Плановые проверки использования сельхозземель территориальных органов россельхознадзора. Плановые проверки в отношении правообладателей земель сельхозназначения будут проводиться с применением риск-ориентированного подхода

Одной из важнейших проблем для нашей страны всегда было решение аграрного вопроса. Образно выражаясь, в России «рамки аграрного вопроса гораздо шире площади обрабатываемых земель». Однако и с самой площадью обрабатываемых земель возникают серьезные проблемы. Прельстившись возможностью приобрести в собственность сельскохозяйственные угодья, граждане спешно приватизировали земельные паи, но рассматривать их стали не как средство для производства сельхозпродукции, а как возможность долгосрочного вложения капитала. А дальше возникла вполне ожидаемая ситуация - необрабатываемые «инвестиции» начали зарастать деревьями и кустарником, превращаясь в молодые леса, где владелец может заблудиться, отыскивая свой надел. Вот и получается, что площадь сельхозугодий большая, а обрабатывается по факту лишь малая их часть.
Поэтому одной из задач Управления Россельхознадзора стало выявление неиспользуемых земель и вовлечение их в сельскохозяйственный оборот. С этой целью инспекторами отдела земельного надзора проводятся проверки соблюдения требований земельного законодательства юридическими и физическими лицами на принадлежащих им землях сельскохозяйственного назначения.
Однако, как показала практика инспекторской работы, «бичом полей» являются не только сорняки и кустарник, заполоняющие пашни. Куда тяжелее порой преодолеть «барьер нерадивости» владельцев, не желающих приводить в порядок свои земли. Одно из наиболее распространенных нарушений, выявляемых на территории Тверской и Псковской областей - это неисполнение предписаний, выданных Управлением Россельхознадзора по результатам проверок состояния земель сельскохозяйственного назначения. На текущий момент в Тверской области не исполнено 285 предписаний надзорного органа, а в Псковской области - 112.
Предписание выдается владельцу в случае выявления нарушений земельного законодательства, например, зарастания древесно-кустарниковой и сорной растительностью, захламления земель бытовым и строительным мусором, отходами лесозаготовок. В этом случае Управлением Россельхознадзора собственнику назначается административное наказание в виде штрафа и выдается предписание, содержащее перечень обязательных мероприятий (расчистка от зарастания, распашка), которые должны быть проведены собственником в определенный срок, по истечении которого инспектор проверит их выполнение во время внеплановой проверки по исполнению требований предписания. Если земли не приведены в порядок, инспектором составляется административный протокол по части 1 статьи 19.5 КоАП РФ (неисполнение требований законного предписания должностного лица), и дело передается в мировой суд, который определяет меру наказания за неподчинение требованиям надзорного органа. Как правило, суд принимает решение о назначении административного наказания в виде штрафа. А нерадивому владельцу Управлением Россельхознадзора выдается новое предписание, исполнение которого также ставится на контроль.
Однако на практике приходится видеть, что землевладельцев не пугает ни повторный визит инспектора на участок, ни следующее за этим административное наказание в виде штрафа. Большинство лиц, как юридических, так и физических, не спешат проводить раскорчевку и распашку своих угодий, превратившихся в залежи. Оплата штрафа представляется им достаточной мерой, «искупающей» дальнейшую бездеятельность, тем более что суммы этих штрафов относительно невелики. Так, за нежелание приводить в порядок участок в несколько десятков гектаров, беспечный аграрий заплатит от 300 до 500 рублей.
Таким любителям «откупаться» за копейки от земли-кормилицы хочется напомнить, что пахотные земли - это национальное богатство, обеспечивающее нам пропитание и жизнь. Нельзя допускать зарастания пашен сорными растениями и деревьями, так как это может привести к их утрате. Да и основной целью государственного земельного надзора является не наложение административного штрафа, а устранение нарушений, возврат в оборот сельскохозяйственных земель.
Практика государственного земельного надзора показывает, что нередки случаи, когда за неисполнение предписания собственники наказываются неоднократно. Так, Управлением Россельхознадзора трижды выдавались предписания Администрации МО «Бологовский район » с требованием провести мероприятия по устранению захламления и загрязнения нефтепродуктами земель сельхозназначения в районе села Ильятино, которые систематически не исполнялись. Дело дважды передавалось Управлением Россельхознадзора в Мировой суд города Бологое. Суд признал Администрацию МО «Бологовский район » виновной в совершении правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 19.5 КоАП РФ, и назначил в обоих случаях административное наказание в виде штрафа в размере 10 тыс. рублей. И только во время третьей внеплановой проверки по исполнению требований предписания Администрация МО «Бологовский район » представила проектную документацию по рекультивации нарушенных земель.
Аналогичная ситуация сложилась в Рамешковском районе с Сельскохозяйственным производственным кооперативом «Перелом ». На земельных участках в районе деревни Ведное, кооперативом проводились работы по заготовке древесины, в результате чего образовалась свалка порубочных остатков площадью 80 га. Управлением Россельхознадзора неоднократно выдавались предписания, обязывающие организацию ликвидировать захламление, однако свалка древесины полностью не убрана до сих пор. Мировым судом Рамешковского района организации дважды назначались административные наказания в виде штрафов в размере 10 тыс. рублей за неисполнение предписаний. Председатель СПК «Перелом » объясняет неисполнение предписаний отсутствием техники и нехваткой рабочей силы. При этом следует отметить, что ходатайств о переносе сроков исполнения предписаний в Управление Россельхознадзора от СПК «Перелом » не поступало. В настоящее время организация уведомлена о проведении очередной внеплановой проверки по исполнению требований предписания.
Есть подобные прецеденты и в соседних областях, подконтрольных Управлению Россельхознадзора. Так, мировой суд Пушкиногорского района Псковской области вынес в июле 2013 года решение о назначении административного наказания в виде штрафа собственнику земель сельхозназначения, которому уже дважды выдавались предписания по факту зарастания земель древесно-кустарниковой растительностью. При проведении очередной внеплановой проверки было выявлено, что расчистка земель опять не произведена. Собственнику выдано новое предписание, а административные документы были переданы в мировой суд, который назначил наказание в виде штрафа в размере 900 рублей за неустранение зарастания трех земельных участков общей площадью около 18 га в районе деревни Федьково Пушкиногорского района Псковской области.
Подобная история произошла и в Псковском районе, где заросло деревьями и кустарником почти 25 га пахотных земель вблизи деревень Патрово и Подборовье. Собственнику также дважды выдавались предписания, а в апреле 2013 года по результатам очередной внеплановой проверки выдано третье предписание по той же причине, и дело передано в Мировой суд Псковского района Псковской области. За неисполнение требований предписания по устранению зарастания восьми земельных участков решением суда собственнику назначен штраф в размере 3200 рублей.
Конечно, иногда существуют объективные причины, препятствующие исполнению в срок установленных предписанием мероприятий. Поздняя весна 2013 года и высокий снежный покров помешали некоторым собственникам привести в порядок свои земли. Также есть участки, на которые из-за весенних паводков трудно пройти сельскохозяйственной технике, да и большие площади сельхозземель подчас требуют больших материальных затрат. В этом случае у собственника есть возможность подать ходатайство о перенесении сроков исполнения предписания, которое будет рассмотрено Управлением Россельхознадзора. Но не следует думать, что все ходатайства непременно будут удовлетворены. На отсрочку может рассчитывать собственник, приступивший к выполнению мероприятий, но не успевший закончить их к назначенному сроку, или землевладелец, попавший в форс-мажорные обстоятельства. Нерадивому хозяину, постоянно ссылающемуся на материальные трудности и отсутствие времени, лучше подумать, как правильно распорядиться своими угодьями. Иногда лучше оценить свои возможности по использованию находящихся в собственности земель сельскохозяйственного назначения и принять решение об отказе от участков. «Отказные » земли перейдут в фонд перераспределения и будут предложены местной администрацией тем, кто сможет обеспечить достойный уход и надлежащее использование земель.
Немало упреков приходится выслушивать порой инспекторам отдела земельного надзора от общественности по поводу сумм штрафов, назначаемых за нарушения земельного законодательства, да и из представителей прессы только ленивый не «прошелся» по этой теме. «Триста рублей за лес на пашне??? », «Россельхознадзор «напугал» владельца 50 гектаров угодий мизерным штрафом», - какими только заголовками не пестрят сайты известных изданий!
В связи с этим хочется напомнить, что штрафы за то или иное нарушение земельного законодательства назначаются в соответствии с Кодексом об Административных Правонарушениях, изменение статей которого находится вне компетенции Управления Россельхознадзора. Однако не следует думать, что, прикрываясь Кодексом, государственный земельный надзор не встанет на защиту вверенных ему земель. Так, в 2013 году Управлением инициирована практика по направлению в судебные органы исков о понуждении к исполнению предписаний недобросовестных правообладателей земельных участков. Судебные органы обладают более широким спектром административно-правового воздействия (включая возможность уголовной ответственности), что стимулирует нарушителей к своевременному принятию мер по приведению земель в надлежащее состояние.
В заключение следует сказать, что борьба надзорных органов за возрождение заросших земель небезуспешна, о чем свидетельствуют итоги работы Управления Россельхознадзора в первом полугодии текущего года. Так, за этот период возвращено в оборот 6,667 тыс. га земель сельскохозяйственного назначения вследствие исполнения 62 предписаний. Также по результатам проведенных проверок инспекторами отдела земельного надзора выдано 330 новых предписаний, исполнение которых поставлено на контроль. Одновременно с этим по Тверской области составлено 123, а по Псковской -120 протоколов по неисполнению требований предписаний, которые будут направлены Управлением Россельхознадзора в мировые суды.
Завершается летняя пора и совсем немного времени осталось до начала сезона проливных дождей и осенней распутицы. Размытые дороги и подтопленные подходы к земельным участкам скоро создадут дополнительные трудности для обработки сельхозугодий и расчистке их от замусоривания и зарастания. Не пора ли владельцам использовать последние погожие деньки для работы на своих наделах, чтобы вслед за желтыми осенними листьями и печальным клином журавлей не «полетела» в мировые суды вереница писем с административными протоколами Управления Россельхознадзора?
В конце концов пора принять решение - исполнить предписание, или отказаться от земли.

Последние новости Тверской области по теме:
Исполнить предписание или отказаться от земли?

В связи с распоряжением МВД России «О комплексе дополнительных мер по предупреждению распространения новой коронавирусной инфекции» отделом пенсионного обслуживания ЦФО УМВД России по Тверской области временно приостанов
УМВД Тверской области
25.03.2020 Преступления, связанные с семейно-бытовыми проблемами, к сожалению, не редкость.
УМВД Тверской области
25.03.2020

27 марта 2020 года в следственном управлении Следственного комитета Российской Федерации по Тверской области состоится прием граждан по вопросам ненадлежащего оказания медицинской помощи, а также выявления и пресечения преступлений,
Следственный комитет
25.03.2020

В соответствии с действующим законодательством создание и ведение официального сайта образовательной организации в сети «Интернет» относится к ее компетенции.
Прокуратура Тверской области
25.03.2020

При осуществлении государственного земельного надзора в отношении юрлиц, ИП и граждан в рамках земель сельхозназначения, будет применяться риск-ориентированный подход (постановление Правительства РФ от 8 сентября 2017 года № 1084).

Плановые проверки в отношении юрлиц, ИП и граждан, являющихся правообладателями земельных участков, будут проводиться Россельхознадзором и его территориальными органами в зависимости от присвоенной категории риска со следующей периодичностью: для земельных участков, отнесенных к категории среднего риска, – не чаще чем один раз в 3 года, к категории умеренного риска – не чаще чем один раз в 5 лет;

Плановые проверки в отношении юрлиц, ИП и граждан, являющихся правообладателями земельных участков, отнесенных к низкой категории риска, проводиться не будут.

При этом устанавливается, что к категории среднего риска относятся земельные участки,:

  • кадастровая стоимость которых на 50% и более превышает средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу);
  • мелиорируемые и мелиорированные;
  • смежные с участками, на которых расположены комплексы по разведению сельскохозяйственной птицы (с проектной мощностью 40 тыс. птицемест и более);
  • смежные с земельными участками, на которых расположены комплексы по выращиванию и разведению свиней (с проектной мощностью 2 тыс. мест и более), свиноматок (с проектной мощностью 750 мест и более).

Как предотвратить неправомерные действия надзорных органов в ходе проверки? Пользователи системы ГАРАНТ могут получить оперативную помощь экспертов по телефону, подключив новый продукт "Советы экспертов. Проверки, налоги, право" .

  • смежные с участками из земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности и земель иного специального назначения;
  • в границах которых расположены магистральные трубопроводы;
  • земельные участки, смежные с земельными участками, на которых расположены комплексы по разведению сельскохозяйственной птицы (с проектной мощностью менее 40 тыс. птицемест);
  • смежные с земельными участками, на которых расположены комплексы по выращиванию и разведению свиней (с проектной мощностью менее 2000 мест), свиноматок (с проектной мощностью менее 750 мест).

На уровень риска также будет влиять и наличие постановления о привлечении к административной ответственности юрлица, его должностных лиц, ИП или гражданина за порчу земель (), вступившего в законную силу в течение 3 лет, предшествующих дате принятия решения об отнесении земельного участка сельхозназначения к определенной категории риска. То же правило будет действовать и при наличии в указанный период административного наказания за невыполнение в установленный срок законного предписания Россельхознадзора (), а также за непринятие мер по устранению причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения (). При его наличии уровень риска будет возрастать на один уровень: с умеренного до среднего, с низкого до умеренного, а при его отсутствии, наоборот, снижаться на один уровень.

Документ вступит в силу по истечении 7 дней с момента официального опубликования, но по состоянию на настоящий момент еще не опубликован.

Время чтения: 6 минут

В соответствии с отечественным законодательством, земля и ее ресурсы являются основным достоянием народа. Также она имеет особую социальную ценность как недвижимость. Чтобы контролировать справедливое распределение и целевое использование земель, ведется государственный земельный надзор. Рассмотрим, что он собой представляет и каким образом реализуется.

Понятие надзора

Под государственным земельным надзором понимают деятельность уполномоченных государством органов, направленную на предупреждение, выявление и пресечение нарушений требований земельного законодательства РФ. При этом не имеет значения, кто совершает такие правонарушения: государственные или муниципальные органы, юридические или физические лица.

Земельный контроль – это важная управленческая функция. Он применяется в отношении правовых положений, за нарушение которых предусмотрена административная и иная ответственность. К основным его задачам можно отнести:

  • организацию и проведение проверок;
  • принятие предусмотренных законодательством мер по наблюдению за исполнением земельных норм;
  • анализ текущей ситуации;
  • прогнозирование их исполнения в дальнейшем.

Земельный надзор и контроль за использованием земель направлены также на принятие мер по пресечению и устранению негативных последствий, которые возникли в результате правонарушения. Эта традиционное правовое средство уже многие годы существует в Российской Федерации.

Уполномоченные органы и поднадзорные лица

Функция контроля возложена на уполномоченные Правительством государственные органы, а также их должностных лиц. Рассмотрим детальнее, кто осуществляет государственный земельный надзор в 2020 году:


Должностным лицам, которые имеют право исполнять контролирующую функцию, выдается подтверждающее удостоверение.

Всю информацию относительно исполнения их обязанностей можно получить в территориальных подразделениях перечисленных органов при личном посещении, по телефону или на официальных веб-ресурсах, к которым относится:

  • федеральная государственная информационная система «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)» .

Методы осуществления контроля

Результаты деятельности Росреестра

По результатам произведенного контроля сотрудники органов Росреестра составляют акт проверки. В случае выявления каких-либо нарушений к нему прилагается предписание об устранении данных нарушений с указанием сроков, отведенных на их ликвидацию.

В отношении виновных лиц составляется протокол об административном правонарушении.

Особенности муниципального контроля

Как отмечалось выше, существует несколько видов земельного надзора. Для начала выясним, что такое муниципальный земельный контроль. Он представляет собой деятельность органов местного самоуправления по отслеживанию соблюдения требований законодательства в сфере земельных правоотношений. Придерживаться этих норм обязаны все:

  • органы государственной власти и местного самоуправления;
  • юридические лица;
  • граждане;
  • индивидуальные предприниматели.

Предмет муниципального земельного контроля – это соблюдение перечисленными категориями лиц и организаций установленных требований законодательства на конкретно взятой территории и выполнение предписаний органов государственного надзора. Объектами проверки являются не только земельные участки, но и их части, расположенные в пределах компетенции муниципального контролирующего органа.

Муниципальный контроль за использованием земель осуществляется согласно нормам федерального законодательства и положениям местных нормативно-правовых актов. Он вверен органам местного самоуправления территориальных единиц:

  • округа, если объекты расположены в его границах;
  • поселений, в случае, когда объекты находятся в пределах городских поселений;
  • муниципального района, если объект расположен на межселенной территории или в пределах сельских поселений, которые входят в состав данного района.

Права и обязанности органов муниципального надзора

Земельный контроль органами местного самоуправления проводится с целью сбора наиболее полных и актуальных данных, которыми в дальнейшем смогут воспользоваться другие государственные органы для пресечения земельных правонарушений. Благодаря этим действиям обеспечивается рациональное использование природных ресурсов, а процедура учета и контроля становится максимально прозрачной и открытой.

Органы местного самоуправления городского округа осуществляют земельный надзор путем реализации своих полномочий, в круг которых входит:

  • соблюдение норм использования земель, их целевого назначения;
  • исключение и их использования без необходимой документации;
  • сбор достоверной информации о состоянии участков;
  • предотвращение порчи земель сельскохозяйственного назначения;
  • совершение действий, направленных на улучшение угодий;
  • расстановка и обеспечение сохранности знаков размежевания;
  • контроль за исполнением предписаний по устранению правонарушений;
  • приведение участков в состояние, позволяющее использовать их согласно целевому назначению.

Процедура осуществления контроля

Порядок проведения муниципального надзора предполагает осуществление инспекторских проверок согласно установленному плану работ. Основанием для этого служит распоряжение руководства уполномоченного органа.

Внеплановые мероприятия могут проводиться в случае:

  • обнаружения данных, которые подтверждают факт нарушения земельного законодательства;
  • необходимости проверки выполнения предписаний;
  • получения от государственных органов или местной администрации, физических или юридических лиц сведений о нарушении норм земельного законодательства.

Согласно регламенту, муниципальный земельный контроль в отношении физических лиц проводится не чаще, чем раз в два года. Проверки юридических лиц осуществляются по истечении срока, отведенного на устранение нарушений, или при поступлении сведений о совершаемом правонарушении.

Как отмечалось выше, проверки проходят в соответствии с установленным планом, который утверждается на определенный год. План проверок физических лиц по муниципальному земельному контролю, а также юридических лиц, составляют местные органы власти.

По результатам проверки составляется акт. В нем содержится информация о виновности или невиновности проверяемых лиц, а также о привлечении их к административной ответственности.

В качестве дополнений к акту могут прилагаться фотографические таблицы, замеры площади и другие доказательства, подтверждающие факт правонарушения.

Для эффективного выполнения своих обязанностей уполномоченные органы составляют проверочные листы по муниципальному земельному контролю. В этот документ входит список вопросов, ответы на которые следует получить в рамках одной проверки.

Особенности общественного надзора

В земельном законодательстве содержится понятие общественного и производственного надзора. Второй тип контроля представляет собой действия собственника земельного участка, землепользователя, владельца или арендатора в ходе осуществления ими хозяйственной деятельности. Эти лица самостоятельно осуществляют производственный контроль в области использования и охраны земель.

На последней разновидности надзора предлагаем остановиться подробнее.

Суть и функции общественного контроля

Общественный контроль – это деятельность граждан и негосударственных некоммерческих объединений, целью которой является наблюдение за работой органов власти и местного самоуправления в сфере земельных правоотношений, затрагивающей интересы физических и юридических лиц.

Такой надзор выполняет следующие функции:

  • информационную. Предполагает сбор данных о недвижимости, которая находится под контролем у ведомств;
  • предупредительную. Предотвращает правонарушения;
  • карательную. Способствует выявлению правонарушений и привлечению виновных лиц к ответственности.

Субъекты общественного надзора

Согласно положениям законодательства, общественный земельный контроль осуществляется гражданами, общественными объединениями и иными некоммерческими организациями.

Главное условие проведения общественного надзора – отсутствие государственного финансирования.

Особенности процедуры

Как показывает практика, чаще всего общественный контроль начинается уже на этапе составления планов по распределению участка, его зонированию, определению объектов, которые будут расположены на нем, и выбору получателя надела.

Этот вид контроля осуществляется в самых разных формах, даже тех, которые четко не установлены законодательством.

В некоторых случаях общественники могут воспользоваться более широкими полномочиями, например, инициировать проведение независимой экологической экспертизы. Для этого необходимо подать соответствующее ходатайство в муниципалитет.

Результаты надзора

В случае выявления правонарушений граждане и общественные объединения обращаются в муниципальный орган, который на основании полученных данных обязан провести проверку.

Если факт нарушения положений закона подтвердится, компетентный орган оформляет предписание и административный протокол. Виновные лица привлекаются к ответственности.

Что такое правовая охрана земель

В соответствии с земельным законодательством, землю нужно охранять как основу жизни и деятельности людей, которые на ней проживают. Система контроля за использованием и охраной земель преследует две основные цели:

  1. Предотвращение загрязнения, деградации и ухудшения состояния земель, в том числе в результате воздействия на них хозяйственной деятельности.
  2. Улучшение и восстановление угодий, которые подверглись негативным последствиям.

Для этого собственники, арендаторы и пользователи проводят целый ряд мероприятий. К базовым действиям относится мелиорация, рекультивация и консервация земель.

Выводы

Государственный земельный надзор – важная функция уполномоченных органов. Она состоит в сборе информации о состоянии существующих наделов и контроле соблюдения требований земельного законодательства землепользователями. В компетенцию этих органов входит выявление нарушений в данной сфере, устранение их последствий и привлечение виновных лиц к ответственности. Общественный и производственный надзор призваны повысить эффективность работы государственных органов по сохранению одного из главных ресурсов страны.

Магистр юридических наук по направлению «Гражданское и семейное право». В 2005 году окончил СПбГУ, в 2012 году – экономический факультет МГУ им. М.В. Ломоносова по специальности “Финансовая аналитика”. После получения второго высшего образования основал независимую оценочную компанию. Занимаюсь оценкой недвижимости, земли и другого имущества.

Черныш Олег Васильевич, прокурор Тульской области, государственный советник юстиции 2 класса, заслуженный юрист РФ, почетный работник прокуратуры РФ.

На примере опыта работы прокуратуры Тульской области раскрываются вопросы соблюдения порядка изъятия земельных участков по причине их нецелевого использования.

Ключевые слова: земельный участок, сельскохозяйственное назначение, нецелевое использование, изъятие.

Supervision over intended use of agricultural lands

Oleg Vasilyevich Churns

Based on the experience of work of the Public Prosecutor"s Office of the Tula Region, the author reveals issues of maintenance an order of seizure of lands due to their improper use.

Key words: a plot of land, agricultural land, improper use, seizure.

Тульская область относится к I сельскохозяйственным регионам России. Неиспользуемая площадь земель сельскохозяйственного назначения в ней составляет около 1300 тыс. га. В связи с этим вопрос целевого использования земельных участков сельскохозяйственного назначения представляет здесь особую актуальность.

Прокуратура области в истекшие два года активизировала работу по предъявлению исковых заявлений в суд в связи с выявленными фактами нецелевого использования земельных участков. Вместе с тем органы прокуратуры столкнулись с проблемами при предъявлении исковых заявлений указанной категории.

Суды, помимо прочего, не принимали к производству исковые заявления об изъятии земельных участков у граждан в связи с тем, что у прокурора нет полномочий по их предъявлению.

Проведенный анализ свидетельствует о том, что с момента установления факта неиспользования земельного участка сельскохозяйственного назначения до предъявления искового заявления в суд проходит значительный период времени, и на практике возникают вопросы, связанные с соблюдением процедуры предъявления исковых заявлений об изъятии земельных участков.

Соблюдения законодательства в рассматриваемой сфере можно добиться в случае, если должностные лица органов государственного контроля (надзора) и органов государственной власти, местного самоуправления будут надлежащим образом исполнять обязанности в части, касающейся выявления земельных правонарушений, привлечения виновных к ответственности и соблюдения порядка изъятия земельных участков по причине их ненадлежащего использования.

В силу п. 5 ст. 54 Земельного кодекса РФ в суд может быть предъявлено заявление о прекращении права на земельный участок; в силу п. 3 ст. 6 ФЗ от 24 июля 2002 г. "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" - земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения в судебном порядке может быть изъят у его собственника; в силу п. 3 ст. 286 Гражданского кодекса РФ - в суд может быть предъявлено требование о продаже участка.

Пунктом 2 ст. 54 ЗК предусмотрено, что принудительное прекращение права пожизненного наследуемого владения земельным участком, права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком, права безвозмездного срочного пользования земельным участком осуществляется при условии неустранения фактов ненадлежащего использования земельного участка после наложения административного взыскания в виде штрафа.

Из п. 3 указанной статьи ЗК следует, что одновременно с наложением административного взыскания уполномоченным исполнительным органом государственной власти по осуществлению государственного земельного контроля лицу, виновному в нарушении земельного законодательства, выносится предупреждение о допущенных земельных правонарушениях с последующим уведомлением органа, предусмотренного ст. 29 ЗК и предоставившего земельный участок. Такое предупреждение должно содержать:

  1. указание на допущенное земельное правонарушение;
  2. срок, в течение которого земельное правонарушение должно быть устранено;
  3. указание на возможное принудительное прекращение права на земельный участок в случае неустранения земельного правонарушения;
  4. разъяснение прав лица, виновного в нарушении земельного законодательства, в случае возбуждения процедуры принудительного прекращения прав на земельный участок;
  5. иные необходимые условия.

Форма предупреждения устанавливается уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти.

Таким образом, необходимыми условиями принудительного прекращения права пользования земельным участком являются:

  • одновременное с наложением административного взыскания вынесение предупреждения;
  • совершение указанных действий по наложению административного взыскания и выдаче предупреждения уполномоченным исполнительным органом государственной власти по осуществлению государственного земельного контроля;
  • неустранение фактов ненадлежащего использования земельного участка после наложения административного взыскания в виде штрафа.

При этом о совершении указанных действий уполномоченный исполнительный орган государственной власти по осуществлению государственного земельного контроля должен уведомить орган, предусмотренный ст. 29 ЗК и предоставивший земельный участок.

К этим органам ст. 29 ЗК отнесены исполнительные органы государственной власти или органы местного самоуправления, обладающие правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со ст. ст. 9, 10 и 11 ЗК.

Постановлением Правительства РФ от 15 ноября 2006 г. утверждено Положение о государственном земельном контроле.

В силу этого Положения, а также других нормативных актов полномочиями по осуществлению государственного земельного контроля наделены: Федеральное агентство кадастра объектов недвижимости, Федеральная служба по надзору в сфере природопользования, Федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору и их территориальные органы.

Указом Президента РФ от 25 декабря 2008 г. Федеральное агентство кадастра объектов недвижимости упразднено, а его функции переданы Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии.

В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 1 июня 2009 г., утвердившим Положение о Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии, к полномочиям этой службы отнесено осуществление государственного земельного контроля.

В силу Постановления Правительства РФ от 8 апреля 2004 г. "Вопросы Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору" Федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору наделена функциями по контролю и надзору в сфере земельных отношений в части, касающейся земель сельскохозяйственного назначения.

В силу п. 9 Положения о государственном земельном контроле должностные лица указанных органов вправе давать обязательные для исполнения предписания по вопросам соблюдения земельного законодательства, а также предписания об устранении выявленных в ходе проверок нарушений земельного законодательства и их последствий.

Наряду с этим согласно п. п. 10, 11 этого Положения указанные должностные лица вправе выносить предупреждения о допущенном земельном правонарушении в соответствии с ЗК.

Форма предупреждения о земельном правонарушении предусмотрена приложением к Положению о государственном земельном контроле.

Таким образом, должностные лица перечисленных органов вправе выдавать предписания, а также выносить предупреждения о допущенном земельном правонарушении.

Судебная практика исходит из того, что предупреждение в обязательном порядке должно содержать доказательство неиспользования либо нецелевого использования земельного участка, отражать период ненадлежащего использования земельного участка и отвечать требованиям, установленным ст. 286 ГК, в части, касающейся заблаговременного предупреждения о допущенных нарушениях, и условиям, предусмотренным п. 3 ст. 54 ЗК.

Как было указано, согласно п. 2 ст. 54 ЗК основанием принудительного прекращения права на земельный участок является неустранение фактов ненадлежащего использования земельного участка после наложения административного взыскания в виде штрафа. Из изложенного можно сделать вывод о том, что лицо, в пользовании которого находится земельный участок, должно быть привлечено к административной ответственности именно за нарушение, выразившееся в ненадлежащем использовании земельного участка.

Ответственность за использование земель не по целевому назначению, неиспользование земельного участка, предназначенного для сельскохозяйственного производства либо жилищного или иного строительства, невыполнение обязанностей по приведению земель в состояние, пригодное для использования по целевому назначению, предусмотрена ст. 8.8 КоАП.

Приказом Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору от 12 апреля 2005 г. "О перечне должностных лиц Россельхознадзора и территориальных управлений Россельхознадзора, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях", приказом Министерства юстиции РФ от 27 декабря 2007 г. "Об утверждении Административного регламента исполнения Федеральным агентством кадастра объектов недвижимости государственной функции по государственному земельному контролю" должностные лица указанных органов наделены полномочиями по составлению протоколов об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.8 КоАП.

Согласно ст. 23.21 КоАП органы, осуществляющие государственный контроль за использованием и охраной земель, уполномочены рассматривать дела об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.8 КоАП.

Доказательством неустранения факта ненадлежащего использования земельного участка после наложения административного взыскания может быть составленный по результатам проверки акт проверки, в котором в соответствии со ст. 16 ФЗ от 26 декабря 2008 г. "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" должны быть отражены сведения о результатах проверки, в том числе о выявленных нарушениях обязательных требований, об их характере и о лицах, допустивших указанные нарушения.

В силу п. 2 ст. 10 указанного ФЗ одним из оснований для проведения внеплановой проверки является истечение срока исполнения юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем ранее выданного предписания об устранении выявленного нарушения обязательных требований и (или) требований, установленных муниципальными правовыми актами.

Изложенное свидетельствует о том, что в целях соблюдения процедуры прекращения права на земельный участок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей должностные лица органов государственного контроля (надзора) должны выдавать им одновременно как предупреждения, так и предписания, поскольку основанием для проведения внеплановой проверки является исключительно истечение срока исполнения предписания.

Таким образом, необходимое условие дальнейшего прекращения права на земельный участок - совершение уполномоченным исполнительным органом государственной власти по осуществлению государственного контроля действий, предусмотренных п. п. 2, 3 ст. 54 ЗК.

Изложенное требует от органов прокуратуры надлежащего надзора за исполнением указанными органами обязанностей по выявлению нарушений земельного законодательства, привлечению виновных лиц к установленной законодательством ответственности, выдаче предписаний и предупреждений.

Наряду с этим проведение проверок уполномоченные органы должны осуществлять исключительно в порядке, предусмотренном ФЗ от 26 декабря 2008 г. "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля(надзора) и муниципального контроля".

Порядок организации и проведения внеплановой и плановой проверки установлен ст. ст. 9, 10 этого ФЗ.

Кроме того, необходимо добиваться своевременного исполнения обязанностей со стороны должностных лиц исполнительных органов государственной власти, уполномоченных осуществлять государственный земельный контроль, по направлению соответствующих материалов в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления.

В силу п. 4 ст. 54 ЗК в случае неустранения указанных в предупреждении земельных правонарушений в установленный срок исполнительный орган государственной власти, вынесший предупреждение, направляет материалы о прекращении права на земельный участок ввиду его ненадлежащего использования в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, указанные в ст. 29 этого Кодекса.

В силу п. 5 ст. 54 ЗК орган государственной власти или орган местного самоуправления направляет в суд заявление о прекращении права на земельный участок.

Статьями 284 и 285 ГК установлены основания изъятия у собственников земельных участков, которые не используются в соответствии с их целевым назначением или используются с нарушением законодательства.

Согласно ст. 286 ГК орган государственной власти или местного самоуправления, уполномоченный принимать решения об изъятии земельных участков по основаниям, предусмотренным ст. ст. 284 и 285 ГК, а также порядок обязательного заблаговременного предупреждения собственников участков о допущенных нарушениях определяются земельным законодательством.

Если собственник земельного участка письменно уведомит орган, принявший решение об изъятии земельного участка, о своем согласии исполнить это решение, участок подлежит продаже с публичных торгов.

Если собственник не согласен с решением об изъятии у него участка, орган, принявший решение об этом, может предъявить требование о продаже участка в суд.

Таким образом, орган местного самоуправления должен совершить следующие действия, направленные на изъятие земельного участка у собственника:

  1. принять решение об изъятии земельного участка;
  2. получить письменное мнение собственника земельного участка в отношении принятого решения об изъятии земельного участка;
  3. в случае согласия собственника исполнить решение об изъятии земельного участка (земельный участок должен быть продан с публичных торгов);
  4. в случае несогласия собственника исполнить решение об изъятии земельного участка может быть предъявлено в суд требование о продаже участка.

Бездействие должностных лиц органов местного самоуправления в части, касающейся непринятия решения об изъятии земельного участка, неполучения письменного мнения собственника в отношении принятого решения об изъятии земельного участка, непредъявления требования о продаже участка в суд при наличии письменного мнения собственника, в каждом случае должно рассматриваться как основание для применения мер прокурорского реагирования, в том числе направления в суд заявления о признании бездействия незаконным.

В случае неисполнения должностными лицами органа местного самоуправления полномочий при наличии принятого решения об изъятии земельного участка и отказа собственника от исполнения решения об этом прокурор вправе обратиться в суд с заявлением о продаже участка.

Кроме того, необходима четкая организация взаимодействия органов местного самоуправления с территориальными органами Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии и Россельхознадзора.

В рамках такого взаимодействия усилится муниципальный и государственный контроль за использованием и охраной земель. Информация, полученная органами местного самоуправления, может эффективно использоваться органами государственного земельного контроля, которые по материалам, предоставленным муниципальным земельным контролем, при обнаружении нарушений земельного законодательства вправе принимать решения о привлечении к административной ответственности. Порядок взаимодействия определен письмом Федерального агентства кадастра объектов недвижимости от 20 июля 2005 г. "О взаимодействии органов государственного земельного контроля с органами муниципального земельного контроля".

Эффективный прокурорский надзор за исполнением законодательства собственниками земельных участков, землепользователями, землевладельцами, принятие мер прокурорского реагирования по фактам нарушений будет дополнительным обоснованием допущенных нарушений при предъявлении исков (заявлений).

Статьей 54 ЗК предусмотрены условия и порядок принудительного прекращения прав на земельный участок лиц, не являющихся его собственниками, а ст. ст. 284, 285, 286 ГК - порядок изъятия земельного участка у собственника.

С учетом изложенного при решении вопроса о предъявлении иска (заявления) необходимо исходить из того, что если земельный участок находится на праве пожизненного наследуемого владения, постоянного (бессрочного) пользования, безвозмездного срочного пользования, то в суд направляется иск (заявление) о прекращении права на земельный участок. Если земельный участок находится в собственности, то в суд направляется иск (заявление) о продаже земельного участка.

Кроме того, суды при рассмотрении соответствующих заявлений прокурора исходят из того, что при изъятии земельного участка у собственника должен быть соблюден порядок, предусмотренный для принудительного прекращения прав на земельный участок лиц, у которых он находится на праве пожизненного наследуемого владения, праве постоянного (бессрочного) пользования, праве безвозмездного срочного пользования.

Судебная практика рассмотрения заявлений, касающихся изъятия земельных участков, в настоящее время еще не сложилась. Вместе с тем при решении вопроса о предъявлении заявления в суд необходимо проверять соблюдение всех условий, предусмотренных ст. 54 ЗК и ст. ст. 284, 285, 286 ГК, как в отношении лиц, не являющихся собственниками земельных участков, так и собственников земельных участков.