Взыскание с бюджетного учреждения по исполнительному листу. В какой орган предъявлять к взысканию исполнительный лист, по которому должником является государственное бюджетное учреждение здравоохранения? Куда подавать исполнительный лист? Взыскание с феде

Д. БЕККЕР

Дмитрий Беккер, специалист Консалтинговой группы "Лекс".

Понятно, что если в процессе реализации договорных отношений контрагент становится его должником, то кредитор пытается вернуть свои деньги в полном объеме и в кратчайший срок. Но если в роли должника выступает муниципальное учреждение, то процесс взыскания долга сильно усложняется. Ранее эксперты нашей газеты уже обращались к этой теме ("ЭЖ-Юрист" N 34). Автор, не повторяя пройденного, указывает на важные особенности в отношении порядка взыскания.

Где равноправие?

Современные муниципальные образования окружили себя сетью учреждений, которые осуществляют функции исполнительного характера и действуют в соответствии с заданиями собственника.

Как правило, учреждения для обеспечения своих функций строят работу с ремонтно-эксплуатационными, строительно-монтажными, жилищно-коммунальными предприятиями и организациями на договорной основе. Так учреждения вступают в гражданско-правовые отношения и являются их равноправными субъектами.

Все субъекты гражданских правоотношений обладают определенными правами и обязанностями, не исключением являются и муниципальные учреждения. В соответствии с информационным письмом Президиума ВАС РФ от 14.07.99 N 45 и п. 2 ГК РФ учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами. В случае недостаточности указанных денежных средств взыскание не может быть обращено на иное имущество, закрепленное за учреждением на праве оперативного управления собственником, а также на имущество, приобретенное учреждением за счет средств, выделенных по смете.

Иными словами, осуществить взыскание с муниципального учреждения можно только за счет средств, заработанных учреждением самостоятельно, в соответствии с предоставленным ему правом на осуществление приносящей доходы деятельности.

Налицо два неблагоприятных фактора для потенциального взыскателя - это особый режим вещного права учреждения (право оперативного управления) и финансирование учреждения за счет средств, выделяемых по смете. Их нужно учитывать при подаче искового заявления о взыскании задолженности с муниципального учреждения в суд, когда целесообразно привлечь в качестве третьего лица собственника, который впоследствии понесет субсидиарную ответственность по обязательствам муниципального учреждения в случае отсутствия у него имущества и денежных средств.

В соответствии с п. 12 Постановления Пленума ВС РФ и Пленума ВАС РФ "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса РФ" от 01.07.96 N 6/8 муниципальное образование может быть признано ответчиком в лице соответствующего финансового или иного управомоченного органа. Несмотря на вышеупомянутое совместное Постановление Пленумов, судебная практика по данным категориям дел неоднозначна.

Постановлением кассационной инстанции ФАС Западно-Сибирского округа от 27.10.2003 (Дело N Ф04/5478-1886/А27-2003) были отменены решение и постановление Арбитражного суда Кемеровской области, в соответствии с которыми к субсидиарной ответственности по обязательствам Комитета жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства г. Новокузнецка была привлечена администрация г. Новокузнецка. ФАС Западно-Сибирского округа постановил взыскать задолженность основного должника с Финансового управления г. Новокузнецка.

Согласно Постановлению №143, вам необходимо, кроме исполнительного документа, оформить заверенную в установленном порядке копию решения суда, на основании которого и был выдан данный исполнительный лист. Здесь имеется некоторая трудность, поскольку в ст. 9 закона говорится, что для проведения исполнительных действий достаточно одного документа – исполнительного листа. Чтобы выйти из этой ситуации, на копии решения суда попросите судью сделать не только надпись «Копия верна», но и «Решение вступило в законную силу». 3 Подайте документы в исполнительный орган, через который осуществляется финансирование вашего должника. Согласно Постановлению, органом, в котором открыты лицевые счета бюджетной организации, является Федеральное казначейство. Направьте в территориальный орган по месту регистрации заверенную копию судебного решения и сопроводительное письмо.

Исполнение решений судов о взыскании с казны

Согласно статьи 242.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации исполнение судебного акта о взыскании денежных средств с Российской Федерации (субъекта Российской Федерации, муниципального образования) за счет средств бюджета должно быть произведено Министерством финансов Российской Федерации (соответствующим финансовым органом) в течение трех месяцев со дня поступления в соответствующий орган исполнительного листа на исполнение, в случае не исполнение решения суда в течение трех месяцев, исполнительный документ может быть предъявлен взыскателем для принудительного исполнения судебному приставу-исполнителю. В данном случае судебный пристав-исполнитель возбуждает исполнительное производство в соответствии со статьей 30 Федерального закона «Об исполнительном производстве».

Как взыскать с бюджетной организации

Внимание

КонсультантПлюс: примечание. О порядке обращения взыскания на средства бюджетных учреждений см. Федеральный закон от 08.05.2010 N 83-ФЗ. (в ред. Федерального закона от 08.05.2010 N 83-ФЗ) (см. текст в предыдущей редакции) 1. Исполнительный документ, предусматривающий обращение взыскания на средства федерального бюджета по денежным обязательствам федерального казенного учреждения — должника, направляется судом по просьбе взыскателя или самим взыскателем вместе с документами, указанными в пункте 2 статьи 242.1 настоящего Кодекса, в орган Федерального казначейства по месту открытия должнику как получателю средств федерального бюджета лицевого счета для учета операций по исполнению расходов федерального бюджета (далее в настоящей статье — лицевые счета должника).


(в ред. Федеральных законов от 26.04.2007 N 63-ФЗ, от 08.05.2010 N 83-ФЗ) (см. текст в предыдущей редакции) 2.

Как взыскать долг с бюджетного учреждения?

Альтернативным способом ускорить возврат долга может стать обращение в суд за денежной компенсацией: компенсацией за длительное неисполнение решения суда, иск об индексации присужденных сумм долга, требование о взыскании процентов за неправомерное пользование чужими денежными средствами, о взыскании компенсации за каждый день неисполнения судебного акта. Если разобраться, процедура взыскания денег с бюджетных учреждений далеко не так сложна, как кажется. Главное – не пускать ситуацию на самотек и методично добиваться своего.
Как можно воздействовать на непорядочного неплательщика? Как управлять долгом и не расходовать свои силы на неэффективные действия? Узнайте в книге Ивана Рыкова «Кредиторы vs дебиторы. Антикризисное управление долгами».

Взыскание с бюджетного учреждения по исполнительному листу

Если казначейство этого не сделает, вы вправе обжаловать его неправомерные действия в суд.Этот механизм стоит использовать в любой ситуации, когда вы чувствуете, что должник или казначейство бездействуют. Важно Аналогичные жалобы можно подавать и в прокуратуру. Будет не лишним узнать, кто конкретно отвечает за работу с вашей задолженностью, и обжаловать действия именно этого сотрудника начальству.


Исполнение решений судов о взыскании с казны Федерального закона от 08.05.2010 N 83-ФЗ) (см. текст в предыдущей редакции) 11. Орган Федерального казначейства при полном исполнении исполнительного документа направляет исполнительный документ с отметкой о размере перечисленной суммы в суд, выдавший этот документ. 12.

Порядок взыскания задолженности с бюджетного учреждения по решению суда

Орган Федерального казначейства не позднее пяти рабочих дней после получения исполнительного документа направляет должнику уведомление о поступлении исполнительного документа и о дате его приема к исполнению с приложением копии судебного акта и заявления взыскателя. При наличии оснований, указанных в пунктах 3 и 4 статьи 242.1 настоящего Кодекса, орган Федерального казначейства возвращает исполнительные документы со всеми поступившими приложениями к ним взыскателю без исполнения в течение пяти рабочих дней со дня их поступления с указанием причины возврата. (в ред. Федерального закона от 26.04.2007 N 63-ФЗ) (см. текст в предыдущей редакции) 3.

Исполнение судебных актов в отношении учреждений

В случае, если должник по своей организационно-правовой форме является автономным учреждением, судебный пристав-исполнитель в целях установления имущества обращается с запросом в территориальный орган Федерального агентства по управлению государственным имуществом, в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления. Дальнейшие исполнительные действия в отношении установленного имущества автономного учреждения, в том числе его арест, оценка и реализация, осуществляются в соответствии с порядком обращения взыскания на имущество должника, установленным Федеральным законом от 02.10.2007 N 229-ФЗ «Об исполнительном производстве».
Операции по лицевым счетам должника не приостанавливаются при предъявлении должником в орган Федерального казначейства документа, подтверждающего исполнение исполнительного документа, документа об отсрочке, о рассрочке или об отложении исполнения судебных актов либо документа, отменяющего или приостанавливающего исполнение судебного акта, на основании которого выдан исполнительный документ. (в ред. Федерального закона от 02.11.2007 N 247-ФЗ) (см. текст в предыдущей редакции) При неисполнении должником исполнительного документа в течение трех месяцев со дня его поступления в орган Федерального казначейства указанный орган в течение 10 дней информирует об этом взыскателя. 9.

Порядок взыскания с бюджетного учреждения по исполнительному листу

  • федеральные казенные учреждения, по обязательствам которых обращено взыскание на средства федерального бюджета;
  • казенные учреждения субъекта РФ, по обязательствам которых обращено взыскание на средства бюджета субъекта РФ;
  • муниципальные казенные учреждения, по обязательствам которых обращено взыскание на средства местного бюджета.

Какие решения не исполняет Федеральное казначейство?

  • те, которые исполняются через Минфин РФ, финансовые органы субъекта РФ или муниципального образования;
  • об обязании должника-бюджетополучателя совершить определенные действия (с такими исполнительными листами надо идти к судебным приставам);
  • в которых сумма долга выражена в иностранной валюте - Бюджетный кодекс предусматривает, что сумма долга в исполнительном листе должна быть выражена в рублях.

Все дела: гражданские и уголовные.

Инфо

Сегодня я проведу краткий ликбез на тему взыскания долгов с бюджетного учреждения и расскажу, как вернуть свои деньги быстро и без лишней бюрократии. Чем отличается взыскание долга с бюджета? В работе с бюджетными учреждениями, безусловно, есть своя специфика. Взысканием долга занимаются другие госорганы – так, служба судебных приставов не имеет права взыскивать деньги с бюджетных учреждений, этим занимаются органы казначейства.


Процедура взыскания долга строго регламентирована, установлены жесткие сроки, что выгодно отличает этот процесс от работы обычных приставов. Правда, воздействовать на должника непросто – здесь «не работает» арест имущества, собственников бюджетных учреждений не привлекают к субсидиарной ответственности.

Федеральных законов от 26.04.2007 N 63-ФЗ, от 02.11.2007 N 247-ФЗ, от 08.05.2010 N 83-ФЗ) (см. текст в предыдущей редакции) 5. При отсутствии или недостаточности соответствующих лимитов бюджетных обязательств (бюджетных ассигнований) и (или) объемов финансирования расходов для полного исполнения исполнительного документа должник направляет органу государственной власти (государственному органу), осуществляющему бюджетные полномочия главного распорядителя (распорядителя) средств федерального бюджета, в ведении которого он находится, запрос-требование о необходимости выделения ему дополнительных лимитов бюджетных обязательств (бюджетных ассигнований) и (или) объемов финансирования расходов в целях исполнения исполнительного документа с указанием даты его поступления в орган Федерального казначейства. (в ред. Федеральных законов от 26.04.2007 N 63-ФЗ, от 08.05.2010 N 83-ФЗ) (см.

В нем укажите реквизиты своего предприятия для перечисления взыскиваемых денежных средств. 4 В том случае, если ваш исполнительный документ оформлен в соответствии с теми требованиями, которые прописаны в законе, требуемая сумма будет взыскана с бюджетной организации сразу или частями по мере поступления финансирования из бюджета. 5 Федеральное казначейство в течение 5 рабочих дней обязано уведомить должника о том, что исполнительный документ поступил такого-то числа и принят к исполнению. Бюджетная организация в течение 10 дней после получения уведомления должна сообщить в Федеральное казначейство, по какому коду бюджетной классификации проходит данная задолженность, и приложить к письму платежное поручение на перечисление суммы по исполнительному листу.

Приказ Минфина РФ от 22 сентября 2008 г. N 99н "Об утверждении Административного регламента исполнения Федеральным казначейством государственной функции организации исполнения судебных актов, предусматривающих обращение взыскания на средства федерального бюджета по денежным обязательствам федеральных бюджетных учреждений" (с изменениями и дополнениями)

Приказ Минфина РФ от 22 сентября 2008 г. N 99н
"Об утверждении Административного регламента исполнения Федеральным казначейством государственной функции организации исполнения судебных актов, предусматривающих обращение взыскания на средства федерального бюджета по денежным обязательствам федеральных бюджетных учреждений"

С изменениями и дополнениями от:

В соответствии с пунктом 9 Порядка разработки и утверждения административных регламентов исполнения государственных функций (предоставления государственных услуг), утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 11 ноября 2005 г. N 679 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2005, N 47, ст. 4933; 2007, N 50, ст. 6285; 2008, N 18, ст. 2063), приказываю:

1. Утвердить прилагаемый Административный регламент исполнения Федеральным казначейством государственной функции организации исполнения судебных актов, предусматривающих обращение взыскания на средства федерального бюджета по денежным обязательствам федеральных бюджетных учреждений.

2. Федеральному казначейству (Р.Е. Артюхину) опубликовать Административный регламент исполнения Федеральным казначейством государственной функции организации исполнения судебных актов, предусматривающих обращение взыскания на средства федерального бюджета по денежным обязательствам федеральных бюджетных учреждений и обеспечить его исполнение.

3. Контроль за исполнением настоящего Приказа возложить на заместителя Министра финансов Российской Федерации Т.Г. Нестеренко.

Регистрационный N 12803

Административный регламент закрепляет процедуру организации исполнения судебных актов, предусматривающих взыскание средств федерального бюджета по денежным обязательствам федеральных бюджетных учреждений.

Исполнение судебных актов организует орган Федерального казначейства, в котором должнику открыт лицевой счет.

Взыскатель направляет в орган Федерального казначейства заявление и исполнительный документ (при отсутствии такого документа - копию судебного акта, на основании которого выдан исполнительный лист). По просьбе взыскателя эти документы могут быть направлены судом.

Документы регистрируются и передаются на правовую экспертизу. Если исполнительный документ соответствует требованиям законодательства, то должнику направляется уведомление о его поступлении.

Определена последовательность действий при: перечислении средств в пользу взыскателя; учете документов, подтверждающих исполнение (частичное исполнение) исполнительного документа, минуя лицевой счет должника; приостановлении операций по расходованию средств на лицевых счетах должника; приостановлении и возобновлении исполнения требований исполнительного документа.

Приказ Минфина РФ от 22 сентября 2008 г. N 99н "Об утверждении Административного регламента исполнения Федеральным казначейством государственной функции организации исполнения судебных актов, предусматривающих обращение взыскания на средства федерального бюджета по денежным обязательствам федеральных бюджетных учреждений"


Регистрационный N 12803


Артем

Текст: С. А. Кравченко  Опубликовано: 26.02.2015 Источник: www.klerk.ru

Исполнительное производство в АУ

В процессе своей деятельности автономное учреждение наравне с другими учреждениями и организациями участвует в совершении гражданских сделок, стороны которых имеют определенные права и несут обязанности. В жизни случается всякое, и не всегда АУ удается выполнить в полном объеме и в срок свои обязательства. Контрагенты и кредиторы подают иски в суд, а дальше после вынесения судебного решения АУ «помогают» погашать обязательства судебные приставы. Но оказывается, их права в части взыскания долгов с государственных (муниципальных) учреждений ограничены. В чем они заключаются и как в АУ проходит исполнительное производство?

От общего к частному

Порядок принудительного исполнения судебных актов, актов других органов и должностных лиц регулируется Законом об исполнительном производстве. В преамбуле к нему сказано, что условия и порядок исполнения судебных актов по передаче гражданам, организациям денежных средств соответствующего бюджета бюджетной системы РФ устанавливаются бюджетным законодательством.

Указанная норма корреспондирует с положениями ст. 239 БК РФ, согласно которым обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы РФ службой судебных приставов не производится, за исключением случаев, определенных опять же Бюджетным кодексом. Исполнение судебных актов, предусматривающих обращение взыскания на бюджетные средства, осуществляется в соответствии с гл. 24.1 БК РФ. Однако бухгалтеру АУ обращаться к названной главе БК РФ не стоит, так как она касается государственных органов различных уровней и казенных учреждений.

Для АУ более ценно другое указание Закона об исполнительном производстве, согласно которому условия и порядок исполнения отдельных судебных актов, актов иных органов и должностных лиц могут устанавливаться иными федеральными законами. Таким правовым актом является Федеральный закон от 08.05.2010 № 83‑ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений». В статье 30 ч. 20 описаны особенности обращения взыскания на средства бюджетных учреждений. Оказывается, эти нормы должны применять и АУ в силу прямой отсылочной нормы в п. 3.19 ст. 2 Закона об автономных учреждениях.

Положения Федерального закона № 83‑ФЗ имеют приоритет над нормами Закона об исполнительном производстве, при этом в первом документе описан добровольный порядок взыскания задолженности с АУ, в то время как вторым регулируются условия и порядок принудительного исполнения судебных актов.

Начнем с добровольного исполнения обязательств, хотя в более традиционном понимании добровольное исполнение обязательств происходит во внесудебном порядке, на этапе претензионной работы. Но все же взыскание долга АУ через суд тоже имеет оттенок волеизъявления учреждения, оказавшегося в роли должника. Происходит это так.

Исполнительный документ направляется судом по просьбе взыскателя либо самим взыскателем с приложением заявления взыскателя, в котором указаны реквизиты банковского счета взыскателя, на который должны быть перечислены средства, подлежащие взысканию, в орган Федерального казначейства или финансовый орган субъекта РФ (муниципального образования) по месту открытия АУ, должнику лицевых счетов. Далее ОФК направляет владельцу лицевых счетов уведомление о поступлении исполнительного документа. После этого АУ представляет платежный документ на перечисление средств для полного либо частичного исполнения исполнительного документа в пределах общего остатка средств, учтенных на лицевом счете должника. Он самостоятельно определяет, с какого лицевого счета должно производиться списание средств для исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе.

Решение налогового органа, предусматривающее обращение взыскания на средства бюджетного (автономного) учреждения – должника, направляется налоговым органом в орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов должника, минуя судебных приставов (п. 5 ч. 20 ст. 30 Федерального закона № 83‑ФЗ).

Иной порядок исполнения судебных актов, предусматривающих обращение взыскания на средства АУ, законодательством не пре­дусмотрен. На этом неспроста акцентировано внимание в Письме Минфина РФ от 17.10.2013 № 02‑13‑10/43507. Возможно, чиновники имели в виду случаи из практики, например, когда судебный пристав выносит постановление, обязывающее АУ представить в территориальный орган Федерального казначейства платежный документ для перечисления денежных средств не взыскателю, а на счет судебных приставов, которые самостоятельно произведут расчеты с кредитором АУ.

Оказывается, что такие постановления судебного пристава не могут являться документами, подтверждающими возникновение денежного обязательства у бюджетного (автономного) учреждения, при представлении платежного документа для перечисления бюджетных средств, целевых субсидий на счет подразделения службы судебных приставов в счет оплаты исполнительного документа, находящегося на исполнении в Федеральном казначействе. Документом, подтверждающим возникновение денежного обязательства у получателя бюджетных средств по исполнительному документу, находящемуся на исполнении в органе Федерального казначейства, считается сам исполнительный документ. Об этом сказано в Письме Федерального казначейства от 16.09.2014 № 42‑7.4‑05/9.3‑562.

Что неподвластно судебным приставам?

Иммунитет бюджетов бюджетной системы РФ согласно ст. 239 БК РФ представляет собой правовой режим, при котором обращение взыскания на средства бюджетов осуществляется только на основании судебного акта. Обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы РФ службой судебных приставов не производится. Условия и порядок исполнения судебных актов по передаче гражданам, организациям денежных средств соответствующего бюджета бюджетной системы РФ устанавливаются специальными нормами бюджетного законодательства, в частности гл. 24.1 БК РФ.

Пояснение к сказанному есть в Письме Федерального казначейства от 31.07.2014 № 42‑7.4‑05/9.3‑474. Из него следует, что ОФК осуществляют платежи за счет средств бюджетных (автономных) учреждений от имени и по поручению указанных учреждений на основании представленных ими платежных документов. ОФК не уполномочены самостоятельно без представления учреждением платежного документа перечислять денежные средства с лицевого счета учреждения, в том числе на депозитный счет подразделения службы судебных приставов. Исполнение же ОФК требований постановлений пристава-исполнителя приведет к нарушению положений действующего бюджетного законодательства РФ. Более того, в Законе об исполнительном производстве отсутствуют положения, предоставляющие право судебному приставу предписывать совершать (не совершать) определенные действия ОФК, не являющемуся стороной исполнительного производства, кредитной организацией.

К чему призывает Федеральное казначейство, догадаться не сложно – к игнорированию документов судебных приставов, касающихся бюджетных средств. В упомянутом письме так и сказано, что постановления судебного пристава не могут являться документами, подтверждающими возникновение денежного обязательства, у получателя бюджетных средств – бюджетного (автономного) учреждения при представлении заявки на кассовый расход для перечисления средств на депозитный счет подразделения службы судебных приставов в счет оплаты исполнительного документа. ОФК обязан возвратить заявку на кассовый расход бюджетного (автономного) учреждения для перечисления средств судебным приставам, если документом, подтверждающим возникновение обязательства, служит постановление судебного пристава. Основание – нормы пп. 16 п. 5, п. 7 Порядка санкционирования оплаты денежных обязательств получателей средств федерального бюджета и администраторов источников финансирования дефицита федерального бюджета.

В завершение Федеральное казначейство указывает на необходимость проведения совещаний с территориальными органами Федеральной службы судебных приставов в целях обсуждения вопроса по недопущению вынесения судебными приставами постановлений, противоречащих действующему законодательству, которыми:

Возлагается обязанность на организации, лицевые счета которым открыты в органе Федерального казначейства, перечислять денежные средства по исполнительному документу, находящемуся на исполнении в ОФК, на депозитный счет подразделения службы судебных приставов;
возлагается обязанность на ОФК перечислять средства по исполнительному документу на счет подразделения службы судебных приставов либо устанавливается запрет для ОФК совершать действия по перечислению денежных средств взыскателю по исполнительному документу, находящемуся на исполнении в данном органе.
С такими противозаконными, по мнению чиновников, постановлениями ОФК обещает бороться в судебном порядке. Согласитесь, немного странно обжаловать документы исполнительных органов, вынесенные на основании решения суда. На лицо конфликт интересов между органами исполнительной власти, которые в идеале должны не противостоять друг другу, а наоборот, помогать в решении поставленных задач.

Что подвластно судебным приставам?

Не так давно разработан порядок взаимодействия федеральной службы судебных приставов и Федерального казначейства по вопросам организации исполнения исполнительных документов, предусматривающих обращение взыскания на средства бюджетных и автономных учреждений. А в нем говорится об информировании территориальным органом Федерального казначейства судебного пристава-исполнителя о поступлении денежных средств на лицевой счет бюджетного или автономного учреждения. Для чего? Для того чтобы при получении от территориального органа Федерального казначейства уведомления о наличии средств на лицевом счете судебный пристав вынес постановление о том, чтобы учреждение незамедлительно представило в казначейство платежный документ для перечисления (внимание!) взыскателю денег по исполнительному документу, находящемуся у судебного пристава.

Остается добавить, что за неисполнение законных требований судебного пристава бюджетные или автономные учреждения привлекаются к административной ответственности, предусмотренной ч. 1 ст. 17.14 КоАП РФ. При этом постановление по делу об административном правонарушении является самостоятельным видом исполнительных документов. В статье 242.1 БК РФ установлены виды исполнительных документов, на основании которых производится обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы РФ. Такой вид исполнительного документа, как постановление по делам об административных правонарушениях, отсутствует, поэтому оштрафовать АУ судебному приставу, на самом деле, непросто (Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 28.05.2014 № 09АП-10854/2014‑АК).

Все вышесказанное касается первой части взыскания задолженности с АУ, когда решение суда вместе с заявлением взыскателя исполняют органы, в которых учреждению открыты лицевые счета. Но есть и вторая часть взыскания задолженности, когда в случае безуспешности (отсутствия средств на лицевых счетах АУ) взыскатель вправе обратить требования о погашении задолженности на имущество АУ в порядке, предусмотренном Законом об исполнительном производстве. И здесь судебные приставы не так существенно ограничены, хотя на самом деле это не совсем так.

Как следует из норм гражданского законодательства, АУ отвечает по своим обязательствам только тем имуществом, которым учреждение вправе распоряжаться самостоятельно (Письмо Минфина РФ от 22.10.2013 № 12‑08‑06/44036). При этом по обязательствам АУ, связанным с причинением вреда гражданам, при недостаточности имущества учреждения, на которое может быть обращено взыскание, субсидиарную ответственность несет собственник имущества автономного учреждения (п. 6 ст. 123.22 ГК РФ). Данная норма в части установления субсидиарной ответственности собственника имущества автономного учреждения по обязательствам такого учреждения, связанным с причинением вреда гражданам, распространяется на правоотношения, возникшие после 01.01.2011 (п. 15 ст. 3 Федерального закона от 05.05.2014 № 99‑ФЗ).

В бюджете бюджетной системы РФ может быть предусмотрена целевая субсидия на погашение задолженности по обязательствам АУ, возникшим после 01.01.2011. Но опять же это является правом, а не обязанностью учредителя (Письмо Минфина РФ от 22.10.2013 № 12‑08‑06/44036).

Кстати, имущество бюджетного учреждения, оставшееся после удовлетворения требований кредиторов, а также имущество, на которое в соответствии с федеральными законами не может быть обращено взыскание по обязательствам учреждения, передается ликвидационной комиссией собственнику имущества (п. 4 ст. 20 Закона о некоммерческих организациях). В силу аналогичности многих норм по взысканию задолженности бюджетного и автономного учреждения автор считает, что и это положение бухгалтер АУ вправе взять на вооружение в практической работе.

Напомним еще о том, что АУ вправе открывать не только лицевые счета в территориальных органах Федерального казначейства, финансовых органах субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, но и банковские счета. И если счета АУ-должнику открыты в учреждении Центрального банка РФ или кредитной организации, исполнение исполнительного документа производится в соответствии с Законом об исполнительном производстве (Апелляционное определение Магаданского областного суда от 16.09.2014 № 2‑3285/2014, 33‑778/2014).

А можно ли взыскать исполнительный сбор с АУ?

Для начала следует разъяснить, что такое исполнительный сбор. Это санкция штрафного характера, предполагающая возложение на должника обязанности произвести определенную дополнительную выплату в качестве меры его ответственности, возникающей в связи с совершенным им правонарушением в процессе исполнительного производства. Исполнительный сбор взимается при неисполнении должником требований исполнительного документа в срок, установленный судебным приставом для добровольного исполнения, а также при неисполнении должником требований исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению (в течение суток с момента получения копии постановления о возбуждении исполнительного производства).

Срок для добровольного исполнения требований исполнительного документа составляет пять дней со дня получения постановления (копии) о возбуждении исполнительного производства (ч. 12 ст. 30 Закона об исполнительном производстве).

Уведомление должника о возбуждении в отношении него исполнительного производства является основным доказательством наличия его вины в неисполнении требований исполнительного документа, в том числе в добровольном порядке, и основанием для применения штрафной санкции – взыскания исполнительского сбора. Уведомление производится путем передачи постановления о возбуждении исполнительного производства. В нем судебный пристав предупреждает должника о том, что в случае неисполнения требований документа в срок, предоставленный для добровольного исполнения, и непредставления в этот же срок доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие чрезвычайных и непредотвратимых обстоятельств, с него будет взыскан исполнительский сбор с указанием суммы сбора.

Федеральная служба судебных приставов регулярно обновляет Методические рекомендации о порядке взыскания исполнительского сбора. Хотя они и не имеют силы нормативного акта, в них есть полезная информация как для судебных приставов, так и для тех, кому с ними приходится общаться. Ведь рекомендации разработаны исходя из норм законодательства и судебной практики, включая решения высших судов, а все это в совокупности направлено на обеспечение единообразной правоприменительной практики по взысканию исполнительского сбора.

В рекомендациях есть указания, посвященные взысканию исполнительского сбора с АУ. Исполнительский сбор с таких должников взыскивается за счет наличных денежных средств, денежных средств, находящихся в учреждении Центрального банка РФ или кредитной организации, за исключением денежных средств, находящихся на лицевых счетах в территориальных органах Федерального казначейства, финансовых органах субъектов РФ, муниципальных образований. При отсутствии или недостаточности у АУ-должника денежных средств взыскание обращается на имущество в том же порядке, как это предусмотрено для учреждений-должников: судебный пристав взыскивает исполнительский сбор за счет движимого имущества, не отнесенного к категории особо ценного движимого имущества соответствующими органами, осуществляющими функции и полномочия учредителя автономного учреждения.

Ведь АУ без согласия собственника не вправе распоряжаться особо ценным движимым имуществом, закрепленным за ним собственником или приобретенным учреждением за счет средств, выделенных ему собственником на приобретение такого имущества, а также недвижимым имуществом. Остальным имуществом, находящимся на праве оперативного управления, АУ вправе распоряжаться самостоятельно, если не установлено иное (п. 2 ст. 298 ГК РФ).

Подведем итог. Для АУ действует особый порядок взыскания задолженности по денежным обязательствам, подразумевающий первоначально исполнение судебного документа без участия судебных приставов. Взаимодействие происходит между взыскателем с территориальными органами Федерального казначейства, финансовыми органами субъектов РФ, муниципальных образований. При отсутствии или недостаточности у АУ-должника денежных средств взыскание обращается на имущество в порядке, пре­дусмотренном Законом об исполнительном производстве. Задолженность взыскивается за счет движимого имущества, не отнесенного к категории особо ценного движимого имущества соответствующими органами, осуществляющими функции и полномочия учредителя государственного (муниципального) учреждения. Судебные приставы вправе взыскать долг АУ и за счет денег, находящихся на счетах в учреждениях Центрального банка РФ или кредитной организации (при наличии таких счетов). В описанном порядке может быть взыскан с АУ исполнительский сбор в случае игнорирования законного требования судебного пристава по исполнительному документу. При этом кредиторам нужно помнить, что средств и имущества АУ может быть недостаточно для удовлетворения требований по погашению обязательств как по причине недостаточности денежных средств, так и в силу того, что на все имущество АУ может быть обращено взыскание, поэтому контр­агентам АУ нужно быть осмотрительными.

В настоящее время не такая редкость, что вашим должником стала бюджетная организация. Государственный заказчик не оплатил выполненные работы, отказывается выполнять другие условия договора – есть множество причин, почему организация-бюджетополучатель становится должником.

На первый взгляд, такие должники исправные — деньги в казне всегда есть, и ничто не мешает быстро получить с него должное.

Так ли это? Давайте разбираться вместе.

  1. Механизмы исполнения судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов

Всего существует два механизма (глава 24.1 Бюджетного Кодекса РФ):

1) в счет возмещения вреда, причиненного незаконными действиями государственных органов и их должностных лиц;

2) взыскание задолженности, возникшей вследствие неисполнения обязательства бюджетным учреждением.

Основной разницей между порядками это то, какие органы будут исполнять судебные акты.

В первом случае это будет Министерство Финансов РФ или соответствующие финансовые органы субъекта Федерации (муниципального образования).

Во втором случае это будут органы казначейства.

Служба судебных приставов не исполняет подобного рода исполнительные документы в силу действия принципа иммунитета бюджета от взысканий (статья 239 Бюджетного Кодекса РФ).

  1. Куда предъявлять исполнительный документ?

В обязательном порядке надо получить в суде вместе с исполнительным листом копию судебного акта.

Исполнительный лист вместе с заявлением и заверенным судебным актом необходимо направить в орган, который исполняет такие категории исполнительных документов (однако, это общее правило не распространяется на бюджетные учреждения. Специальный порядок обращения взыскания на средства бюджетных учреждений регулируется Федеральным законом от 08.05.2010 № 83-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений». Согласно п.п. 2 п. 20 ст. 30 указанного Федерального закона, к исполнительному документу (за исключением судебного приказа), должно быть приложено заявление взыскателя. Т.е. обязанность прикладывать копию судебного акта в данном случае отсутствует.
На сайте УФК по Московской области в разделе «Информация для взыскателя» есть, в том числе, разъяснения о порядке обращения взыскания на средства бюджетных организаций (согласно 83-ФЗ от 08.05.2010): http://mo.roskazna.ru/page/15640 )

Как определить в какой?

Как уже говорилось выше, бюджетным законодательством установлено два порядка исполнения судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов.

Первый распространяется на исполнение судебных актов по искам к РФ, субъектам РФ, муниципальным образованиям о возмещении вреда, причиненного незаконными действиями государственных (муниципальных) органов или их должностных лиц.

Исключение составляет исполнение судебных актов о взыскании денежных средств в порядке субсидиарной ответственности главных распорядителей средств федерального бюджета.

Согласно статье 242.2 Бюджетного Кодекса РФ подобные акты исполняются Министерством финансов РФ, финансовыми органами субъекта Федерации или муниципального образования.

Исполнение осуществляется за счет ассигнований, предусмотренных на эти цели законом (решением) о бюджете.

При исполнении судебных актов в объемах, превышающих ассигнования, утвержденные законом (решением) о бюджете на эти цели, вносятся соответствующие изменения в сводную бюджетную роспись.

Установлен более продолжительный по сравнению с общим двухмесячным сроком срок исполнения, равный трем месяцам со дня поступления исполнительных документов на исполнение, что объясняется спецификой бюджетного процесса.

Исполнительный документ необходимо направлять в тот орган, где у должника-бюджетополучателя находятся его лицевые счета.

На практике, такую задачу можно решить с помощью сайта госзакупок (http://zakupki.gov.ru/).

Достаточно найти любую закупку вашего должника, и в ней будет точно указан финансовый орган, в котором находятся лицевые счета должника -бюджетополучателя.

Срок исполнения исполнительных документов в финансовом органе – три месяца (пункт 6 статьи 242.2 Бюджетного Кодекса РФ).

Нельзя не обратить внимание на тот факт, что государство для исполнения решения суда всем остальным участникам оборота дает 5 дней (пункт 12 статьи 30 ФЗ «Об исполнительном производстве»), а себе три месяца.

Весьма спорным моментом является возможность получения компенсации потерь кредитора в упомянутый трехмесячный срок на основании статьи 395 Гражданского Кодекса РФ – процентов за пользование чужими денежными средствами.

Но о возможных компенсациях поговорим ниже.

Если у должника — бюджетополучателя отсутствуют достаточные для исполнения денежные средства, он направляет главному распорядителю средств соответствующего бюджета, в ведении которого он находится, запрос-требование о необходимости выделения ему дополнительных лимитов, бюджетных обязательств и (или) объемов финансирования расходов в целях исполнения исполнительного документа.

Согласно бюджетному законодательству, главный распорядитель средств соответствующего бюджета обеспечивает в течение трех месяцев выделение лимитов бюджетных обязательств.

Следует, однако, обратить внимание, что платежный документ может быть представлен в казначейство лишь по инициативе самого должника.

В случае же неисполнения последним своей обязанности органы казначейства приостанавливают до момента устранения нарушения осуществление операций по расходованию средств на всех лицевых счетах должника, включая лицевые счета его структурных (обособленных) подразделений, открытые в данном органе казначейства .

Таким образом, если в течении трех месяцев платежного документа от должника не поступит в финансовой орган, то его деятельность блокируется – он не сможет выдавать зарплаты своим сотрудникам, оплачивать другие счета и. т. д.

Исключение составляют лишь операции по исполнению исполнительных документов.

Данная мера была бы мощным стимулом к скорейшему исполнению решения суда, если бы не сложившаяся практика.

Суды оценивают факт приостановления расходных операций по лицевому счету должника наряду с иными положениями Бюджетного Кодекса РФ.

Само по себе неисполнение судебного акта не влечет автоматическое приостановление операций по счету должника.

В частности, если у должника-бюджетополучателя отсутствуют соответствующие лимиты бюджетных обязательств и средства, полученные от предпринимательской деятельности, а для получения дополнительных лимитов, бюджетных обязательств были предприняты все необходимые действия (главному распорядителю средств соответствующего бюджета направлен запрос-требование), то основания для приостановления расходных операций отсутствуют, так как должник в этом случае не является нарушителем бюджетного законодательства по смыслу статьи 283 Бюджетного Кодекса РФ .

Получается, что органы казначейства вправе применять данную меру, только если должник имеет соответствующие лимиты, либо средства от предпринимательской деятельности, но уклоняется от представления в казначейство платежного поручения на перечисление средств.

Такие правила могут позволять должникам банально не исполнять решение суда длительное время со ссылкой: «нет денег», что противоречит принципу общеобязательности требований судебного акта и того факта, что казна не может быть пуста по определению.

  1. Присуждение компенсации за длительное неисполнение судебного акта

В случае, если с должника-бюджетополучателя длительное время не взыскивается сумма долга, то суд может присудить взыскателю компенсацию за неисполнение судебного акта .

Верховный Суд РФ, в своем постановлении дал ряд важных разъяснений по поводу применении судами упомянутого закона.

Так, судам необходимо учитывать то, что отсутствие права на присуждение компенсации на основании Закона о компенсации, не лишает заинтересованное лицо права обратиться в суд с иском о возмещении вреда в соответствии со статьями 1069,1070 Гражданского кодекса Российской Федерации, а также с иском о компенсации морального вреда на основании статьи 151 ГК РФ (пункт 2).

Что касается подведомственности рассмотрения подобной категории дел, то в судах общей юрисдикции рассматриваются вопросы присуждения компенсаций по длительному неисполнению судебных актов, выданных судами общей юрисдикции, в арбитражных судах – неисполнение судебных актов, выданных арбитражными судами.

Важно обратить внимание на срок подачи заявление о присуждении компенсации за нарушение права за длительное неисполнение судебного акта.

Такое заявление может быть подано в суд до окончания производства по исполнению судебного акта, но не ранее чем через шесть месяцев со дня истечения срока, установленного федеральным законом для исполнения судебного акта, или не позднее чем через шесть месяцев со дня окончания производства по исполнению судебного акта (пункт 11 Постановления).

Иными словами, у должника-бюджетополучателя имеется три месяца на исполнение судебного акта. Лишь только по истечению плюс еще 6 месяцев (то есть через 9 месяцев с даты поступления судебного акта на исполнение), у заявителя появляется право обратиться в суд за компенсацией за длительное неисполнение судебного акта.

Таким образом, фактически, у должников-бюджетников есть всегда девятимесячная отсрочка исполнения судебного акта…

Размер компенсации определяется судом с учетом принципов разумности и справедливости.

Анализ, к примеру, судебных актов Арбитражного суда Северо-Западного округа, показал, что суды взыскивают от 2000 до 200 000 руб. в зависимости от конкретных обстоятельств дела .

  1. Индексация взысканных сумм

Денежные средства подвержены инфляции (потеря покупательской способности).

Гражданское процессуальное законодательство имеет действующий механизм компенсации потерь кредитора вследствие инфляционных процессов – статья 208 Гражданского Процессуального Кодекса РФ

Индексация производится судом по индексам потребительских цен на день исполнения судебного решения.

По результатам рассмотрения дела взыскатель также получает исполнительный лист на взыскание с должника проиндексированных сумм.

В арбитражном процессуальном кодексе есть аналогичная норма для индексации – статья 183 Арбитражного Процессуального Кодекса РФ, но действие ее фактически заблокировано отсутствием специального федерального закона, определяющего размер индексации, на который имеется ссылка в упомянутой статье.

Возникает вопрос. Возможно ли начисление индексации на период трех месяцев, которые имеет должник-бюджетополучатель для исполнения решения суда?

Судебная практика дает на это положительный ответ.

Верховный Суд РФ в своем определении подчеркнул, что: «…Поскольку целью индексации присужденных денежных сумм является поддержание их покупательной способности в условиях инфляции, индексация взысканных по решению суда денежных сумм должна производиться с момента вступления решения суда в законную силу …»

Верховный Суд определил правовую природу трехмесячного срока для исполнения решений суда как организационную, дисциплинирующую должника к скорейшему исполнению требований исполнительного документа.

Данный срок установлен в интересах взыскателя, с той целью, чтобы решение суда не исполнялось должником сколь угодно долго, и не представляет собой автоматическую отсрочку исполнения решения суда для должников-бюджетополучателей на три месяца.

Однако в другом деле, нижестоящие суды, учли специальные правила исполнения судебных актов по взысканию с должников-бюджетополучателей, и рассчитали индексацию с даты предъявления исполнительного документа в казначейство до даты исполнения судебного решения казначейством

Здесь интересным для исследования является вопрос, а может ли сам должник, добровольно исполнить решение суда?

Взыскатель, предъявляя лист в финансовый орган инициирует процедуру принудительного исполнения судебного акта.

Но законом не запрещено должнику исполнить решение суда добровольно.

Исходя из практики ЕСПЧ (Европейский Суд по Правам Человека) взыскатель не обязан инициировать процедуру принудительного исполнения судебного акта .

Аналогичная позиция у суда в другом деле — от лица, получившего исполнимое решение против государства в результате успешного судебного процесса, нельзя требовать обращения к исполнительному производству для его исполнения. Это означает, что если решение вынесено против государства, то именно государство, а не взыскатель обязано проявить инициативу для исполнения этого решения .

Следует отметить позицию Конституционного Суда Российской Федерации в определении от 20 марта 2008 г. N 153-О-О, согласно которой индексация не носит характер гражданско-правовой ответственности и не может быть поставлена в зависимость от вины должника в длительном неисполнении судебного решения.

Индексация является механизмом, позволяющим полностью возместить потери взыскателя при длительном неисполнении судебного решения в условиях инфляционных процессов в государстве.

  1. Компенсация потерь кредитора по основаниям статьи 395 Гражданского Кодекса РФ

Проценты, взыскиваемые с должника по статье 395 Гражданского Кодекса РФ, по своей правовой природе являются мерой гражданско-правовой ответственности .

До недавнего времени, у судов не было сомнений в возможности взыскания процентов за пользование чужими денежными средствами с должника-бюджетополучателя, в том числе и в течении трехмесячного срока исполнения требований исполнительного документа .

В частности, суд в своем решении констатирует: «…по смыслу статьи Гражданского кодекса Российской Федерации уплата процентов за пользование чужими средствами является мерой гражданско-правовой ответственности за ненадлежащее исполнение договорных обязательств. При этом правовой статус учреждения не освобождает последнее от предусмотренной действующим законодательством санкции за нарушение исполнения денежного обязательства. То обстоятельство, что в рассматриваемом случае ответчик является государственным учреждением, финансируемым из бюджета, не меняет сущности гражданско-правовых отношений между сторонами…».

Однако, такая практика, возможно, скоро будет изменена. На 26.07.2015 года назначено судебное заседание в Верховном Суде РФ по делу № А49-1777/2014 , в котором, будет решен вопрос возможности взыскания процентов по статье 395 ГК РФ в период трехмесячного срока для исполнения требований исполнительного документа.

В своем определении о передаче дела в коллегию по экономическим спорам ВС РФ на рассмотрение Верховный суд РФ рассуждает от том, что вынесения судами решений, взыскивающих проценты за неисполнение судебного решения на день его исполнения по статье 395 Гражданского Кодекса РФ, противоречит специальному порядку исполнения судебных актов с должников-бюджетополучателей и самой правовой природе процентов по статье 395 ГК РФ.

Кроме того, в определении указано: «…Что касается пункта 1 статьи 395 Гражданского кодекса Российской Федерации, то, как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации в своих решениях, применение положений данной статьи в конкретных спорах зависит от того, являются ли спорные имущественные правоотношения гражданско-правовыми, а нарушенное обязательство — денежным, а если не являются, то имеется ли указание законодателя о возможности их применения к этим правоотношениям (определения от 19.04.2001 N 99-О, от 25.11.2010 N 1535-О-О, от 11.05.2012 N 804-О )…».

По мнению автора, проценты за пользование чужими денежными средствами по статье 395 ГК РФ должны начисляться с даты вступления решения суда в законную силу, так как ничто не препятствует должнику самостоятельно, без инициирования взыскателем процедуры принудительного исполнения, исполнить решение суда (тем более что решение суда вступает в силу течение одного месяца).

Выводы: В настоящее время процедура исполнения судебных актов с должников-бюджетополучателей имеет устоявшуюся правовую регламентацию. Существующие проблемы – длительные сроки исполнения судебных актов, невозможность индексации присужденных сумм по решениям арбитражных судов, невысокий размер компенсации за длительное неисполнение судебного акта, проблема взыскания процентов по статье 395 ГК РФ за период нахождения исполнительного документа на исполнения в финансовом органе.

(с) А.А. Шарон 2015 год

Федеральный закон от 30 апреля 2010 г. N 68-ФЗ «О компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок».

Постановление Пленума Верховного Суда РФ N 30, Пленума ВАС РФ N 64 от 23.12.2010

«О некоторых вопросах, возникших при рассмотрении дел о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок»

Статья: О взыскании компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок (Шпачева Т.В., Шибаев Д.В.)//(«Арбитражные споры», 2014, N 4)

Определение Верховного Суда РФ от 04.02.2011 N 57-В10-5

Дело N 2-3385/2011 решение Центрального районного суда г. Омска

Постановление ЕСПЧ от 27.05.2004 по делу «Метаксас против Греции» (Metaxas v. Greece), жалоба N 8415/02

Постановление ЕСПЧ от 26.06.2008 по делу «Красев против Российской Федерации» (Krasev v. Russia), жалоба N 731/04

Постановление Пленума ВС РФ и Пленума ВАС РФ от 8 октября 1998 г. N 13/14 «О практике применения положений Гражданского кодекса Российской Федерации о процентах за пользование чужими денежными средствами»