Похороны. Тихвинское кладбище Александро-Невской лавры: описание, история и режим работы Любовь Федоровна Достоевская

Достоевский Федор Михайлович 30.10.1821-28.01.1881

Выдающийся писатель, мыслитель. Литературную деятельность начал в 1846 г. Через три года был арестован за участие в революционном кружке М.В. Петрашевского и приговорен к смертной казни, замененной пятилетней каторгой в Омске с последующей службой рядовым. Вернулся в Петербург в 1859 г. Среди его произведений, получивших всемирную известность: «Униженные и оскорблённые», «Преступление и наказание», «Идиот», «Бесы», «Подросток», «Братья Карамазовы».

Похоронен вместе с женой - Анной Григорьевной (урожд. Сниткиной, 1846-1918) и внуком , основателем музея Достоевского в Санкт-Петербурге Андреем Федоровичем (1908-1968).

Россия. Санкт-Петербург. Некрополь мастеров искусств. Восточная дорожка. Скульптурно-архитектурный памятник. Скульптор Н.А. Лаверецкий; архитектор X.К. Васильев; мастер А.А. Баринов, 1883 г. Гранит, бронза, 256х118х98; бюст 70х48х27.

На боковой (северной) стороне бюста факсимиле: Н-Лаверецкiй/1883г.

В нижней части памятника с северной стороны: Проектировалъ Х.К. Васильевъ. Исполнялъ Бариновъ.

Памятник на газоне с высоким цоколем, окруженный оградой из кованых прутьев. Массивная сложнопрофилированная стела серого гранита, суживающаяся кверху, на прямоугольном плинте. Увенчана рельефным изображением восьмиконечного креста, оплетенного терновым венком, по сторонам которого вырублены в камне лавровые гирлянды. С тыльной стороны изображены насечкой скрещенные пальмовые ветви. Перед стелой на постаменте - бронзовый бюст Достоевского, на подставке в виде двух книг. Под крестом в филенке надпись выпуклыми литерами, в славянском начертании:

Ф.М.ДОСТОЕВСКIЙ.

На постаменте бюста вырублена надпись:

АМНЬ АМНЬ ГЛЮ ВАМЪ:/АЩЕ ЗЕРНО ПШЕНИЧНО ПАДЪ НА ЗЕМЛИ НЕ/ ОУМРЕТЪ, ТО ЕДИНО ПРЕБЫВАЕТЪ; АЩЕ ЖЕ / ОУМРЕТЪ, МНОГЪ ПЛОДЪ СОТВОРИТЬ./Iоанна гл. 12 ст. 24.

На боковой южной стороне стелы: РОДИЛСЯ 30 СЕНЯБРЯ 1821.

На постаменте с северной стороны:

АННА ГРИГОРЬЕВНА/ДОСТОЕВСКАЯ/ 1846 жена писателя 1918 АНДРЕЙ ФЕДОРОВИЧ /ДОСТОЕВСКИЙ /1908 внук писателя 1968.

Похороны Ф.М. Достоевского на Тихвинском кладбище произошли по инициативе обер-прокурора Святейшего Синода К.П. Победоносцева, поддержанной Духовным собором лавры. Место было предоставлено бесплатно рядом с могилами Н.М. Карамзина и В.А. Жуковского.

Отпевание в церкви Святого Духа состоялось 31 января 1881 г. Сразу же после смерти писателя начался сбор средств на сооружение памятника. В октябре 1882 г. в газете «Новое время» были опубликованы условия конкурса на лучший проект. «В проекте должен быть сохранен скромный характер христианского памятника, увенчивающегося непременно древнерусским осьмиконечным крестом. Ничего слишком тяжелого или вычурного не должно быть, так как ко всему подобному покойный постоянно относился неодобрительно. В состав памятника должен входить бюст Ф.М. Достоевского, а на откосах подножия должны быть высечены те изречения из Св. Писания, которые служили эпиграфом для различных произведений покойного. Вокруг памятника должно быть оставлено место для цветника».

28 февраля 1883 г. в музее Общества поощрения художеств была открыта выставка, на которой экспонировалось 28 проектов надгробия. По мнению обозревателей газет «Петербургский листок» и «Новое время» ни один проект не останавливал на себе внимание. «Бедность фантазии и полное отсутствие мысли сказывается всюду». Тем не менее, конкурс состоялся. Конкурсная комиссия (скульпторы Н.А. Лаверецкий, Г.С. Ботта,

П.П. Забелло, архитекторы Е.А. Сабанеев, Н.Д. Григорьев, литераторы Я.П. Полонский, А.Н. Майков, О.Ф. Миллер, Д.В. Григорович, Н.Н. Страхов) присудила первую премию проекту Н.П. Гославского, вторую - художнику архитектору X.К. Васильеву. Было предложено оба проекта переработать в один. Исполнение бюста комиссия поручила Н.А. Лаверецкому. Монументальные работы вела петербургская гранитная мастерская А.А. Баринова, в которой за три года до этого был изготовлен постамент для московского памятника А.С. Пушкину. На постаменте надгробия Достоевского, действительно, был вырублен евангельский текст, который послужил эпиграфом к роману «Братья Карамазовы».

Открытие надробия состоялось 30 октября 1883 г. Как писала газета «Новое время»: «взорам всех представился гранитный мавзолей, внизу которого, под высеченным крестом и надписью на граните: «Достоевский» стоит бронзовый бюст покойного. Таким образом, если смотреть спереди, то памятник является как бы фоном, рамой, оттеняющей этот бюст. Можно находить памятник тяжелым, как это высказывали некоторые, но, во всяком случае, видно, что при сооружении его руководились строго православными идеями. Оттого бюст Достоевского не поставлен наверху, куда он как бы просится, а самый верх, если и не увенчан крестом, то таковой высечен в граните и доминирует в памятнике».

По инициативе внука писателя, А.Ф. Достоевского, в июне 1968 г. рядом с памятником была предана земле урна с прахом А.Г. Достоевской, скончавшейся и похороненной в Ялте в 1918 г. В сентябре того же года здесь захоронили урну с прахом самого Андрея Федоровича.

День рождения 11 ноября (по новому стилю).
День памяти 9 февраля (по новому стилю).

Тихвинское кладбище Александро-Невской Лавры - это территория, на которой рядом покоятся величайшие деятелей русской литературы, музыки, изобразительного, архитектурного, скульптурного и театрального искусства XIX века. Многие надгробия являются достопримечательностью северной столицы России.

Александро-Невская лавра Санкт-Петербурга

Александро-Невская лавра - это сердце города на Неве. Ее приказал построить Петр I, в честь Невской битвы и подвига князя Александра Невского. Датой окончания строительства Лавры (в те времена монастыря) считается 25 марта 1723. В мае того же года Петр Великий приказал доставить мощи князя Александра Невского из Владимира в новый храм. С тех времен и по настоящее время это главная святыня. Петр I в 1724 году присвоил монастырю статус лавры. Монастырская жизнь здесь просуществовала до 30-х годов ХХ века. Это время, когда все монастыри и храмы в стране закрывались. Та же участь постигла и Александро-Невскую лавру. Возродилось монашество здесь только в 1996 году.

Некрополи лавры

На территории лавры размещены 4 кладбища. Самым элитным считалось Лазаревское. Чтобы похоронить здесь умершего родственника, требовалось разрешение императора. Тихвинское кладбище в ХХ веке было реконструировано. Здесь покоятся скульпторы, художники, композиторы и писатели. Третье кладбище - Никольское. Оно получило название получило в 1869-1871 годах после строительства на территории лавры церкви Николая Чудотворца (прежнее название Заборная). В годы революции появилось еще одно кладбище - четвертое, на котором хоронили казаков.

Кроме того, возле Троицкого собора, напротив главного его входа расположены захоронения конца XIX века - начала XX века, но они не относятся ни к одному некрополю.

Никольское кладбище

На кладбище в 1996 году похоронен Селезнев С. П., командующий Ленинградским военным округом, и его жена. Оба погибли в авиакатастрофе. Их могила расположена рядом с церковью.

В 1998 году возле храма была захоронена Г. В. Старовойтова, депутат Государственной думы, убитая в подъезде своего дома.

В 2000 году нашел вечный покой первый мер Санкт-Петербурга А. А. Собчак.

В 2008 году похоронен здесь Ф. Г. Углов, знаменитый хирург.

С левой стороны от главной аллеи расположена могила Л. Н. Гумилева - историка и сына знаменитых поэтов А. А. Ахматовой и Н. С. Гумилева. Здесь также покоятся Модест Корф - лицейский друг А. С. Пушкина, художник М. О. Микешин, архитектор В. А. Кенель и много других выдающихся людей. Это кладбище не такое чистое и ухоженное, как Тихвинское. Старинные надгробия кое-где покосились.

Лазаревское кладбище

Это кладбище - одно из самых старых в Санкт-Петербурге. Возникло примерно в начале 18 века. Расположено оно с левой стороны от главного входа в лавру. Кладбище было заложено одновременно с Александро-Невским монастырем. Здесь хоронили только очень знатных горожан с личного разрешения Петра I. В этом месте была похоронена в 1717 году сестра Петра Ι Наталья Алексеевна, а также сын его - царевич Петр. На месте могил была возведена часовня Святого Лазаря, в честь которой и было названо кладбище. Позже их останки были перенесены в Благовещенскую церковь, которая превратилась в царскую усыпальницу в Санкт-Петербурге.

Большая часть захоронений на кладбище относится к 18 столетию, но продолжались они и в 19, и начале 20 столетия. Одним из последних погребенных было граф С. Ю. Витте. В 1919 году Лазаревское кладбище закрыли для захоронений, а в начале 1930-х годов здесь организовывают музей художественных надгробий.

В настоящее время Лазаревское и Тихвинское кладбища вместе с Благовещенской усыпальницей входят в состав Государственного музея городской скульптуры. Вход на территорию объектов платный.

На Лазаревском кладбище покоятся А. Н. Воронихин, К. И. Росси, И. Е. Старов, Дж. Кваренги.

В этом месте похоронен М. В. Ломоносов, надгробная стела возрождена в 1832 году. Здесь недалеко от часовни расположена могила жены А. С. Пушкина - Н. Н. Ланской-Пушкиной.

Дореволюционная история Тихвинского кладбища

Тихвинское кладбище расположено напротив Лазаревского. Оно очень популярно среди туристов и горожан. Некрополь был организован в начале XIX века. На территории Лазаревского кладбища уже не оставалось места для захоронений. В 1823 году было решено организовать новое кладбище, которое первоначально так и называли Новым Лазаревским. В северной части территории некрополя в 1869-м был возведен храм иконы Тихвинской Божией Матери. Такое же название получило и кладбище.

В конце 1870-х территория с захоронениями была огорожена. Каменная ограда сохранилась и до настоящего времени. В этом же году произошло и расширение кладбища за счет соседних территорий и монастырских огородов. В 1881 году оно уже занимало площадь, равную современной. Территория некрополя в несколько раз больше Лазаревского.

Первоначально погребения здесь осуществлялись так же часто, как и на старом Лазаревском. Однако с 1830 года хоронить стали преимущественно только здесь. Некоторые памятники этого периода сохранились в восточной части современного кладбища. Например, около ограды со стороны площади была расположена беседка, у которой в 1825 году был похоронен монах Патермуфий.

В начале 20 века на этом кладбище было около 1330 надгробий. Рядом друг с другом стояли кресты различной формы, монументальные стелы, алтари. Многие семейные участки были в виде часовен и склепов.

Александро-Невская лавра, Тихвинское кладбище: история его в революционные годы

Катастрофическим периодом для Тихвинского кладбища стали послереволюционные годы. Сохранять могилы и памятники не было возможности, и они быстро разрушались. В 1918 году в лавре ушел из жизни Скипетров. Убили его ворвавшиеся в корпус солдаты, которых он пытался остановить. Его похоронили на Тихвинском кладбище. Но его могила, как и другие захоронения 1917- 1932 гг., не уцелела.

В 1926 году Тихвинское кладбище было закрыто. В 30-е годы закрыли Церковь иконы Тихвинской Божией Матери. В здании первоначально размещалась почта, а в настоящее время - Музей городской скульптуры.

В 1934 году было решено на территории кладбища создать музей. В этом же году официально прекратили захоронения на кладбище.

В 1935 году началась реконструкция некрополя, приуроченная к 100-летней годовщине со дня смерти А. С. Пушкина. В связи с этой датой кладбище получает второе свое название «Некрополь мастеров искусств и современников А. С. Пушкина».

Разработал проект реконструкции архитектор Ленинграда Л. А. Ильин. В ходе работ многие старинные памятники сносились и были потеряны навсегда. После реконструкции старое Тихвинское кладбище было практически уничтожено. В начале ХХ века здесь было 1330 надгробий. После реконструкции сохранилось около 100. Сюда перевезли с других кладбищ Петербурга (в то время Ленинграда) и перезахоронили прах известных скульпторов, артистов, художников, композиторов и музыкальных деятелей. Было перенесено около 70 памятников. В настоящее время здесь расположено около 200 захоронений.

Военные годы

В годы Отечественной войны многие скульптурные ценности с памятников хранились под полом в тайнике Благовещенской усыпальницы. Кладбище очень пострадало от авиаударов немецких сил. В 1942 году было разрушено надгробье актрисы В. Н. Асенковой. В настоящее время можно видеть новый монумент, который был установлен в 1955 году.

Послевоенные годы

Сразу после окончания войны были проведены восстановительные работы. Реконструкция и восстановление некрополя закончилась в 1947 году, и он был открыт для посетителей. В конце 1960-х осуществили капитальный ремонт стариной каменной ограды. Захоронения практически не осуществлялись, хоронили только самых выдающихся и прославленных деятелей советского искусства. Последнее погребение было в 1989 году.

Захоронения выдающихся людей

На территории некрополя нашли вечное упокоение выдающиеся деятели русской культуры и искусства. - Тихвинское кладбище в Санкт-Петербурге. Кто похоронен здесь? Кто нашел здесь свое последнее пристанище?

С правой стороны от входа нашел вечный покой Ф. М. Достоевский, рядом с которым покоится его жена Анна Григорьевна и внук А. Ф. Достоевский.

Недалеко от Достоевских упокоились друзья Пушкина и секунданты на его дуэли - А. А. Дельвиг, К. К. Данзас. Рядом с ними расположена могила адмирала, который совершил кругосветное путешествие - Ф. Ф. Матюшкина. Вдоль северной стены, на композиторской дорожке, расположены могилы композиторов П. И. Чайковского, М. И. Глинки, Н. А. Римского-Корсакова, А. С. Даргомыжского, М. А. Балакирева, А. П. Бородина, Ц. А. Кюи, А. Г. Глазунова.

К западу от этих могил упокоены художники И. Н. Крамской, И. И. Шишкин, Б. М. Кустодиев, А. И. Куинджи. Рядом с ними расположена могила Н. М. Карамзина - известного историка, а также его жены.

В центральной части кладбища размещены могилы знаменитых артистов — Н. К. Черкасова, В. Н. Асенковой, Ю. М. Юрьева, В. Ф. Комиссаржевской, балетмейстера М. И. Петипа. Над многими могилами установлены бюсты, но некоторые из них отличаются простотой и скромностью.

Вдоль южной оградной стены расположена могила И. А. Крылова - великого русского баснописца. Рядом покоится Н. И. Гнедич - русский поэт, переводчик поэмы «Илиада». Через дорогу находится захоронение великого мореплавателя Ю. Ф. Лисянского, совершившего первую русскую кругосветную экспедицию.

В 1972 году в некрополе перезахоронили прах, привезенный из Франции, композитора А. К. Глазунова.

Последним был похоронен в 1989 году известный режиссёр театра Г. А. Товстоногов, который с 1956 года возглавлял в Ленинграде Большой Драматический Театр им. А. М. Горького. Над его могилой установлен крест с распятием Христа - произведение выдающегося скульптора Левона Лазарева.

Как добраться до некрополя

Тихвинское кладбище Санкт-Петербурга особенно старое, сохранило неповторимый архитектурный облик старого Петербурга. Чтобы прикоснуться к культуре того времени, необходимо отправиться по адресу: Санкт-Петербург, станция метро проспект, д. 179/2 а.

Тихвинское кладбище Александро-Невской лавры: режим работы

Некрополь открыт с понедельника по воскресенье, за исключением четверга. Для посещения необходимо приобрести билет в кассе, которая открыта до 17:00.

Тихвинское кладбище Санкт-Петербург часы работы: с 10:00 до 17:30.

Стоимость

Вход в некрополи платный. Билет можно приобрести в кассе. На территорию Тихвинского кладбища стоимость входа составляет: для пенсионеров, студентов, и других льготных категорий граждан - 50 рублей, обычный билет - 300 рублей.

Судьба фамильных захоронений Достоевских в России драматична. Про многие из них можно сказать – «утрачены». Социальные и политические катаклизмы XX столетия привели к тому, что Ф. М. Достоевский был объявлен писателем «архискверным», переиздание его произведений остановлено. Печальная участь постигла и «отеческие гробы» Достоевских. Похороненная на Лазаревском кладбище при Свято-Духовском храме в Москве Мария Фёдоровна , мать писателя, и после смерти не обрела вечного покоя: в 1930-е гг. кладбище было закрыто и фактически уничтожено, а останки Марии Фёдоровны эксгумированы и определены на хранение в Музей антропологии при МГУ как фондовая единица. В это же время был закрыт моногаровский Сошествия Святого Духа, где на старинном погосте был похоронен Михаил Андреевич , отец писателя. Кладбище было стёрто с лица земли, а могила М. А. Достоевского утрачена. Точно так же приходили в запустение и забвение могилы Веры Михайловны , сестры писателя, похороненной на древнем в виду сельца Дарового, Марии Александровны и Юлии Александровны Ивановых, племянниц Ф. М. Достоевского, упокоившихся на села Моногарова.

Первым шагом к восстановлению родовых захоронений семьи Достоевских стала установка рядом с Моногаровским храмом плиты и креста в память М. А. Достоевского. Это событие произошло в 2005 г. и было приурочено к выездному Российского общества Ф. М. Достоевского. Открывал памятный знак правнук писателя Д. А. Достоевский.

Следующим этапом в реализации проекта «Память» стало восстановление в 2011 г. на Моногаровском кладбище заброшенной могилы Марии Александровны Ивановой, племянницы Ф. М. Достоевского, последней владелицы Дарового и хранительницы первого в России музея писателя.

Реализация проекта оказалась возможной при благотворительной поддержке коломенского МУП «Контур» и его директора К. Ю. Львова, а также при активном участии Администрации сельского поселения «Струпненское»: главы Администрации Е. В. Анохиной и её заместителя А. Н. Кононова. В дальнейших планах партнёрства – устройство родительского некрополя на церковном погосте Свято-Духовского храма в Моногарове, восстановление могилы Веры Михайловны Ивановой, сестры писателя.

Одной из проблем в реализации проекта «Память» является вопрос об идентификации могил. Основанием стали документальные источники: воспоминания , младшего брата писателя, жены , а также свидетельства местных жителей. Самым сложным оказался поиск полностью утраченного погоста рядом с храмом Сошествия Святого Духа в Моногарове, где похоронен М. А. Достоевский, отец писателя. Работа велась на протяжении нескольких лет. Территорию храма необходимо было расчистить от многолетнего мусора, зарослей кустарника и бурьяна, после чего можно было приступать к и использованию георадара. В настоящее время границы погоста локализованы. Для установления точного места упокоения Михаила Андреевича требуется эксгумация с последующей антропологической, а при необходимости и генетической экспертизой. Это не только позволит ответить на самый спорный вопрос достоевсковедения – о причинах таинственной смерти отца Ф. М. Достоевского, но и даст возможность похоронить рядом его матери – Марии Фёдоровны.

Сомнения и скептические отклики вызвало восстановление могилы Марии Александровны Ивановой: если с отцом писателя всё более или менее ясно (есть документальные источники), то что дало повод считать более чем скромный камень в заброшенной части Моногаровского кладбища надгробием племянницы Ф. М. Достоевского? Во-первых, опорой снова явились документы, согласно которым на старинном Нечаевском погосте рядом с Даровым хоронить перестали уже в начале XX века, равно как и на кладбище при Свято-Духовской церкви. Во-вторых, решающим аргументом в данном вопросе стало свидетельство жительницы Дарового Н. Т. Ростовцевой, чья бабушка служила экономкой у М. А. Ивановой и не раз потом вместе с внучкой посещала могилу племянницы Достоевского. Именно Н. Т. Ростовцева указала и место захоронения его сестры, Веры Михайловны Ивановой на Нечаевском погосте.

НП «Заповедное Даровое» надеется, что к проекту «Память» присоединятся новые и .

9 фе­в­ра­ля 2011 го­да ис­пол­ня­ет­ся 130 лет со дня кон­чи­ны Фё­до­ра Ми­хай­ло­ви­ча До­сто­ев­ско­го. Мо­ги­лы его ро­ди­те­лей, сы­но­вей, вну­ка, стар­ше­го бра­та, двух се­с­тёр, тё­ти и дру­гих род­ст­вен­ни­ков ут­ра­че­ны в со­вет­ские го­ды.

9 февраля 2011 года исполняется 130 лет со дня кончины Фёдора Михайловича Достоевского. Могилы его родителей, сыновей, внука, старшего брата, двух сестёр, тёти и других родственников утрачены в советские годы. В зарубежной Европе захоронения обеих дочерей Фёдора Михайловича сохранились. Они находятся под патронатом местных властей. Уничтожение, а это правильное определение, могил близких родственников «одного из самых известных в мире граждан России» – позорная страница советской истории. Акты этого могильного вандализма, вероятнее всего, были ответом на общественные и религиозные убеждения Ф.М. Достоевского. Они долгое время не были совместимы с официальной идеологией.

О дна из безымянных могил на Ваганьковском кладбище. Ярко-красный трафарет на металлическом кресте. Он заметен издалека. На нём надпись «Внимание. Срочно обратитесь в администрацию кладбища». И на земле табличка «Зайдите в контору». Автор с помощью Экспертно-криминалистического центра МВД России определил, что именно в этой безымянной могиле похоронен Фёдор Фёдорович Достоевский – старший сын великого писателя.


Фёдор Фёдорович известен тем, что в 1918 году доставил в Москву из охваченного гражданской войной Крыма архив своего отца. Ему чудом удалось избежать расстрела, как якобы контрабандисту. Архив хранился в ялтинском доме вдовы писателя – Анны Григорьевны Достоевской





Могилы царских вельмож, генералов и других «врагов трудового народа» были ненавистны большевикам, как и многие старорежимные памятники. В Севастополе на могилу революционера, лейтенанта Петра Шмидта перенесли массивный надгробный камень с уничтоженной могилы убитого матросами командира броненосца «Потёмкин», капитана первого ранга Евгения Голикова . На месте ликвидированного некрополя Троице-Сергиевой Приморской пустыни в Ленинграде соорудили плац. Курсанты по нему проходили строевым шагом. А в земле под плацем находились останки дочерей генералиссимуса Александра Суворова и фельдмаршала Михаила Кутузова . Могильную плиту внука прославленного полководца с надписью «Александр Аркадьевич Суворов, граф Рымникский, князь Италийский» использовали на хозяйственные нужды.


Исчезали могилы не только представителей знати, генералов, чиновников, богатых купцов, но также дореволюционных врачей, инженеров, учителей, литераторов. В Павловске Ленинградской области уничтожили могилу литератора Михаила Михайловича Достоевского – старшего брата писателя. Творцы монументальных советских памятников нуждались в белоснежном мраморе и в великолепном граните купеческих и других дорогих надгробий. Поэтому исчезла могила старшей сестры писателя Достоевского, вдовы богатого чиновника Варвары Михайловны Карепиной . Не сохранились захоронения Михаила Андреевича Достоевского и Веры Михайловны Ивановой – отца и сестры писателя Достоевского. Отцу Фёдора Михайловича в наши дни установили символический памятник на предполагаемом месте его захоронения. В 1931 году в Зарайском районе Московской области, где в прошлом находилось имение Достоевских, создавались показательные колхозы и совхозы. Спешно направляли сюда из Москвы энергичных организаторов и агитаторов. Велась бурная антирелигиозная агитация. В группе уполномоченных окажется Николай Елизаров , коммунист-интернационалист. Настоящая его фамилия – Цзян Цзинго . Он был сыном Чан Кайши . В тот период он был политическим противником своего отца. Неудивительно, что могилу хотя и не богатого, но всё же помещика Михаила Достоевского сравняли с землёй. А ведь его сын был на царской каторге. Не сохранилась могила Алексея Достоевского – младшего сына писателя. Он умер в трёхлетнем возрасте. В 2006 году отмечали юбилей – 500 лет роду Достоевского. Планировали установить памятную плиту на входе Большеохтинского кладбища в Санкт-Петербурге, где был похоронен Алёша Достоевский. На плите написали, что на этом кладбище был похоронен сын писателя Ф.М. Достоевского. Установить плиту власти не разрешили, и она хранится в местном музее Ф.М. Достоевского.


На симферопольском кладбище утеряна могила внука писателя Фёдора Фёдоровича-младшего . Останки Марии Фёдоровны Достоевской – матери великого писателя можно было перенести на другое кладбище. Её могила находилась на Лазаревском кладбище в Москве. Могила уничтожена во время ликвидации кладбища. Останки даже малоизвестных усопших и тем более известных, в том числе священников переносили после официального обращения родственников, а также учреждений культуры и других организаций. Михаил Васильевич Волоцкой , автор фундаментальной работы «Хроника рода Достоевского» (1934 г.) спасает памятник на могиле М.Ф. Достоевской. Памятник хранится в подвале Московского Музея Ф.М. Достоевского. А почему не перенесли останки матери писателя?.. Могила самого М.В. Волоцкого (умер в 1944 году) исчезла на Ваганьковском кладбище – в наши дни она уже не числится в базе данных кладбища.


Вопрос сотрудникам музеев и достоеведам: почему не сохранили могилу Волоцкого? А сколько диссертаций и других научных работ и тем более журнально-газетных статей написано со ссылками на работы этого исследователя?.. Музейные работники, литературоведы и потомки Ф.М. Достоевского также несут ответственность за исчезновение могил родственников великого писателя. Они обязаны были оберегать захоронения.





Краеведы и некрополисты в наши дни пытаются защищать погребения. На могильной плите Семёна Раича после слов «поэт и переводчик» пришлось добавить надпись «учитель Лермонтова, воспитатель Тютчева». Вероятно, это поможет сохранить могилу. Александр Сергеевич Плевако , ему 80 лет, внук двух знаменитостей: адвоката Фёдора Никифоровича Плевако и художника Василия Васильевича Верещагина с горечью подтвердил мне, что могила его бабушки исчезла на Ваганьковском кладбище. Могила Лидии Васильевны Верещагиной ничем не выделялась. А если бы написали на памятнике – «вдова великого русского художника, погибшего под Порт-Артуром», могилу могли сохранить. На кладбищах экскурсоводы сегодня больше показывают захоронения уголовников, а не могилы знаменитых учёных или писателей. Помню, как нам, студентам, показали могилу долгое время неизвестной и загадочной «Н.Ф.И.». Лермонтов посвятил Наталье Фёдоровне Ивановой , по мужу Обресковой , сорок стихотворений. А в десяти метрах под высокими металлическими пальмами могила Соньки – Золотой ручки . Много надписей. На её памятнике. Запомнилась одна: «Соня, помоги мне иметь больше металла».


Могила старшего сына писателя Ф.М. Достоевского утеряна, как ни странно, не в 1930-е годы, а в начале 1970-х годов. В 1968 году умирает Андрей Фёдорович Достоевский , сын Ф.Ф. и внук Ф.М. Достоевских, его мать – Екатерина Петровна Достоевская , окажется после войны за границей. В оккупированном немцами Симферополе на её доме поместили провокационное объявление. «Дом невестки писателя Достоевского не занимать». Комендатура распространяла ложные слухи о сотрудничестве Е.П. Достоевской с оккупантами. Больная женщина вынуждена была покинуть родину. Трагическая судьба матери отразится и на жизни её сына, и косвенно на судьбе могилы Ф.Ф. Достоевского. Документы о погребении в январе 1922 года Фёдора Фёдоровича Достоевского не сохранились. После всего этого могила сына писателя останется без присмотра. А книги по учёту захоронений в Москве до 1942 года были уничтожены после введения осадного положения в столице. Я не очень долго искал утраченное место захоронения Фёдора Фёдоровича Достоевского. Получил из музея копию единственной фотографии его могилы. Эксперт из ЭКЦ МВД России исследует на фотографии неразборчивую надпись на кресте могилы, что слева от захоронения Достоевского. Определяется фамилия, часть отчества, последние цифры года рождения и полностью год смерти усопшего. Эта могила сохранилась. На ней теперь вместо креста стоит гранитный памятник, на котором всё сходится с данными экспертизы. Следовательно, в полуметре от этой сохранившейся могилы – место захоронения сына писателя. На этом месте, как написано выше – могильный холм, на котором установлен металлический крест без надписи.


Приезжаю со справкой ЭКЦ МВД России в ГУП «Ритуал». Этому предприятию подчинены московские кладбища. Возражений по экспертизе не было. Но по вопросу о передаче под патронат Союза писателей России могилы Ф.Ф. Достоевского пришлось обращаться в Департамент потребительского рынка и услуг города Москвы. Получили ответ из Департамента. В нём сожалели, что «удовлетворить просьбу в настоящее время не представляется возможным». Обещали проинформировать о дополнительных сведениях по данному вопросу. Указали причину отказа. В безымянной могиле, как написано в письме, имеются два захоронения. 1946 и 1863 годов. Но учётных данных по ним почему-то не было. Фамилии покойников определены лишь по надписям на кресте во время инвентаризации 1991 года. А по захоронению урны (1994 год) учётная запись имеется. В письме Департамента указан ответственный за захоронение и его домашний адрес. Номер телефона ответственного, а им оказалась очень пожилая женщина – не отвечает на звонки сотрудников ГУП «Ритуал». В Прокуратуре города Москвы рекомендовали обратиться к участковому инспектору милиции. Участковый сообщил, что данная гражданка проживает по указанному адресу. Почему она не отвечает на телефонные звонки? На этот вопрос у участкового не было ответа.

Похороны

Когда после лихорадочной ночи я проснулась и с покрасневшими от слез глазами вошла в комнату отца, я нашла его лежащим на столе со сложенными на груди руками, в которые только что вложили икону. Как многие нервные дети, я боялась покойников и отказывалась подходить к ним, но перед отцом я не испытывала страха. Казалось, что он спит на своей подушке, тихо улыбаясь, словно видит что-то очень хорошее. Около мертвого сидел уже художник и рисовал Достоевского в его вечном сне. Утром в газетах появилось извещение о смерти моего отца, и все друзья собрались, чтобы присутствовать на первой панихиде. Делегации студентов различных высших учебных заведений Петербурга последовали за ними. Они пришли вместе со священником, прикрепленным к этим заведениям, и сопровождали его молитвы своим пением. Слезы катились у них по щекам; они всхлипывали, взглядывая на безжизненное лицо любимого писателя. Мать бродила, как тень, с затуманенными от слез глазами. Она так плохо сознавала, что произошло, что когда явился придворный сообщить ей от имени Александра II о назначении ей государственной пенсии и принятии решения о воспитании ее детей за государственный счет, она радостно вскочила, чтобы передать это приятное известие своему супругу. «В этот момент я поняла в первый раз, что мой муж умер и что отныне я должна жить одинокой и что теперь у меня нет больше друга, с которым я могла бы делиться радостью и горем», - рассказывала она мне позже.

Иван Иванович Попов:

На другой день вечером я пошел на панихиду. Небольшая, вероятно из четырех комнат, квартира в третьем или четвертом этаже, с маленькой прихожей, скромно меблированная, с кабинетом, обитым клеенкой, была полна народу. Посредине кабинета лежал Федор Михайлович, покрытый покровом. Рядом стоял открытый дубовый гроб. Монашка читала псалтырь. У стола, у стен и на покрове лежали венки и цветы. Григорович распоряжался.

Екатерина Павловна Леткова-Султанова:

В последний раз я видела Достоевского в гробу. И это был опять другой Достоевский. Ничего от живого человека: желтая кожа на костяном лице, едва намеченные губы и полный покой. Страстность его недавней полемики по поводу речи на Пушкинском празднике, пафос его верований и упований - и совершенно необычайный дар жечь сердца людей - были плотно закрыты костяной маской…

Анатолий Федорович Кони:

Я поехал поклониться его праху. На полутемной, не приветливой лестнице дома на углу Ямской и Кузнечного переулка, где в третьем этаже проживал покойный, было уже довольно много направлявшихся к двери, обитой обтрепанной клеенкой. За нею темная передняя и комната стою же скудной и неприхотливой обстановкой, которую я уже видел однажды. Федор Михайлович лежал на невысоком катафалке, так что лицо его было всем видно. Какое лицо! Его нельзя забыть… На нем не было ни того как бы удивленного, ни того окаменело-спокойного выражения, которое бывает у мертвых, окончивших жизнь не от своей или чужой руки. Оно говорило - это лицо, оно казалось одухотворенным и прекрасным. Хотелось сказать окружающим: «Nolite flere, non est mortuus, sed dormit». Тление еще не успело коснуться его, и не печать смерти виднелась на нем, а заря иной, лучшей жизни как будто бросала на него свой отблеск… Я долго не мог оторваться от созерцания этого лица, которое всем своим выражением, казалось, говорило: «Ну да! Это так - я всегда говорил, что это должно быть так, а теперь я знаю…»

Вблизи гроба стояла девочка, дочь покойного, и раздавала цветы и листья со все прибывавших венков, и это чрезвычайно трогало приходивших проститься с прахом человека, умевшего так тонко и с такой «проникновенной» любовью изображать детскую душу.

На другой день после кончины мужа в числе множества лиц, нас посетивших, был знаменитый художник И. Н. Крамской. Он по собственному желанию захотел нарисовать портрет с усопшего в натуральную величину и исполнил свою работу с громадным талантом. На этом портрете Федор Михайлович кажется не умершим, а лишь заснувшим, почти с улыбающимся и просветленным лицом, как бы уже узнавшим неведомую никому тайну загробной жизни.

Кроме И. Н. Крамского, было несколько художников, фотографов и рисовавших и снимавших с усопшего портреты для иллюстрированных изданий. Посетил нас знаменитый ныне скульптор Леопольд Бернштам, тогда еще никому не известный, и снял с лица моего мужа маску, благодаря которой имел потом возможность сделать поразительно похожий его бюст.

Николай Николаевич Страхов:

Похороны Достоевского представляли явление, которое всех поразило. Такого огромного стечения народа, таких многочисленных и усердных заявлений уважения и сожаления не могли ожидать самые горячие поклонники покойного писателя. Можно смело сказать, что до того времени никогда еще не бывало на Руси таких похорон.

Всего яснее покажут дело цифры: в погребальной процессии, при выносе тела из квартиры (Кузнечный переулок, № 5) в церковь Св. Духа, в Невской Лавре, было несено 67 венков и пели 15 хоров певчих. 67 венков - это значит 67 различных депутаций, 67 различных обществ и учреждений, пожелавших оказать почести умершему. 15 хоров певчих - значит 15 различных кружков и ведомств, имевших возможность для этого снарядить певчих. Каким образом составилась такая громадная манифестация - это составляет немалую загадку. Очевидно, она составилась вдруг, без всякой предварительной агитации, без всяких подготовлений, уговоров и распоряжений, потому что никто не ожидал смерти Достоевского, и время между неожиданным известием о ней и похоронами (три дня) было слишком коротко для каких-нибудь обширных приготовлений. Следовательно, почти каждая из 67 депутаций имеет свою особую историю, независимую от других. Свойство и смысл тех побуждений, по которым шли эти депутации, - вот что важно в высшей степени и о чем трудно говорить с определенностию, для чего требовалось бы больше сведений, чем мы имеем.

Известно, однако, что в разных местах города, в учебных заведениях, в церквах - служились по Достоевскому панихиды по собственному желанию преподавателей и духовных лиц. Известно, что лица иных официальных ведомств едва успевали по краткости времени получить надлежащее разрешение для участия в церемонии, и были случаи, что даже обходились без разрешения. Накануне выноса Анне Григорьевне было известно о 8-ми депутациях, желавших нести венки, и она с радостию думала о таком великом почете, оказываемом покойному мужу. Между тем к минуте похорон оказалось налицо 72 депутации. Главная масса провожавших состояла из разнообразнейших классов публики, и очень было заметно множество молодых людей, мужчин и женщин. Характер самой процессии был удивительно ясен. Она была несколько беспорядочна вследствие поспешности, с которою собралась, но без всякой тени волнения, без признаков того возбуждения, которое обнаруживается, когда толпа делает демонстрацию. Это была настоящая похоронная процессия. И такой же спокойный, чистый, грустный характер имели все обряды погребения и те речи, которые были сказаны в церкви и на могиле.

…Вокруг праха писателя произошло необычайное движение образованного русского общества, во главе которого стал тогдашний министр внутренних дел граф М. Т. Лорис-Меликов, по представлению которого ныне в Бозе почивающий император Александр Николаевич поспешил, между прочим, утешить осиротевшую семью прославившего свое отечество писателя, лишившуюся своего кормильца, обеспечением материального существования ее чрез назначение ей пожизненной пенсии из государственных средств. Великие князья, министры и масса иных высокопоставленных лиц приезжали поклониться праху мыслителя, много пострадавшего в своей жизни, и тут, возле его гроба, смешивались с разношерстною толпою еще, конечно, более многочисленных простых смертных почитателей его… Провинция принимала участие в выражении соболезнования к большой утрате присылкою множества телеграмм.

Никогда Кузнечный переулок, где находилась квартира почившего, не видал у себя столь блестящих съездов и вообще такого многолюдства, как в эти дни! Квартира эта сделалась общественным достоянием и с утра и до поздней ночи не затворялась… Небольшая плеяда наших лучших писателей составила из себя комитет распорядителей похорон, с Д. В. Григоровичем во главе, который и принял на себя все хлопоты по этому предмету, освободив от них расстроенную вдову покойного.

31-го января вышел в свет «Дневник писателя» и в тот же день был весь распродан. На другой день появилось второе издание его, с траурною рамкою вокруг первой страницы.

Все почитатели Федора Михайловича, приходившие поклониться его праху, получали на память листки среднего книжного формата, на которых, в густой траурной рамке, воспроизведено было литографиею факсимиле писателя: «Федор Достоевский».

Из дневника Ильи Федоровича Тюменева:

Часов в 10 утра подъехали мы… ко Владимирской церкви и принуждены были оставить извозчика: весь Кузнечный и даже часть Владимирской площади были покрыты народом. По Кузнечному стройными линиями стояли уже десятка два или три венков, вплоть до Самого дома, где находилась квартира Федора Михайловича.

У одного венка густою толпою стояли гимназисты. (Д. Н. Соловьев рассказывал, что ученики их первой гимназии, несмотря на запрещение директора, собрали деньги на венок и старшие из них ушли тайком из гимназии, чтобы участвовать в процессии.) Другой венок окружали ученики реального училища. Тут же неподалеку был венок от Бестужевских курсов, окруженный дамами и девицами. Далее в глубину, по направлению к дому, находился венок от Общества выставок, около которого о чем-то хлопотал И. Н. Крамской, тут же был Лемох и другие художники. За ними стоял венок от артистов русской оперы, и подле него виднелась длинная фигура В. И. Васильева 1-го, рассуждавшего о чем-то с Морозовым и Мельниковым (потом рассказывали, будто бы Мельников получил от Кистера выговор, что пошел на вынос без разрешения: он мог там простудиться, осипнуть, заболеть и нарушить репертуар). За оперным стоял венок от русской драматической труппы. Здесь мы увидели Бродникова, Сазонова, Петипа и др. Тут же стоял Каразин с венком от Клуба художников, уже дышавшего на ладан и существовавшего чуть ли не в лице одного Николая Николаевича, который, кажется, перевез к себе и всю движимость Клуба за неимением средств платить Павловой за помещение, - остальные члены разбрелись «розно»…

С шумом и громким говором прибыли студенты университета, неся свой громадный венок, украшенный пальмовыми ветвями наподобие лиры, и стали впереди нас. Они оканчивали 4-ю группу по церемониалу, мы начинали 5-ю. Распорядителем у них был любимый ими профессор Орест Федорович Миллер. Из толпы студентов выделился хор и занял место в цепи, составленной нами и студентами; хор стал позади своего венка, к нему присоединилось человек двадцать наших певцов…

Между тем публика все прибывала. Часы показывали уже четверть двенадцатого. В глубине от дома послышалось пение: гроб вынесли из квартиры. «Вперед!» - раздались голоса; венки поднялись, толпа заколыхалась, и через две-три минуты процессия тронулась.

На колокольне Владимирской церкви загудел колокол, и почти вслед за первым ударом рядом с нами раздалось торжественное «Святый Боже»: пел университетский хор, подкрепленный десятками голосов из окружающей, движущейся толпы. При первых звуках молитвы головы всех обнажились. Медленные печальные звуки «Святый Боже» так сильно хватали за душу, что у многих из нас к горлу подступили слезы…

Хотя пение не умолкало до самой Лавры, но того потрясающего впечатления оно уже не производило. По мере движения и шапки при новом запевании «Святый Боже» стали сниматься все туже и туже, а в самой цепи на Невском стали и покуривать (как будто нельзя было отходить на это время к панели). Вскоре и сами певцы перестали во время пения снимать шапки, и, в конце концов, молитва в шапках, под гул и разговоры окружавшей толпы, над которой носились облачка папиросного дыма, обратилась в какую-то холодную формальность, занимавшую разве одного только дирижера, который почему-то именно теперь яро размахивал руками, пятясь задом во время пения. Словом, теперь впечатление куда-то расплылось и точно испарилось, но первого момента «Святый Боже» на Кузнечном я не забуду никогда. В тот момент все действительно как-то ощутили веяние Божества, и верующие, и неверующие, это чувствовалось всеми, а чувство подчас является тоньше и прозорливее самого зрения глазами.

У Владимирской церкви была отслужена лития, процессия на некоторое время остановилась. Я в это время встал в цепь вместе с двумя другими нашими учениками и все время до Лавры шел уже боком, держась за руки с соседями. Вокруг самого гроба род цепи составляли гирлянды из еловых ветвей, которую несли на палках, как один громадный венок, окружавший и гроб, и провожающих.

Погода была прекрасная: 1 или 2° тепла; ветра ни малейшего, сырости под ногами тоже не было. День выдался исключительно теплый, точно по заказу для проводов Федора Михайловича. На другой же день настал опять мороз и задул ветер; ранее такого тепла также не было.

Невский был буквально запружен народом. Экипажи могли двигаться только на узком пространстве для двух рядов, остальная часть проспекта была занята процессией и толпами народа, сплошною стеною стоявшего по сторонам…

Процессия растянулась на огромное расстояние и походила на какое-то триумфальное шествие: гроб только что выносили на Невский, а первые венки подходили уже к Знаменью. Тротуары, окна, балконы были покрыты зрителями. На остановленных вагонах конки вверху происходила форменная давка. Во время движения процессии к ней присоединились еще два венка из Москвы от студентов Московского университета и от Катковского лицея.

Венок от русской драматической труппы несла вместе с Сазоновым М. Г. Савина, и эта дань уважения к покойному пришлась многим по сердцу. Молодежь вела себя безукоризненно, вполне покойно и прилично (если не считать курения, но в нем повинны и артисты, и многие из публики). У Знаменья была отслужена новая лития.

На время литии наше пение замолкало и все останавливались; затем снова крики: «Вперед!», снова «Святый Боже», и процессия трогалась в путь.

На Лаврской площади я вышел из цепи и пропустил гроб и всю процессию. Перед гробом несли венки от литераторов и редакций разных журналов. (Венок «Русской речи» помещался на хоругви, которую, как говорили потом, поставили в Духовской церкви на хорах, и она красиво склонялась над толпою молящихся.) Были венки от «Нового времени», «Петербургского листка», «Всемирной иллюстрации» и от некоторых других, которых я уже не помню.

Сам гроб, вместе с провожавшим его народом, как я уже говорил, был очень красиво окружен зеленою гирляндой, тянувшейся от венка Славянского общества, несенного впереди самого гроба.

Тут я земным поклоном простился с дорогим умершим и долго провожал глазами золотую, покрытую венками крышку гроба, которая высоко в воздухе как бы царила над окружающей толпой…

Я повернулся и пошел домой. На углу против Лавры какой-то писатель продавал по полтиннику пятикопеечные Везенберговские карточки покойного.

Михаил Александрович Александров:

1-го февраля 1881 г. Петербург был свидетелем необычайного похоронного шествия с останками писателя - частного человека, проводить которого в последнее жилище - на кладбище Александро-Невской лавры - собралась более чем десятитысячная толпа интеллигентного люда всех слоев общества. Несколько десятков депутаций от разных учреждений, петербургских и иногородных, с колоссальными венками, прикрепленными к шестам были расставлены впереди печального кортежа; они заняли собою более полуверсты протяжения. Затем следовали певчие и духовенство, за которыми должна была следовать колесница с гробом; но гроб с телом Федора Михайловича совсем не пришлось ставить на колесницу, так что она ехала позади, гроб же всю дорогу несли на плечах почитатели его, во множестве теснившиеся вокруг и наперерыв добивавшиеся сменить кого-либо из утомившихся доброхотных носильщиков, состоявших также из представителей всех классов общества. Этой чести удостоился и я… одновременно со мною, в числе носильщиков, я встретил П. В. Быкова, известного поэта, в то время состоявшего еще ответственным редактором журнала «Дело», с которым обменялись несколькими замечаниями по поводу совершавшегося… В числе несших гроб долго видел я князя В. П. Мещерского. За колесницею шло множество частных лиц и воспитанников и воспитанниц средних учебных заведений. Шествие, по обыкновению, замыкалось вереницею пустых карет, так что все оно растянулось более чем на версту. Простой люд, останавливавшийся полюбоваться на эту грандиозную картину, разумеется, прежде всего осведомлялся о том, кого хоронят, и с удивлением узнавал, что то был не генерал или иной большой начальник, не знатный вельможа, а всего только писатель, то есть сочинитель нескольких книг.

Стало быть, книги-то хороши сочинил? - заключал свои расспросы уяснивший наконец себе простолюдин, что такое писатель, сочинитель.

Стало быть, так! - заключал объяснявший.

С каждым шагом процессии по направлению к Лавре толпа, сопровождавшая ее, становилась многолюднее. Во всех высших и в большинстве средних учебных заведениях были прекращены уроки, и собравшиеся на них студенты и воспитанники колоннами направлялись к Невскому проспекту и примыкали к процессии. В продолжение всего пути в группах студентов, примкнувших к своим официальным депутациям, раздавалось стройное пение «Святый Боже»…

Между тем процессия подвигалась очень медленно и лишь около двух часов дня достигла места назначения.

Любовь Федоровна Достоевская:

Согласно обычаю, вдова и сироты следуют за гробом пешком. Так как путь до Александро-Невской лавры долгий, и наши детские силы были слишком незначительны, друзья семьи иногда сажали нас в экипаж и везли вдоль процессии. «Никогда не забывайте прекрасные похороны, устроенные Россией Вашему отцу», - говорили они нам. Когда, наконец, гроб приблизился к монастырю, из больших ворот вышли монахи и пошли навстречу моему отцу, который теперь должен был покоиться среди них. Подобную честь они оказывали только царям; они оказали ее также знаменитому русскому писателю, верному и почтительному сыну православной церкви…

Было слишком поздно начинать отпевание, и пришлось отложить его на следующий день. Гроб был установлен посреди церкви Святого Духа; после краткого богослужения мы вернулись домой, изнемогающие от усталости и волнения. Друзья отца остались на некоторое время наблюдать за толпой, стремившейся преклонить колени у гроба и помолиться. Наступил вечер, стемнело; постепенно рассеялась толпа почитателей и друзей отца, готовых вновь явиться на следующий день на отпевание. Но Достоевский не остался один. Петербургские студенты не покинули его; они решили бодрствовать рядом с обожаемым писателем последнюю его ночь на земле. Что делали они в церкви, рассказал нам позже петербургский митрополит, живший, как принято, в Александро-Невской лавре. Через несколько дней после погребения моя мать посетила его, чтобы поблагодарить за великолепные похороны, которые устроили монахи отцу, и взяла нас с собой. Митрополит благословил нас и рассказал моей матери о своих впечатлениях о ночном дежурстве студентов: «В субботу вечером я отправился в церковь Святого Духа, чтобы поклониться праху Достоевского. Монахи задержали меня у дверей и сказали, что в церкви, которую я считал пустой, полно людей. Тогда я направился наверх в маленькую часовню, находящуюся на втором этаже соседней церкви, окна которой выходят в церковь Святого Духа. Я провел там часть ночи, наблюдая за студентами, не видимый им. Они молились, стоя на коленях, с плачем и рыданиями. Монахи хотели читать у гроба псалмы, но студенты взяли у них псалтырь и по очереди читали псалмы. Никогда еще я не слышал подобного чтения псалмов! Студенты читали их дрожащим от волнения голосом, вкладывая душу в каждое произносимое ими слово. И мне еще говорят, что эти молодые люди атеисты и презирают нашу церковь. Какой же магической силой обладал Достоевский, чтобы так вновь обратить их к Богу?»…

В день погребения, воскресенье, 1 февраля, все почитатели Достоевского, занятые в течение недели, воспользовались праздничным днем, чтобы пойти в церковь и помолиться за упокой его души. С раннего утра огромная толпа заполнила мирную Александро-Невскую лавру, расположенную на берегу Невы и представляющую собой маленький городок с многочисленными церквами, тремя кладбищами, садами, духовной семинарией и академией. Бедные монахи, увидев, как растет толпа, как заполняет она сады и кладбища, как взбирается на памятники и решетки, перепугались и позвали на помощь полицию, которая немедленно закрыла ворота. Пришедшие позднее остановились на большой площади, расположенной перед монастырем, и оставались там до окончания отпевания, в надежде тем или иным способом проникнуть за ограду или, по крайней мере, услышать церковное пение, когда гроб понесут на кладбище. В девять часов утра мы подъехали в экипаже к главным воротам и были очень удивлены, найдя их закрытыми. Моя мать в трауре вышла из экипажа, держа нас за руки. Полицейский офицер преградил нам путь.

Больше не пропускают! - заявил он строго.

Как это не пропускают? - спросила удивленно моя мать. - Я вдова Достоевского и меня ждут в церкви, чтобы начать отпевание.

Вы - шестая вдова Достоевского, требующая, чтобы ее пропустили. Довольно лжи! Я никого больше не пропущу! - ответил в ярости полицейский.

Мы в замешательстве оглядывались и не знали, что делать. К счастью, нашего прибытия ожидали друзья, они бросились к нам и провели нас. С большим трудом нам удалось пробраться через толпу, заполнившую монастырь, и с еще большим трудом проникнуть в церковь, битком набитую людьми. Когда мы, наконец, пробрались к месту, оставленному для нас, началось отпевание, которое было прекрасным. Пел митрополичий хор; служили архиепископы.

Николай Николаевич Страхов:

Церковь Св. Духа была удивительно красива во время заупокойной обедни. Не только гроб, стоявший на высоком катафалке, был покрыт цветами и венками, но огромные венки подымались еще со всех сторон по сторонам и даже по стенам и давали всему храму особенный вид, необыкновенно прекрасный. Теснота была большая, но, несмотря на то, тишина была вполне благоговейная.

Любовь Федоровна Достоевская:

И все же была пропущена важная часть православного отпевания. В России гроб на протяжении всего обряда остается открытым; в конце его к нему приближаются родные и друзья и прощаются с покойным, целуя его. Гроб Достоевского оставался закрытым. В день похорон дядя Иван рано утром отправился в монастырь в сопровождении Победоносцева, только что назначенного нашим опекуном. Они открыли гроб и нашли Достоевского сильно изменившимся. Был уже четвертый день после смерти; друзья отца, несшие накануне его гроб, ускорили, из-за тряски, процесс разложения, начавшийся и без того раньше времени из-за страшной жары в первые два дня в комнате покойного. Опасаясь, что изменившееся лицо покойного произведет тяжелое впечатление на вдову Достоевского и его детей, Победоносцев запретил монахам открывать гроб. Моя мать никогда не смогла простить ему этот запрет. «Что из того, что я увидела бы его изменившимся? - говорила она с горечью. - Ведь он всегда был моим дорогим, дорогим мужем! И он ушел в могилу без моего прощального поцелуя, без моего благословения!»

Анна Григорьевна Достоевская:

После отпевания гроб Федора Михайловича был поднят и понесен из церкви поклонниками таланта, между которыми особенно выделялся своим взволнованным видом молодой философ Вл. С. Соловьев.

Публика запрудила все Тихвинское кладбище, люди взобрались на памятники, сидели на деревьях, цеплялись за решетки, и шествие медленно подвигалось, проходя под склонившимися с двух сторон венками разных депутаций. После погребения над открытой могилой стали произносить речи. Первым говорил бывший петрашевец А. И. Пальм. Затем говорили: Ор. Ф. Миллер, проф. К. Н. Бестужев-Рюмин, Вл. Соловьев, П. А. Гайдебуров и многие другие. Над открытой могилой говорилось много также стихотворений, посвященных памяти усопшего. Публика накрыла принесенными венками гроб почти до верхней части склепа. Остальные венки разрывались на части, и присутствовавшие уносили листочки и цветки на память. Только к четырем часам могила была заделана, и я с детьми, ослабевшими от слез и голода, поехала домой. Толпа же долго еще не расходилась.

Иван Иванович Попов:

Разошлись от могилы, когда уже были зажжены фонари. Навстречу нам попадались группы людей, которые после службы шли отдать последний долг писателю. Литературные поминки по Достоевском продолжались вплоть до 1 марта, которое оборвало эти воспоминания о нем.

Из книги История моей жизни автора Свирский Алексей

18. Похороны Убит Нюренберг. Все говорят об этом. Над воротами института курсанты вывешивают черный флаг. Директор Барский приказывает немедленно снять его. Данило и Станислав, кряхтя и охая, исполняют приказание.Все знают, что Нюренберга били жандармы и городовые, а потом

Из книги Походы и кони автора Мамонтов Сергей Иванович

ПОХОРОНЫ В обозе было орудие, и мы решили похоронить нашего командира, полковника Шафрова, как полагается артиллеристу, на лафете. Для этого снимается ствол и к полозьям привязывается гроб. Шапиловский назначил ездовыми: брата в корень, Горобцова в средний вынос и меня на

Из книги В гостях у Сталина. 14 лет в советских концлагерях автора Назаренко Павел Е.

Похороны Погребение умерших совершается немного иначе от прежних времен. Мертвеца, смотря кто он по положению, если он партиец, или колхозник, везут на машине или на подводе. Провожающих больше или меньше бывает, смотря по важности умершей особы. Захудалый оркестр играет

Из книги Одна жизнь - два мира автора Алексеева Нина Ивановна

Похороны Неразбериха в советском посольстве Посольство, по существу, было обезглавлено.Погибли посол и второй секретарь. Третий секретарь, Глебский, был в США, советник Яновский - в Москве.В посольстве оставался только новый первый секретарь, Григорий Павлович

Из книги Рожденная в гетто автора Сеф Ариела

Похороны Начались весенние каникулы. Все дети играют во дворе. Наш двор и соседний проходные и очень дружные, но наш гораздо интереснее. Сразу за домом целый ряд сарайчиков, у каждого жильца свой. Там все хранят картошку, соленья и всякий хлам. Но два самых первых сарайчика

Из книги Пока не сказано «прощай». Год жизни с радостью автора Уиттер Брет

Похороны Вы когда-нибудь думали о своих похоронах? Ну, признайтесь!Похороны бывают у всех, причем всего раз. Много ли в нашей жизни событий, о которых можно сказать такое?Я начала думать о своих похоронах задолго до того, как заболела. Так, ну прежде всего мне нужен

Из книги Достоевский без глянца автора Фокин Павел Евгеньевич

Похороны Любовь Федоровна Достоевская:Когда после лихорадочной ночи я проснулась и с покрасневшими от слез глазами вошла в комнату отца, я нашла его лежащим на столе со сложенными на груди руками, в которые только что вложили икону. Как многие нервные дети, я боялась

Из книги Пушкин без глянца автора Фокин Павел Евгеньевич

Похороны Василий Андреевич Жуковский:На другой день мы, друзья, положили Пушкина своими руками в гроб; на следующий день, к вечеру, перенесли его в Конюшенную церковь. И в эти оба дни та горница, где он лежал в гробе, была беспрестанно полна народом. Конечно, более десяти

Из книги Проскочившее поколение автора Борин Александр Борисович

Похороны Месяца за два до смерти Натан позвонил мне, сказал, что находится рядом и сейчас зайдет. Придя, рассказал, что художник Борис Жутовский составляет альбом рисунков, сделанных в лагерях осужденными. Отца Тоника там тоже нарисовали, и Жутовский берет этот рисунок в

Из книги Катенька автора Гаркалин Валерий Борисович

Похороны Прощание и гражданская панихида по Катеньке проходили в Театре Образцова. Гроб был установлен на сцене. На всю процедуру было отведено несколько часов, дабы успеть коротким зимним днём провести и обряд похорон. Я был уверен, что соберутся несколько десятков

Из книги Клара Цеткин автора Ильберг Ганна

ПОХОРОНЫ 21 июня 19ЗЗ года необозримые толпы народа медленно и торжественно двигались к Колонному залу московского Дома союзов, чтобы проститься с покойной. Более четырехсот тысяч мужчин и женщин хотели еще раз увидеть прекрасное старческое лицо, которое так часто

Из книги Гоголь без глянца автора Фокин Павел Евгеньевич

Похороны Алексей Терентьевич Тарасенков:В десятом часу утра в четверг 21 февраля 1852 года я спешу приехать ранее консультантов, которые назначили быть в десять (а Овер в 1 час), но уже нашел не Гоголя, а труп его. <…>Когда я пришел, уже успели осмотреть его шкафы, где

Из книги Блок без глянца автора Фокин Павел Евгеньевич

Похороны Евгения Федоровна Книпович:Перед отъездом я по телефону узнала о смерти и побежала на Офицерскую… В первую минуту я не узнала его. Волосы черные, короткие, седые виски; усы, маленькая бородка; нос орлиный. Александра Андреевна сидела у постели и гладила его

Из книги Ингмар Бергман. Жизнь, любовь и измены автора Шёберг Томас

Похороны Их осталось не так уж много, жен и любовниц Ингмара Бергмана, но те, что были приглашены и могли приехать, собрались 17 августа 2007 года возле форёской церкви.Кэби Ларетай в темных очках и в накинутой для тепла пелерине, с тростью, в сопровождении сына. Лив Ульман, вся

Из книги Лермонтов без глянца автора Фокин Павел Евгеньевич

Похороны Николай Павлович Раевский. В пересказе В. П. Желиховской:Когда тело привезли, мы убрали рабочую комнату Михаила Юрьевича, заняли у Зельмица большой стол и накрыли его скатертью. Когда пришлось обмывать тело, сюртука невозможно было снять, руки совсем

Из книги Двор Красного монарха: История восхождения Сталина к власти автора Монтефиоре Саймон Джонатан Себаг

Похороны Смерть произошла мгновенно. Через несколько часов после рокового выстрела Иосиф Сталин стоял в столовой и пытался осмыслить самоубийство жены. Невестка вождя Женя Аллилуева растерялась, когда он спросил ее: почему Надя застрелилась? Еще больше все