Для чего нужна практика молчания? Личный опыт. Практика молчания

Пожалуй, кому-то это может показаться странным - писать о молчании в то время, когда мир вокруг нас настойчиво требует общения: делового, дружеского, творческого, бытового, в конце концов. Большинство людей интересует, как эффективнее общаться, а не как эффективнее молчать. И зря. Ибо практика молчания - именно то, что может, как это ни парадоксально, придать нашей жизни совершенно иное звучание.

Молчание как духовная практика существовало с незапамятных времен - в религиях Индии, в буддизме, христианстве. В своей крайней, аскетической форме оно, конечно же, всегда было уделом монахов - это и обеты молчания, и уход на долгое время куда-нибудь в горы или в лес, чтобы поститься и молиться в одиночестве. Конечно, в идеале это не просто внешний отказ от речи, а тишина ума - в Индии тех, кто смог это осуществить, называют «муни», то есть «достигшими состояния внутреннего безмолвия», совершенными йогами. Считается, что разговоры, особенно ненужные, отнимают много энергии, которую можно было бы использовать в более высоких целях - например, для саморазвития.

Однако это вовсе не значит, что молчание приносит пользу только монахам и отшельникам. Недаром издревле оно считалось лучшим средством от душевного разлада, отличным способом восстановления душевного здоровья и гармонии. Ведь чем больше слов, тем более неустойчив и хаотичен ум (и наоборот), и за этим водоворотом мыслей мы толком не слышим ни окружающий нас мир, ни других людей, ни самих себя. Только вот силой воли остановить этот мысленный поток нам не под силу, а начать с другого конца - перестать на какое-то время разговаривать - очень даже возможно, хоть поначалу и нелегко. Молчание сберегает энергию, помогает контролировать эмоции, приводит к внутреннему покою и ясности ума. К тому же молчание в буквальном смысле лечит. Оно помогает при психоневрологических заболеваниях, гипертонии, головной боли, вегетососудистой дистонии, волшебным образом успокаивает мозг и нервы. Недаром во время болезни людям не хочется разговаривать.

Итак, можно сказать, что практика молчания - это средство для достижения состояния истинного внутреннего безмолвия. Контроль речи - значит, контроль ума. Практики, устраняющие внутреннюю болтовню, всегда были особо любимы йогами. О пользе молчания говорят на семинарах и ретритах по йоге; практически во всех индийских ашрамах если не полное молчание, то, по крайней мере, воздержание от лишних слов является одним из условий пребывания на территории. Однако мы не в Индии. Но шанс погрузиться в тишину есть у всех. Например, можно поехать на ретрит по випассане (они проводятся во многих странах, в том числе и в России). Там можно намолчаться на полную катушку, ведь нужно будет сохранять молчание 10 дней подряд.

Однако для слишком многих из нас это, увы, непозволительная роскошь, и молчать приходится, так сказать, не отходя от станка. Это непросто, однако вполне реально.

Чтобы вволю намолчаться в большом городе, нужно:

Остаться дома одному - сама по себе задача не из легких. Куда девать домочадцев, которые не всегда разделяют наши интересы? А если и разделяют, практика показывает, что даже если два человека (имеется в виду новички) оба решили помолчать, старые привычки, как правило, все равно возьмут верх. Что уж говорить о детях, особенно маленьких, - понятно, что сделать так, чтобы они целый день молчали или по крайней мере не обращались к вам с вопросами, нереально. В этом отношении благодатная пора - лето, когда можно отправить всех на дачу. Впрочем, в любое время года можно изловчиться и попросить их сходить на целый день в гости, к родственникам, на природу, в кино-кафе… И тогда - ура! Главное условие соблюдено.

В этот день лучше вообще никуда не выходить из дома: обязательно попадешь в ситуацию, когда будешь вынужден отвечать на какой-то вопрос - который час или как куда-то пройти. Хуже всего - собственный подъезд, в котором непременно столкнешься с соседом, с которым надо поздороваться, или со старушками на лавочке, от которых не уйдешь живым, если не поболтаешь.

После того как избавились от необходимости общаться вживую, следующий шаг - устранить и возможность телефонного общения - поставить автоответчик или и вовсе отключить все телефоны.

Не впускать в свою жизнь никаких слов извне, то есть ТВ и радио.

Оградив себя от возможности любого человеческого общения, не забудьте и о животных, которые представляют собой не меньшую угрозу, - как, например, не общаться с невероятно уютным рыжим котом (даже ведь «кис-кис» не скажешь)? А верный пес, который повсюду ходит за тобой по пятам? Их, скорее всего, в гости не отправишь, так что уж придётся потерпеть…

Исключить виртуальное общение и переписку. В принципе сегодня полно людей, особенно фрилансеров, которые сидят дома, общаясь исключительно по «мылу», в «аське», через СМС и т.п. И хотя, быть может, они и не проронили за целый день ни слова, они вовсе не соблюдают молчание - общаются ведь, пусть и написанными, а не высказанными словами.

И наконец, когда уже физически не с кем разговаривать — не разговаривать с самим собой любимым! Огромное число людей проговаривают вслух свои мысли, и это вовсе не признак сумасшествия, а просто привычка. И от нее можно избавиться.

Однако самое сложное - это не разговаривать «про себя», не вести тот самый пресловутый «внутренний диалог», то есть избавиться (или хотя бы пытаться избавиться) от постоянной болтовни в голове. Бывает, поначалу кажется, что это очень легко - подумаешь, помолчать пару деньков! Выгнать, наконец, всех надоевших домочадцев и наслаждаться тишиной - мечта! Не хочется ни говорить по телефону, ни смотреть телевизор… И тут… Мысли начинают одолевать со страшной силой - лишенные возможности вылиться в слова, они буквально давят на мозг, причем по большей части в голову лезет какая-то ерунда. Скорее всего, она там была всегда, раньше мы ее просто не замечали. Тут и понимаешь, сколько там, внутри, всякого «хлама». Главное - не опустить руки (в данном случае - не развязать язык), продолжать практику, и дальше станет легче.

И что же происходит дальше? Да ничего особенного. Просто приходит некая отстраненность, как бы прозрачность - события, явления и люди словно проходят через нас, не затрагивая. Появляется способность держать рот закрытым, а уши - открытыми, по-настоящему слушать и слышать других людей, прислушиваться к миру и к себе. Недаром считается, что когда-то очень давно люди вообще обходились без слов и общались при помощи телепатии, а язык появился лишь тогда, когда умы людей были уже достаточно загрязнены и возникла необходимость в более грубом, словесном общении.

Если молчать достаточно долго, то наступает момент, когда говорить уже не хочется - а зачем? И это уже физически трудно - так же трудно, как в самом начале было заставить себя замолчать. И тут становится слышна мелодия жизни, такая родная и в то же время незнакомая: хотя она сопровождала вас всегда, раньше не было возможности ее услышать, она было только фоном, на котором происходили события. Теперь вы понимаете, что наша жизнь похожа на поверхность земли - то, что мы хорошо знаем и измеряем квадратными метрами, сотками или даже гектарами, имеет в глубину тысячи километров загадки.



Випассана - это когда ты молчишь, медитируешь

и от этого становишься здоровее.

Я разделял это заблуждение, пока не прошел

не научился медитировать, но сделал главное

открытие в своей жизни.

Я приехал сюда главным образом для того, чтобы удовлетворить любопытство. У знакомой после курса випассаны прошел тяжелый псориаз. Другой приятель излечился от язвенного гастрита. Словом, я знал, что тут происходят чудеса. К тому же меня давно и всерьез интересует буддизм.

Каждое утро мы рассаживаемся на полу в спортзале и делаем то, что говорит голос учителя из динамиков. А говорит он одно: наблюдайте дыхание.

На второй день я понял, что безнадежен. Мне никогда не давались медитации: мысли расползаются, повторять мантры и рисовать в уме божеств не позволяет здравый смысл. А здесь и этого нельзя! "Только наблюдайте дыхание, больше ничего, это заострит ваш ум".

Мой ум лишь тупел и закипал. На третий день я твердо решил уехать. Тем более началась эпидемия. Утром я заметил, что кругом все кашляют и шмыгают. "Естественно, - запаниковал я, - почти не топят, общая посуда. Вчера болели двое, сегодня двадцать, завтра все двести. Нужен срочный карантин!" В перерыве помчался бить тревогу к организаторам (это единственное исключение из обета молчания: с учителем и служащими курса можно разговаривать, но тихо, кратко и по делу).

Мне кажется, у тебя начался процесс.

Но мы едим из общей посуды и моем ее в одном тазу! Это антисанитария, а не процесс!

Процесс начинается у всех по-разному. Кто-то кашляет, у другого боли в спине или газы. Но если продолжать работать, все проходит. А посуду служащие перемывают за вами, не волнуйся.

Моя паника обернулась чудовищным неукротимым насморком, который отрезал последнюю надежду на успех. Какое уж тут дыхание, когда тебя трясет и нос заложен! Я начал собирать вещи.

Но уехать отсюда непросто: в первый день мы сдали телефоны и ценности на хранение, и получить их можно, только если Йорган, учитель, отпустит. А он не отпускает. Говорит, just keep trying.

Я саботировал и оставался в кровати - за мной приходили и вежливо просили пройти в зал. Когда к вечеру я пытался тупо отсидеться в туалете, менеджер предложил прийти на последнюю медитацию: четверть часа - и завтра я могу ехать. С легкостью свободного человека я вернулся в зал, спокойно и радостно провел в звенящей тишине пятнадцать минут. А когда встал, отчетливо понял, что буду жалеть, если уеду.

На следующий день началась новая техника. Мысленным взором проходить тело от макушки до пят, наблюдая ощущения, которые появляются и исчезают.

Это "появляются и исчезают" - ключевой момент. Сначала болит то там, то здесь, адски затекают ноги и устает спина. Но если не реагировать эмоционально и наблюдать эту боль, она притупляется и тает. "Наблюдайте ощущения объективно, - говорит голос из динамиков, - не оценивайте их, просто замечайте и мысленно двигайтесь дальше".

Раз за разом перебирая свое тело, я заметил, во-первых, что во время практики насморк затихает. Во-вторых, что я осел: никакой эпидемии нет, болею я один. Но главное, в какой-то момент оказалось что "тонкие вибрации" - это не затертое выражение из эзотерических брошюр, а реальный процесс в моем теле.

Более того, со временем блаженное ощущение, простите, тонких вибраций охватывает тебя целиком и усиливается так, что ты в них полностью растворяешься. Как какой-нибудь пелевинский герой, ты понимаешь, что вот тебя сейчас почти не существует.

И тогда нужно сделать следующий невозможный шаг - не подсесть на это сахарное ощущение. Научиться одинаково беспристрастно наблюдать неприятные и приятные ощущения - главная цель визита, идея буддизма вообще и випассаны в частности.

Из вечерних лекций следует, что випассана - это медитация, которой учил сам Будда. Жизнь есть страдание, обусловленное загрязнениями ума - влечениями и отвращениями, поэтому, чтобы быть свободным и счастливым, нужно прекратить привычный процесс их порождения.

"Когда ты, испытывая ощущения, перестаешь создавать новые привязанности, старые комплексы поднимаются из глубины подсознания, - объяснил мне Йорган. - Это может проявляться в виде боли и тяжести в теле. Но если не реагировать, они исчезают. Так ты постепенно освободишься от всех".

К середине курса до тебя все это доходит, будто складывается пазл фантастической простоты и гениальности. Собственное тело оказывается не только сложной системой потребностей и инструментом их удовлетворения. Неподвижно сидя в тишине, наблюдая изменчивые боль и наслаждение, ты физически переживаешь пресловутый принцип непостоянства и пустотности, о котором тысячу раз читал, но не осознавал.

Плохая новость состоит в том, что полное освобождение от комплексов занимает жизнь, и, как говорят буддисты, не одну. Хорошая - в том, что легче дышится уже на четвертый день практики. И не только дышится. Шестидесятилетний старик, после трех лет випассаны отказавшийся от костылей. Мужчина, поборовший мучительное заикание.

Индийскому миллионеру Гоенке практика помогла избавиться от тяжелейшей мигрени и зависимости от морфия, которым врачи лечили эту мигрень. Под впечатлением он начал открывать центры по всей Индии и миру, в том числе 15 лет назад випассана по Гоенке появилась и в России.

Любой начавший постигать навык внутреннего безмолвия встречается с одной и той же проблемой, которая вытекает из нашего рационалистического мышления. Мы привыкли ставить задачу, определять возможные пути действия и затем следуем чёткому плану. Но для достижения внутреннего безмолвия нужен совсем иной подход, потому что каково должно быть действие ради прекращения мыслей? Кажется, нужно думать, чтобы не думать. Но сама мысль об этом уже является думаньем – таким образом ничего не достичь.

В других областях нашей жизни стандартный подход всегда действует, но только не в этом случае. Исходя из вышесказанного, в первую очередь, нужно любым путём отказаться от желания ни о чём не думать, отвлечь свой разум от этой цели. Для этого может подойти любое физическое действие. На мой взгляд и опыт, оно может быть не только бессмысленным, как предлагают некоторые доктрины, но и с целью. Тем более, что мы живём в сложном мире и далеко не у каждого найдётся такое большое количество времени, чтобы его можно было тратить впустую.

Если можете себе позволить действие ради действия, то могу предложить несколько вариантов. Нужно только помнить: чем действие будет энергозатратней, тем легче будет достичь цели. Все перечисленные техники являются только образцами и могут свободно изменяться, главное, чтобы оставалась суть. Можно взять любой тяжелый предмет и унести его на большое расстояние, а потом вернуть его обратно; можно перетаскивать спички по одной из одной комнаты в другую и так повторять несколько раз; можно просто распиливать доски и т.д. Если вам такого рода занятия не интересны, то можно в действие добавить больше смысла. Тогда эта техника перестаёт внешне выделяться от обычных рутинных дел. Можно вязать, мыть пол, готовить обед или мыться. В общем, можно делать всё что угодно, только чтобы это не требовало слишком больших умственных усилий, но при этом требовало как можно большей занятости подсознания, в котором должны происходить все оценивающие и направляющие к действиям процессы.

Только после освоения этих элементарных техник, когда произошло первое знакомство с безмолвием, можно приступать к следующему шагу, который заключается в умении достигать прекращения внутреннего диалога без помощи каких-либо отвлекающих действий. Например, уметь это делать во время медитации с закрытыми глазами сидя или даже стоя в любом удобном случае. У вас наверняка возникает вопрос о смысле таких действий. Однако могу вас заверить, что те ощущения, которые при этом возникают, мало с чем можно сравнить. Ведь мозг попадает в идеальный для него режим работы и это сказывается не только на его функциональности, но и на самоощущениях человека в целом. В этом состоянии можно испытывать настоящий кайф, что не только приятно испытывать, но и вообще благотворно влияет на всё в жизни, начиная с внутренних процессов и заканчивая восприятием мира вокруг. Следующий шаг уже является вершиной освоения внутреннего безмолвия. К нему нужно стремиться, но достичь его крайне трудно. Я лично завидую достигшим этого уровня и за это отношусь к ним очень уважительно, ведь знаю насколько это тяжело в достижении. Этот шаг заключается в постоянной практике безмолвия в течение каждой минуты, каждого часа и каждого дня без перерыва. Остаётся только догадываться какие преимущества в жизни можно получить благодаря этому.

МОЩЬ РАЗУМА

Чтобы действительно оценить истинное значение техники внутреннего безмолвия, нужно попытаться сравнить реальные повседневные наши возможности и то, что мы могли бы иметь в идеале. Мне сейчас даже трудно поверить, однако большинство людей считают своё существование венцом творения природы. Причём они так считают не зная о сверхвозможностях человека, то есть обычный индивидуум со всеми его внутренними проблемами и недостатками может считаться венцом творения. Но ведь все, абсолютно все наши действия мотивированы внутренней программой. Кроме того, все наши действия и мельчайшие вспышки мыслей не берутся ниоткуда – все они являются не более чем реакцией на окружающее. Это означает, что мы, в принципе, не обладаем мышлением. А ведь именно оно, якобы, и возвышает нас над всей природой. Мы думаем, что добились большого прогресса, но почему тогда половина земного шара голодает и никогда не увидит этой книги только из-за того, что не покупает книг вообще из-за отсутствия денег? Многие в доказательство нашего происхождения не от обезьян приводят пример нашего технического развития, но тогда получается, что ещё несколько столетий назад были не люди, а обезьяны, ведь большинство населения тех времён не пользовалось устройствами сложней топора и мотыги. Споры на эту тему идут только потому, что большинство людей считает такую родословную позорной. Но ведь это то же самое, что отрицать происхождение взрослого сознательного человека от неразвитого и глупого по неопытности ребёнка. Как можно считать нас развитыми, если мы обладаем гораздо большим потенциалом мышления, но просто не умеем им пользоваться? Именно этот потенциал мог бы служить доказательством иного происхождения человечества. Большинство людей даже не могут себе представить, на что они способны. Однако существует множество примеров, говорящих о необычайных возможностях нашего сознания. Для этого нужно только подумать над некоторыми элементарными вещами. Возьмём, к примеру, простой повседневный сон. В нём вы можете находиться где угодно, в какой угодно обстановке, но вы когда-нибудь задумывались над тем, что всю эту обстановку создаёт в мельчайших подробностях наш мозг за кратчайшее время? Ещё ярче пример с переживаниями в фазе, когда всё, плюс ко всему, ещё и выглядит совершенно реально. Смогли бы вы также легко и быстро воссоздавать, хотя бы в уме, пространство с тысячами мелочами за долю секунды, когда находитесь в бодрствовании? В это трудно поверить, но где-то в нас существуют такие резервы. В повседневном мире, чтобы решить какой-нибудь сложный пример, мы, в самом лучшем случае, прибегаем к помощи ручки и листочка, но в большинстве случаев просто возьмём калькулятор, ведь уверены, что решить этот пример в уме не сможем. Однако я проводил эксперименты в фазе с тем же калькулятором. К примеру, набирал на нём цифры и умножал их. В итоге он выводил результат с обычной для этого прибора скоростью. Поразительно, но при определённых условиях результат получается верным в независимости от сложности. А ведь умножение производит не реальный калькулятор, а сам мозг. Просто это обманный путь к его ресурсам, ведь даже в фазе я сам в уме не решу слишком сложный пример. Есть ещё одно проявление больших возможностей нашего разума, которое знакомо большинству людей. Ещё с раннего детства нас приучают к графику жизни и, чтобы за ним поспевать, утром нас должен будить будильник, дабы не опоздать на работу или учёбу. Теперь вспомните, как почти каждый раз вы просыпаетесь за считанные мгновения до звона часов, если, конечно, длительное время встаёте в одно и то же время. Может быть, это проявляется не у всех, но у большинства точно. Всех нас всегда интересует причина такой точности просыпания. Неужели у нас такие внутренние резервы, которые могут с точностью до секунды реального времени разбудить в нужный момент? Эти три примера и показывают наши истинные резервы. Они являются тремя окнами из сотен в проявление наших ресурсов. Они показывают к чему нужно стремиться в будущем.

Значит, здесь самоценно не создание внутреннего экрана, а состояние, в которое мы входим при его создании.

Внутренний экран представляется в виде телевизионного экрана или экрана монитора. То есть он плоский, светящийся, и на нем визуализируется вся информация. В принципе, сам внутренний экран – это тоже мыслеформа, и чем дольше и больше вы с этой мыслеформой работаете, тем больше вы закачиваете туда энергии. Кроме того, чем более одинаковым вы его себе представляете, тем более стабильную энергетическую матрицу вы лепите и тем меньше она даст утечки энергии, тем больше энергии вам удастся аккумулировать на уровне Третьего глаза. Эта аккумулированная на уровне Третьего глаза энергия позволяет вам двигать Точку Сборки вверх и входить в те состояния, когда Третий глаз работает.

Существуют методы использования этого внутреннего экрана для визуализации различной информации. Самой простой и самой первой информацией, которая отображается на внутреннем экране, является физиологическая информация вашего организма. Мыслеформа создается мозгом, а работа мозга связана с состояниями организма, и всякие перепады в организме влияют на его работу. Поэтому мыслеформа, так или иначе, будет смодулирована изменением физиологии организма, то есть она будет отражать процессы, которые происходят внутри вас. Можно создать мыслеформу, позволяющую вам четко видеть процессы, происходящие внутри вас. Это и есть визуализация внутренних процессов. Таким образом, мы создаем способ, некие внутренние инструменты, с помощью которых эта внутренняя информация визуализируется в понятном для нас виде.

Например, мы можем создавать стрелки, или зайчика, который движется по экрану, или устройство, которое будет строить синусоиды. Это просто дополнительные мыслеформы, которые преобразуют сигнал и выдают его в понятном нам виде. Такая визуализация внутреннего состояния организма естественна. Она происходит все время сама, то есть накладывается на наше видение, когда мы начинаем нарабатывать опыт работы с внутренним экраном.

Вам просто необходимо с ним поработать какое-то время, чтобы поднять Точку Сборки, а для того, чтобы работать, надо осуществлять определенный рабочий процесс. И одним из таких процессов является работа с внутренними состояниями. При этом в какую сторону вы их крутите – абсолютно неважно, то есть вы можете улучшать работу сердца или, к примеру, печени (ну, ухудшать нет смысла), но все это не самоценно.

Ценность этой работы заключается не в том, что вы обрели чудный дар нагревать свой мизинец или избавляться от сексуальных желаний (либо, наоборот, их у себя вызывать). Ценность этой работы состоит в том, что вы задействуете внутренний экран и можете в течение какого-то времени концентрироваться на нем, закачивать туда энергию и таким образом входить в состояние, которое связано с видением.

Также далее вам будет предложено довольно много упражнений, связанных с внешним вниманием – с визуализацией на внутреннем экране каких-либо внешних событий. Мы с вами будем просматривать события, происходящие где-то рядом, внутри какого-то организма, а также события, которые удалены от нас на некое расстояние. Здесь речь идет просто о перемещении точки внимания. Если вы сконцентрировали свое внимание в каком-то месте и удерживаете его в определенном месте, а там происходят какие-то энергетические процессы, то это будет отражаться на вашем сознании. Ваше сознание строит в это время экран, а значит, на этой мыслеформе будут отражаться события, которые происходят там, где вы удерживаете собственное внимание. То есть если там что-то происходит, то это воздействует на ваше внимание, внимание связано с сознанием, сознание строит этот экран, и на экране будут какие-то наводки. Вы можете эти наводки слепить в удобную для себя картинку и наблюдать, что там происходит.

По прочтении всего вышесказанного может возникнуть резонный вопрос: а зачем мы это делаем? Так вот, здесь мы опять работаем с системой ограниченной компетенции. То есть вам дали упражнения, сказали смотреть – и смотрите. Вопрос: «Зачем мы это делаем?» – не стоит. А делаете вы это затем, что в то же самое время вы опять-таки работаете с экраном и нарабатываете ситуацию, когда Точка Сборки поднимается. При этом вы используете энергию уже внешних объектов и наращиваете энергию экрана энергетикой объектов, которые находятся на каком-то удалении. Эта энергетика начинает влиять на вас и закладывается туда же, в экран, то есть вы увеличиваете его не только за счет своих энергий, но и за счет заимствованных тоже.

Принцип веры как способ фиксации Точки Сборки

Таким образом, видение на расстоянии – это система получения бесплатной энергии, при помощи которой мы поднимаем Точку Сборки. Здесь будет иметь значение не просто вход в состояние, не просто подъем Точки Сборки, но и удержание ее в том или ином состоянии. Удержание Точки Сборки в определенном состоянии – это фиксация Точки Сборки, а Точка Сборки фиксируется определенными мыслеформами и определенной картиной мира.

Итак, вы создали картину, при которой то, что вы делаете, есть практика, она имеет какую-то значимость, и вы верите в то, что вы делаете. Вы верите в эти состояния, и вера в то, что вы делаете, является тем гвоздем, который фиксирует Точку Сборки. Мало приподнять Точку Сборки – она тут же у вас упадет. Важно ее зафиксировать в этом состоянии. Здесь работает принцип веры. То есть когда вы видите на экране отображение какой-то информации, она может быть правдивой, а может быть и нет. Например, если вы видите на экране какие-то события, которые происходят, скажем, на Луне, то нельзя с полной уверенностью сказать, так это на самом деле или нет. Важен принцип веры в то, что вы делаете, как способ удерживать Точку Сборки в этом положении. То есть когда мы верим, мы в этом фиксируемся. Вера в то, что оно так и есть, что оно реально существует, дает возможность удерживать само состояние. С другой стороны, система неверия и недоверия – это то, что выдергивает гвоздь, то, что не дает нам зафиксироваться и ведет к потере этого положения Точки Сборки.

Режим внутреннего молчания

Последнее, о чем тут необходимо упомянуть, – это система внутреннего молчания. Систему внутреннего молчания в народ веками вдалбливали всевозможные восточные мудрецы, она лежит в основе многих религиозных и духовных практик, и народу не объясняли, зачем ему это нужно.

Здесь мы имеем дело с такой штукой, как подавление помех и ввод мозга в определенный режим.

Суть в том, что внутренний диалог, который в нас все время происходит, связан с выравниванием определенных зон мозга. Например, какие-то зоны мозга в данный момент активны, какие-то пассивны, в коре головного мозга все время возникают какие-то доминантные центры, и эти доминантные центры обладают большей энергией, чем окружающие зоны. Соответственно, между ними и этими окружающими зонами идут энергетические процессы перетекания энергии. Но это кора головного мозга, и там энергия не просто перетекает, но, перетекая, активизирует определенные информационные блоки. Поэтому такое включение-выключение определенных информационных блоков выглядит как нескончаемый внутренний диалог, в то время как на самом деле это просто процессы выравнивания каких-то энергий в коре головного мозга.

Этот нескончаемый диалог создает помехи. В значительной степени он накладывается на созданную вами мыслеформу экрана. Вы пытаетесь закачать в эту мыслеформу как можно больше энергии, пытаетесь связать в ней как можно больше энергии для подъема ТС, а помеха начинает разрушать, раздергивать эту мыслеформу. Из этого вытекает необходимость режима остановки внутреннего диалога, при котором вы отключаете все побочные энергетические процессы коры головного мозга и сосредотачиваетесь на одном – на создании мыслеформы.

При работе с режимом внутреннего молчания происходит следующее: наш экран отключается от помехи, которую создает кора головного мозга, и на экран перестает наводиться какая-либо внутренняя информация. При этом свое внимание вы помещаете в какую-то определенную точку пространства. Тогда энергетические процессы, которые происходят в мыслеформе, будут связаны с изменениями в той точке пространства, а ваша голова просто создает экран. То есть мы снова работаем с помощью подавления внутреннего диалога, усиливаем принцип доверия. Только тогда мыслеформа поднимает Точку Сборки, и мы входим в состояние внутреннего видения.

П опробуйте проанализировать, сколько слов в день вы произносите? А сколько из них поистине полезные и несут в себе какую-либо информацию? Меньше половины из тех, что мы ежедневно произносим!

Между тем брошенные на ветер слова пагубно сказываются на наших мыслях, не дают нам сконцентрироваться на действительно важных вещах. В бесконечных праздных разговорах мы теряем контроль над собой, над собственной волей, а самое страшное, что чем больше мы болтаем, тем больше нам хочется и дальше продолжать это делать и тем сложнее остановиться. Когда разговор перестаёт быть осмысленным и осознанным, человек переходит на ложь, которая, в свою очередь, оказывает негативное воздействие на карму.

Если вы действительно осознаёте, что ваша собственная болтовня вредит вам, обратитесь к практике мауны. Мауна - это сознательное приведение своего разума и тела к состоянию отказа от физических и умственных разговоров. К физическому единению с собой.

Антар мауна

Как мы уже знаем, «мауна» - это ‘молчание’, а «антар» с санскрита переводится как ‘внутри’, соответственно «антар мауна» - это ‘внутреннее молчание’. Такая практика поможет очиститься, найти внутри себя смятение или, наоборот, умиротворение и научиться отделять одно от другого, погружаясь, таким образом, в царство истинного, созидательного безмолвия.

Ежедневно мы полностью отдаём себя мирским делам и заботам, растрачиваем свою энергию и внутренние силы на то, что происходит вне нас и совершенно не уделяем внимание тому, что происходит внутри. Антар мауна ориентирует нас на осознанное восприятие своего внутреннего «Я», постижение своих истинных желаний и возможностей и понимание принципов работы собственного рационального и иррационального ума. Таким образом, человек эволюционирует и продвигается к постижению своей высшей цели.

Медитативная практика антар мауны станет для вас первым шагом на пути к самосовершенствованию, самосознанию. Даже одночасовая такая медитация позволит человеку со временем открыть в себе внутренние ресурсы, доселе неведомые ему самому. По мере того как вы будете продвигаться вглубь своего сознания, вы будете продвигаться в умении смотреть на многие жизненные ситуации сквозь призму их многогранности и, таким образом, найдете множество способов преодоления трудностей, которые до этого казались непосильными.

Давайте более подробно рассмотрим стадии антар мауны. Всего их шесть:

  1. Внимательное вслушивание в то, что происходит вне нас;
  2. Концентрация на собственных мыслях и образах, которые появляются из глубины собственного подсознания;
  3. Перемещение между первой и второй стадией, то есть между сознанием и подсознанием;
  4. Произвольное продуцирование и растворение мыслей;
  5. Вхождение в состояние шуньи, когда мысли полностью растворены, а разум очищен;
  6. Спонтанная медитация.

Овладев практикой антар мауны, вы получаете полный контроль над своим сознанием и разумом.

Мауна йога как способ научиться воспринимать себя таким, какой ты есть на самом деле

Во время сеансов мауны йоги, выполняя простые асаны и погружаясь в медитацию, мы учимся «видению» собственного ума, наблюдаем за собственным восприятием жизни.

Мауна йога способна научить нас смотреть в лицо своим страхам, негативным эмоциям, которые мы давно запрятали вглубь себя. Нужно быть готовым, что посредством мауны йоги на поверхность выйдут и отрицательные эмоции - и это нормально. Когда неугодные мысли посещают нас в повседневной жизни, мы попросту отмахиваемся от них, отгоняем. А ведь отворачиваться от своих собственных страхов и размышлений, пусть даже и негативных, - это значит отказываться воспринимать себя самого таким, какой ты есть на самом деле.

По мере достижения успехов в практике мауны йоги, мы учимся наблюдать за собой, своими страхами - так их влияние на наше подсознание ослабевает, мы принимаем себя и избавляемся от внутреннего негатива.

Наиболее подходящими асанами для практики мауны йоги являются: Падмасана (поза Лотоса), Сиддхасана (Совершенная поза), Ваджрасана (поза Удара молнии), Сукхасана (Удобная поза). Однако, если вам сложно пребывать достаточно долгое время в позе, где ноги должны быть скрещены, вам подойдёт Шавасана (поза Мертвеца).

Мауна - практика молчания

К сожалению, практически вся деятельность современного общества сводится к общению, разговорам и обсуждениям. Именно поэтому, впервые услышав об идее практики молчания, многим она кажется дикой. Между тем, если к этому вопросу подойти осознанно, практика молчания, или мауна, - это крайне эффективный способ развития собственных личностных качеств и навыков. Естественно, истинная практика молчания - это не просто внешние действия, а это работа внутри себя.

Ещё одной сложностью является и то, что практиковать мауну для современного человека, являющегося неотъемлемой частью социума, - очень сложно. Если вы всерьёз нацелены практиковать мауну, выбирайте раннее утро между четырьмя и семью часами. Именно в это время мы, как правило, ещё не на работе, нам не звонят и не пишут сообщения. Другими словами, попробуйте отгородиться от бесконечного потока информации и дать возможность своему разуму отдохнуть, вследствие чего, в течение рабочего дня он даст гораздо больше ответов и будет способен решить сложившиеся ситуации как можно рациональнее и продуктивнее.

Мауна садхана

Термин «садхана» означает ‘регулярные действия’. Мауна садхана - это регулярные действия практики молчания, совершаемые до наступления рассвета. Именно в это время человек максимально расслаблен, его разум ещё свободен от влияния внешнего мира.

Значение мауны садханы в жизни каждого человека сложно переоценить, ведь её основополагающей целью является духовное совершенство человека.

Через мауну садхану человек учится преодолевать внутренние барьеры, а также барьеры нашей повседневной жизни. Ту энергию, которую вы получаете во время мауны садханы, вы должны научиться направлять на созидание, помощь другим, общественно полезные дела. В противном же случае, эта энергия будет подобна разрушающему урагану, поскольку сила её очень велика.

Начните с ежедневной мауны садханы по 1,5–2 часа в день, а затем попробуйте каждую неделю в течение целого дня практиковать мауну, результаты очень скоро удивят вас!

Мауна полная

На сегодняшний день существуют следующие виды мауны:

  • Ванг-мауна - контроль над собственной речью.
  • Каштха-мауна - полный отказ от каких-либо действий физической направленности.
  • Сушупти-мауна - молчание, безмолвие ума.
  • Маха-мауна - молчание ментальное.

Практика полной мауны - это совокупность вышеописанных видов мауны, это своего рода идеал, лучший способ восстановить душевное здоровье и гармонию. Совершенные йоги - это муни, те, кто смог достичь «состояния внутреннего безмолвия». Та энергия, которую они при этом получают, они направляют на саморазвитие.

Полная мауна - это полное освобождение человеческого ума от мыслей, это то, к чему стремятся все мудрецы.

Процесс постижения полной мауны лучше всего начинать в лоне природы, например в горах, где само окружение способствует единению человека с собственным внутренним миром. Со временем приходит состояние некой отстранённости, прозрачности, при этом мы всё также продолжаем быть частью социума, в котором вращаемся, но постепенно всё, что нас окружает, - люди и события перестают нас затрагивать, у нас появляется способность проходить через всё это, оставляя ненужное вне себя.

Человек должен научиться входить в это состояние, по сути, он должен научиться пребывать в нём постоянно: рот закрыт, но «открыты» уши, мы слушаем, а самое главное, слышим и других людей и себя в первую очередь.

Мауна молчания

Сушупти-мауна, или мауна молчания, - это безмолвие ума через отказ от бессмысленной, ненужной болтовни. Мауна - это священное молчание, во время которого человек концентрируется на собственном внутреннем мире. Во время мауны следует отказаться от чтения газет, просмотра телевизора, компьютерных игр и прочих занятий, которые связывают нас с окружающим миром и способны дать пищу для обсуждений, пусть даже и внутренних, с самим собой.

Мауна - это не просто физическое молчание, это молчание нашей души, во время которого она ищет успокоения в природе и сливается с собственным естеством воедино.

Начните с двухчасовой ежедневной мауны. Сначала будет тяжело, однако впоследствии вы ощутите внутреннюю концентрацию, умиротворение и ясность мыслей.

Практика мауны

Практика мауны сложна только поначалу, идти следует от простого к сложному: можно начинать с получасового молчания и медитации. А уже впоследствии прийти к тому, что трёхдневная мауна станет для вас необходимостью.

Итак, практика мауны состоит из восьми ступеней:

  • Ступень первая: выбираем время, как уже было оговорено ранее, - это раннее утро с четырёх до семи утра. Далее нужно привести себя в порядок - вы должны ощущать физическую чистоту;
  • Ступень вторая: примите удобное именно для вас положение, можно сесть на подушку или на стул, спину держите прямо. Попробуйте дышать так, чтобы ощущать движение потока воздуха через всё тело. Одежду выбирайте свободную, лёгкую, лучше всего из натуральных тканей (льна или хлопка);
  • Ступень третья: расслабьте всё тело;
  • Ступень четвёртая: в расслабленном состоянии сделайте от 10-ти до 15-ти глубоких вдохов;
  • Ступень пятая: сконцентрируйтесь на каком-либо одном объекте, произнесите знакомую мантру;
  • Ступень шестая: теперь постарайтесь просто отдаться своему естеству и ничего не делать;
  • Ступень седьмая: попробуйте представить себе весь предстоящий вам день от начала и до конца. Пообещайте себе, что чего бы ни случилось, вы будете контролировать свою речь, эмоции и чувства;
  • Ступень восьмая: спокойно сложите ладони в намасте и внутри себя скажите всем тем, кто помогает вам в жизни: своим родителям, своим друзьям, всем тем, кого вы любите.