Описать расовый состав по территории мира. Расовый состав великороссов и украинцев

– исторически сложившиеся группы людей, объединенные сходством внешних физических признаков (цвет кожи, характер волосяного покрова, черты лица, форма черепа, длина тела и т. д.). Антропологические особенности возникли в древности при расселении людей в ойкумене и адаптации их к различным природным условиям. На расовые признаки влияют и социально-экономические условия. Так, например, в результате прогресса в уровне жизни за последние 30 лет средний рост увеличился на 10 см.

В отличие от народов, расы не представляют собой общественного единства. Многие народы состоят из людей разных рас (например, кубинцы, бразильцы), и, наоборот, представители многих рас разделены на многочисленные народы. Благодаря активным контактам между людьми происходит постоянное смешение рас, формируются все новые смешанные расовые формы. Четких границ между расами нет, а общих расовых свойств у людей гораздо больше, чем различий. Наукой доказана биологическая и социально-культурная полноценность всех рас и несостоятельность концепций расизма, проповедующего идею об «исконном» разделении людей на «высшие» и «низшие» расы, из которых только первые якобы являются носителями прогресса и цивилизации и призваны господствовать над «низшими» расами, неспособными к самостоятельному развитию.

В мире существуют четыре большие расы – европеоидная, монголоидная, негроидная и австралоидная, представители которых составляют около 70 % населения мира (см. табл.). Некоторые ученые рассматривают негроидную и австралоидную расы как единую негро- встралоидную (или экваториальную) расу, так как в и широко расселены популяции по некоторым расовым признакам близкие к негроидам .

Расовый состав населения мира (по С.И.Бруку)

Человеческие расы

%

Большие расы :

    Европеоидная (евразийская)

    Монголоидная (азиатско-американская)

    Негроидная (африканская)

    Австралоидная (океанийская)

42,9

19,1

7,0

0,3

Смешанные и переходные формы:

    Между европеоидами и монголоидами

    Между европеоидами и негроидами

    Между монголоидами и австралоидами

4,2

9,0

17,2

Другие расовые типы и неизвестные

0,3

30 % человечества – представители переходных и смешанных расовых форм. Первые из них сформировались еще в далеком прошлом, в зонах контактов больших рас. Пример переходной расы – эфиопы, которые по чертам лица и строению черепа почти не отличаются от южных европеоидов, но по цвету кожи и характеру волосяного покрова очень близки к негроидам. Под смешанными расовыми формами обычно понимаются популяции людей, сложившиеся в результате смешанных браков между представителями разных рас в новое время (16 – 18 вв. и позже), когда после Великих географических открытий началось распространение европейцев во все части света. Смешанные расовые формы наиболее широко распространены среди жителей . Это, главным образом, метисы – потомки от браков между индейцами и переселенцами-европейцами и мулаты – потомки от браков между европейцами и неграми, ввезенными в Америку работорговцами из Африки. Например, метисы ныне преобладают в и , мулатов много в и на Кубе. Встречаются и группы самбо – результат смешения негров с индейцами.

Раса 1975г. млн. чел. % 1996г., млн. чел. %
Большая негроидная 6,3 6,3
Смешанные переходные формы между большой негроидной и большой европеоидной 9,0 8,9
Большая европеоидная 45,4 45,3
Смешанные формы большой европеоидной расы и американской ветви большой монголоидной расы. 3,0 3,0
Смешанные формы большой европеоидной расы и азиатской ветви большой монголоидной расы. 1,2 1,2
Монголоидная большая раса 17,9 18,1
Смешанные формы между азиатской ветвью, большой монголоидной расой и австралоидной большой расой 16,5 16,6
Австралоидная большая раса 9,5 0,2 0,2
Другие расовые типы и неизвестные 0,3 0,3

Источник: Р.В. Татевосов. География населения, М., Изд-во МНЭПУ, 1999г.

Религия оказывает заметное влияние на общественную и политическую жизнь многих стран мира, поэтому определение численности верующих и географического распространения религий имеет большое значение. Несмотря на ведущийся во многих странах учёт религиозной принад­лежности, из-за неопределённости оценок достоверность имеющихся данных вызывает сомнение.

Религиозный состав населения – состав населения по вероисповеданию, распределение населения отдельных районов, стран, континентов и мира в целом по религиозной (конфессиональной) принадлежности.

Религиозная структура населения или его состав по вероисповеданию охватывает не все население, а лишь верующую часть. Религия оказывает заметное влияние на общественную и политическую жизнь многих стран мира, поэтому определение численности верующих и географического распространения ре­лигий имеет большое значение. Религии обычно подразделяются на примитивные, местные и мировые. Наиболее распространенной мировой религией является христианство, подразделяющееся на главные ветви: православие, католицизм и протестантизм, который состоит из многих течений и сект. К мировым религиям относятся ислам или мусульманство, основные ветви которого - суннизм, шиизм, и буддизм.

К местным религиям, распространенным в одной стране или среди одного народа, относятся иудаизм, конфуцианство, индуизм, синтоизм и пр. Крупные религии распространены в Китае (конфуцианство), в Индии (индуизм) и Японии (синтоизм).

К примитивным религиям относятся ангилизм (одушевление всех предметов и явлений окружающего мира), тотемизм (вера в происхождение от некоторых животных, предметов и явлений природы), фетишизм (почитание каких-либо естественных или специально изготовленных предметов), культ предков.



Подавляющее число мусульман сосредоточено в Северной Африке и в Азии (кроме Восточной). Основная часть католиков и протестантов (христианство) проживает в Америке и Европе, только 8-10% их в Азии и Африке. Буддизм распространен в основном в Восточной и Южной Азии (Китай, Индия, Япония).

Традиционные верования распространены в Центральной и Восточной Африке, среди аборигенов Америки и Австралии, коренных народов Арктики и Сибири.

Статистический учет населения по его религиозной принадлежности в мире очень приблизителен, поэтому примерная численность представителей различных религий следующая:

Таблица 3.7.5

Численность последователей религий*

*зарубежные оценки

В настоящее время самой распространенной религией в мире считается христианство (более 1 млрд. верующих). Сам же статистический учет верующих зачастую сталкивается со следующими основными проблемами - нежелание регистрироваться вообще, стремление преувеличить численность последователей того или иного вероисповедания, сложностью выработки критериев отнесения человека к последователю той или иной религии. В России вопрос о вероисповедании задавался лишь при проведении переписей 1897 и 1937 гг. В настоящее время информация о численности последователей той или иной религии определяется путем проведения специальных опросов.

В России большинство верующих принадлежат православной ветви христианства, также значительную часть верующих составляют мусульмане и буддисты.

Представленные в России конфессии можно разделить на три группы:

1. Религии, тесно связанные с этническим составом населения География их общин в целом следует за расселением основных этносов. Среди них самые крупные – ветви мировых религий: православие, представленное русской православной церковью, ислам и буддизм, имеющие несколько религиозных объединений.

2. Вероисповедания, не ориентирующиеся исключительно на этническую самоидентификацию. Большинство из них пришли на территорию России в конце 19 – начале 20 века через территорию современной Украины. К ним можно отнести баптистов, адвентистов, евангельских христиан.

3. Вероисповедания, не связанные с этническим составом населения и не имеющие в РФ традиционных ареалов распространения. Эти религиозные течения появились в России относительно недавно, в 1940-1980 гг. (например, Свидетели Иеговы, Общество Сознания Кришны, Новоапостольская церковь).

По данным опросов населения, 2/3 верующих сегодня составляют женщины, тогда как 3/5 неверующих – мужчины. Среди верующих несколько выше людей с начальным и неполным средним образованием. Треть верующих – пенсионеры. Неверующие чуть лучше обеспечены материально, хотя и здесь различия не всегда значимы. По данным международного сравнительного исследования 1995-1996 гг. ISSP, Россия по частоте посещения ее гражданами церковных служб занимала в списке 23 стран мира одно из последних мест.

По данным исследований, принадлежность к той или иной конфесии, отношение человека к вере влияет на его демографическое поведение (обязательность вступления в брак, допустимость незарегистрированных брачных отношений, абортно-контрацептивное поведение), что обуславливает актуальность исследования религиозной структуры населения.

Общая численность населения Земли в 2011 г. достигла 7 млрд человек, а в середине 2016 г.- 7,4 млрд человек. Население земного шара весьма неоднородно по многим признакам. Наиболее крупные группы людей, которые можно выделить по общности происхождения и внешним (антропологическим) признакам - человеческие расы.

Внешние (антропологические) признаки: цвет кожи, глаз, особенности волосяного покрова, строения лицевой части головы

(формы носа, губ, разреза глаз), роста и пропорций тела, которые передаются по наследству, позволяют разделить все человечество на расы.

Человеческие расы - исторически сложившиеся группы людей, связанных единством происхождения и сходством физических признаков, сложившихся под влиянием территориальных особенностей климата и других условий природной среды.

Социально-экономические условия также могут влиять на расовые признаки. Так улучшение условий жизни, питания привели к увеличению среднего роста японцев на 10 см.

Принято выделять четыре большие расы: европеоидную, монголоидную негроидную, австралоидную, представители которых составляют 70% населения мира. В процессе исторического развития постоянно происходило смешение человеческих рас, поэтому остальная часть человечества - представители смешанных и переходных рас.

Большие расы делятся на ветви: европеоидная - на северную (типичные представители - жители Северной Европы) и южную (жители Северной Африки, Передней Азии, Северной Индии); монголоидная - на азиатскую (китайцы и др.) и американскую (индейцы). Особые группы негроидов живут в США и странах Латинской Америки.

Расово-переходные типы формируются в зоне контакта больших рас. К примеру, эфиопы чертами лица схожи с южными европеоидами, а по цвету кожи и характеру волосяного покрова - с негроидами. В результате смешанных браков появились метисы - потомки от браков между индейцами и европейцами, мулаты - между европейцами и неграми, самбо - результат смешения негров с индейцами. Представителей промежуточного типа между азиатской ветвью монголоидной расы и австралоидами много среди жителей Индонезии и Филиппин. Более полное представление о географии рас дает карта географического атласа мира «Человеческие расы мира».

Длительное естественно-историческое развитие общества привело к формированию устойчивых сообществ людей - народов, или этносов.

В отечественной литературе термин «этнос» появляется в начале XX в. Первая его обстоятельная характеристика была дана в 20-е гг. русским этнографом С. М. Широкогоровым. Согласно его определению, этнос есть группа людей, говорящих на одном языке, признающих свое единое происхождение, обладающих комплексом обычаев, укладом жизни, хранимых и освященных традицией и отличаемых ею от таковых других.

Наибольшее распространение получили представления об этносе как социально-культурном явлении, сформулированные Ю.В. Бромлеем. Этнос - это исторически сложившаяся на определенной территории устойчивая совокупность людей, обладающих общими относительно стабильными особенностями языка, культуры и психики, а также сознанием своего единства и отличия от других подобных образований (самосознанием ), фиксированным в самоназвании . При этом наиболее важны такие компоненты культуры, для которых характерны традиционность и устойчивость: обычаи, обряды, народное искусство, религия, нормы поведения и т.д.

Базовым фактором, влияющим на формирование этноса выступает единая территория. По мнению большинства исследователей, ландшафт и природно-климатические характеристики местности определяют материальную и духовную культуру, способ ведения хозяйства.

В основе образования этноса лежит принцип комплиментарности (сходности жизненных установок) и стереотипа поведения, который возникает в процессе исторического развития. Поэтому главным определяющим фактором выделения этноса является общность исторической судьбы, формирующей особый поведенческий тип этноса, систему субъективных ценностных отношений, отличных от других, где язык и религия являются важными, но дополнительными элементами этого процесса. Связанная одинаковым происхождением, материальной и духовной культурой общность людей, образующая этнос, включает в себя всю совокупность как биосоциальных особенностей физического и психического склада (темперамент), социально-экономических (территория возникновения, место развития), так и бытовых навыков и социально-культурных факторов (язык, религиозные и духовные традиции).

С начала 70-х гг. XX в. развернулась дискуссия вокруг понимания этничности, стали появляться исследования теории этноса. В ходе дискуссии выявилось две позиции по определению понятия «этнос». Согласно одной точке зрения, этносы представляют собой биологические единицы - популяции. Природное биологическое понимание этноса представлено в отечественной науке концепцией Л. Н. Гумилева. Русский ученый - географ, историк, философ - Лев Николаевич Гумилев в своем труде «Этногенез и биосфера Земли» разработал биологическую теорию образования и развития этноса. Процесс от возникновения до распада этноса называется этногенезом и длится 1200-1500 лет. Каждый этнос переживает периоды зарождения, развития, подъема, спада и ухода с исторической сцены. Важнейшими признаками этноса Гумилев считает не язык, религию или территорию (хотя не отрицает их значения), а самобытную культуру и самосознание.

Сторонники другой позиции отстаивают представление об этносе как социальном явлении в широком смысле этого слова (Ю. В. Бромлей). С точки зрения этих ученых каждый этнос сопряжен, тесно связан с определенной человеческой популяцией как биологической общностью, но живет по законам социальным, управляется общественными законами.

В настоящее время ученые насчитывают на Земле от 4 до 5,5 тыс. этносов численностью от нескольких десятков до сотен млн человек.

Крупнейшие по численности народы мира представлены в табл. 1.18.

Таблица 1.18

Крупнейшие народы мира (2013 г.)

С точки зрения этнической (национальной) структуры (распределения населения по принципу этнической принадлежности) можно выделить несколько групп государств. В. П. Максаковский выделяет 5 типов государств.

Первый тип - практически однонациональные страны: Исландия, Ирландия, Норвегия, Швеция, Дания, Польша, Австрия, Чехия, Словения, Португалия, Япония, Саудовская Аравия, Египет, Ливия.

Второй тип - с резким преобладанием одной нации с более или менее значительными национальными меньшинствами: Великобритания, Франция, Испания, Латвия, Китай, Монголия, Австралийский Союз.

Третий тип - двунациональные: Бельгия, Канада.

Четвертый тип - со сложным национальным составом: страны Центральной Восточной и Южной Африки, Центральной Америки.

Пятый тип - многонациональные со сложным и разнородным этническим составом: Индия, Россия, Индонезия, Филиппины .

В многонациональных и двунациональных странах существует сложная проблема межнациональных отношений. С середины 70-х гг. национальный вопрос приобрел большую остроту и во многих экономически развитых странах: Канаде, Бельгии, Испании, ЮАР. В Канаде две основные нации - англо-канадцы и франко-канадцы; государственными языками являются английский и французский. Франко-канадцы компактно живут в провинции Квебек, которая образует «Французскую Канаду» в отличие от всех остальных провинций, составляющих «Английскую Канаду». Но англо-канадцы стоят выше в социальной иерархии, занимают ключевые позиции в экономике, и это приводит к постоянному обострению межнациональных отношений. Значительная часть франко-канадцев выдвигает требование суверенного Квебека, т.е. создания самостоятельного франкоканадского государства.

С конца 80-х гг. неоднократно происходили обострения межнациональных отношений в России и в ряде других государств, образовавшихся на территории бывшего СССР, в странах Восточной Европы, особенно в республиках бывшей Югославии.

Самой многонациональной страной мира в отечественной и зарубежной литературе признают Индию. Ученые насчитывают в этой стране от 300 до 1650 языков и диалектов. Широкое распространение в стране имеют 18 языков, статус государственных - хинди и английский.

В Российской Федерации живет около 100 коренных народов, т.е. таких, чья основная этническая территория находится в России. Кроме того, имеется еще более 60 народов - этнических групп, основная масса соплеменников которых живет за пределами страны России. По результатам последней переписи населения численность каждого из семи наиболее крупных народов превышает 1 млн человек (в табл. 1.19 даны выделенным шрифтом).

Наиболее крупные народы России

Таблица 1.19

Млн человек

В % к указавшим национальную принадлежность

2002 г.

2010 г.

2002 г.

2010 г.

Все население

в том числе указавшие

национальную

принадлежность

украинцы

азербайджанцы

даргинцы

белорусы

кабардинцы

якуты (саха)

другие национальности

В Российской Федерации проживает 40 коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока, общая численность которых составляет около 244 тыс. человек. К ним относятся алеуты, долганы, коряки, манси, нанайцы, ненцы, саамы, селькупы, ханты, чукчи, эвенки, эскимосы и другие (табл. 1.20). Также на Севере проживают коренные народности, не относящиеся к малочисленным,- это коми и якуты, численность которых превышает 400 тыс. человек. Коренные малочисленные народы сохраняют традиционный образ жизни, ведения хозяйства и промыслы.

Численность коренных малочисленных народов России по результатам переписей

Таблица 1.20

Численность(человек)

Прирост (%)

Название народа

1989-2002

2002-2010

Ительмены

Камчадалы

Кумандинцы

Нганасаны

Негидальцы

Уйльта (в 2002 г. Ульта (ороки))

Селькупы

Теленгиты

Тофалары

Тубалары

Тувинцы-тоджинцы

Удэгейцы

Челканцы

Численность (человек)

Прирост(%)

Название народа

1989-2002

2002-2010

Эскимосы

Коренные народы Севера населяют территории вдоль побережья Северного и Тихого океанов, от северо-западных границ России (кольские саамы) до северо-восточных границ (чукчи, коряки). Они выделяются в особую группу, так как их культура в наименьшей степени способна адаптироваться к требованиям современной цивилизации. Именно коренные народы испытывают наиболее сильный урон от ее воздействия. Живя в экстремальных условиях, малочисленные народы создали специфические культуры и системы адаптации к этим условиям, которые не могут быть приспособлены к требованиям эффективного рыночного хозяйствования.

Почти 50% населения из числа коренных малочисленных народов Севера имеют начальное и неполное среднее образование, 17% из них полностью неграмотны. Средняя продолжительность жизни - 49 лет. Северные народы ведут кочевой, полукочевой или оседлый образ жизни. У них самобытная культура и особое мировоззрение. Основными видами их традиционной хозяйственной деятельности являются оленеводство, охота, рыболовство и традиционные промыслы.

В те же 80-е гг. в связи с промышленным освоением Севера началось бесконтрольное загрязнение природной среды. В результате экологические проблемы приобрели для народов Севера особую остроту, так как природная среда для них является основой жизни, смыслом существования. Негативные процессы привели к кризису малочисленных народов Севера. Недостаточное внимание к проблемам коренных народов со стороны государства привело к существенной деформации социально-экономического развития, культуры, исконной среды обитания и традиционного образа жизни этих народов, создало угрозу их полного исчезновения как самостоятельных этносов. И сегодня положение аборигенных народов по-прежнему недостаточно благополучное, некоторые из них находятся на грани исчезновения.

В 1990 году была создана «Ассоциация коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации» (АКМНСС И ДВ РФ). Основной задачей этой общественной организации является защита прав человека и отстаивание интересов малочисленных народов Севера. В частности, обеспечение их прав по защите исконной среды обитания и традиционного образа жизни.

Распоряжением Правительства РФ от 17 апреля 2006 г. утвержден перечень мест традиционного проживания и видов традиционной хозяйственной деятельности малочисленных народов Севера. География традиционных мест проживания малочисленных народов очень широка - от долган и нганасан на полуострове Таймыр до удэгейцев на юге России, от алеутов на Командорских островах до саамов на Кольском полуострове.

К традиционной хозяйственной деятельности относятся: животноводство, пчеловодство, рыболовство (в том числе морской зверобойный промысел), охота, земледелие, разведение и переработка лекарственных растений, художественные промыслы, строительство традиционных жилищ. Сложные природно-климатические условия, уязвимость традиционного образа жизни и малочисленность каждого из народов Севера обусловили необходимость формирования особой государственной политики в отношении их устойчивого развития, предусматривающей системные меры по сохранению самобытной культуры, традиционного образа жизни и исконной среды обитания этих народов.

В Российской Федерации в целом создана правовая база в сфере защиты прав и традиционного образа жизни малочисленных народов Севера. Россия является участницей международных договоров в этой сфере. Меры государственной поддержки (в виде льгот, субсидий, квот на использование биологических ресурсов) также законодательно закреплены. Льготы для представителей малочисленных народов Севера, проживающих в местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности и занимающихся традиционными видами хозяйственной деятельности, предусмотрены Налоговым кодексом Российской Федерации, Лесным кодексом

Российской Федерации, Водным кодексом Российской Федерации и Земельным кодексом Российской Федерации.

В конце XX - начале XXI вв. произошел рост этнического самосознания малочисленных народов Севера. Возникли общественные объединения, учебные центры, ассоциации и профессиональные союзы (оленеводов, морских зверобоев и др.) малочисленных народов Севера, деятельности которых оказывается государственная поддержка. Во многих местах проживания малочисленных народов Севера воссозданы общины как традиционные формы организации совместной деятельности, распределения продукции и взаимопомощи. Появились общественные лидеры и успешные предприниматели - руководители общин и предприятий из числа представителей малочисленных народов Севера. В ряде мест традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности созданы «родовые угодья», территории традиционного природопользования регионального и местного значения, закрепленные за представителями малочисленных народов Севера и их общинами.

Следует отметить, что концентрация титульного этноса в пределах собственных этнотерриториальных образований (республик и национальных округов) колеблется в широких пределах: от 7,4% в Карелии до 95,3% в Чеченской Республике. Подробнее это показано в табл. 1.21.

Таблица 1.21

Доля титульных этносов в населении республик, по данным переписей населения 1989, 2002 и 2010 гг.

Республика

Народ

1989 г.

2002 г.

2010 г.

Ингушетия

Аварцы

Даргинцы

Дагестан

Кумыки

Лезгины

Лакцы

Республика

Народ

Доля в населении республики,%

1989 г.

2002 г.

2010 г.

Кабардино-

Балкария

Кабардинцы

Балкарцы

Северная Осетия - Алания

Калмыкия

Татарстан

Карачаево-

Черкесия

Черкесы

Карачаевцы

Саха(Якутия)

Мордовия

Башкортостан

Удмуртия

Адыгейцы

Как видно из таблицы, наиболее существенно увеличилась доля титульного этноса в республиках Северного Кавказа, что связано в основном с оттоком оттуда русского населения. В Карелии она снизилась, в Удмуртии, Чувашии, Марий Эл - почти не изменилась.

Что касается автономных округов, доля титульного этноса самая низкая в Ненецком АО - 1% (хотя в Еврейской автономной области она составляет 1,7%), а самая высокая - в Чукотском, Ханты-Мансийском и Корякском округах: 79, 79 и 73% соответственно.

Состав населения определенных территорий не остается неизменным. С течением времени он может меняться под воздействием этнических процессов. С этой точки зрения наиболее важны такие объединительные этнические процессы, как консолидация (слияние близких по языку и культуре этносов) и ассимиляция (слияние одного народа с другим с утратой одним из них своего языка, культуры, самосознания).

Язык - один из важнейших признаков этноса и при этнолингвистической классификации выделяются группы народов по принципу их языковой близости. Система классификации, в основе которой лежат два критерия - язык и этническая принадлежность,- называется этнолингвистической.

Обычно каждый народ говорит на одном языке. Хотя все большее распространение имеет двуязычие (билингвизм), когда какая-то часть народа или даже целый народ постоянно пользуется в обиходе двумя языками. Вместе с тем сложилось и такое явление, когда несколько народов говорят на одном и том же языке. Так, по- английски (с небольшими местными различиями) говорят англичане, англо-австралийцы, англо-новозеландцы, англо-африканцы, анг- ло-канадцы, американцы США и другие этносы. Испанский язык является родным не только для испанцев, но и для большей части народов Латинской Америки.

Иногда некоторые части народа говорят на разных языках. Так, мордовский этнос говорит на двух сильно различающихся между собой языках - мокшанском и эрзянском. Лишь пятая часть ирландцев Ирландии говорит на своем родном языке (кельтской группы), остальные - на английском. Иногда диалектные различия внутри языка настолько велики, что общение между отдельными группами народа без знания общепринятого литературного языка оказывается невозможным. Существует много диалектов арабского, китайского языков.

По числу говорящих первое место занимает китайский язык - более 1200 млн человек. Второе место принадлежит английскому языку, на котором почти в 60 странах мира говорят 520 млн человек. На третьем месте - крупнейшие языки Индии, хинди и урду (более 440 млн). На четвертом месте - испанский язык, который служит государственным для более чем 20 стран мира; численность говорящих на нем приближается к 400 млн На пятом месте - русский язык, на котором говорят более 250 млн человек. На шестом месте оказывается арабский язык, родной и государственный в 25 странах мира (около 250 млн человек). Далее следуют бенгальский (более 225 млн человек), португальский (210 млн), японский (125 млн), немецкий, французский и пенджабский (примерно по 120 млн человек) языки. В целом на этих 13 языках говорят более 3 / 5 населения мира. Шесть из них - английский, французский, русский, испанский, арабский и китайский - служат официальными и рабочими языками ООН. Их с полным основанием можно назвать

языками межнационального общения; в наибольшей степени это относится к английскому языку.

Изучение языков народов мира особенно важно потому, что именно языки обычно кладутся в основу классификации народов (этносов). Генеалогическая по своему существу, она называется этнолингвистической классификацией и исходит из принципа родства языков. Высшей таксономической единицей в этой классификации выступает семья языков. Вторую таксономическую единицу образуют группы близкородственных языков, третью - их ветви (подгруппы) и четвертую - отдельные языки. Всего языковых семей около 20. Наиболее крупная из них - индоевропейская семья, на языках которой говорят примерно 45% всего населения мира. Ареал ее распространения также самый большой. Он охватывает Европу, Юго-Западную и Южную Азию, Северную и Южную Америку, Австралию. Наиболее многочисленная группа в составе этой семьи - индоарийская, к которой относятся языки хинди, урду, бенгальский, пенджабский и др. Очень крупной является также романская группа, включающая испанский, итальянский, французский и некоторые другие языки. То же можно сказать о германской группе (английский, немецкий и ряд других языков), славянской группе (русский, украинский, белорусский, польский, чешский, болгарский и др.), иранской группе (персидский, таджикский, белуджский и др.).

Вторая по численности говорящих - китайско-тибетская (сино-тибетская) семья, языками которой пользуются 22% всех жителей планеты. Ясно, что такую большую долю в мире ей обеспечивает китайский язык.

К числу крупных относятся также нигеро-кордофанская семья (распространена в Африке, к югу от Сахары), афразийская семья (в основном на Ближнем и Среднем Востоке), австронезийская семья (в основном в Юго-Восточной Азии и Океании), дравидийская семья (в Южной Азии), алтайская семья (в Азии и Европе).

При использовании этнолингвистической классификации языков следует иметь в виду, что географические границы распространения языковых семей и групп на протяжении истории человечества неоднократно изменялись и продолжают, хотя и не так существенно, изменяться в наши дни. Кроме того, нет полной ясности в вопросе о том, к каким семьям следует относить некоторые даже хорошо изученные языки (японский, корейский). А многие языки, распространенные в Африке южнее Сахары, в Юго-Восточной Азии, в Океании, индейские языки Америки вообще еще слабо изучены.

Большинство народов России относится к четырем языковым семьям - индоевропейской, алтайской, северокавказской и уральской. Преобладает среди них индоевропейская семья. В окраинных северо-восточных и восточных районах страны живут немногочисленные народы, говорящие на языках чукотско-камчатской и эскимосо-алеутской семей.

Большинство населения Российской Федерации составляют русские и родственные им восточнославянские народы (украинцы и белорусы), относящиеся к индоевропейской семье. В России проживают также представители других групп индоевропейской семьи: иранской (осетины), индоарийской (цыгане), армянской (армяне), балтийской (литовцы и латыши) и др.

Из неиндоевропейских народов России наиболее многочисленными являются народы тюркской группы алтайской семьи (татары, башкиры, чуваши, карачаевцы, балкарцы, кумыки, ногайцы, алтайцы, хакасы, тувинцы, шорцы, якуты, долганы и др.). Также к алтайской семье относятся народы монгольской группы (буряты и калмыки) и тунгусо-маньчжурской группы (эвенки, эвены и амурские народы). Несколько меньше по численности проживающие в России народы уральской {уральско-юкагирской) семьи, большинство которых относится к финно-угорской группе (удмурты, марийцы, мордва, коми, карелы, саамы, ханты, манси и др.). На Дальнем Востоке России проживают народы чукотско-камчатской семьи (чукчи, коряки, ительмены) и эскимосо-алеутской семьи (эскимосы и алеуты). В состав северокавказской семьи входят народы абхазско-адыгейской группы (адыгейцы, черкесы, кабардинцы и др.) и нахско-дагестанской группы (чеченцы, ингуши и дагестанские народы).

Языком межнационального общения является русский язык. В 2010 году владение русским языком указало 138 млн человек (99,4% из числа ответивших на вопрос о владении русским языком). Среди других языков наиболее распространенными являются английский, татарский, немецкий, чеченский, башкирский, украинский, чувашский.

Антропологи на основе главных признаков (цвет кожи, строение лицевой части головы, характер волосяного покрова, пропорции тела) выделяют большие расы людей: европеоидный, монголоидную, негроидную и австралоидную.

Расы начали формироваться еще в конце каменного века на базе крупнейших территориальных популяций. Возможно, что существовали две главные первичные центры расообразования: западный (евроафриканський) и восточный (азиатско-тихоокеанский). В первом центре формировались негроиды и европеоиды, а во втором - австралоиды и монголоиды. Позже при освоении новых земель возникли смешанные расовые популяции. Например, в Северной и Восточной Африке, а также на юге Передней Азии очень рано началось смешение европеоидов с негроидами, в Индостане - европеоидов с австралоиды, а частично с монголоидами, в Океании - австралоидов с монголоидами. Впоследствии, после открытия европейцами Америки, Австралии и Океании, возникли новые обширные зоны межрасовой метисизации. В частности, в Америке потомки индейцев смешивались с европейскими и африканскими переселенцами.

История развития популяции человека современного вида происходит не только в природно-географическом, но и социально-культурной среде. В связи с этим в корне меняются взаимоотношения между двумя типами внутривидовых общностей - репродуктивными (популяциями) и историко-генетическими (расами). Итак, человеческие расы - большие ареальные общности людей, выделяемых по генетической родством, которое внешне проявляется в определенной сходства физических признаков: цвету кожи и радужной оболочке глаз, форме и цвете волос, росте и др..

Наибольшей (по количеству) большой расе есть европеоидная - 46,4% населения (вместе с переходными и смешанными формами). Европеоиды имеют прямое или волнистые мягкие волосы оттенков от светлого до темного, у них светлая или смуглая кожа, большая ризнокольоровисть радужной оболочки глаз (от темных до серых и голубых), очень развит третичный золосяний покров (борода у мужчин), недостаточном или средний выступление челюстей, узкий нос, тонкие или средней толщины губы. Среди европеоидов выделяют ветви - южную и северную. Северная ветвь характерна для стран Северной Европы; южная - распространенная на юге Европы и в Северной Америке, Передней Азии и Северной Индии, к ней относят и европеоидное населения Латинской Америки. Между южной и северной ветвями расположена широкая полоса переходных типов, включая население Центральной и частично Восточной Европы, Сибири и Дальнего Востока России, а также европеоидное населения Северной Америки и Австралии.

Монголоидная (азиатско-американская) большая раса вместе с переходными и смешанными формами составляет более 36% населения мира. Монголоиды отличаются желтым цветом кожи, черными прямыми волосами, недостаточно развитым третичным волосяным покровом; характерные темные глаза эпикантусом (складка верхнего века), узкий или середньоширокий нос, скулы, что очень выпирают.

Выделяют две ветви: азиатскую и американскую. Монголоиды Азии делятся на две основные группы - континентальную и тихоокеанскую. Среди континентальных монголоидов наиболее распространены северные или сибирские монголы, буряты, якуты, эвенки и др.)., Меньше - восточные монголоиды, главным образом китайцы. Северные группы тихоокеанских монголоидов представлены северными тибетцев, корейцами и др.. В американской ветви монголоидов относят коренных жителей Северной и Южной Америки - индейцев.

В переходных форм монголоидной расе относится население, имеет значительные австралоидная признаки: волнистые волосы, смуглая и оливковых от инков кожа, плоское лицо, широкий нос. Это Вьет, лао, кхмеры, малайцы, яванцы, южные китайцы, японцы и другие народы Вьетнама, Таиланда, Мьянмы, Индонезии и Филиппин.

Негроидная (африканская) большая раса (16,6% населения мира), а также ее переходные и смешанные формы характеризуются темно-коричневым цветом кожи, черными кудрявыми волосами, темными глазами, умеренно витупаючимы скулами, толстыми губами, широким носом, очень развитым прогнатизм. К ней относят коренное население Африки (южнее Сахары) - негров, а также негритянское население сена, Центральной Америки, Антильских островов, Бразилии. Отдельную группу составляют дуженизькоросли племена тропических лесов - негрилли (пигмеи), а также южноафриканские бушмены и готтентоты.

Австралоидная (океанийська) большая раса (0,3% населения мира) представлена меланезийцев, папуасами Новой Гвинеи и аборигенами Австралии. Австралоиды очень близки к негроидов и характеризуются темным цветом кожи, волнистыми волосами, значительным третичным волосяным покровом на лице и теле у мужчин. Среди папуасов и меланезийцев Океании встречаются низкорослые племена - негритосы, живущих на полуострове Малакка и на Андаманских островах; в труднодоступных районах Индии и странах Юго-Восточной Азии проживают небольшие племена ведам, на Японских островах - айны.

В других расовых типов (смешанных) - около 14 млн. человек, относят полинезийцев, микронезийцы, гавайцев, малагасийцев (смешивание южных монголоидов с негроидами и южными европеоидами - арабами), метисов (европеоиды с монголоидами), мулатов (европейцев с неграми), самбо (негров с индейцами).

Население Европы почти полностью принадлежит к европеоидной расе (около 17% населения региона относится к северных европеоидов, 32% - до южных и более половины - в переходных и среднеевропейских форм).

На территории бывшего СССР большинство населения (85,4% по данным 1987 г.) принадлежит к европеоидной расе, представленная всеми своими ветвями. К северной ветви относятся юго-западные группы россиян, в южной - большинство народов Кавказа. Коренные народы Восточной Сибири и Дальнего Востока - монголоиды. В переходных форм относится большинство россиян, украинский, белорусов и других народов Восточной Европы, а также народы Урала, Западной Сибири, Алтая и Казахстана, проживающих в контактной зоне с монголоидами.

В Азии распространены различные группы всех четырех рас: 29% - европеоиды (Юго-Западная Азия и Северная Индия) азиатские монголоиды - 31% и южные монголоиды - 25% (Южный Китай, Индонезия, Индокитай) японский тип - 4,3% , свыше 10 млн. человек представляют австралоидов, на Аравийском полуострове у части населения есть черты негроидов.

Население Африки (54%) принадлежит к негроидной расе, преобладает в странах, расположенных южнее Сахары. На севере континента живут европеоиды (25% населения Африки), на юге - живут около 5 млн. европеоидов и их потомков, переселившихся в прошлом из Западной Европы. Для современного населения Африки характерно большое количество переходных форм (эфиопы, фульбе - негроиды и европеоиды, малагасийцы - монголоиды, негроиды, европеоиды).

В Америке расовый состав населения отличается большой пестротой, что связано с участием представителей трех больших рас в его формировании. Аборигены (монголоиды: индейцы, алеуты, эскимосы) проживают компактно только в отдельных районах Мексиканского нагорья, в Андах, в глубинных областях Южной Америки, в арктических районах (5,5%). В настоящее время широко представлена европеоидная раса - 51% (почти 9/10 населения США и Канады, свыше 1/4 населения Латинской Америки). Многочисленными в Америке есть метисы - 23% (почти все население Мексики, центральноамериканских стран, Венесуэлы, Чили, Парагвая и других стран), меньше мулатов - 13% (афроамериканцы США, Бразилии, Кубы, Венесуэлы, народы Вест-Индии), есть группы самбо. Негроиды (7%) живут в Бразилии, США, составляют основное население Гаити, Ямайки и других стран Вест-Индии.

В Австралии и Новой Зеландии преобладают представители европеоидной расы (77% всего населения), меланезийцы и папуасы составляют 16,5%, полинезийцы и микронезийцы - 4,2%. Смешивание океанийцев с европеоидами, а также переселенцами из Азии привело к образованию крупных метисная групп в Полинезии, Микронезии, на островах Фиджи и в Новой Каледонии.

Количество отдельных рас растет неравномерно: за последнюю четверть века численность негроидов выросла в 2,3 раза, метисов и мулатов Америки - почти в 2 раза, южных монголоидов - на 78%, европеоидов - на 48% (северной ветви - всего на 19%, южной - на. 72%).

Понятие «раса» – чисто биологическое и обозначает оно внутривидовую общность морфологических признаков. При описании расовых различий разные ученые выделяют от четырех до семи основных рас. Традиционно в настоящее время различают европеоидную, монголоидную и негроидную расы. Но это слишком широкое понятие. В Америке из-за борьбы с расизмом, негроидную расу назвали экваториальной. В переписи населения существует понятие расово-этническая принадлежность. Американское бюджетно-административное управление даже выпустило памятку с определениями рас и народов. Например, вот как истолковано понятие «белый»:

  • «Белый. Лицо, происходящее от любого из коренных народов Европы, Ближнего Востока или Северной Африки. Включает людей, которые обозначают свою расу как «белая» или сообщают, что они по национальности ирландцы, немцы, итальянцы, русские, выходцы с Ближнего Востока, поляки и т. п.»

Расы

В Америке расы рассматриваются с позиции исключительно общего учета всего населения, проживающего на подведомственных территориях, а не как явление биологическое. При этом раса и этническая принадлежность объявлены как отдельные понятия. Вместе с тем, в анкетах есть графа об испанолатиноамериканском происхождении жителей.

При проведении очередной переписи населения в 2000 году формулировка вопроса о расовой принадлежности была несколько иной, чем ранее. Была предоставлена возможность указывать более одной расовой категории при ответе на вопрос. В результате 7 миллионов жителей указали, что они относятся к двум или более расам. Поэтому, сравнивая показатели, например, 1990 года и 2000, необходимо учитывать изменения в подходе к определению расового состава населения. Анкетирование 1880 года предлагало такие варианты вопроса о расовой принадлежности:

  • белый
  • чёрный
  • мулат
  • китаец
  • индеец

В вопросниках 2000 года формулировка была совершенно другой. Этот раздел анкеты содержал уже два вопроса:

1. Являетесь ли Вы испаноязычным/латиноамериканцем?

  • Нет, не испаноязычный/латиноамериканец
  • Да, мексиканец, чикано
  • Да, пуэрториканец
  • Да, кубинец
  • Да, другой латиноамериканец/испаноязычный (вписать, кто именно)

2. Какова Ваша раса?

  • Белый
  • Чёрный, афроамериканец
  • Индеец или эскимос (вписать народность)
  • Индус
  • Китаец
  • Филиппинец
  • Японец
  • Кореец
  • Вьетнамец
  • Гаваец
  • Житель Гуама или чаморро
  • Самоанец
  • Прочий житель Океании (вписать расу)
  • Прочая раса (вписать)

Согласно такой постановке вопроса можно говорить уже о более глубоком подходе к учету населения и признании национальности как части расового состава.

Расовый состав согласно оценкам Бюро переписи населения США на 2011 год:


Этническая принадлежность

Правительство Америки определило, что при сборе информации следует применять два этнических обозначения – испаноязычный/не испаноязычный. Понятие «испаноязычный или латиноамериканец» расшифровывается властями как «лицо кубинской, мексиканской, пуэрториканской, южно- или центральноамериканской или иной испаноязычной культуры или происхождения независимо от расы». Согласно этому варианту дефиниций, при переписи 2000 года 12,5% населения США отнесли себя к категории «испаноязычных или латиноамериканцев».

Перепись 2010 года

Прирост населения за счет иммигрантов из различных точек Земли для упорядочивания информации поставил перед Бюро по переписи задачу более четкого определения испаноязычной общности как этнической. Это произошло потому, что значительная часть испаноговорящих не смогла выбрать из предложенных вариантов наиболее точный. Вследствие чего отнесла себя к группе «другие расы». Многие живущие в Соединенных Штатах вообще не различают понятия «раса» и «этническое происхождение».