоге библиотекам делать с этими запрещенными книгами?

— Была достигнута неформальная договоренность с Генпрокуратурой, что для этих книг в библиотеке действует специальный режим: когда читатель получает книгу, он расписывается, что он знает, что он читает материалы из федерального списка, ему нельзя делать копии в библиотеке, но он может ее взять и читать.

Поскольку закон безграничный, то и применение совершенно случайное. Просто вся проблема в каком-то смысле в том, что этот закон невозможно применять систематически. Если систематически применять антиэкстремисские законы, то сядут все. Поэтому его применяют крайне избирательно, и это приводит к тому, что никому не понятно, что на самом деле можно, а что нельзя.

...— 2 апреля этого года Комитет ООН по правам человека опубликовал рекомендации России, в том числе и по вопросу сужения определения экстремистской деятельности в законодательстве. Прошло уже несколько месяцев, Россия как-нибудь прислушалась к этим рекомендациям?

— Да нет, конечно. Собственно говоря, то же самое несколько ранее, в прошлом году, России рекомендовала Венецианская комиссия (консультативный орган по конституционному праву при Совете Европы. — Е. М.), к которой тоже положено прислушиваться, но нет, никто ни к чему не прислушивается. Рекомендации сузить определение звучат давным-давно. Я собственноручно два раза передавал какие-то прожекты на эту тему в администрацию президента. Но никто ничего по существу менять не собирается. Единственное, что меняется, это время от времени ужесточаются, ужесточаются, ужесточаются статьи УК.

— Мне кажется, что если посмотреть на правоприменительную практику по статьям за экстремизм, то складывается впечатление, что борьба с экстремизмом — это сплошная профанация.

Согласно российскому Уголовному кодексу, в России категорически запрещены книги, которые пропагандируют нетерпимость по отношению к религии, расе или идеологии. Также запрещена , призывающая к насильственному свержению власти в государстве, пропагандирующая идеологию фашизма, а также содержащая к экстремистской или террористической деятельности.

Сегодня сайт Министерства юстиции РФ считает экстремистскими материалами 727 единиц литературы в виде книг, газет, брошюр, листовок или определенных статей.

Кроме текстовой информации, печатаемой в сети, или , в запрещенный попадают видеоматериалы, которые распространяются в интернете или на DVD-носителях. Также в нем находится несколько конкретных сайтов. В последнее время данный список пополняется – из продажи и свободного сетевого доступа изымаются революционные призывы, а блоги некоторых известных оппозиционеров и вовсе блокируются правительством. Значительную часть списка запрещенной литературы составляют исламистские материалы, которые относятся к таким исламским течениям как Нурджулар, Таблиг, Хизб ут-Тахрир и так далее.

Запрещенные книги

На территории России запрещенными книгами являются «Войны против ублюдков» Айрата Дильмухаметова, «Психологическое управление людьми», Кто правит нами: психология управленцев» и «Тайные механизмы управления людьми» Шерстнева М., «Экономическая система в исламе» Такиуддина Набхани. Кроме этого, запрещены книги «Иудохристианская чума» и «Мать-земля: чудо-чудное, диво-дивное. Введение в геобиологию», «Язычество: закат и рассвет», «Сарынь на кичку» Добровольского А., а также «Тайна беззакония» неизвестного автора.

Российский УК предусматривает за распространение запрещенной литературы до 5 лет лишения свободы на основе возбуждения межнациональной розни.

Также в РФ запрещена книга «7 голов и 10 рогов России или последние доказательства свершающегося и завершающегося Апокалипсиса», написанная Кузнецовым П. Попал под запрет и ряд фильмов, статей, листовок, музыкальных жанров, которые были запрещены по решению суда. Опальным писателем также является В. Вострягов («Русский народ и Конституция РФ», «Русское государство», «Кабала» и т.д.).

Вышеперечисленная литература запрещена в России законом «О противодействии экстремистской деятельности», налагающим запрет на книги с фашистской идеологией, оправданием расового или национального преступления. Также он налагает вето на призывы к разжиганию ненависти по отношению к любой расовой, социальной, этнической или религиозной группе.