Административный контроль за состоянием охраны труда. Административно-общественный контроль за состоянием охраны труда в медицинской организации - охрана труда в медицинских организациях - каталог статей - управление здравоохранением Как организован общес

Административно-общественный контроль является одной из форм контроля за состоянием условий и безопасности труда на рабочих мес­тах» производственных участках, в цехах, отделах и лабораториях, а также соблюдением службами, должностными лицами и работающими тре­бований трудового законодательства, стандартов безопасности труда, правил, норм, инструкций и других нормативных документов по охране труда.

Административно-общественный контроль проводится администраци­ей предприятия совместно с профсоюзной организацией.

Административно-общественный контроль не исключает проведения контроля по охране труда руководителями, специалистами и инженерно-техническими работниками предприятия в соответствии с их должностны­ми обязанностями, а также общественного контроля.

Административно-общественный контроль по охране труда может иметь трехступенчатую форму.

На первой ступени - на участке цеха, в смене или бригаде.

На второй ступени - в цехе, в отделе, в лаборатории предприя­тия.

На третьей ступени - на предприятии в целом.

Первая ступень контроля осуществляется руководителем соответ­ствующего участка (мастером, начальником участка, начальником сме­ны) и общественным инспектором по охране труда в начале смены, а при работах с повышенной опасностью и в течение смены,

Результаты проверки записываются в журнале первой ступени, где по выявленным нарушениям и недостаткам указываются необходимые ме­роприятия и сроки их выполнения. Результаты проверки доводятся до сведения трудового коллектива участка (бригады).

Вторая ступень контроля проводится комиссией, возглавляемой начальником цеха (отдела, лаборатории) и старшим общественным инспе­ктором по охране труда не реже двух раз в месяц.

В состав комиссии входят руководители (представители) техничес­ких служб цеха, инженер отдела охраны труда и цеховой врач.

Результаты проверок записываются в журнал второй ступени контро­ля с указанием исполнителей устранения выявленных недостатков» а так­же сроки их выполнения. Контроль за выполнением выявленных недостат­ков осуществляется инженером отдела охраны труда (куратором цеха) и старшим общественным инспектором по охране труда цеха.

Результаты проверок доводятся до сведения всех работающих в це­хе.

Третья ступень административно-общественного контроля проводит­ся комиссией, возглавляемой руководителем предприятия или главным ин­женером и председателем профсоюзного комитета всего предприятия не реже одного раза в квартал.

В состав комиссии входят заместитель главного инженера по охра­не труда (начальник отдела охраны труда), председатель комиссии ох­раны труда профсоюзного комитета предприятия, руководители техничес­ких служб (главные специалисты) и главный врач заводской поликлиники.

При необходимости комиссия третьей ступени может быть разделена на ряд подкомиссий под руководством главных специалистов или замес­тителей главного инженера для проведения проверок по отдельным объектам предприятия.

Результаты проверок оформляются актами и обсуждаются на сове­щаниях у руководителя предприятия с участием профсоюзного актива, По итогам проверок выпускаются приказы по предприятию.

Общественный контроль . В соответствии с положением о правах ФЗМК контроль за выполнением администрацией предприятий законодательства по охране труда осуществляет фабрично-заводской местный комитет профсоюза. В помощь ФЗМК и цеховому комитету профсоюза в осуществлении контроля за соблюдением правил и норм по технике безопасности и производственной санитарии на каждом предприятии и в цехе создается комиссия по охране труда и выбираются общественные инспектора по охране труда.

Комиссии по охране труда организуются при фабрично-заводском местном и цеховом комитетах в количестве от 3 до 21 человека (в зависимости от численности рабочих на предприятии). Комиссию по охране труда возглавляет член фабрично-заводского местного комитета, а в цехе - член цехового комитета профсоюза. Председатель этой комиссии одновременно является старшим общественным инспектором.

Эти комиссии участвуют в разработке планов и мероприятий по охране труда на предприятии; контролируют выполнение администрацией предприятия законов по охране труда; проверяют правильность использования денежных средств, отпущенных на охрану труда; изучают причины несчастных случаев и т. д.

Общественные инспектора по охране труда, выбираемые в профгруппах, повседневно контролируют выполнение на предприятии законов по охране труда, своевременное обеспечение спецодеждой, спецобувью, индивидуальными защитными средствами, доброкачественной питьевой водой, спецпитанием.

Административно-общественный контроль . В борьбе за снижение производственного травматизма, общих и профессиональных заболеваний на производстве важное место принадлежит регулярному проведению на предприятиях и в организациях административно-общественного контроля за состоянием охраны труда, который осуществляется администрацией совместно с профсоюзной организацией.

Руководитель предприятия совместно с председателем ФЗМК один раз в полугодие проверяют, а затем рассматривают вопросы охраны труда и культуры производства с руководителями цехов и профсоюзным активом (членами комиссий и общественными инспекторами по охране труда) с обсуждением состояния техники безопасности и заболеваемости на предприятии, хода выполнения планов мероприятий по охране труда и обмена опытом работы в этой области; регулярно заслушивают отчеты начальников цехов о выполнении мероприятий, приказов и предписаний технической и санитарной инспекции и служб охраны труда; разбирают причины происшедших несчастных случаев и разрабатывают конкретные меры к недопущению их в дальнейшем.

Руководитель предприятия и председатель ФЗМК (III ступень контроля) один раз в месяц лично с участием инженера ПТО (производственно-технических отделов), главного механика, главного энергетика и службы охраны труда проверяют состояние охраны груда и культуры производства не менее чем в двух-трех цехах. Результаты проверки обсуждают на совещании инженерно-технических работников и профактива и разрабатывают дополнительные мероприятия по устранению отмеченных недостатков и дальнейшему улучшению условий труда. Не реже одного раза в год проводят общественные смотры состояния охраны труда и культуры производства во всех цехах предприятия и ежеквартально подводят итоги выполнения обязательств бригад, участков, цехов, борющихся за работу без травм. Широко популяризируют ход выполнения принятых обязательств через печать, радио, телевидение и другие средства массовой информации.

Начальники цехов, участков и председатели цеховых профсоюзных комитетов (II ступень контроля) один раз в неделю тщательно проверяют состояние охраны труда и культуры производства в цехе. Выявленные в ходе проверки недостатки устраняют сразу или записывают в специальные журналы (книжку мастера), устанавливая сроки и ответственных лиц за их выполнение; оказывают помощь мастерам в своевременном устранении отмеченных недостатков по охране труда; проводят обсуждение каждого несчастного случая на рабочих собраниях с целью доведения его причин до рабочих и недопущения подобных случаев в дальнейшем.

Мастер (начальник смены) совместно с общественным инспектором по труду (I ступень контроля) и дежурным по охране труда за 15...20 мин до начала смены проверяют рабочие места, исправность оборудования и инструмента и выявляют отклонения от правил техники безопасности. О недостатках, которые не могут быть сразу устранены, мастер докладывает начальнику цеха, участка, смены.

В течение рабочего дня мастер проводит контроль за соблюдением технологической дисциплины и за технической исправностью оборудования и приспособлений; осуществляет надзор за выполнением рабочими безопасных приемов труда, а также за использованием ими во время работы спецодежды и индивидуальных средств защиты (касок, защитных очков, противошумных наушников).

Мастер проводит инструктаж в процессе работы с нарушителями правил и инструкций по технике безопасности. К лицам, систематически нарушающим безопасные приемы труда, применяют меры воздействия, предусмотренные правилами внутреннего трудового распорядка (письменные предупреждения, взыскания, перевод на нижеоплачиваемую работу). Письменные предупреждения мастер заносит в специальные журналы (книжку мастера) и знакомит с ними под расписку нарушителей.

Самоконтроль по охране труда заключается в том, что каждый рабочий цеха, участка по графику, разработанному мастером, назначается в течение рабочей смены дежурным по охране труда, в обязанности которого входит контроль за выполнением рабочими цеха или участка безопасных приемов труда. Рабочий, будучи дежурным, в первую очередь сам следит за соблюдением безопасности труда своими товарищами. Дежурный по охране труда на левой руке носит специальную повязку с буквами ДОТ.

Вопрос о соблюдении предписанных законодательством норм в соблюдении условий и охраны труда решается введением функций общественного контроля. Данная структура помогает анализировать ситуацию, проводить исследование, а также выявлять и устранять неполадки. Кроме данных действий возможно и проведение расследования в случае нарушения предписанных норм. Возникает вопрос, кто наделен данными полномочиями и может осуществлять подобные функции.

Кто осуществляет общественный контроль за охраной труда?

Общественный и ведомственный контроль за охраной труда осуществляется в основном профессиональными союзами или уполномоченными специалистами. Данное положение предписано статьей 370 ТК РФ . Задача профсоюзов сводится к обеспечению и соблюдению следующих аспектов:


  • технические и санитарные, направленные на проверку состояния оборудования и рабочих мест;
  • организационные, по которым проводятся семинары и тренинги;
  • социальные и реабилитационные, при которых обеспечивается взаимодействие в группе и оказание первой помощи.

Действия, направленные на решение данных вопросов, контролируются профсоюзами. Основной задачей руководителя организации является обеспечение соответствующих условий для проведения необходимых мероприятий.

Разделяют два основных вида общественного надзора за соблюдением предписанных нормативов: ведомственный и административно-общественный.

Государственный надзор и общественный контроль за охраной труда

Ведомственный общественный контроль осуществляется по отношению к подчиненным структурам, а также со стороны государства. В данном случае проверяется соответствие установленным нормативным актам и соблюдение законодательства. Государственный надзор осуществляется полномочными структурами, которые проводят плановые проверки организаций, соответствие осуществляемых рабочих процессов предписанным нормам.

Исходя из поставленных задач, можно выделить следующие действия, которые предпринимаются государственными органами надзора:

  • анализ условий, в которых осуществляется трудовая деятельность на предприятии;
  • проведение расследования и обнаружение причин при несчастных случаях;
  • организация учебных семинаров и информирование сотрудников о нормативах;
  • проверка соответствия рабочих мест предписанным нормам, а также предоставление аттестатов.

Подобными функциями обладают и специалисты или отделы по охране труда. В случае государственного общественного надзора речь идет об аттестации компании на соответствие ее законодательным нормам.

Административно-общественный контроль за охраной труда

Административный общественный контроль осуществляется со стороны руководства организации в тесном взаимодействии с профсоюзами. Выполняется он для выявления и устранения тех моментов, которые не соответствуют предписанным нормам.

Это обусловлено тем, что основной обязанностью работодателя является обеспечение безопасной трудовой деятельности. С этой целью и необходимо создание службы охраны труда или соответствующей должности, а также проведение мероприятий, контролирующих и повышающих качество их деятельности.

Имеется несколько основных уровней общественного надзора, по которым проводятся соответствующие проверки и профилактика:

  • ежедневное соблюдение нормального состояния рабочего места;
  • с периодичностью в месяц проводятся проверки технического состояния оборудования;
  • раз в три месяца проводятся более серьезные мероприятия, проверяется знание сотрудников по технике безопасности.

В итоге основное назначение данного вида общественного контроля за охраной труда заключается в предупреждении и профилактике возникновения несчастных случаев на производстве. Особенно это актуально в тех организациях, условия работы которых тесно связано с рисками для жизни и здоровья сотрудников.


Положение об административно-общественном контроле за охраной труда

Для установления порядка в проведении мероприятий общественного надзора в компании должен иметься документ, отображающий основные положения данного вопроса. Данный норматив может учитывать следующие аспекты:

  • утверждать инструкцию и предписанные нормы по трудовой деятельности;
  • ссылаться на соответствующие журналы, по которым проводятся процедуры проверок и аттестации;
  • предписывать график проведения требуемых мероприятий;
  • обеспечивать рабочих специальными средствами индивидуальной защиты.

Составляется такое положение на основании производственной необходимости. К примеру положение об административно-общественном контроле за охраной труда в школе включает в себя порядок, по которому осуществляется соблюдение выполнения предписанных норм. Данные предписания касаются основных действий и мероприятий, которые касаются вопросов трудовой деятельности как учителей, так и учеников.

Журнал административно-общественного контроля по охране труда

Журнал административно-общественного контроля — это документ учета всех событий, связанных с нормами охраны труда. Выделяют несколько типов подобных журналов:

  • учет проведенного инструктирования и соответствующего обучения персонала;
  • записи о проверках теоретического и практического ознакомления сотрудников с предписанными нормами;
  • фиксирование несчастных случаев;
  • учет технического состояния оборудования, а также проведения его проверок.

В итоге основное назначение такого документа — это фиксирование и соблюдение всех аспектов, связанных с вопросами организации безопасности трудовой деятельности. Это помогает облегчить исполнение контролирующих функций как со стороны ведомственных, так и административных органов.

    Должностная инструкция инженера по охране труда

    Должностная инструкция является локальным документом, который должен присутствовать на каждом заводе. Отсутствие этого документа является административным…

    Положение о комиссии по охране труда

    Создание безопасных условий профессиональной деятельности и профилактика получения травм и увечий сотрудниками, является одним из…

    Положение по охране труда в организации 2018

    В списке обязанностей работодателей есть обеспечение максимально комфортных условий для всех работников. В первую очередь,…

    Журнал вводного инструктажа по охране труда

    Как ведется тетрадь по регистрации ознакомительного руководства по ОТ, у кого и сколько он хранится,…

    Должностная инструкция специалиста по охране труда

    В каждом предприятии и учреждении работодатели обязаны позаботиться об охране труда. Иногда для этой цели…

Административно-общественный контроль по охране труда (АОК) является основной формой контроля администрации Министерства лесного хозяйства, Белорусского производственно-торгового концерна лесной, деревообрабатывающей и целлюлозно-бумажной промышленности, акционерных обществ, арендных предприятий, производственных объединений на базе головного предприятия, леспромхозов, лесхозов, химлесхозов, комбинатов, фабрик, заводов, организаций и Республиканского, областных комитетов профсоюза работников леса, комитетов профсоюза предприятий за соблюдением всеми службами, должностными лицами и работающими требований законодательства о труде, стандартов безопасности труда, правил, норм, инструкций и других нормативно-технических документов по охране труда. АОК не заменяет проведение контроля в соответствии с должностными обязанностями руководителей и инженерно-технических работников, а также контроля, проводимого согласно Положения о комиссии по охране труда профсоюзного комитета и Положения об общественном инспекторе по охране труда.

АОК проводится:

Министерством лесного хозяйства, Концерном и Республиканским комитетом профсоюза – в производственных объединениях, на предприятиях и в организациях лесного хозяйства, лесной, деревообрабатывающей и целлюлозно-бумажной промышленности;

на предприятиях, в организациях – производственными объединениями и областными комитетами профсоюза;

в цехе, лесничестве, лесопункте – руководителем предприятия совместно с профсоюзным комитетом;

на участке, в смене – руководителем цеха совместно с цеховым комитетом профсоюза с участием начальника смены, мастером;

на рабочих местах – руководителем участка, смены совместно с общественным инспектором по охране труда.

Министерство лесного хозяйства, Концерн совместно с Республиканским комитетом профсоюза с привлечением инженерно-технических работников, подчиненного аппарата и работников Государственного контроля (по согласованию):

– ежеквартально проводят проверку 2-3 объединений и предприятий, в первую очередь тех, где допускается высокий уровень производственного травматизма, неудовлетворительно организована работа по улучшению условий труда, профилактике травматизма и профессиональных заболеваний работающих. Результаты проверки оформляются актом и обсуждаются в коллективе обследуемого предприятия. Копия акта с предложениями по устранению выявленных нарушений вручается руководителю предприятия, объединения;

– систематически заслушивают на заседаниях Министерства, совете Концерна, президиуме Республиканского комитета профсоюза руководителей объединений, предприятий, где допускаются грубые нарушения законодательства о труде, не соблюдаются нормативные акты и ослаблена работа по охране труда;



– ежеквартально выпускают информационные письма о состоянии охраны труда в подведомственных объединениях, предприятиях и организациях;

– в начале каждого года рассматривают на заседаниях Министерства, совете Концерна, президиуме Республиканского комитета профсоюза состояние охраны труда, намечают мероприятия, направленные на дальнейшее оздоровление и улучшение условий труда, повышение культуры производства;

– ежегодно проводят совещания, семинары по охране труда с работниками служб объединений, предприятий, организаций и профсоюзных комитетов.

Производственные объединения, АО, имеющие в своём составе предприятия, совместно с областными комитетами профсоюза работников леса с привлечением ИГР аппарата и работников Государственного надзора (по согласованию):

– ежеквартально проводят проверку работы по охране труда и состояние условий труда на 3-4 предприятиях;

– систематически заслушивают по результатам проверок руководителей предприятий и профсоюзных комитетов;

– ежеквартально направляют информацию о состоянии охраны труда подведомственным предприятиям;

– ежегодно проводят совещания и семинары по охране труда;

– в начале каждого года рассматривают на коллегии, президиуме областного комитета профсоюза состояние охраны труда на предприятиях отрасли и намечают мероприятия по оздоровлению и улучшению условий труда, повышению культуры производства.

Руководитель предприятия и председатель профсоюзного комитета:

– ежемесячно с участием работников службы охраны труда, главного механика (энергетика) и руководителя проверяемого подразделения осуществляют проверку организации работы по охране труда, выполнение постановлений, приказов и указаний вышестоящих органов, своих приказов, предписании органов надзора и контроля по вопросам охраны труда и т.д. в 1-2 структурных подразделениях;

– по результатам проверки делается запись в журнале АОК с указанием сроков и ответственных лиц за устранение обнаруженных недостатков и нарушений;

– не реже одного раза в квартал по результатам проверки проводят совещание с участием руководителей структурных подразделений и служб, а также профсоюзного актива, на которых заслушивают отчёты руководителей подразделений, где выявлено неудовлетворительное состояние условий труда. Результаты проверок учитываются при премировании работающих;

– два раза в году рассматривают на расширенном производственно-техническом совещании вопросы охраны труда, профилактики производственного травматизма и заболеваемости работающих, намечаются меры по оздоровлению и улучшению условий труда, повышению культуры производства.

Начальник цеха или другого структурного подразделения предприятия совместно с цеховым комитетом профсоюза и участием руководителя участка:

– еженедельно на 1-2 участках проводят проверку состояния охраны труда;

– оказывают помощь мастерам в своевременном устранении недостатков по охране труда;

– записывают результаты проверки в журнал АОК с обязательным указанием срока и ответственного за устранение обнаруженных недостатков лица;

– к лицам, систематически нарушающим безопасные приёмы труда, применяют меры воздействия, предусмотренные правилами внутреннего трудового распорядка и законодательством о труде.

Руководитель цеха ежедневно заслушивает отчёт руководителей участков о состоянии охраны труда. Один раз в месяц руководитель цеха отчитывается перед директором предприятия и профсоюзным комитетом о состоянии охраны труда в цехе.

Руководитель участка, смены совместно с общественным инспектором по охране труда ежедневно в начале смены проверяют:

– состояние рабочих мест;

– соответствие машин, оборудования, инструментов и приспособлений требованиям безопасности;

– наличие и правильность установки знаков безопасности, ограждения опасных зон;

– состояние проходов, проездов, переходов;

– соблюдение правил складирования сырья, черновых заготовок, готовой продукции;

– работу приточной и вытяжной вентиляции, местных отсосов, пыле и газоулавливающих устройств;

– наличие и правильность использования работающими средств индивидуальной защиты.

Выявленные в результате проверки нарушения должны быть устранены немедленно под непосредственным контролем руководителя участка. Если недостатки не могут быть устранены силами участка, руководитель участка делает соответствующую запись в журнале АОК и докладывает вышестоящему руководителю для принятия соответствующих мер.