Церковные имена по дате рождения для мальчиков. Как выбрать православное имя девочке

Период ожидания малыша - лучший в жизни молодой пары. Пройдёт совсем короткое время, и в семье появится ещё один её член, который одним только своим присутствием полностью изменит жизнь своих родителей. Крохотные ножки затопают по дому, а ручки будут тянуться ко всему, что понравится малютке.

Но период ожидания будущего чуда обычно сопряжён с одной проблемой - как назвать сокровище, которое совсем скоро появится на свет? Такой выход, по дате рождения (девочку или мальчика - не так и важно), хоть и кажется простым, но на самом деле является довольно сложной задачей.

В таком деле, как выбор имени для будущего малыша, необходимо учитывать некоторые очень важные нюансы, дабы не испортить ребёнку своей недальновидностью жизнь в будущем и не заставить его многие годы страдать из-за необдуманного и второпях принятого решения.

Что влияет на выбор имени?

Множество споров возникает у будущих родителей по этому поводу. К решению вопроса привлекаются многочисленные друзья, родственники, знакомые. Каждый стремится внести свою лепту в дело выбора имени, ведь не зря считается, что оно определяет будущую жизнь маленького человечка.

Причём важна не только созвучность с фамилией и отчеством. Считается, что в какой-то мере имя может оказать влияние на характер и здоровье будущего члена общества. Правильный его выбор, по мнению многих, даст малышу возможность приобрести лучшие качества характера и большего добиться в жизни.

Дань модным тенденциям при выборе имени - ошибка родителей

От того, как назвать ребёнка (по дате рождения выбирают имя далеко не все родители, зависит очень многое. Долгие годы, с начала эпохи построения коммунизма, было модным давать малышу нелепо звучащие имена, отражающие события того времени. Скольким людям испортила жизнь такая дань моде!

Страшно даже представить, каково пришлось Даздраперме Ивановне, родившейся 1 мая и получившей такое ужасное имя - производное от названия этого праздника («да здравствует первое мая»), принесённое в нашу жизнь этой эпохой! Не лучше сложились жизни и у Электрификации, Пятилетки, Сталины, хотя в те времена такие нелепицы и были оригинальны, а вместе с тем обеспечивали малышу призрачное «светлое будущее».

Какие варианты выбора существуют?

Но времена меняются, а вместе с тем отходят на задний план и глупые новшества, возвращая в мир старые, проверенные веками традиции при выборе имени. Из огромного количества способов, несущих в себе решение такого вопроса, как назвать ребёнка (по дате рождения, например), можно выделить несколько наиболее распространённых.

Очень часто при выборе имени для новорождённого используют дань памяти. В этом случае малышу дают имя того человека, который в жизни родителей сыграл большую роль. Это может быть как достаточно близкий друг или родственник, так и популярная личность, спортсмен, политик, певец или актёр. Но при принятии решения о таком способе выбора следует иметь в виду, что есть риск повторения ребёнком судьбы того человека, в память о котором он получил своё имя.

Также довольно часто малышей называют по святцам, или православному календарю. Этот способ существует с древности, и многие родители обращаются именно к нему. Решение вопроса, как назвать ребенка по дате рождения по церковному кадендарю, в этом случае очень простое, ведь имеется огромное количество красивых, мило звучащих и актуальных до сих пор имён.

В подходящий по дате рождения день чтят память многих святых, что даёт возможность подбора понравившегося имени. По этому способу можно выбирать имена и тех святых, память которых чтут не только в но также и на 8-е или 40-е сутки. Ведь «восьмёрка» является символом вечности, а цифра 40 призвана обозначать Как назвать ребёнка по дате рождения? Церковный календарь поможет молодым родителям определиться.

Лепта, внесённая астрологией и нумерологией в вопрос выбора имени

Большой популярностью пользуется и подбор подходящего имени в соответствии со знаками зодиака или числовым его значением. Многие родители при решении такого животрепещущего вопроса, как назвать ребёнка, по дате рождения и некоторым иным данным полагаются на нумерологию и астрологию. С точки зрения этих наук, сочетания звуков в имени, а также подходящий знак гороскопа позволяют как усилить, так и ослабить некоторые особенности в характере ребёнка.

Большое внимание обращается многими и на значение имени. При этом родители используют словари личных русских имён, содержащие в себе всю необходимую информацию о значении, а также происхождении того или другого из них. Самыми полезными и пользующимися наибольшей популярностью в этом случае оказались издания таких авторов, как А. В. Суперанская, Н. А. Петровский.

Секреты популярности старославянских имен

Сейчас значения большинства старых, бывших популярными у древних славян имён, причем как женских, так и мужских, перестали быть тайной за семью печатями. Любому человеку даже на уровне интуиции стал понятен их смысл.

По большей части они несут положительное значение и хорошую энергетику. Взять, к примеру, такие имена, как Ярослав — «яркая слава», или Людмила — «для людей милая». Они не только известны всем без исключения, но и очень популярны.

Какие значения скрываются в именах, пришедших из древности?

Решая вопрос, как назвать ребёнка по дате рождения (мальчика, к примеру), многие современные родители предпочтут наречь его Владиславом (владеющим славой), Всеволодом (всевладеющим) или Любомиром (любящим мир, миролюбивым). А для девочки подберут не менее благозвучные имена - Светлана (светлая), Снежана (беловолосая), Милана (милая). У таких имён и энергетика очень добрая, и для слуха они приятны.

Старые имена, известные ещё из истории древних славян, очень лестны для большинства родителей. Ведь, если следовать этим традициям и назвать ребёнка по дате рождения, мальчиков можно наречь такими великолепными именами, как Ярослав, Святослав, Ростислав, Мстислав, Игорь и Вячеслав. Эти имена великие русские князья. Кроме этого, они ещё включены во все церковные календари.

Связь имени с фамилией и отчеством

Когда родители задаются таким вопросом, как назвать ребёнка, по дате рождения и отчеству ориентироваться лучше в первую очередь. Следует учитывать то, что имя обязательно должно сочетаться с отчеством, чтобы они не только звучали пристойно, но и произносились легко, безо всякого коверканья.

Ведь такие труднопроизносимые сочетания, как, например, Александр Александрович, зачастую переделываются в наиболее постые — Сан Саныч, меняя этим, с точки зрения нумерологии, и судьбу названного так человека, а также доставляя ему некоторые неудобства.

Кроме того, выбираемое имя должно хорошо сочетаться с фамилией и звучать при этом гармонично. Ведь такое сочетание, как Джульетта Иванова или Родриго Горшков, совершенно неудачны, и не принесут человеку, носящему их, ничего, кроме насмешек. Любое экзотическое имя хорошо будет сочетаться с редкой для россиян фамилией.

Ласкательная форма имени и инициалы. Важно ли их учитывать?

Следует обратить внимание и на то, что у выбранного имени должно быть несколько уменьшительных вариантов, которые звучат достаточно благозвучно. Например, Татьяна - Таня, Танюша, Танечка. Если короткого имени нет, детишки всё равно придумают его. Только совершенно не является фактом, что такая выдумка понравится носителю имени.

Инициалы, которые всегда присутствуют при написании человеком своих данных, тоже имеют неоспоримую важность в том случае, когда будущими родителями решается, как назвать ребёнка. По дате рождения они ориентируются или нет, при этом не так важно. Хотя, казалось бы, что это мелочь - инициалы. Но эта мелочь может принести очень большие неприятности.

Обязательно следует обращать внимание на то, не складываются ли инициалы во что-то неприличное или некрасивое.

Психологи, занимающиеся исследованием того, как имя влияет на характер определённого человека, дают следующие рекомендации.

  1. Детям, которые родились в зимнее время, больше всего подойдут имена певучие и мягкие, содержащие большое количество гласных и Имена, носящие такую созвучность, призваны сглаживать «суровость», которая присутствует у зимних чад. И при решении такого вопроса, как назвать ребёнка (по дате рождения здесь тоже следует ориентироваться), для детей, появившихся на свет в этот период, следует остановиться на таких именах, как Вениамин или Лилиана, Мирослав, Арсений, Виталина и других, подобных им.
  2. Весенним детишкам лучше всего подойдут более жёсткие имена, которые будут придавать силы и уверенность в себе. В них должны выделяться такие звуки, как з, р, ж, г, д. Хорошими вариантами будут Григорий, Ростислав, Злата, Божена, Роберт.
  3. Малышам, родившимся летом, самым хорошим вариантом будут звонкие и к примеру, Назарий, Марьяна, Злата. Они добавляют в характер носящего их человека целеустремлённость и активность.
  4. Для осени следует рассматривать простые и спокойные имена. Дети этого сезона - настоящие реалисты, поэтому теплота и спокойствие, которые дают имена Полина, Ипполит, Антонина и Вадим, безусловно понравится малышу.

Множество способов существует для того, чтобы выбрать ребёнку имя, но в любом случае не стоит забывать о том, что вместе с ним малыш получает и дальнейшую свою судьбу.

.
Чаще всего день памяти святого — это день его земной кончины, т.е. перехода в вечность, встречи с Богом, приобщиться к Которому и стремился подвижник.

Как определить день именин

В церковном календаре бывает по нескольку дней памяти одного и того же святого, также одно и то же имя носят многие святые. Поэтому необходимо найти в церковном календаре день памяти соименитого с вами святого, ближайший после дня вашего рождения. Это и будут ваши именины, а святой, память которого вспоминается в этот день, будет вашим небесным покровителем. Если у него есть и другие дни памяти, то для вас эти даты станут «малыми именинами».

Если мы хотим наречь имя ребенку строго по церковной традиции, то это будет имя святого, память которого празднуется в 8-й день по рождении ребенка. См.

При определении именин не имеет значения дата канонизации святого, ведь она лишь фиксирует свершившийся факт. Кроме того, как правило совершается через десятки лет после перехода святого в небесные обители.

Имя, полученное человеком при крещении, не только остается неизменным всю жизнь (исключение составляет лишь случай принятие монашества), но и сохраняется после смерти, переходит с ним в вечность. В молитвах об усопших так же поминает их имена, данные в крещении.

Именины и День Ангела

Иногда именины называют Днем Ангела. Это название именин напоминает о том, что в старину небесных покровителей иногда называли Ангелами их земных тезок; некорректно, однако, смешивать святых с ангелами. Именины – день памяти святого, именем которого человек назван, а День Ангела – день крещения, когда человеку приставляется Богом . У каждого крещёного свой Ангел-Хранитель, но имя его нам неизвестно.

Почитание и подражание своему святому покровителю

О молитвенной помощи святых преподобный писал: «Святые, в Духе Святом видят нашу жизнь и наши дела. Они знают наши скорби и слышат наши горячие молитвы… Святые не забывают нас и молятся за нас… Они видят и страдания людей на земле. Господь дал им столь великую благодать, что они любовью обнимают весь мир. Они видят и знают, как изнемогаем мы от скорбей, как иссохли души наши, как уныние сковало их, и, не преставая, ходатайствуют за нас пред Богом».

Почитание святого состоит не только в молитве ему, но и подражании его подвигу, его вере. «По имени и житие твое да будет» — говорил преподобный . Ведь святой, чье имя носит человек – это не просто его покровитель и молитвенник, это еще и образец для подражания.

Но каким образом мы можем подражать своему святому, как хотя бы в чем-то следовать его примеру? Для этого нужно:

  • Во-первых, знать о его жизни и подвигах. Без этого мы не можем искренне полюбить своего святого.
  • Во-вторых, нужно чаще обращаться к ним с молитвой, знать тропарь ему и всегда помнить о том, что у нас есть защитник и помощник на небе.
  • В-третьих, конечно, нужно всегда думать о том, в чем мы могли бы последовать примеру своего святого в том или ином случае.

По характеру христианских подвигов святых традиционно разделяют на лики (разряды): пророки, апостолы, святители, мученики, исповедники, преподобные, праведные, юродивые, благоверные и др. (см. ).
Человек, носящий имя исповедника или мученика , вполне может бесстрашно исповедовать свою веру, поступать по-христиански всегда и во всем, не оглядываясь на опасности или неудобства, во всем угождать, прежде всего, Богу, а не людям, не взирая на насмешки, угрозы и даже притеснения.
Те, кто назван в честь святителей , могут пытаться подражать им, обличая заблуждения и пороки, распространяя свет Православия, помогая ближним найти путь ко спасению как словом, так и собственным примером.
Преподобным (т.е. монахам) можно подражать в отрешенности, независимости от мирских наслаждений, хранении чистоты помыслов, чувств и поступков.
Подражать юродивому – значит, прежде всего, смиряться, воспитывать в себе самоотверженность, не увлекаться стяжанием земных богатств. Продолжением должно стать воспитание воли и терпения, способности переносить трудности жизни, борьба с гордостью и тщеславием. Также нужна привычка кротко переносить все обиды, но вместе с тем не стесняться обличать явные пороки, говорить правду всем, кто нуждается во вразумлении.

Имена в честь Ангелов

Также человека могут назвать в честь (Михаила, Гавриила и др.). Люди названные в честь архангелов, отмечают именины 21 ноября (8 ноября по ст.стилю), в день Празднования Собора Архистратига Божия Михаила и прочих Небесных Сил бесплотных.

Если имени нет в святцах

Если имени, которым вас назвали, нет в святцах, то при крещении выбирается имя, наиболее близкое по звучанию. Например, Дина – Евдокия, Лилия – Лия, Анжелика – Ангелина, Жанна – Иоанна, Милана – Милица. По традиции, Алиса получает в крещении имя Александры, в честь св. страстотерпицы Александры Феодоровны Романовой, до принятия православия носившей имя Алиса. Некоторые имена в церковной традиции имеют иное звучание, например, Светлана – это Фотиния (от греческого photos – свет), а Виктория – Ника, оба имени в латинском и греческом означают «победу».
В пишут только имена, данные в крещении.

Как встретить именины

Православные христиане в дни своих именин посещают храм и, заранее подготовившись, и Святых Христовых Тайн.
Дни «малых именин» не так торжественны для именинника, но храм посетить в этот день желательно.
После причастия нужно хранить себя от всякой суеты, чтобы не утратить праздничную радость. Вечером можно пригласить близких на трапезу. Следует помнить, что если именины приходятся на постный день, то праздничное угощение должно быть постным. В Великий пост именины, случившиеся в будний день, переносятся на ближайшую субботу или воскресенье.
См. Наталья Сухинина

Что дарить на именины

В празднование памяти святого покровителя лучшим подарком будет то, что способствует его духовному росту: икона, сосуд для , красивые свечи для молитвы, книги, аудио и видеодиски духовного содержания.

Молитва своему святому

О святом, в честь которого мы получаем имя, мы должны вспоминать не только в день именин. В ежедневном утреннем и вечернем есть молитва святому, также мы можем обращаться к нему в любое время и в любых нуждах. Самая простая молитва святому:
Моли Бога о мне, святой угодниче Божий (имя), яко аз усердно к тебе прибегаю, скорому помощнику и молитвеннику о душе моей.

Также необходимо знать и своему святому.

Помимо икон Спасителя – Господа Иисуса Христа, и Богородицы, желательно иметь своего святого. Может случиться так, что вы носите какое-то редкое имя, и икону своего небесного покровителя будет трудно найти. В этом случае можно купить икону Всех святых, на которой символически изображены все святые, прославленные Православной Церковью.
Некоторые .

Святоотеческие высказывания о именинах

«Имена у нас стали выбирать не по-Божьему. По-Божьему вот как надо. Выбирайте имя по святцам: или в какой день родится дитя, или в какой крестится, или в промежутке и дня в три по крещении. Тут дело будет без всяких человеческих соображений, а как Бог даст, ибо дни рождения в руках Божиих.
святитель

История и символика празднования именин

Как и многие другие религиозные традиции, празднование именин в советское время находилось в забвении, более того, в 20-30-х годах ХХ века подвергалось официальному гонению. Правда, искоренить вековые народные привычки оказалось трудно: до сих пор на день рождения поздравляют именинника, а если виновник торжества совсем юн, поют песенку: «как на … именины испекли мы каравай». Между тем, именины — праздник особый, который можно было бы назвать днем духовного рождения, так как он связан прежде всего с таинством Крещения и с именами, которые носят наши соименные небесные покровители.

Традиция празднования именин известна на Руси с XVII века. Обычно накануне праздника семья именинника варила пиво, пекла именинные калачи, пироги и караваи. В день самого праздника именинник со своими родными ходил в церковь к обедне, заказывал молебен за здравие, ставил свечи и прикладывался к иконе с ликом своего небесного покровителя. Днем друзьям и родственникам разносились именинные пироги, причем часто начинка и величина пирога имела особый смысл, определяемый характером отношений именинника и его близких. Вечером устраивался праздничный ужин.

Особенно пышно справлялись царские именины (день Тезоименитства), которые считались государственным праздником. В этот день бояре и придворные являлись к царскому двору с тем, чтобы поднести подарки и принять участие в праздничном пире, за которым пели многолетие. Иногда царь самолично раздавал пироги. Народу разносились огромные именинные калачи. Позднее появились другие традиции: военные парады, фейерверки, иллюминация, щиты с императорскими вензелями.

После революции с именинами начали серьезную и планомерную идеологическую борьбу: обряд крещения был признан контрреволюционным, и его попытались заменить на «октябрины» и «звездины». Был детально разработан ритуал, при котором новорожденного в строгой последовательности поздравляли октябренок, пионер, комсомолец, коммунист, «почетные родители», иногда младенца символически зачисляли в профсоюз и проч. Борьба с «пережитками» доходила до анекдотических крайностей: так, в 20-х годах цензура запретила «Муху-Цокотуху» К. Чуковского за «пропаганду именин».

Традиционно именины относят на тот день памяти соименного (тезоименитого) святого, который следует непосредственно за днем рождения, хотя существует и традиция празднования именин в день памяти самого прославленного соименного святого, например, Св. Николая Чудотворца, апостола Петра, Св. Александра Невского и т. д. В прошлом именины считались более важным праздником, чем день «телесного» рождения, кроме того, во многих случаях эти праздники практически совпадали, т. к. традиционно ребенка несли крестить на восьмой день после рождения: восьмой день — это символ Небесного Царства, к которому приобщается крещаемый человек, в то время как число семь — древнее символическое число, обозначающее сотворенный земной мир. Крестильные имена выбирались по церковному календарю (святцам). По старому обычаю выбор имени был ограничен именами святых, память которых праздновалась в день крещения. Позднее (особенно в городском обществе) от этого строгого обычая отошли и стали выбирать имена, руководствуясь личным вкусом и иными соображениями — в честь родственников, например.
Именины обращают нас к одной из наших ипостасей — к личному имени.

Быть может, к древнему девизу «Познай себя» следует добавить: «Познай свое имя». Конечно, имя в первую очередь служит различению людей. В прошлом имя могло быть социальным знаком, указывать на место в обществе — сейчас, пожалуй, лишь монашеские (иноческие) имена резко выделяются из русского именослова. Но есть еще и почти забытый ныне, мистический смысл имени.
В древности люди придавали имени гораздо большее значение, чем сейчас. Имя считалось значительной составляющей частью человека. Содержание имени соотносилось с внутренним смыслом человека, оно как бы вкладывалось ему внутрь. Имя управляло судьбой («хорошее имяхороший знак»). Удачно выбранное имя становилось источником силы и процветания. Наречение считалось высоким актом творения, отгадыванием человеческой сути, призыванием благодати.
В первобытном обществе к имени относились как к части тела, подобно глазам, зубам и т. д. Слитность души и имени казалась несомненной, более того, иногда считалось, что сколько существует имен — столько и душ, поэтому в некоторых племенах перед тем, как убить противника, полагалось выведать его имя с тем, чтобы использовать его в родном племени. Часто имена скрывались, чтобы не дать оружия врагу. От дурного обращения с именем ожидали вреда, неприятностей. В некоторых племенах категорически воспрещалось произносить (табуизировалось) имя вождя. В других — практиковался обычай присваивать старцам новые имена, придававшие новые силы. Считалось, что больному ребенку силу сообщало имя отца, которое кричали в ухо или даже называли его именем отца (матери), полагая, что часть жизненной энергии родителей поможет победить болезнь. Если же ребенок особенно много плакал — значит имя выбрано неверно. У разных народностей долго сохранялась традиция наречения «обманных», ложных имен: истинное имя не произносилось в надежде, что смерть и злые духи, быть может, не найдут младенца. Существовал другой вариант защитных имен — непривлекательные, безобразные, отпугивающие имена (напр. Некрас, Нелюба и даже Мертвой), отвращавшие невзгоды и несчастья.

В Древнем Египте личное имя тщательно оберегалось. Египтяне имели «малое» имя, известное всем, и «большое», которое считалось истинным: оно хранилось в тайне и произносилось лишь во время важных обрядов. Особым почтением пользовались имена фараонов — в текстах их выделяли специальным картушем. С огромным уважением египтяне относились к именам умерших — неправильное обращение с ними наносило непоправимый вред потустороннему бытию. Имя и его носитель составляли одно целое: характерен египетский миф, по которому бог Ра скрывал свое имя, но богине Исиде удалось-таки его выведать, вскрыв ему грудь — имя буквальным образом оказалось внутри тела!

Издавна изменение имени соответствовало изменению человеческой сути. Новые имена давались подросткам при инициации, т. е. при вступлении во взрослые члены общины. В Китае до сих пор существуют детские «молочные» имена, от которых отказываются с возмужанием. В античной Греции новоиспеченные жрецы, отрекаясь от старых имен, вырезали их на металлических дощечках и топили в море. Отзвуки этих представлений можно увидеть в христианской традиции наречения иноческими именами, когда принявший постриг оставляет мир и свое мирское имя.

У многих народов табуизировались имена языческих богов и духов. Особенно опасно было называть злых духов («чертыхаться»): таким образом можно было накликать «недобрую силу». Древние евреи не смели называть Имя Божие: Яхве ( в Ветхом Завете — это «неизреченное Имя», священная тетраграмма, которую можно перевести как «Я есмь, Который есмь». По Библии акт называния часто становится Божиим делом: Господь дал имена Аврааму, Сарре, Исааку, Измаилу, Соломону, переименовал Иакова в Израиль. Особый религиозный дар еврейского народа проявился во множестве имен, которые называют теофорными — в них присутствует Божие «неизреченное Имя»: так через свое личное имя человек связывался с Богом.

Христианство, как высший религиозный опыт человечества, со всей серьезностью относится к личным именам. Имя человека отображает таинство неповторимой, драгоценной личности, оно предполагает личное общение с Богом. При таинстве Крещения христианская Церковь, принимая в свое лоно новую душу, связывает ее через личное имя с именем Божиим. Как писал о. Сергий Булгаков, «человеческое именование и имявоплощение существует по образу и подобию божественного боговоплощения и наименования… всякий человек есть воплощенное слово, осуществленное имя, ибо сам Господь есть воплощенное Имя и Слово».

Предназначением христиан считается святость. Нарекая младенца именем канонизированного святого, Церковь старается направить его на путь истинный: ведь это имя уже «реализовалось» в жизни как святое. Носящий святое имя всегда хранит в себе возвышающий образ своего небесного покровителя, «помощника», «молитвенника». С другой стороны, общность имен объединяет христиан в одно тело Церкви, в один «избранный народ».

Благоговение перед именами Спасителя и Богородицы издавна выражается в том, что в православной традиции не принято давать имена в память Богородицы и Христа. Раньше имя Богородицы отличалось даже иным ударением — Мари́я, в то время, как другие святые жены имели имя Ма́рия (Ма́рья). Редкое монашеское (схимническое) имя Иисус присваивалось в память не Иисуса Христа, а праведного Иисуса Навина.

Русский христианский именослов складывался веками. Первый обширный пласт русских имен возник в дохристианскую эпоху. Причины возникновения того или иного имени могли быть самыми различными: помимо религиозных мотивов, играли роль обстоятельства рождения, внешний облик, характер и т. д. Позднее, после Крещения Руси, эти имена, порой трудно отличимые от прозвищ, сосуществовали с христианскими календарными именами (вплоть до XVII века). Даже священники иногда носили прозвища. Бывало, что один человек мог иметь целых три личных имени: «прозвищное» имя и два крестильных имени (одно — явное, другое — потаенное, известное лишь духовнику). Когда христианский именослов полностью вытеснил дохристианские «прозвищные» имена, они не ушли от нас насовсем, перейдя в другой класс имен — в фамилии (напр. Некрасов, Жданов, Найденов). Некоторые дохристианские имена канонизированных русских святых впоследствии стали календарными (напр. Ярослав, Вячеслав, Владимир).
С принятием христианства Русь обогатилась именословом всей человеческой цивилизации: с византийскими святцами к нам пришли греческие, еврейские, римские и иные имена. Иногда под христианским именем скрывались образы более древних религий и культур. Со временем эти имена обрусели, да так сильно, что самими русскими именами стали древнееврейские — Иван да Марья. Вместе с тем следует иметь в виду высокую мысль о. Павла Флоренского: «нет имен ни еврейских, ни греческих, ни латинских, ни русских — есть только имена общечеловеческие, общее достояние человечества».

Послереволюционная история русских имен складывалась драматично: проводилась массовая кампания «дехристианизации» именослова. Революционное мракобесие некоторых слоев общества, сочетаемое с жесткой государственной политикой, было направлено на переустройство, а значит — и на переименование мира. Вместе с переименованием страны, ее городов и улиц, переименовывались люди. Составлялись «красные святцы», выдумывались новые, «революционные» имена, многие из которых теперь звучат просто как курьезы (напр. Малентро, т.е. Маркс, Ленин, Троцкий; Даздраперма, т.е. Да здравствует Первомай и т.д.). Процесс революционного имятворчества, характерный для идеологических революций вообще (он был известен и во Франции в конце XVIII века, и в республиканской Испании, и в странах бывшего «социалистического лагеря») продолжался в Советской России недолго, около десятилетия (20-30-е годы). Вскоре эти имена стали достоянием истории — здесь уместно вспомнить другую мысль о. Павла Флоренского: «имена не придумаешь», в том смысле, что они «наиболее устойчивый факт культуры и важнейший из ее устоев».

Изменение русского именника шло и по линии заимствования из других культур — западно-европейских (напр. Альберт, Виктория, Жанна) и общеславянских христианских имен (напр. Станислав, Бронислава), имен из греческой и римской мифологии и истории (напр. Аврелий, Афродита, Венера) и т.д. Со временем русское общество опять вернулось к календарным именам, но «дехристианизация» и перерыв в традиции привели к необычайному оскудению современного именослова, состоящего ныне всего лишь из нескольких десятков имен (сыграло свою роль и общее свойство «массовых культур» — стремление к усреднению, стандартизации).

иеромонах Макарий (Маркиш):
С древнейших времен установился обычай давать вновь принятому члену Церкви имя какого-либо святого. Тем самым возникает особая, новая связь между землей и Небом, между человеком, живущим в этом мире, и одним из тех, кто достойно прошел свой жизненный путь, чью святость Церковь засвидетельствовала и прославила своим соборным разумом. Поэтому каждый православный должен держать в памяти святого, в честь которого он назван, знать основные факты его жизни, по возможности помнить хотя бы некоторые элементы богослужения в его честь.
Но одно и то же имя, особенно из распространенных (Петр, Николай, Мария, Елена), носили многие святые разных времен и народов; поэтому нам предстоит выяснить, в честь какого именно святого, носившего данное имя, будет назван младенец. Сделать это можно, пользуясь подробным церковным календарем, где приведен алфавитный список почитаемых нашей Церковью святых с датами празднования их памяти. Выбор делается с учетом даты рождения или крещения ребенка, обстоятельств жизненного подвига святых, семейных традиций, ваших личных симпатий.
Помимо того, у многих известных святых в течение года бывает несколько дней памяти: это может быть день смерти, день обретения или перенесения мощей, день прославления – причисления к лику святых. Вам предстоит выбрать, какой из этих дней станет праздничным днем (тезоименитством, именинами) вашего ребенка. Часто его называют Днем ангела. В самом деле мы просим Господа дать новокрещеному своего Ангела-Хранителя; но этого Ангела ни в коем случае нельзя смешивать со святым, в честь которого назван ребенок.
Иногда при наречении имени возникают некоторые сложности. Есть немало православных святых, известных в истории, но не внесенных в наши календари. В их числе – святые Западной Европы, жившие и прославленные еще до отпадения Рима от Православия (вплоть до 1054 г. Римская Церковь не была оторвана от Православия, и почитавшихся в ней к тому времени святых мы также признаем святыми), чьи имена приобрели у нас популярность в последние десятилетия (Виктория, Эдуард и др.), но числятся иногда как «неправославные». Бывают и обратные ситуации, когда привычное славянское имя не принадлежит ни одному из православных святых (например, Станислав). Наконец, нередки и формальные недоразумения, связанные с написанием имени (Елена – Алена, Ксения – Оксана, Иоанн – Иван) или его звучанием на разных языках (по-славянски – Светлана и Злата, по-гречески – Фотиния и Хриса).
При необходимости ребенку можно дать в крещении имя, отличное от того, которое записано в свидетельстве о рождении, выбрав его, например, по созвучию (Станислав – Стахий, Каролина – Калерия, Элина – Елена). В этом нет ничего ущербного: у сербов, к примеру, практически все имеют одно имя в быту и другое – в крещении. Заметим, что в Русской Церкви, в отличие от некоторых других Православных Церквей, любимое всеми имя Мария никогда не дается в честь Пресвятой Богородицы, но лишь в честь других святых, носивших это имя. Также следует знать, что начиная с 2000 г. наша Церковь причисляет к лику святых множество наших земляков и сограждан – новых мучеников и исповедников XX века – и призывает верующих называть своих детей в их честь и память.

Имя человека обладает магической силой, оно всегда было окутано завесой тайны и мистики. Имя ребенка порой определяет всю его будущую жизнь и очень сильно влияет на нее. Наши мудрые предки знали о кармической силе и могуществе, которое несет имя. Своих детей славяне старались защитить от напастей с помощью церковного имени.

Существовал специальный православный календарь, где новорожденным выбирались . Имя при (церковное имя) хранилось в тайне, его не произносили лишний раз во избежание сглаза ребенка. Это, по мнению наших предков, давало дополнительную защиту человеку от нечистой силы.

Имена девочек по церковному календарю это богатство необыкновенно мелодичных и никогда не теряющих свою актуальность имен, отличающихся удивительной красотой звучания. Люди, которые носят имена святых или великомучеников, являющихся покровителями их дня рождения, на всю жизнь получают мощную защиту Ангела-хранителя. Так считалось в древние времена, но эта традиция соблюдается и в наши современные дни.

Как правильно выбирать церковное имя девочки по святцам

В церковном христианском годе каждый день отмечается и празднуется память нескольких святцев. Существуют определенные правила чтобы выбирать .

  • Первый день рождения . По дате рождения выбирается одно из нескольких женских имен святцев, которое и будет носить ребенок. Эти церковные имена детей имеют могущественную силу и защищают их обладателей от жизненных невзгод.
  • Восьмой день от рождения . Число восемь – это символ вечности, святое число в христианстве. В глубокой древности по церковному уставу малышей крестили именно на восьмой день рождения. Православные женские имена, данные по святому на восьмой день рождения, приносят их обладательницам светлую дорогу в жизни.
  • Сороковой день от рождения . Именно в этот день кроху приносят по христианскому обычаю в храм для совершения .

Если в эти дни нет рождения святых или их имена кажутся родителям неблагозвучными, для девочек допускается сдвиг на несколько дней от намеченной даты. В наши дни традиция давать мужские и женские церковные имена тщательно соблюдается. В честь святого, во имя которого наречен человек, празднуют именины (день Ангела). Когда малыш подрастет, он обязательно должен узнать жизнь святого, в честь которого носит свое имя.

Ритуал присвоения имени или Крещение – это святой обряд, церковное таинство. Человек, получая имя своего святого, приобретает помощь Светлых сил, которые с момента Крещения берут его под свою опеку и заботу. Именины в старые времена праздновались даже с большим шиком, чем день рождение. В дату своих именин принято ходить в церковь, ставить свечку своему покровителю.

Вы можете самостоятельно выбрать женское имя по святцам для своего малыша . Вам поможет в этом . Только учитывайте, что в церковном календаре все даты идут по старому стилю. Чтобы привести их в соответствие с нашим привычным календарем, следует прибавить число 13 к дате рождения.

Узнать про значение других имён

Женское имя Самира произошло от слова «самар», что переводится с арабского языка как «ночной разговор». Также имеет значение «собеседница» или «женщин...

В приятной череде хлопот во время ожидания ребенка особняком стоит выбор имени. Для некоторых родителей это быстро решаемый вопрос: новорожденного малыша называют в честь кого-то или просто самым любимым именем одного из членов семьи.

Другие будущие мамы и папы относятся к выбору более щепетильно, изучая мужские и женские имена, их значение, совместимость с отчеством и с фамилией, временем рождения ребенка или руководствуясь церковными канонами.

Вспоминают тут и совет: не называть малыша в честь покойных родственников (понятно, почему), и предостережение от именования ребенка в честь ныне здравствующих членов семьи (якобы это лишит ребенка индивидуальности).

Не менее важна и красота самого имени, особенно если перед родителями стоит вопрос, как назвать девочку.

Как же подобрать лучшее и самое подходящее из женских имен для дочки? Остановиться на модном и оригинальном варианте или назвать ребенка традиционным привычным слуху именем?

Выбрать красивое русское имя или заглянуть в список иностранных? А может, вообще подарить малышке экспериментальное, уникальное имя?

Выбираем имя для ребенка-девочки по отчеству

Сочетаемость имени с отчеством важна по нескольким причинам:

  1. Звуковая гармония, в том числе равномерное распределение гласных и согласных, делает произнесение имени-отчества удобным, а восприятие на слух - приятным.
  2. Правильное сочетание имени и отчества, учитывающее национальность ребенка и его отца, а также подчеркивающие их общий стиль (например, «Роза» и «Федор» обладают разной стилевой окраской, поэтому их сочетание выглядит нелепо) не даст повода в будущем одноклассникам и коллегам вашей дочери подшучивать по этому поводу за ее спиной. Согласитесь, для девочки это очень важно!
  3. Согласно популярной теории о том, что каждое имя несет определенный смысл и влияет на характер и судьбу, удачное его сочетание с отчеством (а фактически двух имен) положительно скажется на жизни человека.

Чтобы имя вашей малышки красиво и благозвучно сочеталось с отчеством, придерживайтесь при его выборе следующих рекомендаций:

  • желательно, чтоб последний звук (слог) имени не был идентичен первому звуку (слогу) отчества;
  • с длинным отчеством хорошо смотрятся короткие имена, и наоборот;
  • не стоит выбирать необычные или колоритные национальные имена для девочек, если отчество привычное славянское: «Анжелика Ивановна», «Наргиз Олеговна» - не правда ли, звучит комично?

Если при именовании для вас важен смысл, то, выбирая имя для дочери, отдайте предпочтение варианту со значением, гармонично дополняющим значение имени отца.

Так, к отчеству «Сергеевна», наделяющую малышку спокойствием, трудолюбием и любовью к искусству, хорошо подходит красивое имя «Елена», которое сулит девочке чувство прекрасного и успех в карьере.

Подбираем женское имя по дате и месяцу рождения

К выбору имени девочки в зависимости от времени ее рождения можно подойти с нескольких сторон.

Делаем выбор по дате в соответствии со знаком зодиака

Любители гороскопов знают, что каждому представителю зодиака присущ свой темперамент, уготована своя роль в обществе. Считается, что ребенка необходимо именовать согласно по значению и характеристике его знака.

Для девочек, родившихся во время «царствования» того или иного знака зодиака, специалистами в области астрологии уже составлен список подходящих и нежелательных женских имен.

Так, для девочки, рожденной под знаком Козерога, хорошо подойдет женское имя Мария, наряду с вариантами Софья, Арина, Дарья. Малышке-Рыбке подберите красивое имя из следующего перечня: Юлия, Анна, Ольга, Варвара, Полина.

Весов называйте роскошными необычными вариантами: Ростислава, Калерия, Изабелла. Для девочек, рожденных под знаком Скорпиона, рекомендуют именовать: Виктория, Мария, Любовь. Таисия.

Для Стрельцов тоже немало красивых вариантов: Владислава, Инесса, Василиса, Майя. Девчушкам-Водолеям: Алина, Наталья, Снежана. Дочку-Овна назовите Светланой, Анастасией или, например, Кирой.

Хорошими именами для Тельцов считаются Вероника, Марина, Ольга, Оксана. Близнецам: Алиса, Евгения, Ксения, Кристина. Для Раков рекомендуют выбирать короткие, но в то же время очень красивые вариации: Яна, Лия, Лада.

Маленьких Львиц назовите красиво и величественно: Александра, Элеонора, Надежда, Регина, Диана. Ну а Девам подойдут, конечно же, женственные варианты: Елизавета, Ирина, Татьяна, Анита.

Нарекаем девочку по месяцу рождения

Подмечено, что люди, родившиеся в одно время года, обладают схожими чертами характера. Благодаря этому и возникла идея подбирать имена по месяцу рождения. В согласии с темпераментом, которым он наделяет человека, и выбирается имя для малыша.

  1. Зимние месяцы наделяют малышек отнюдь не мягким темпераментом, поэтому назвать девочку лучше женственным вариантом: Ульяна, Валентина, Светлана - это сделает характер ребенка менее «холодным».
  2. Девочки, рожденные весной, - истинные леди: нежные, легкие. А вот чего им не хватает, так это твердости в принятии решений и отстаивании своего мнения, поэтому имена «веснушкам» стоит давать сильные: Анастасия, Лариса, Марина.

  1. У детей, которые появились на свет в летние месяцы, могут проявляться абсолютно любые черты характера, поэтому и называть дочку можно смело так - как нравится.
  2. Осенью рождаются девочки практичные и не склонные к мечтаниям. Таким малышкам хорошо подходят красивые имена с оттенком романтики, которые смягчат их приземленный характер, - Елизавета, Злата, Софья.

Нумерология - таинственная наука о числах - приобретает все больше почитателей. Ее приверженцы уверены, что в числах от 1 до 9 зашифрована практически вся наша жизнь. А поскольку жизнь человека фактически начинается с даты рождения и именования, нумерологи не могли обойти эти важные вехи стороной.

Нумерологический код даты рождения высчитывается путем сложения всех ее цифр, производимого до тех пор, пока не получится однозначное число. Это число и считается сакральным в жизни человека. Хорошо, если в соответствии с ним будет выбрано и имя для ребенка.

Если у вас на примете уже есть имена для девочек, вы можете высчитать нумерологический код каждого согласно следующей нумерологической таблице, где каждой букве соответствует свое число (в столбиках).

Идеальным вариантом считается совпадение чисел имени и даты рождения - это предрекает малышке гармоничное развитие и удачный жизненный путь.

Для примера высчитаем нумерологический код даты рождения 15.04.2016:

1 + 5 + 4 + 2 + 1 + 6 = 19,

Среди женских имен, соответствующих этому числу, можно назвать такие: Александра, Ванесса, Ева, Тамара.

Проверить соответствие чисел имени и даты несложно. Для этого достаточно определить код имени.

Посчитаем в качестве примера, используя таблицу выше, код для имени Ева:

Е=6; В=3; А=1.

Складываем значения каждой буквы:

По несколько примеров для каждой цифры коды рождения представлено в следующей таблице:

Нарекаем малышку по церковному календарю (святцам)

Прекрасно, если вы решили назвать девочку согласно церковному календарю. Это многовековая православная традиция: издревле считалось, что святой, в честь которого назвали ребенка, будет покровительствовать ему всю жизнь.

Сегодня выбор имени по святцам популярен вдвойне, ведь в моде старинные варианты, которые можно в большом разнообразии найти в церковном календаре.

Церковным каноном разрешается выбрать отнюдь не любое имя для девочки. Следует обращаться к именам святых, чествуемых в день рождения малышки, на восьмой день после рождения или же на сороковой день, в который, согласно православной традиции, ребенка крестят.

Если же в женских святцах не нашлось варианта, который по душе родителям, можно заглянуть в мужские - возможно, найдется производная вариация от подходящего по дате мужского имени.

Как выбрать красивое имя для дочери по святцам, рассмотрим на примере той же даты рождения - 15.04.2016. В этот день чествуемых святых женщин нет. Однако, мужские святцы предлагают такие варианты: Едесий, Тит, Поликарп, Амфиан. Поэтому можно образовать от них необычные девичьи имена: Амфиана, Едесия.

На восьмой день, то есть 22.04, в церковном календаре тоже не оказывается женских вариантов, так что снова заглядываем в список мужских: Вадим, Дисан, Гавриил, Авдиес, Мариав. Возможно, вы остановитесь на схожем с последним предложенным именем - «Мария».

На сороковой день после даты рождения (24.05) святцы предоставляют снова только мужские имена, зато какие: Ростислав, Александр, Софроний! Эти варианты отлично подходят для образования красивых имен для девочки.

Имя - это не просто слово в жизни человека. Во все времена люди вкладывали в него особое значение и верили, что оно повлияет на судьбу ребенка. И сегодня никто не отважится назвать дочь или сына «случайным» именем. К его выбору подходят ответственно и внимательно.

Какой бы метод подбора имени вы ни выбрали: по отчеству или дате рождения, по церковному календарю или нумерологическим таблицам - главное, делайте это с любовью, и тогда жизнь малыша будет по-настоящему счастливой и успешной!

Святцы. Выбор имени по святцам (церковному календарю)

Когда-то наши предки не сильно задумывались о том, какое имя подобрать новорождённому. Они приходили в храм, а священник, открыв святцы, предлагал им несколько имён святых, память которых чтят в день рождения младенца.

Святцы ( месяцеслов) - это церковный календарь, в котором указаны все праздники и памятные дни святых.

В святцах в основном имена с латинскими, еврейскими или греческими корнями.

В современном мире родители часто спорят, когда выбирают имя, ведь маме, например,нравится имя Апполон, а папе – Солнышко. Но выбор имени – это дело серьёзное. Человеку оно даётся раз и на всю жизнь.

Но с каждым годом всё больше стало появляться имён старых, выбранных по святцам. Это зависит не только от стремления родителей назвать малыша редким именем, но и тем, что количество верующих людей растёт с каждым днём. Возрождается православная традиция наречения человека именем.

При выборе имени по святцам лучше руководствоваться следующими простыми правилами:

1) лучше всего дать имя того святого, память которого чтят именно в день рождения ребёнка. Т.е. – в первый день. Чаще всего в один день празднуется память не одного святого, а иногда даже большого количества;

2) если в день рождения мальчика (девочки) не празднуют память святыхмужского пола (женского пола), или ни одно из имён не понравилось,то можно выбрать имя того святого, чья память празднуется на 8-й день от рождения, ведь в этот день в древности давали имя, потому что число восемь – это символ вечности;

3) если не смогли выбрать имя в первый или восьмой день, то смотрят период до40-ка дней от рождения. В этот день положено приносить ребёнка в храм, чтоб совершитьтаинство Святого Крещения, а матери читается очистительная молитва, после чего она может снова вернуться к церковной жизни, приступить к исповеди и причастию;

4) имя, как было сказано выше. Даётся один раз при крещении, и больше не меняется, даже если человек поменяет имя в паспорте, что иногда случается. Исключениями могут служить только пострижение в монашество или изменение веры;

5) бывает, специально или случайно, что у крещеного два имени: мирское и данное при крещении. Такое может быть, если родители дали имя, которого не оказалось в святцах, т.е. оно не православное. Тогда священник подбираетблизкое по смыслу, созвучное с мирским, имя. Это вовсе не означает, что теперь у него два Ангела хранителя;

6) находясь в храме, надо помнить о православном имени;

7) при выборе имени не стоит печалиться о том, что этот святой небыл преподобным, а был мучеником. Это совершенно никак не влияет на судьбу человека;

8) если память святого чтят несколько раз в году, то День Ангела – Именины - самый близкий по дате ко дню рождения, но после него;

9) Если каким-то образом получилось так, что при крещении было дано неправославное имя, то выбирается новое, православное, имя, читаются разрешительные молитвы, но только после исповеди и при Причащении Святых Таин. Это когда, подходя к Чаше, человек называет новое имя, которое и станет его.